Лебедево - Рождества Пресвятой Богородицы церковь
Храм стоит посередине села у дороги, к которой обращен западный фасад. Сооружен между 1910 и 1915 гг. рядом с одноименным деревянным храмом, построенным в 1731 - 41 гг. в вотчине и по заказу мичмана П.И. Давыдова (не сохр.). Предполагавшаяся колокольня не была возведена. В советское время утрачены главы церкви, иконостас, большая часть настенной живописи, полы. В настоящее время почти все окна заложены. Здание кирпичное, с белокаменным цоколем и не оштукатуренными фасадами. Пример скромной сельской церкви в русском стиле, отличающейся довольно необычной объемной композицией.
Прямоугольный объем под пологой вальмовой кровлей объединяет храм и алтарь. Восточный фасад в средней части акцентирован ризалитом, возвышающимся в виде глухого куба над алтарем. Некогда его венчали пять глав. Южный и северный фасады в соответствии с внутренней структурой делятся лопаткой на две неравные части с одним и четырьмя арочными окнами. Углы объема закреплены огибающими лопатками. Короткие лопатки в простенках завершаются маленькими килевидными кокошниками, в которые упираются килевидные же архивольты арочных окон. Окна алтаря заглублены в крупные прямоугольные ниши. Горизонтальные членения фасадов подчеркиваются двумя полочками в уровне подоконников и пят арочных перемычек, а по верху стены проходит антаблемент с поясом поребрика, фризом квадратных нишек и карнизом с зубцами. Декор восточного и западного фасадов повторяет мотивы главных фасадов. В ризалите расположено два окна, объединенных общей нишей, по сторонам находится по одному окну. На западном фасаде арочный входной проем в центре фланкируют два ложных окна.
Внутреннее пространство разделено двумя крещатыми столбами, сильно сдвинутыми к востоку, и опирающимися на них подпружными арками. Помещение храма перекрыто тремя коробовыми сводами с распалубками, в алтаре, жертвеннике и дьяконнике - крестовые своды. В интерьере фрагментарно сохранилась масляная живопись нач. 20 в., исполненная в манере, подражающей В.М. Васнецову. Композиции на зеленом фоне заключены в рамы с полихромным цветочным орнаментом. На центральном своде написана фигура Саваофа (по образцу центрального купола храма Христа Спасителя в Москве). По сравнению с прообразом, колорит темнее, ближе васнецовскому. На северном своде изображен стоящий Христос с крестом, на южном - Божья Матерь. В распалубках центрального свода с западной стороны помещено Рождество Христово, с восточной - Воскресение. В простенках между окон расположены фигуры святых в рост: Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, пророк Илья на южной стене, три святителя (Василий Великий в центре) - на северной. Образы отличаются чрезмерно удлиненными пропорциями, крупными головами, ярким цветом одежд. Над ними в люнетах написаны Нагорная проповедь (северная стена) и Вход в Иерусалим (южная стена). В окнах сохранились решетки с вертикальными прутьями, украшенными завитками.
Добровольский, с. 59; ГАТО. Ф. 160, Оп. 1. Д. 16481. Л. 13106.; Д. 16554. Л. 702; Ф. 160. Оп. 3. Д. 5578, 5580; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2058. Л. 3, 26.
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М. : Наука, 1997- . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. ч. 2 / [отв. ред. Г.К Смирнов]. - 2006.)
(Фото. № 1 Сергея Павловича Носикова. 2009 г. Фото. № 4 hram-tver. 2007 г.)
Приход образован 23 декабря 2019 года.
14 марта 2020 года первая после закрытия храма Литургия.
В 2020 году также:
Утеплен и оборудован для богослужений правый придел храма.
Закуплена вся необходимая утварь для богослужений
В августе отремонтирована крыша храма. Частично восстановлена кирпичная кладка.
В июле 2021 года получен гектар земли за храмом и оформлено здание церкви и земля вокруг храма.
К Пасхе 2021 года была приобретена звонница из 6 колоколов.
14 августа 2021 г., в праздник Изнесения Честных Древ Креста Господня митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в сослужении благочинного II Калининского церковного округа протоиерея Димитрия Курдюкова, настоятеля храма священника Евгения Башкеева, священника Димитрия Кулькова.
В истории храма эта Литургия стала первым богослужением, совершённым архиереем. Богослужение совершалось на улице, перед восстанавливающимся храмом, притвор которого в этот праздничный день стал алтарем. Перед началом Литургии был совершён чин малого освящения воды.
После Литургии митрополит Амвросий осмотрел подлежащий восстановлению храм и его территорию.
