Глинеево урочище (Глинеево погост, Василья Великаго погост) - Троицы Живоначальной и Казанской Божией Матери церкви
Казанской Божией Матери кладбищенская церковь. 1780 года постройки. |
Погост Глинеево, от Твери 128 верст, от Бежецка 8 верст.
Церковь Троицкая, постройки 1817 года, каменная, престола три: холодный Святой Троицы, теплые: правый Святителя Василия Великого, левый Преподобного Сергия Радонежского.
При сей церкви находится другая церковь, деревянная, Казанской Божией Матери, постройки 1780 года на кладбище.
Церковные документы: опись 1848 года, метрические книги с 1780 года, исповедальные росписи с 1823 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Николай Феодорович Барбашинов 59-ти лет, студент семинарии, священником с 1862 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы, награжден в 1896 году наперсным крестом.
Диакон Алексей Иоаннович Петропавловский 33-х лет, диаконом с 1886 года, состоял учителем церковно-приходской школы.
Псаломщик Александр Васильевич Александровский 26-ти лет, в должности с 1892 года.
Церковный староста крестьянин Петр Алексеев в должности с 1898 года.
Прихожан в деревнях: Аркадьеве, Жирках, Дубровке, Никитине, Елизарове, Гаростине, Рекшине, Башутине, Оникуше, Ляхове, Узунове, Мокрявицах, Псарне, Федорине, Чулкине - 356 дворов (1014 мужчин, 1091 женщина).
В 1914 году служили: Священник Сергий Покровский 37-ми лет, окончил духовную семинарию, на службе 13 лет, в Троицком храме 2 года.
Штатный диакон Алексей Петропавловский 47-ми лет, окончил 4 класса духовной семинарии, на службе 28 лет.
Псаломщик-диакон Александр Александровский 40-ка лет, на службе 21 год, в Троицком храме 15 лет.
Прихожан в деревнях: Аркадьево, Жирки, Дубровка, Никиткино, Елизарово, Горостица, Рекикино, Башутино, Оникуша, Ляхово, Узуново, Мокрявица, Псарня, Федорино, Чулкино, Борки - 928 мужчин, 1071 женщина.
(По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Рис. из издания Виноградов А.Н. Памятники деревянного церковного творчества в епархиях Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской XVII и XVIII в. - С.-Пб., 1892.)
Изначально на погосте Глинеево стояла церковь Василия Великого, в память о которой погост имел второе название - Василия Великого. Упоминание об этой церкви сохранилось в архивных документах:
- Дело о произведении бежецкого уезда погоста Глинеево церкви Василия Великого дьячка Дмитрия Васильева по оной церкви на место отца его престарелого почти маловидящего священника Василия Афанасьева во священника. Августа 21 дня 1772 года.
(ГАТО, ф. 160, оп. 4, ед. хр. 1273, л. 1.)
В Государственном архиве Тверской области храниться письмо бежецкого протоиерея И.Н. Постникова от 17 октября 1924 года, адресованное в Тверской Губернский комитет по делам музеев, в котором он, особо подчеркивал, что «В качестве архитектурных памятников и отчасти в отношении внутреннего декоративного убранства еще следовало бы взять на учет по Бежецкому уезду деревянные церкви следующих сел:
Богородского - построенной в 1752 г.;
Введенского -1673 г.;
...Синево - Дуброво 1777 г.;
Толмачи - 1789 г.;
Ульяновой Гор - 1704 г.»
Третьей по очередности И.Н. Постников упоминает и деревянную церковь погоста Глинеево, построенную в 1780 г.
(ГАТО, ф. Р-488, оп. 5, ед. хр. 60, л. 57.)
От деревянной церкви к тридцатому году на ее месте уже ни одной доски не было...
