Колталово - Георгиевская церковь
Однопрестольная деревянная церковь расположена на северо-западном краю села возле дороги Тверь-Ржев.
Когда едешь по Старицкому шоссе, на подъезде к деревне Колталово обращаешь внимание на аккуратную, небольшую, похожую на игрушку церковь, появившуюся здесь совсем недавно. Это храм святого великомученика и победоносца Георгия. Появился он благодаря отцу Федору, который не только словом, но и своим личным примером вдохновил множество добрых людей, помогавших ему в строительстве храма.
В благодарность за исцеление сына Федор Михайлович Грибов с супругой, на средства, накопленные на дом, решили построить в своем селе Колталово (Тверской обл.) часовню. Но духовник Федора Грибова благословил его строить часовню с алтарем, так и получился храм. Строительство храма началось во второй половине 1990-х годов. Позже, по совету протоиерея Павла Сорочинского и с благословения протоиерея Николая Васечко, Федор Михайлович стал готовится к служению, помогать в Казанском храме в Власьево, а позднее в Покровском храме в Твери. В июне 1999 года Федор Михайлович был рукоположен в дьякона, а в декабре рукоположен во священника.
Строительство храма велось своими силами. Купленный лес отец Федор валил и вез до места вместе с соседом. Когда потребовалось ошкурить бревна, позвали на помощь старшеклассников сельской школы. Откликнулись пятеро, потом их стало двадцать. Наверх венцы будущего Георгиевского храма поднимали по стропилам, стирая в кровь кожу на руках. Рубили и устанавливали венцы А.В. Смирнов со своими рабочими.
К зиме храм был готов, в нем начались службы, но не было отопления. Первую зиму о. Федор брал на Литургию термос с горячей водой, чтобы доливать ее в замерзающее причастие. Но уже летом по молитвам прихожан Бог послал благодетеля, установившего в храме паровой котел. Еще раньше нашлись средства и на фундамент под храм. Высокий поклонный крест на месте будущего храма увидел проезжавший мимо владелец тверского цементного предприятия. Он то пожертвовал 8 «миксеров» бетона вместе с арматурой.
Приход Георгиевской церкви создан в июле 2000 г. и зарегистрирован 23.12.2002 г.
Приход Георгиевского храма занимается восстановлением церкви Живоначальной Троицы в бывшем селе Троицкое-Малое (Бакунино), церкви Воскресения Словущего в деревне Благодатное (Гнилицы), церкви Воскресения Словущего в селе Воскресенское-Собакино (Красная Гора).
17 апреля 2021 г., в канун Недели пятой Великого поста, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Георгиевской церкви в Колталово Калининского района. Владыке сослужили благочинный II-го Калининского округа протоиерей Димитрий Курдюков, настоятель храма протоиерей Вадим Иванов.
(По материалам Информационной справки к визиту Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего митрополита Тверского и Кашинского АМВРОСИЯ в храм в честь вмч. Георгия Победоносца с. Колталово, Калининский район. 2021 г.)
(Фото. hram-tver. 2008 г.)
Когда едешь по Старицкому шоссе, на подъезде к деревне Колталово обращаешь внимание на аккуратную, небольшую, похожую на игрушку церковь, появившуюся здесь совсем недавно. Это храм святого великомученика и победоносца Георгия. Появился он благодаря отцу Федору, который не только словом, но и своим личным примером вдохновил множество добрых людей, помогавших ему в строительстве храма.
К счастью, восстановление православных церквей в последнее время стало не редкостью, и это, я думаю, говорит о том, что люди возвращаются к своим истокам; это символизирует нравственное возрождение и, если угодно, переосмысление многих событий нашей истории.
Так получилось, что за последнее время мне довелось беседовать с двумя священниками - Петром Танашкиным (настоятелем Успенского собора) и Федором Грибовым, которые удивительно похожи друг на друга былинной великорусской статью и тем, что оба являются великими тружениками. Они не только проектируют, но и сами строят церкви. А отец Федор еще валит лес и на своем тракторе отвозит его в деревню для строительства колокольни.
В последнее время все чаще и чаще слышишь о том, как люди сами приходят к вере, и приходят по-разному. Конечно, у каждого в жизни свой путь, но, какой бы он ни был, - это путь к Вере, потому, что так уж устроено человечество: оно нуждается в каких-то символах, нуждается в надежде, в вере в некую высшую справедливость. Просто кто-то успевает это осознать, а кто-то нет. С этого я и начала свой разговор с интереснейшим человеком, отцом Федором, бывшим, как он сам говорит, в прежней жизни начальником уголовного розыска.
- Отец Федор, расскажите, пожалуйста, как вы стали священником?
- У каждого священника этот путь свой, но это не мы становимся священниками, а Господь промыслом своим подвигает нас к богослужению. Апостолы во все времена звали нас Господу служить, а в это время неурожайное, скажем так, в засуху духовную, особенно, вот меня Господь привел точно так же.
- Но ведь все случается не вдруг. Может, в вашей жизни произошли какие-то события, которые заставили вас на все взглянуть по-другому и прийти к вере?
- Да, конечно. Сначала была учеба, потом семейная жизнь, и вроде бы все было хорошо, но главного не было в нас. Не только во мне, но и в жене моей, и в детях веры не было. Господь, видя пустые дела, которые мы творим, нас к себе лицом повернул.