Затем митрополит Амвросий в сопровождении настоятеля священника Евгения Башкеева и благочинного протоиерея Димитрия Курдюкова посетил часовню в честь святого мученика Уара и кладбище деревни Лебедево.
ПРИДЕЛЫ
Исторические данные о приделах противоречивы. В одном источнике указано, что храм имел один алтарь в честь Рождества пресвятой Богородицы, в левом приделе был жертвенник, в правом диаконник, по сказаниям местных жителей престолов было три: центральный в Честь Рождества Пресвятой Богородицы, второй в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», информации о третьем нет. Скорее всего это заблуждение, вызванное тем, что современный храм был построен рядом с деревянной церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Официальных данных о наличии приделов, кроме центрального нет.
(По материалам ИНФОРМАЦИОННОЙ СПРАВКИ О ХРАМЕ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ДЕРЕВНИ ЛЕБЕДЕВО КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА.)
(Фото. № 3 из группы Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Лебедево в Контакте.)
К пастырям Тверской церкви обращение
Постановлением Епархиального Съезда 1911 года, утвержденным Его Высокопреосвященством, (журн. № 46), разрешен сбор пожертвований в церквах Тверской епархии на постройку новых храмов в — с. Лебедеве, Тверского уезда (в 10 верстах от г. Твери), и в селе Уницах, Кашинского уезда, в замен сгоревшего в 1907 г. Прежний деревянный храм в с. Лебедеве построен в 1741 г. В 1816 г., за недостатком средств, этот храм был упразднен, и прихожане были "приписаны" к церкви соседнего села. И только в 1842 г. открываются вновь двери Лебедевского храма, чтобы дать в нем духовную вечерю для алчущих Небесного хлеба. В 1862 г. прихожане пристроили к храму теплый придел, в котором сейчас в зимнее время и совершается богослужение. Этот придел имеет в длину 5 саженей, в ширину 2¼ сажени, а главная часть храма немного обширнее. — В настоящее время нельзя без боли в сердце смотреть на Лебедевский храм. Стены его покосились, а колокольня во время звона качается в разные стороны.
Лебедевский приход состоит из 500 душ деревенского населения, при чем большинство прихожан или работают на фабриках, или занимаются извозом. Состоятельных людей совсем нет, больших жертв от прихожан ожидать нельзя.
И вот в 1909 г. прихожане построили в долг кирпичный завод, чтобы операциями этого завода облегчить дело постройки нового храма. В настоящее время приход имеет около 12,000 руб. строительного капитала (деньгами и материалами), приготовлен фундамент для храма, и 22-го октября сего года, совершена закладка храма. По предварительной смете на построение храма потребуется 20,178 руб. 57 коп.
Строительная Комиссия в 1910 году обратилась с прошением в епархиальный съезд депутатов от духовенства и церковных старост с ходатайством о разрешении сбора пожертвований в церквах епархии.
Признаюсь откровенно, что я с тяжелым чувством подавал это прошение, ибо знаю, как духовенство и церкви обременены разными сборами. Но меня поддерживала надежда, что пастыри и прихожане церквей Тверской епархии отнесутся снисходительно к нашей просьбе в виду того, что добровольная жертва каждого найдет свое применение в пределах родной епархии. Кроме того, я всегда считал возможным производить, с надлежащего разрешения, сборы в Тверской епархии для нужд строящихся в этой епархии церквей — на условиях взаимности: сегодня мы нуждаемся и просим о помощи, а завтра, может-быть, к нам обратятся за помощью нуждающиеся в храме, и мы с радостью принесем свои жертвы. Я прошу у пастырей церкви Тверской снисхождения к нашим просьбам, прошу обратить свое просвещенное внимание на положение строящегося храма и привлечь прихожан к посильной жертве.
Пастыри церкви лучше всех знают, сколько трудов, тревог, лишений, а иногда и неприятностей приходится выносить священникам, работающим на ниве Божией. И если взаимными сборами в пределах епархии нам удастся хоть немного облегчить тяжелые труды пастырей и тех лиц, которые вместе с нами трудятся для дела построения храмов, то мы исполним завет Апостола, повелевающего "друг друга тяготы носити", и к нам Господь милостиво обратит свое слово: "Кто напоит брата своего даже чашей холодной воды, истинно говорю вам, не потеряет награды своей".
Села Лебедева Тверского уезда, священник К. Ветлин
(По материалам издания Тверские епархиальные ведомости. 12 ноября 1912 года. № 46.)
(Фото. № 4 из группы Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Лебедево в Контакте.)