Деревянная церковь (Казанской Божией Матери - адм.) погоста Глинеево стояла в правом, так называемом, «барском» крыле кладбища, и там хоронили людей из «барских» деревень: Псарни, Мокрявиц, Узуново, Федорино... А левая сторона кладбища называлась - «троицкой». Там предавали земле умерших из Дубровки, Жирков, Аркадьево, Елизарово, Рекшино... Такое деление сохранялось и внутри церкви: «троицкие» крестьяне стояли по правую руку от алтаря, а «барские» - по левую. И даже по внешнему виду «барских» и «троицких» крестьянок можно было сразу отличить. Первые платки под подбородком в узел завязывали, а вторые носили их «под булавочку». И мужчины поведением различались. «Барские» были «вольнее», ругались и под хмельком чаще бывали, а «троицкие» были и в одежде опрятнее и в остальном строже, как теперь говорят, интеллигентнее...
Святейшего правительствующего синода
и духовных училищ комиссии Члену
Высокопреосвященнейшему Серафиму
Архиепископу Тверскому и Кашинскому
и Кавалеру
Бежецкого уезда погоста Глинеева
нижеподписавшихся
свящепиоицерковнослужителей
и приходских людей
Покорнейшее прошение
В означенном нашем погосте Глинеева состоит церковь деревянная во имя живоначальныя Троицы с приделами Святых Василия Великого и преподобного Сергия, вместо которой имеем мы усерднейшее желание соорудить каменный храм того же наименования собственным нас прихожан коштом, с прибавлением точию на оное построение церковной кошельковой суммы, план же для церкви при сем прилагается.
Того ради ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО АРХИПАСТЫРЯ премилосердно всепокорнейшее просим предприемлемой нами каменный храм соорудить нам позволить, и учинить о том милостивейшую и Архипастырскую свою резолюцию генваря _______ дня 1816-го года.
К сему прошению Погоста Глинеева Священник Димитрий Иоаннов руку приложил.
Диакон Никита Николаев руку приложил.
Дьячок Стефан Михайлов руку приложил.
Пономарь Стефан Алексеев руку приложил.
К сему прошению прихожанин полковник Иван [фамилия неразборчива В,Б.]руку приложил.
Подписи всех желающих, принять участие в строительстве каменного храма на лицевой стороне прошения, не уместились и были продолжены на его оборотной стороне.
(ГАТО, ф. 160, оп. 4, ед. хр. 1294, л.1.)
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ
По благодати, дару и власти всесвятаго и живоначальнаго духа, данной нам от самого великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, чрез Святыя и Священный Его Апостолы и их наместники, и преемники, благословили мы Епархии нашей Бежецкого уезда погост Глинеев на место деревянной церкви, соорудить вновь каменную во имя Живоначальной Троицы с приделами: Василия Великого и Преподобного Сергия, по плану и фасаду Губернским Архитектором (Проект церкви в Погосте Глинеево был «сочинен» губернским архитектором Н.Н. Леграндом - В.Б.) засвидетельствованному, собственным того погоста прихожан иждивением, с присовокуплением токмо в пособие ныне на лицо в церкве состоящей и впредь поступать имеющей кошельковой суммы, не касаясь свечной - повелевая при том сие церковное здание производить под призиранием благочинного в ведомстве коего оной погост состоит, по обычаю греко-российской церкви издревле Свято храниму, и по подобию прочих благоукрашаемых Святых храмов Божиих и опасно охраняя дабы оное церковное здание не было построено или безобразно, или для собрания прихожан невместительно или инако, нежели как обычай есть устроеватися храмам Божиим в православной нашей церкви и для того сим определяем: Престол, как в настоящем храме, так и в приделах устроить после Указа Святейшего Правительствующего Синода последовавшего в 1734-м году в вышину Аршин, шесть вершков _________________, в длину Аршин, восемь вершков, в ширину аршин, четыре вершка, а жертвенники по мере алтарей, иконостасы благоукрасить сделать и поставить порядочно, и в оных образа были бы писаны искусною работою, а не искусно писаных, тако же резных и отливных, кроме распятия Господня, и то искусной работы, отнюдь не было б поставляемо: такоже всеми книгами, принадлежащими к церковному округу удовольствовать так, чтоб ни в чем том недостатка не было; когда же оная церковь с приделами построена и всем нужным снабжена, украшена и удовольствована будет и засвидетельствуется все сие Благочинным, тогда освящение оной церкви и приделов просить дозволение особо, с приложением свидетельства Благочинного - при сем пастырски увещеваем, да о твердости и лепоте священного здания Благоговейныя прихожане потрудятся. Бог всеблагий не оставит за такую жертву вознаградит их своим Благоволением. Дана сия храмозданновая Граммата за подписанием нашим и печатью нашей кафедры в Богоспасаемом граде Твери лета от мироздания 7324-го от Рождества Христова 1816-го месяца майя в _____ день. По построении же храма Граммату Сию хранить в оном навсегда с церковными документами.
