Бологое - Страстотепца царевича Алексия церковь
г. Бологое, ул. Дзержинского, 72
Кирпичная церковь в русско-византийском стиле расположена в восточной части Бологого, у обочины дороги, ведущей в Медведево. Возможно, выстроена по типовому проекту. Кладка лицевая, цоколь сложен из блоков дикого камня. Храм сооружен в 1913-1917 гг. в память рождения цесаревича Алексея неподалеку от обетной часовни, связанной с этим же событием (1904), на земле, пожертвованной Короцкому женскому монастырю вдовой тайного советника Е. Ширинской-Шихматовой. Интерьер остался без отделки, храм освящен не был. В 1930-х гг. уничтожены глава и верхние ярусы колокольни, позднее заложены внутренние арочные проемы, часть окон, переделаны крыльца четверика. В трапезной и колокольне сделаны поэтажные перекрытия.
В композиции доминирует крупный двухсветный четверик с низким куполом. К четверику примыкают пониженные, но также двухсветные объемы трехчастного алтаря, трапезной и первого яруса колокольни. На фасадах хорошо читается графичный декор. Центральная часть северного и южного фасадов четверика со сдвоенными окнами оформлена филенчатыми пилястрами большого ордера, замкнутыми декоративным килевидным архивольтом. Все арочные проемы обрамлены контурными наличниками или полуналичниками со щипцом или ложным замком в завершении. Аналогичный декор использован на фасадах трапезной, алтарной части и колокольни, углы которой дополнительно подчеркнуты пилястрами. Окна второго света алтаря ложные.
В интерьере доминирует пространство четверика с четырехлотковым сомкнутым сводом, связанное с небольшой трапезной тремя высокими арками и отделенное от алтаря стеной с арочными нишами и заложенным в советское время проемом.
Документы из Новгородского епархиального архива от 27.04.1913 и 11.09.1913.
Т.З.
(По материалам издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)
(Фото. № 1 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Маленькая точка на карте большой России – Бологое. Именно здесь находятся святыни, коих далеко не всегда удостоены мегаполисы. На бологовской земле из стен обетной часовни возносились молитвы о ниспослании монаршего рождения будущего наследника престола российского и строился храм в память рождения государя наследника цесаревича.
27 апреля 1913 года на имя государя императора Николая Александровича из затерявегося в валдайских лесах Короцкого женского монастыря ушло прошение игумении Магдалины. В этом прошении была изложена целая история, начавшаяся в январе 1900 года. Тогда потомственный почетный гражданин из села Бологое Валдайского уезда Агапит Филиппович Гусев пожертвовал Короцкоиу монастырю 100 квадратных сажен земли близ станции Бологое Николаевской железной дороги «исключительно для постройки на означенном участке часовни в ознаменование молитв о ниспослании монаршего рождения будущего наследника престола российского. Господу Богу было угодно явить Свою милость народу русскому». 30 июля 1904 года вся царелюбивая Россия радовалась в день рождения цесаревича, а Короцкий монастырь в память сего радостного события соорудил каменную часовню, каковая 21 сентября 1904 года была освящена в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца и святителя Тихона Задонского чудотворца, и покровителей, и молитвенников за землю русскую.
Присоединилась к сей радости и проживавшая в Бологое княгиня Екатерина Павловна Ширинская-Шихматова. «Желая вместо часовни иметь церковь, где бы возносилось ежедневное моление Господу Богу о здравии и спасении» Императорского величества и всего августейшего семейства, княгиня в 1909 году пожертвовала Короцкому монастырю участок земли в 999 квадратных сажен, находившийся по соседству с часовней, с непременным условием, чтобы на земле сей был выстроен храм.
Каменный храм в память рождения государя наследника цесаревича начал возводиться на средства благотворителей, изысканные настоятельницей Короцкого монастыря. К строительству приступили в 1913 году – в год 300-летия царствования рода Романовых. Доброхотных подаяний и жертвователей, судя по масштабам стройки, нашлось немало. Но строительство не успели завершить. Осталась трехэтажная кирпичная коробка с фигурной – под барабаны – крышей.
Война, эшелоны, беженцы – станцию Бологое лихорадило. А потом:
Орлы двуглавые в вуали,
Вагоны Пульмана во мгле
Часами во поле стояли,
И мартом пахло на земле.
В ночь на стыке февраля и марта у бологовского перрона дважды тормозил литерный поезд последнего российского императора. Через несколько часов он подпишет акт об отречении, незадолго до этого сказав: «Я берег не самодержавную власть, а Россию…». Но в России уже распоряжалось Временное правительство. Потом грянула Октябрьская революция. После бандитских выстрелов в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь на 18 июля 1918 года остался единственный на Руси – пусть и недостроенный храм в память рождения государя наследника цесаревича на станции Бологое. Несколько поколений бологовцев будут потом буквально вскормлены на памяти убиенного наследника русского престола: при советской власти в том здании разместили пекарню…
Но перенесемся в 1924 год. Называть в ту пору святыни их истинными именами было как накликать беду, и потому в народе укрепились новые названия: часовню и храм стали называть Веригинскими по месту их расположения на Веригинской даче. Место настоятеля недостроенного храма на Веригиной даче в городе Бологое получил тогда отец Анатолий Заболоцкий и служил здесь до 1927 года, а семья его жила в церковном доме. Когда храм закрыли, приход перешел в часовеньку.