НОВЫЙ ХРАМ
5 октября 1914 г. в с. Лебедеве, Тверского уезда, Преосвященным Арсением было совершено освящение нового каменного храма и престола в нем в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В служении поздней литургии, совершенной Архиерейским служением, участвовали: игумен Порфирий (Мальцев), священник Тверской Мироносицкой церкви — о. М.П. Любский, священники Тверского уезда сел: Каменки — о. А.Г. Крестников, Неготина — о. А.Д. Анитов, Бурашева — о. К.К. Вершинский и Лебедева — о. К.М. Ветлин.
По окончании литургии — перед молебном Владыка Арсений обратился к богомольцам с прекрасной речью, напомнив им о необходимости созидания храмины своего духа. Мысль — особенно уместная среди подгородних жителей, где так заманчива и соблазнительна возможность легкого заработка, где "нажива" часто поглощает духовные интересы, где население воскресные и праздничные — базарные дни проводит на базаре и в городских трактирах.
По окончании церковных служений всем участникам торжества была предложена в местной школе трапеза, во время которой пропето многолетие Августейшему Имениннику — Наследнику Цесаревичу, Высокопреосвященному Серафиму, дорогому гостю Преосвященному Арсению, благотворителям, причту, прихожанам и всем участникам торжества. Ясный, солнечный день особенно благоприятствовал успеху торжества, создавал особое настроениe. Торжества освящения храма бывают не годами, не десятилетиями, а целыми веками, и потому в этот день на душе было также хорошо, как бывает только в светлый день. Тон отношений благостного Владыки как к служащему духовенству, так и ко всем почетным гостям особенно содействовал поддержанию чувств молитвенного умиления перед силой Десницы Божией, возжегшей новый маяк Христова света среди мрака земной суеты. Детали торжества так интересны и поучительны, что об них можно было-бы много писать, но я ограничусь изложением лишь некоторых мыслей по поводу торжества.
Прежде всего считаю долгом выразить от лица Строительной Комиссии глубокую благодарность пастырям и старостам церквей Тверской епархии за их труды по сбору пожертвований на построение нашего храма, а также и тем отцам благочинным, которые приняли на себя труд по пересылке пожертвований по назначению. Мне крайне тяжело было обращаться с просьбой о пожертвованиях к церквам Тверской епархии, в большинстве бедным и обремененным сборами на разные нужды, но я решился изложить от лица Строительной Комиссии ходатайство перед Епархиальным Съездом о согласии на производство пожертвований лишь после одобрения моей мысли некоторыми отцами депутатами съезда, а также в виду временной острой нужды в средствах. Всех пожертвований с церквей епархии собрано около 90 рублей, но и эта сумма в момент острой нужды была большой ценностью. Особенно щедрые суммы (3—4—5 рублей) прислали женские и мужские монастыри. Интересна жертва одного церковного старосты, приславшего при акте за подписью его и причта 15 копеек марками. При акте приложено письмо священника, который извиняется за размер жертвы, указывая, что все церковные сборы зависят от совести церковных старост. Но мы, нуждавшиеся и в тысячах рублей и в копейках, находили, что мы должны извиняться за беспокойство даже перед теми старостами, которые не написали никаких актов.
Когда я в "Епархиальных Ведомостях" написал обращение к пастырям Тверской церкви, прося, во исполнение постановления Епархиального Съезда, утвержденного Его Высокопреосвященством, помочь посильными жертвами в деле построения храма, то один "батя" говорил мне, хлопая по плечу: "Не во-время ты, батя, затеял стройку. Старые-то храмы стоять пустыми, а ты еще новый на 700 человек развел. Теперь и приходится белугой на весь мир кричать! Нет! Ты сначала денежки припаси, а потом и строить начинай! С пятачком в кармане хочешь тысячное дело затевать!" Но я успокоил этого "батю", заявив, что дело постройки храма начато даже без пятачка. Для начала был построен в долг кирпичный завод, на котором вырабатывался кирпич. Этот кирпич продавался, и чистая прибыль откладывалась. Таким путем была заработана некоторая сумма. Затем были посланы сборщики по разным епархиям, приходилось обращаться к отдельным лицам в столицах и городах, исходатайствовано было разрешение на производство сборов среди рабочих тверских фабрик, сбирали хлебом среди прихожан, откликнулись и некоторые чужие приходы. Два раза обращались в Св. Синод и, когда стало ясно, что пятачок вырос уже в тысячи рублей, от Монарших щедрот было пожертвовано — 1.500 руб. Среди тысяч рублей пригодились и 15 копеек марками. А когда появился бут, и стали вырастать стены, нашлись благодетели, о которых мы раньше и не знали. Они увидели нужду и труды людские и поспешили на помощь св. храму. Пришли незваные, непрошеные, внесли свою силу, свою любовь к общему делу, и... через два года на том месте, где был кустарник, вырос величественный храм, вместимостью в 700 человек. Победно сияет он пятью своими крестами в выси небесной и зовет людей к новым трудам, к жертве, к творчеству...