(ГАТО, ф. 160, оп. 4, ед. хр. 1294, л. 6-7.)
Каменный Троицкий Храм возвели в 1817 году. Правый его придел был освящен во имя Василия Великого, левый во имя Сергия Радонежского.
...Высокопреосвященнейшему Ионе
Архиепископу Тверскому и Кашинскому
и Кавалеру
Бежецкого уезда погоста Глинеева
священноцерковнослужителей и прихожан
Покорнейшее прошение.
В погосте нашем на место деревянной во имя Живоначальныя Троицы, с приделами Святых Василия Великаго и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, ветхой, вновь с помощью и усердием прихожан и употреблением кошельковой суммы выстроена в тоже наименование и с теми же приделами - каменная церковь, но надлежащим внутренним благолепием за издержанием суммы при всем усердии прихожан скоро украшена быть не может, а как в означенной деревянной церкви в придельных храмах иконостасы, как по материалам, так и по писанию хороши к дальнейшему существованию, прочны и к украшению придельных храмов новопостроенной каменной церкви нужны и благоприличны и мы желаем оные перенести в новопостроенные приделы.
Апреля [число не указано - В.Б.] дня 1822 года.
К сему прошению Погоста Глинеева священник Прокопий Семенов руку приложил К сему прошению диакон Дмитрий Никитин руку приложил К сему прошению пономарь Стефан Алексеев руку приложил
К сему прошению прихожанин полковник и разных орденов кавалер Иван Логинов сын Линев руку приложил
Прихожанин артиллерии поручик Вильгельм сын ... [неразборчиво - В.Б.] руку приложил
Вместо означенного Глинеевской церкви церковного старосты экономического ведомства Сукроменской волости деревни Дубровки крестьянина Ильи Сергеева и тоя же церкви прихожанина погоста Глинеева престарелый диакон Никита Николаев по прошению оных руку приложил...
О том, что разрешение на перенесение иконостаса из старой деревянной церкви в новую каменную доведено до сведения причта и прихожан Глинеевской церкви, подтвердили:
Бежецкий соборный протоиерей Илья Георгиев
Богословский священник Георгий Спировский,
Введенской церкви священник Тимофей Филиппов.
Мая 15 дня 1822 г.
(ГАТО, ф. 160, оп.4, ед. хр. 1304, л, 1-3.)
Специальным приложением, имеющимся в «деле», было, кроме того, зафиксировано, что «Два холщевых освященных антиминса из деревянной церкви погоста Глинеева были переданы в Тверскую консисторию. Для хранения в Кафедральной [Соборной - В.Б.] ризнице с прочими таковыми...»
(ГАТО, ф. 160, оп.4, ед. хр. 1304, л. 5.)
Со времени сооружения каменной церкви прошло, день - в день, семьдесят лет и от прихожан погоста Глинеево в Тверскую епархию ушло новое послание:
Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Савве
Архиепископу Тверскому и Кашинскому
и Кавалеру.
II Благочиинического округа Бежецкого уезда
погоста Глинеева Троицкой церкви
Священноицерковнослужителей
и церковного старосты
Наипокорнейшее прошение.
Честь имеем благопочтителънейше довести до сведения ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА о том, что прихожане церкви нашей за последнее время обнаруживают живейшее и единодушное желание относительно того, чтобы трапезная церковь, стоившая им при распространении в 1880 году немало тревог и затрат была украшена живописью и позолотою. Узнав же и сообразив, что церковным средства не настолько значительны, чтобы возможно было беспрепятственно приняться за это дело, изъявили полную готовность вызолотить иконостас и киоты на сторонах церкви, самую же церковь украсить стенною живописью на собственные средства с помощью церковной кошельковой суммы, на сколько это будет возможно по обстоятельствам церкви, в чем, составив приговор, передали оный нам, прося походатайствовать разрешение Епархиального Начальства на производство живописи и позолоты.