К вере мы пришли через болезнь сына. Он заболел, когда ему было 9 лет, полгода пролежал, не ходил в школу, матушка с ним дома занималась. Вспомню, как мы жили, как разрушали все, внутри себя в первую очередь, становится очень больно за прошлые годы. А в день клинической смерти сына мы увидели, что же представляет собой по-настоящему наша жизнь, и узнали силу Божью. Он находился в состоянии клинической смерти 15 минут и все-таки остался жить, врачи потом не могли в это поверить, но какой смысл нам кого-то обманывать? И когда мы поняли, что теряем сына, матушка в отчаянии обратилась к Господу: "Господи, сохрани нам мальчика, я еще одного рожу". Это к слову о том, как мать должна молиться. Вот вам женщина - крещеная, но не верующая, тем не менее, в ту минуту она нашла единственно верные слова, ей подсказало их материнское сердце.
И после того как сын вернулся фактически с того света, он сказал: "Мама, папа, если бы вы знали, как хорошо в раю, вы бы столько не грешили". Господь всегда являет чудеса, просто мы их не видим, а иногда даже не хотим видеть. Он нас останавливает перед каким-нибудь трагическим событием, а мы этого не замечаем, мы по инерции идем и идем к трагедии.
Вот недавно на семинаре отца Николая, моего духовного наставника, спросили: почему мы так плохо живем? Знаете, что он ответил? Раньше Россия была огромной державой, до Сан-Франциско, а когда потомки стали писать слово "Бог" с маленькой буквы, она стала крошечной. Вот и наша жизнь точно так же. Стоит хоть раз перешагнуть через свой эгоизм, через свое "я", отдать другим то, что им сейчас нужнее, тебе потом это вернется сторицей.
Даже любая мелочь; я живу в деревне, поэтому очень хорошо это ощущаю: например, еду я, допустим, по дороге и вижу людей, застрявших в канаве, я понимаю, что трос, а это редкая вещь в деревне, нужнее в данный момент не мне, а этим людям. И я его оставляю. Вот в этом, наверное, и заключается смысл нашей жизни: научиться любить не тех, кто тебя любит, а даже тех, кто тебя, может, и ненавидит. Если мы этому научимся, пусть не мы, а наши дети или даже внуки, то будущее России будет светлым. Да уже и сейчас вы видите, у людей есть выбор, они имеют возможность попробовать себя в новом качестве, это Господь понуждает их увидеть себя, почувствовать свое "я".
- То есть, вы считаете, что Россия возрождается?
- Конечно, вы знаете, сколько, оказывается, вокруг добрых людей, всегда готовых помочь. Вот решили мы церковь ставить, приходит ко мне один человек, как я потом узнал, Е.В. Блиновский, директор небольшого предприятия, и говорит: "Тоже планировал церковь возвести, правда, в другом месте, но узнал, что вы уже начали строить, решил отдать вам деньги". А недавно из Америки человек приезжал, тоже деньги привез на строительство и сказал такие замечательные слова: "Я рад за вашу страну, потому что на русской земле я вижу русских людей".
Вы не представляете, как нам помогли добрые люди, совершенно бескорыстно, вы, пожалуйста, запишите их имена: это С.Ю. Антонов, С.Г. Арчаков, А.С. Рыбаков, Г.С. Демина, тверские иконописцы Валерий и Наталья Колтовые. Это А.В. Смирнов, который со своими рабочими семнадцать венцов для храма срубил, а когда я им принес деньги за работу, они отдали их обратно, и мы на них еще смогли леса купить на строительство.
Недавно пришла посылка из Москвы, неизвестный мужчина прислал иконки для церкви. Как он узнал о нас? Не знаю, но хочу его через московских знакомых отыскать, поблагодарить. Или С.А. Скобелев: прошел ад войны в Афганистане, потерял множество друзей, был тяжело болен, находился в отчаянии, но, придя к вере, обрел новый смысл жизни и стал принимать самое активное участие в возрождении церкви в деревне Крестьянин. На этой церкви уже восстановили купол и поставили крест. Ведь это самое главное в церкви - крест, большевики в первую очередь кресты с храмов срывали, потому что понимали, это - символ веры. В этой церкви мы 2 ноября отслужили панихиду по усопшим воинам православным.
Вот многие говорят: да что теперь уж, все равно погибли. Да, для бездушных погибли, а для верующих - живы. В этой возрожденной сейчас церкви когда-то был клуб, а в Тургинове находится церковь, где на месте алтаря в свое время сделали туалет, к счастью, эта церковь тоже восстанавливается.
- Отец Федор, сколько у вас детей?
- Четверо. Двое из нашей прежней жизни, доцерковной, а двое родились, когда мы уже пришли к вере.
- Это как-то заметно по детям? Они различаются между собой?
- Вы знаете, да. Внешне это, конечно, не видно, а разница есть, она в душе. И тех детей, конечно, старались воспитывать на примерах героев нашего Отечества, но они более эгоистичны, а эти дети как-то мягче и послушнее.
- Как вы относитесь к тому, что в школах собираются вводить новый предмет "Основы православной культуры"?
- Я однозначно за. А если говорить о правах других верующих - так изначально в Российском государстве доминантной религией считалось православие. У меня в Москве живет знакомый татарин Шамиль. Так он на выкупленной им территории завода построил часовенку в честь Николая Мирликийского Чудотворца. Его спрашивают: "Шамиль, почему не мечеть?" На что он отвечает: "Я живу в России, где государственной религией официально считается православие, 99 процентов людей, которые работают на этом заводе, - православные, и я с уважением отношусь к этому. Если бы я жил в Турции - построил бы мечеть".
Мы готовы принимать в гости каждого, но хозяйничать на своей земле не позволим. Жить в безверии страшно. Я уже говорил об этом. Почему мы такими стали? Потому что слово "Бог" пишем с маленькой буквы. Так дай Бог, чтобы в школах научили детей писать это слово с большой буквы.
Записала Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
(По материалам сайта газеты Тверской областной еженедельник Караван+Я .)