Щербинино - Рождества Богородицы церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Церковь Рождества Богородицы. 2009 г.


   Стоит на возвышенности, на погосте, в нескольких сотнях метров к юго-востоку от села. Сооружена около 1740 г., сильно перестроена в 1859-62 гг. Во второй период заново, вместо прежних, возведены трапезная с приделами Дмитрия Ростовского и Бориса и Глеба, а также колокольня; первоначальный декор на фасадах храма срублен и заменен новым, переложены многие проемы. Памятник дошел до нашего времени с большими утратами: не сохранились главы храма (одна большая и четыре малые) и апсида северного придела; разрушены перекрытия трапезной, на южном и северном ее фасадах имеются широкие проломы; от трехъярусной колокольни уцелел только нижний объем; почти полностью сбиты росписи, не сохранились полы и убранство интерьера. Здание кирпичное оштукатуренное с цоколем и деталями из белого камня. Храм и апсида сложены из большемерного кирпича с затиркой швов, трапезная и колокольня - из обычного кирпича с двусторонней подрезкой швов. Храм отражает архаичное течение в тверской архитектуре l-й пол. 18 в., испытывавшей влияние нарышкинского стиля в декоре; трапезная характерна для ранней эклектики, связанной с традициями позднего классицизма. Церковь Рождества Богородицы. План.
   Продольно-осевая композиция церкви складывается из двусветного четверика храма, равной ему по ширине пятигранной апсиды, поперечно вытянутой прямоугольной трапезной и нижнего яруса колокольни. С севера к храму примыкает фрагмент стены придельной апсиды, возможно, относящейся к первоначальному периоду. Фасады храма имеют трехчастную композицию, последовательно примененную только с юга, где арочные проемы в два света расположены по трем осям. Входной проем в центре сохранил двустворчатую кованую дверь, возможно, относящуюся к 18 в. На северном фасаде трем окнам второго света внизу отвечает лишь одно окно, что, очевидно, обусловлено примыканием апсиды северного придела. Обрамленные наличниками нижние проемы четверика завершены двойными архивольтами - нижними, опирающимися на волютообразные кронштейны, и верхними килевидными. Окна второго света оформлены рамочными наличниками с килевидным завершением. В верхней части всех фасадов четверика сохранились следы трех срубленных крупных арочных кокошников. Выше проходит неполный антаблемент, включающий фриз с прямоугольными филенками и профилированный карниз. Углы четверика обработаны лопатками, которые первоначально были уже (их расширили при пере стройке церкви в 1859 г.). Апсида прорезана тремя прямоугольными окнами. Два из них сохранили первоначальные белокаменные наличники с полуколонками и разорванными треугольными фронтонами. Фасады трапезной, имевшие с юга и севера по три арочных окна (в настоящее время сохранились частично), завершены треугольными фронтонами. Окна, в том числе и на торцовых фасадах, обрамлены наличниками с сильно выступающими килевидными архивольтами, опирающимися на волютообразные кронштейны. Нижний ярус колокольни с юга и севера прорезан арочными окнами, а с запада - арочным входным проемом (в настоящее время переделан в окно). Окна заглублены в крупные арочные ниши с профилированными килевидными архивольтами. Углы объема обработаны огибающими лопатками.
   Храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом со световым кольцом барабана (в настоящее время заложено). Три узких проема ведут в апсиду, перекрытую коробовым сводом, переходящим на востоке в три лотка. Широким и высоким арочным проемом храм сообщается с трапезной, единое пространство которой имело плоское перекрытие. В интерьере храма уцелели фрагменты гризайльного карниза с мутулами, а на северной и западной стенах трапезной - растительный орнамент, выполненный масляными красками.


Церковь Рождества Богородицы. 2002 г.


   Добровольский, с. 63; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16554. Л. 774; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III, № 6838; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2058. Л. 51, 51 об.


   Согласно историческим данным, в XV веке на месте храма Рождества Богородицы располагался Борисоглебский монастырь, насчитывавший 6 насельников. В результате польско-литовской интервенции в Смутное время начала 17-го века монастырь был разрушен. Большинство жителей села Щербинино и близлежащих окрестностей были истреблены. Только спустя более чем сто лет – в 1740 году – на месте разрушенной обители был построен храм в честь Рождества Богородицы с двумя теплыми пределами: в честь святителя Димитрия Ростовского (южный предел) и северный предел в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба.
   Не миновала церковь Рождества Богородицы и участь большинства храмов и монастырей в годы советского лихолетья. В 1933 году богослужения были прекращены. В помещении храма был организован сначала сельский клуб. Затем здесь разместили машинно-тракторную станцию и наконец – скотный двор.
   В 2002 году архиепископ (ныне митрополит) Тверской и Кашинский Виктор благословил священника Сергия Пилипея начать в селе Щербино восстановление храма и возрождение приходской жизни.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006. и материалам сайта Тверской митрополии.)

     (Фото. № 1 Анатолия Максимова. Сентябрь 2014 г.)
    


   Церковь села Щербинина каменная, трехпрестольная, главный престол посвящен Рождеству Пресв. Богородицы, а приделы в трапезной (теплые) — правый посвящен свят. Димитрию, митрополиту Ростовскому, а левый — свв. страстотерпцам князьям — Борису и Глебу; главный престол освящен в 1724 г., а приделы, как позднее устроенные, освящены в 1861 г. Церковь в с. Щербинине построена в 1740 г. тщанием прихожан, а в 1860 г. к ней была пристроена колокольня и приделы усердием бывшего помещика Дим. Ал. Ляпунова. Внутри церкви (главной) производился значительный ремонт. В одном из приделов на столике (канунике) усмотрены были свечи особого вида. Скорее — не свечи, а одна свеча (тонкая и долгая), сложенная в одну пачку (кажется, на 40 частей); такие свечи изготовляются в Московской епархии для употребления их в течение 40 дней во время совершения сорокадневного служёния по усопшем.

   
     (По материалам статьи Епархиальная хроника // Тверские епархиальные ведомости. № 19. 1 октября 1899 г. Часть оффициальная.)

    


Посмотреть всю карту