Со своей стороны, находя желание прихожан и домогательство видеть в церкви благолепие, подобающее месту святыни Господней, заслуживающим уважения и признавая более легким украшать церковь при живом участии и содействии прихожан, чем вести это дело без их помощи, мы приемлем смелость, обратиться к ВАШЕМУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ и покорнейше просить ВАС МИЛОСТИВЕЙШЕГО АРХИПАСТЫРЯ И ОТЦА разрешить нам на средства прихожан с помощью церковной кошельковой суммы вызолотить иконостас и киоты с разными украшениями и колоннами в трапезной церкви и украсить оную стенною живописью, о каковом покорнейшем нашем прошении и учинить милостивую Архипастырскую резолюцию. К сему нужным находим присовокупить, что других неотложных по церкви нужд не предвидится и при расходовании церковной суммы на означенный предмет третья часть оной и необходимое для уплаты обязательных с церкви взносов будут оставлены неприкосновенными. 1886 года февраля ______ дня.
К сему прошению II Благочиннического округа Бежецкого уезда погоста Глинеева Троицкой церкви священник Николай Барбашинов руку приложил,
К сему прошению погоста Глинеёво псаломщик Иван Петропавловский руку приложил.
К сему прошению того же погоста псаломщик Илья Носов руку приложил.
К сему прошению церковный староста деревни Оникуиш крестьянин Михайло Иванов Андреев руку приложил.
На прошении имеется приписка:
- По церкви погоста Глинеево Бежецкого уезда неотложных нужд не предвидится
Благочинный 2-го округа Бежецкого уезда Протоиерей приселка Любодиц Евдоким Сиверцев.
18-го февраля 1886 года.
(ГАТО, ф. 160, оп. 4, ед. хр. 1313, л. 1-2.)
Далее прошение Глинеевского прихода было рассмотрено 23 апреля 1886 года на собрании Тверской консистории, на которое «прибыли...»:
Желтикова монастыря Архимандрит
Гавриил Владимирской церкви протоиерей Александр Флеров
Вознесенской церкви Протоиерей Иоанн Васильевский
Симеоновской церкви иерей Николай Лебедев
Слушали:
...справку по коей оказалось, что трехпрестольная церковь в погосте Глинееве построена в 1817 году зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка. При оной церкви находится твердая деревянная церковь однопрестольная, построенная в 1780 году, вокруг обеих церквей в 1839 году построена каменная крытая тесом ограда, утварию каменная церковь достаточна, а ризницею посредственна, приходских дворов 338, в коих душ мужеского пола 963, женского 1065.
Приказали:
...разрешить ... на средства прихожан с помощию в случае недостатка церковной суммы, состоящей на лицо и впредь поступать имеющую, с тем, чтобы из оной суммы оставлено было надлежащее количество на обыкновенные церковные расходы и на потребности по учебной части духовного ведомства, а с мастером заключено было бы чрез уполномоченного от прихожан нотариальным порядком условие относительно добросовестного исполнения работ и уплатить ему в назначенные сроки договорных денег...
24 апреля 1886 года.
Подписи: ...
№ 635.
(ГАТО, ф. 160, оп. 4, ед. хр. 1313, л. 5-6.)
Священниками Троицкой церкви были Николай Федорович Барбашинов (в 1901 г.) и Сергей Покровский (в 1915 г.). Дьяконом в 1915 году был Алексей Петропавловский. Было ему тогда 47 лет...
«ДЕЛО
о личности священника при церкви
села Глинеево Бежецкого уезда».
В начале небольшой подборки документов находился рапорт бежецкого Благочинного протоиерея Прокопия Березина:
Его Преосвященству
Преосвященнейшему Серафиму
епископу Старицкому,
управляющему Тверской епархии.
