Тургиново - Покрова церковь
![]() |
Центральная часть села расположена на возвышенном месте, на левом берегу р. Шоша. Село с Покровской церковью впервые упоминается в писцовых книгах 1539-40 гг. как поместье князя С.И. Глинского. В 1628 г. оно было вотчиной Ивана Никитича Романова, и здесь находилась деревянная Никитская церковь. После смерти Никиты Никитича Романова село было отписано на государя, а в 1682 г. царь Федор Алексеевич пожаловал его своей теще Домне Апраксиной и ее детям. Первая каменная церковь в селе появилась не позднее сер. 18 в.: в источниках указывается переделка сводов храма в 1768 г. В 19 в. Тургиново принадлежало Неплюевым, ведущим свой род от предка Романовых Андрея Кобылы. На средства тайной советницы Н.В. Неплюевой в 1824-35 гг. построена новая каменная церковь Покрова. Расположена в юго-восточном углу площади. В 1876-87 гг. по проекту архит. В.И. Кузьмина храм был расширен двумя приделами (Троицы и Страстной иконы Божьей Матери), а также надстроены два яруса колокольни. В настоящее время утрачены верхние объемы храма (возможно, пятиглавого) и колокольни, часть проемов заложена или растесана, внутреннее пространство разделено на два этажа. Кирпичная, оштукатуренная церковь с белокаменными цоколем и деталями, несмотря на большие утраты, представляет собой интересный пример сельского приходского храма, сочетающего черты позднего классицизма и эклектики.
Храм вместе с боковыми приделами представляет собой единый, прямоугольный, вытянутый в поперечном направлении объем с пластично скругленными восточными углами. С востока к храму примыкает полукруглая апсида, с запада - прямоугольный первый ярус колокольни, сильно вытянутый по оси север-юг. Фасады приделов делятся пилястрами на три части. Более широкое среднее прясло акцентировано крупным полукруглым трехчастным окном второго света. Входной проем на северном фасаде сохранил арочную перемычку и массивный архивольт (на южном фасаде аналогичный проем переделан). Прямоугольные боковые окна фасадов, завершенные полукруглыми нишами, обрамлены наличниками с развитыми сандриками. Выше, по осям этих окон расположены круглые окна второго света (три из них заложены). На западном фасаде приделов над заложенными проемами сохранились следы срубленных килевидных завершений, которые, очевидно, были и над другими прямоугольными окнами церкви. По всему периметру основного объема стены увенчаны антаблементом с красиво профилированным карнизом. Западный фасад первого яруса колокольни обработан лопатками.
![]() |
В интерьере пространство храма ограничено четырьмя мощными пилонами со срезанными внутренними углами. На пилоны и подпружные арки между ними при помощи парусов опирается круглый барабан. Помещения приделов перекрыты крестовыми сводами, а необычные узкие пространства с востока и запада от центрального ядра церкви - коробовыми сводами. В апсиде и в первом ярусе колокольни - плоские перекрытия. В церкви сохранились фрагменты академической масляной живописи 2-й пол. 19 в. Живопись барабана и верхних частей центрального объема отличается тонким колоритом и богатыми гризайльными рамами. В барабане располагается композиция "Несение креста", исполненная по образцу гравюры Ю. Шнорра фон Карольсфельда. По его же гравюре выполнена композиция "Дочь фараона находит младенца Моисея", которую отличают непринужденность поз, изысканный рисунок, изобретательность в изображении разнообразных тканей. В парусах размещены евангелисты, возможно, написанные в нач. 20 в., в пользу чего свидетельствует грубоватый Т-образный орнамент, яркий голубой фон, укрупненные символы - в особенности, телец и антропоморфный лев. В верхней части западной стены северного придела сохранилась роспись "Суд царя Соломона", обладающая ярким колористическим решением и динамичной композицией.
Добровольский, с. 41; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16554. Л. 922, 922 об.; Оп. 3. (дела не сохр.); Ф. 466. Оп. 1. Д. 77834, 78368; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III, № 6835.
![]() |
(По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
(Фото. № 1 Димостениса Кискинис. Фото. № 2 Андрея Ага. Начало 1990-х гг.)
Храм Покрова Богородицы был построен в Тургинове в начале XIX века. Исторические источники впервые упоминают о деревянной Никитской церкви в селе Тургиново в первой половине XVII века. Первая каменная церковь в Тургинове появилась не позднее середины XVIII века. В 1835 году на средства помещика Ивана Николаевича Неплюева и по проекту архитектора Николая Львова была построена новая каменная церковь Покрова Богородицы. В 1876—1887 гг. по проекту архитектора В. И. Кузьмина храм был расширен двумя приделами (Троицы и Страстной иконы Божией Матери), также были надстроены два яруса колокольни. Здесь в 1911 году крестили будущих родителей российского президента Владимира Владимировича Путина.
В советское время храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тургинове не избежал печальной участи: в 1935 году он был закрыт и перестроен в клуб. В церкви снесли купола и верхнюю часть колокольни, часть проемов заложили, а внутреннее пространство разделили на два этажа.
Последний церковный староста Петр Коновалов приложил немало сил, чтобы сохранить от храма все, что возможно. Все росписи были закрашены простым мелом, проемы закладывали так, чтобы их было легко разобрать. Поэтому, несмотря на все перестройки, удалось сохранить большую часть академической масляной живописи на стенах, которая относится ко второй половине XIX века.
В 1945 году была предпринята попытка открытия церкви. Ходатайство об открытии церкви было отклонено решением Облисполкома от 19.09.1945. Повторная попытка была предпринята в середине 2000-х годов. Решение о его восстановлении было принято по инициативе местных жителей в 2005 году. И уже в 2007 году в храме появились первые прихожане. В возрожденную церковь начали возвращаться старые иконы, сохранившиеся до наших дней в кладовых и на чердаках местных жителей. Первую из них передал настоятелю храма Игорь Коновалов, внук Петра Петровича Коновалова. Петр Петрович наказывал возвратить икону в возрожденную Покровскую церковь своему сыну, но исполнить его волю смог только внук.
К 2011 году церковь полностью восстановлена на средства администрации президента (село и его окрестности - малая родина В.В. Путина). Необходимо отметить инициативу священника Андрея Миляева, начинавшего восстановление еще без высокой поддержки.
![]() |
(По материалам сайта Тверской митрополии.)