Как жилось, как служилось? Ну, во-первых, для советской власти он был лишенцем – лишенным гражданских прав бывший штабс-капитан императорской армии, во-вторых, поп, охоту на которых никто не останавливал. Как все лишенцы, ходил на строительство железной насыпи, имел ущемления в быту. Но не сетовал. Скорее совершал каждодневный подвиг, не страшась, вел службу в царских храмах. Среди бумаг отца Анатолия сохранились два письма епископа Валдайского Иосифа, который советовал: «В облачении ходить по приходу во избежание разных недоразумений следует избегать и облачаться в ризу только в домах, где будете читать св. Евангелие…». Тем временем закрыли Короцкий монастырь, затем Иверский в Валдае, следом монастырь в Ригодищах, недалеко от Бологое. В изгнании многие, в том числе и монахини, находили приют в доме веригинского батюшки. Привечал он и убогих, «странненьких». В судьбе многих людей принял тогда живое участие отец Анатолий. Падали беды и на семью. Потрясений было не счесть, и не случайно матушка Анна Порфирьевна заболела в ту пору какой-то страшной болезнью, поразившей ее руки и ноги.
В 1932 году закрыли и часовню, веригинский приход распался. Отец Анатолий был переведен настоятелем в кладбищенскую церковь пригородского поселка Медведево и служил здесь до ареста в зловещем 1937 году. Но прежде майским днем 1935 года правящий архиерей, высокопреосвященный архиепископ Новгородский Венедикт удостоил священника Анатолия Алексеевича Заболоцкого сана протоиерея.
Приближался 1937 год. Приближались выборы в Верховный Совет СССР – новый конституционный орган.
Летом того года в Медведевской церкви молния ударила в купол, прошла внутри по иконе святителя Тихона, написанной на железе, оставив след, и ушла в землю. Верующие восприняли это как предзнаменование испытаний. Они не заставили ждать. Незадолго до выборов начались массовые аресты. В один из дней пришли и за батюшкой… Обвинительный приговор заключенному Заболоцкому был сформулирован по общим правилам – Анатолий Алексеевич был осужден по статье 58-10 УК РСФСР – за «антисоветскую агитацию» сроком на 10 лет. А в сентября 1938 года он скончался, не дожив до 61 года, и был тайно отпет заключенными священниками…
Долгие-долгие годы пребывала в заточении и молитва, которая должна бы нестись в небеса из стен храма и часовни на Веригиной даче. Но с Божией помощью и силами прихожан-бологовцев в трудные перестроечные 1990-1993 годы часовня была восстановлена, зажглась свеча перед иконой. А вот над единственным в России храмом в память рождения государя наследника цесаревича – недостроенным, а теперь и разоренным, оскверненным – до сих пор плачут ангелы. Пекарни здесь давно уже нет, а фирмы, кои заняли ее место, ничуть не заботятся о сохранности здания и прилегающей территории, содержат ее в небрежении, кругом грязь, мазут, вместо молитвы – сквернословие. Сорок дней приходили сюда, чтобы постоять перед храмом, прихожане часовни с молитвой в дни празднования Божией Матери в честь Ее иконы Феодоровская, а в дни памяти убиения царских мучеников читали на улице перед храмом акафист. Кто еще примкнет к ним, кто протянет руку помощи святой обители?
Сейчас более чем благоприятные времена для воссоздания святыни, и на это богоугодное дело бологовцы зовут подняться стеной народного заступничества, всем миром жертвователей и благотворителей. Именно в этом храме должна возноситься молитва о благополучии России…
Нельзя не процитировать последнее письмо, которое пришло в Бологое в адрес заступников веригинских святынь от внучки отца Анатолия – Галины Михайловны Евстратовой, побывавшей вместе с родными на месте служения их дела. Она пишет: «Благодарю вас за день, который внешне, может быть, прошел несколько суетно, но на самом деле мне, и моему брату, и всем нашим родным явился неожиданным и давно ожидаемым праздником. Мы своими глазами увидели отсвет того незабываемого служения нашего горячо любимого отца Анатолия. Мой дед в суровые и опасные года молился за царскую семью, наследника и к ним обращался в своих молитвах, прося прощения за всех нас и милости Божией. И сам смиренно погиб… До сих пор мы только в своей семье чтили молитвенный подвиг и честную смерть нашего дедушки и смиренное служение людям нашей бабушки Анны Порфирьевны. И вот волею Господа и молитвами св. Тихона их труды вдруг нашли еще почитателей и благодарных молитвенников.
Спасибо вам. Самое главное – снова в Бологое загорелся свет перед образом св. Тихона, а рядом с ним – родные люди, единомышленники, единоверцы, почитающие царственных страстотерпцев. Господь и Его святые не оставят вас в ваших прекрасных трудах».
Маргарита Сивакова, «Тверская жизнь»
(По материалам официального сайта Тверской епархии.)
(Фото. № 3 Андрея Ага.)