II.
Только теперь, пережив моменты тяжелой, казалось бы, безнадежной неопределенности, начинаем учитывать всю важность взаимопомощи в деле строительства храмов. У редких приходов можно найти крупных жертвователей, которые дали бы возможность подвинуть строительное дело быстро вперед. А в Лебедевском приходе, состоящем из фабричных рабочих и извозчиков, деньги целиком проживаются тотчас-же по получении их. Каких-либо сбережений у подгороднего крестьянина быть не может, и вот в те моменты, когда иссякает источник средств, какие-нибудь 10—20 рублей вливают энергию не только в руководителей дела, но и в рабочих. Пока расходуются эти десятки рублей, можно искать новые десятки. Перерыва в работе не будет, а главное, — духовная бодрость не покидает по пословице: "час продышешь, — век живешь!" Ведь, современный рабочий, если пятиалтынный не дополучить (даже с церкви), — он поднимет скандал на весь приход и грозит, кроме того, жаловаться "куда следует". Вот при этих-то условиях 10 рублей, присланные братьями, пастырями и церковными старостами от нуждающихся церквей, ценишь дороже миллионов. По моему мнению, взаимопомощь в деле постройки новых храмов и при капитальном ремонте старых следовало бы ввести в приходах епархии без всяких оговорок. Нуждающиеся церкви в потребных случаях могли бы обращаться с ходатайством о согласии на сбор пожертвований в каждой церкви епархии — в Епархиальные Съезды. Каждый самый бедный приход единовременно без особого труда может найти хотя-бы 50 коп., но во всей епархии таким путем можно было бы собрать 500—600 руб. Мы несем многочисленные сборы на разнообразные надобности, не имеющие даже непосредственного отношения к епархии, но к делу церковного строительства родной епархии мы должны отнестись сочувственно хотя-бы во имя простого расчета. Чрез устройство новых храмов, расширение существующих, постройку часовен и пр., утверждается дело православия, дается более широкая возможность для расцвета церковно-приходской жизни, *) — следовательно, кладутся пределы развитию расколосектантства, и, соответственно с этим, могут уменьшаться наши расходы на содержание епархиальной миссии. Конечно, безграмотные и полуграмотные церковные старосты, — типа гоголевской Коробочки, — остриженные под скобку, в большинстве всегда будут против всяких сборов и пожертвований. Для них во всем мире не найдется предмета, достойного их жертвы. Они жертвуют всегда с более или менее грубыми оговорками. Причина этому понятна: их собственные желания и духовные стремления часто, по выражению того-же Гоголя, не перелетают за частокол их дома. Но их взгляды и суждения вовсе не должны играть какой-либо роли в деле духовного устроения епархии.
*) В прежний Лебедевский храм некоторые прихожане не ходили потому, что в большие праздники приходилось во время богослужений стоять на паперти или на улице.
III.
С особым удовольствием хотелось-бы сказать об архитектурном стиле нового Лебедевского храма и связанных с этим экономических расчетах. Лебедевский храм является почти точной копией храма драгунского полка в Заволжской части г. Твери. Оба они имеют одинаковую вместимость. Но вместо двух алтарей драгунского храма, в Лебедевском храме устроено три алтаря подряд, для чего пришлось ширину храма несколько увеличить за счет его длины. Через это получилось особое удобство: богомольцы, стоящие у задней стены храма, оказались в наиболее близком расстоянии к читающим и поющим в алтаре и на клиросах, потолок храма — бетонный, сведенный тремя полукружиями против каждого из алтарей. Бетонные своды, благодаря своей легкости, не нуждаются в подпорках, поэтому в храме нет никаких колонн, все иконостасы открыты для молящихся и из всех мест храма хорошо можно видеть священнодействующих. В храме много света, не закрываемого колоннами. Благодаря легкости потолка, можно уменьшить толщину стен, через что достигается значительная экономия в расходовании строительных материалов. Купол с пятью главами своей тяжестью опирается на восточную стену и на капитальную, отделяющую алтари от средней части храма. Алтари — больших размеров (вопреки суждению неекоторых ворчливых прихожан, полагавших, что "одному попу достаточно места и в малом алтаре"), дают прекрасный резонанс, и священник, выходящий на амвон, оказывается почти в центре храма, и его голос одинаково слышен во всех частях его.
