Благодатная (Благодатное, Гнилицы) - Воскресенская церковь
Стоит на северо-западном краю села, на кладбище. Сооружена рядом с деревянным Воскресенским храмом, перевезенным в 1778 г. из с. Аннинское, который заменил в свою очередь предшествующий деревянный храм того же наименования (разобран ок 1849 г.). Новая церковь построена в 1835-1844 гг. на средства помещика штабс-капитана М.А. Унковского, возможно, по проекту губернского архит. И.Ф. Львова. В 1844 г. был освящен придел Покрова, в1845 г. - придел Сергия Радонежского, в1854 г. - главный престол. Первоначально оштукатуренные стены церкви были выкрашены в голубой цвет, а цоколь - в черный ("под мрамор"). В 1862 г. вокруг церкви была устроена ограда (не сохр.), Кирпичные стены здания с белокаменными цоколем и деталями оштукатурены. Характерный для Твери и окрестностей пример приходской церкви в стиле ампир, отличающейся цельной объемной композицией и развитой пространственной структурой интерьера.
Композиция церкви симметрична относительно продольной оси. Нижний ярус храма и трапезная составляют единый прямоугольный объем, над которым возвышается более узкая купольная ротонда храма, завершенная белокаменным цилиндрическим барабаном, С востока примыкает полуциркульная апсида, по ширине равная ротонде, с запада - невысокая четырехъярусная колокольня. Три яруса - четверики (средний ниже первого и третьего), верхний ярус-резонатор имеет цилиндрическую форму. Фасады храма, прорезанные в средней части тремя прямоугольными проемами, выделяются четырехколонным портиком в антах. Трехчетвертные колонны дорического ордера несут полный антаблемент, а над ним возвышается щипцовый фронтон с кронштейнами по бокам. По сторонам портика расположено по одному прямоугольному окну, увенчанному сандриком-полочкой. Кронштейны сандриков и боковые части веерной оконной перемычки вытесаны из единого блока, благодаря чему эта конструктивно-декоративная деталь приобрела необычный облик Ротонда прорезана 12 прямоугольными окнами с полукруглыми нишами над ними и завершена профилированным карнизом. Фасады трапезной с тремя прямоугольными окнами без декора имеют единые с храмом горизонтальные членения: цоколь, полка в уровне подоконников и антаблемент. По ширине трех окон над ними помещена прямоугольная лежачая ниша, вероятно, предназначавшаяся для лепного фриза. Ложные окна на западном фасаде трапезной, как и окна на восточном фасаде храма, расписаны под столярное заполнение. Проемы первого яруса колокольни, заглубленные в ниши, фланкированы дорическими колоннами (на западном фасаде) и пилястрами (с юга и севера), заглубленными в нишу. Западный вход - арочный, перед ним сохранились гранитные ступени открытого крыльца; окна на боковых фасадах прямоугольные. Во втором ярусе окна с лучковой перемычкой вписаны в крупные полуциркульные ниши. Ярус звона прорезан высокими арочными окнами с дорическими колоннами по сторонам, ярус-резонатор - круглыми. Первый ярус завершается полным антаблементом (фриз украшен триглифами), остальные ярусы - только профилированным карнизом.
Внутри центральное пространство образовано четырьмя пристенными пилонами, которые вместе с подпружными арками и парусами несут ротонду, перекрытую куполом. С юга и севера подкупольное пространство открывается в более низкие помещения с коробовыми сводами. Апсида перекрыта конхой. Ее фланкируют почти квадратные жертвенник и дьяконник с коробовыми сводами. Трапезная делится продольными подпружными арками на три части, перекрытые коробовыми сводами с распалубками. Проходы из трапезной в храм и колокольню обработаны дорическими полуколоннами. В нижнем ярусе колокольни центральное круглое пространство с купольным сводом фланкируется двумя овальными камерами; в южном - коробовый свод, В северном размещалась деревянная лестница на колокольню (не сохр.).
В интерьере сохранились фрагменты клеевой росписи сер. 19 в. Купол храма занимала круговая композиция с ангелами. На подпружных арках и на сводах боковых помещений храма помещен растительный гризайльный орнамент. В конхе апсиды изображены парящие в небе ангелы и херувимы. В трапезной уцелели плохо различимые фрагменты настенной живописи в духе академизма. В храме частично сохранились метлахские плитки пола. В окнах - кованые решетки строгого рисунка с двумя горизонтальными полосами, украшенными чередующимися ромбами и розетками.
Добровольский, с. 55; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 10706.; Оп. 3. Д. 3164, 3227, 3229; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2039. Л. 12-15.
(По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
(Фото. № 1 Pashkin с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)