Что сказать о моральном значении для прихода факта создания храма на том месте, где раньше глаз прихожан привык видеть лишь никому ненужный кустарник? Помимо того, что новый храм пробуждает в душе религиозные чувства благоговения перед Промыслом и Благостью Бога, никогда не оставляющего людей, собравшихся во имя Его и стремящихся создать угодное Ему дело, — сам процесс постройки носит в себе организующие функции и в этом отношении действует на население воспитывающим образом. Известно, что русская деревня, как коллектив, ушла очень не далеко. Здесь общественной волей заправляют не лучшие и достойнейшие из крестьян, а, главным образом, ловкие аферисты типа "кулаков", "коштанов", "мироедов", "снохачей", выведенных Г. Успенским на свет Божий во всей их красе. На деревенских сходках прав тот, кто может без хрипоты всех перекричать. Скромные, трудолюбивые натуры, прозябнув на сходках часа два и вернувшись домой со звоном в ушах, часто не могут сказать, какие решения приняты на сходе. Выборные почетные должности, по большей части, достаются или тем-же крикунам или кому-либо из штата их сватов и кумовьев, при чем здесь преимущество дается тем, у которых побольше лошадей или коров. Кроме того, в печальном прошлом, когда "водка—матушка была лучше хлѣба—батюшки", большую роль играл в решении общественных вопросов водочный подкуп; провинившийся, нечестный деревенский горлопан мог легко себя реабилитировать, выставив миру ведро водки, а всякий кляузник, безразборчивый шантажист мог через угощение склонить на свою сторону значительную часть прихода. "Кошт" кулака заменял в деревне избирательное право и служил дипломом для занятия общественных положений, откуда можно население "держать в руках". Поэтому "коштаны" обыкновенно рекомендовали "свой" приход так: "здесь народ хороший! Лучше нашего народу и не найтить! Ну, а ежели одного тронешь, все подымутся!" Под "одним", конечно, надо понимать самого "коштана". Человека скромного, трудолюбивого, честного, но не пользующегося престижем у "коштанов", можно было, по мнению "коштанов", "трогать" безнаказанно. Сами "коштаны" не стеснялись его "трогать".
И вот при таких условиях начинается стройка храма. Является огромная общественная задача, для успешного выполнения которой нужны не "коштаны", а люди, действительно способные на общественную работу. Такие люди, несомненно, есть в каждом приходе, но как узнать их? До сих пор у населения на виду были лишь "коштаны". На них по привычке население и указывает при выполнении разных общественных поручений. Но вот здесь-то и сказывается, что "всякое дерево дает плоды по роду своему". Авторитет "коштанов" развенчивается, а среди большого трудового муравейника начинают вырисовываться люди, которые до сих пор были никому неприметны и теперь вдруг оказались способными нести большие общественные тяготы, оказались обладающими большим запасом альтруистических чувств и стремлений. Общественное внимание невольно устремляется на них, им поручается выполнение общественных задач, а "коштаны", семеня, нетвердой походкой спешат укрыться въ тени.
Таким образом, ответственная общественная работа по постройке храма являлась для прихода как-бы смотром общественных сил. Здесь определился настоящий удельный вес каждого человека, степень его пригодности к общественной работе. Произошла переоценка ценностей. Одним общественное сознание предоставило бесспорное право кандидатуры на общественное служение в будущем, других общественная совесть бесповоротно признала инвалидами общественности. Курс испытания был слишком велик и разнообразен, чтобы могли быть здесь ошибки. Общественные труды прихожан (по организации возки товаров, материалов, по доставке дров для завода, по доставке проданного кирпича на места, по производству земляных работ и пр. и пр.) были так для них необычны, значительны, совершались не за страх, а за совесть, и потому голос крикуна бесспорно был заменен навсегда авторитетом человека скромного, чтимого, трудолюбивого, способного своим примером и других увлекать на общественное служение.
В этом смысле дело постройки храма носило в себе организующие функции, при чем организующим началом здесь были не внешние какие-либо признаки, а внутренний духовный фактор — стремление служить ближнему.
И теперь, пройдя длинный путь труда, лишений, беспокойств, неприятностей, мы знаем, что приход во многом уже не похож на бессмысленное стадо, способное подняться по интриге "коштана" с безотчетными криками: "распни, распни Его!" У него уже есть другие мерки для определения лиц и событий.
Остается желать и молиться, чтобы Господь помог в главном: — в возрождении среди прихожан той духовной церкви, которая есть „столп и утверждение истины!"
Священник Ветлин
(По материалам издания Тверские епархиальные ведомости. 23 и 30 марта 1915 года. №№ 12-13.)
(Фото. № 5-7 из группы Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Лебедево в Контакте.)