...5-18 сего Марта [1919 г. - В.Б.] в заразном отделении Бежецкой гор. больницы скончался от сыпного тифа священник погоста Глинеево 1-го округа Бежецкого уезда Сергей Николаевич Покровский 42 лет.
(ГАТО, ф. Р-641, oп. 1, ед. хр. 389, л 2.)
Документы говорили также о том, что о. Сергий Покровский, который с 22 апреля 1901 года по 24 января 1912 года был священником церкви села Деледино Весьегонского уезда, после чего служил в Глинеево, был «... погребен 12 марта на приходском кладбище Глинеевской церкви сонмом священнослужителей...».
(ГАТО, ф. Р-641, oп. 1, ед. хр. 389, л. З.)
Далее сообщалось, что «...на вакансию священника в церкви погоста Глинеево ... перемещается настоятель Кашинского Воскресенского Собора протоиерей Иоанн Титов (22/III-4/IV) - 1919 г.»
(ГАТО, ф. Р-641, oп. 1, ед. хр. 389, л. 6.)
В «Деле» находилось и письмо самого священника Иоанна Титова:
Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Серафиму
Епископу Старицкому
настоятеля Кашинского Воскресенского Собора,
протоиерея Иоанна Титова
почтительнейший рапорт.
В дополнение к прошению своему о назначении меня на свободную священническую вакансию при погосте Глинееве, Бежецкого уезда, поставляю себя в обязанность сообщить Вашему Преосвященству, что по телеграфному вызову Глинеевского Приходского Совета я 17-го марта совершал позднюю литургию в Глинеевском храме, при чем прихожане, собравшиеся в очень большом количестве с определенностью, не оставляющей места для каких-либо сомнений заявили мне, что они желают меня иметь своим приходским пастырем, и обещали мне оказать свое содействие в устроении жизни, в случае моего перемещения и перевозке вещей из г. Кашина.
Доброе и радушное отношение ко мне глинеевских прихожан в громадном их большинстве еще более побуждает меня утруждать Ваше Преосвященство. Милостивейшего Архипастыря и Отца, вторично просить о перемещении и назначении меня к церкви погоста Глинеева.
Моя прошлая служба и деятельность по Епархиальному ведомству, равно условия моей семейной жизни были таковы, что дают полное основание верить и надеяться, что в тяжкую минуту жизненной невзгоды, когда я, в силу увольнения меня с учебной службы, остался без всяких средств к жизни - содержания, получавшего от собора (в) количестве 80-100 рублей в месяц, не хватит даже на покрытие расходов по содержанию и отоплению квартиры, и должен обречь семью, состоящую в настоящее время из 10 человек, буквально на голод, найду поддержку у Вашего Преосвященства.
Перемещение и перемещение в возможно непродолжительном времени для меня крайне необходимо: оно спасет меня и мою семью...
Глинеевский приход, полагаю, со своей стороны не замедлит своим отзывом о впечатлениях, полученных от моей службы.
Вашего Преосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца, нижайший послушник, протоиерей Кашинского Воскресенского собора Иоанн Титов.
1919 года, марта 18 дня.
(ГАТО, ф. Р-641, oп. 1, ед. хр. 389, л. 6.)
На рапорте опального священника Главой Тверской епархии была наложена виза, удостоверяющая, что прошение кашинского протоиерея удовлетворено.
Это была каменная, хоть и небольшая, но очень красивая церковь. И ограда вокруг нее была с кирпичными столбами... Колокольня была невысокая и встроена в храм. Церковь стояла над речкой. Вход на паперть - со стороны реки. Вход на колокольню - с паперти, по лестнице с левой стороны.
В приходе этой церкви были деревни: Узоново, Мокрявицы, Псарня, Федорино, Елизарово, Никиткино, Рекшино, Ворылево, Новоселка, Семирадово, Дубровка...
В 1934 - 1935 годах церковь еще действовала. Последним священником в ней был отец Иоанн. Про него говорили, что его из Москвы прислали, и он был родственником знаменитого Папанина, того, который на Северном Полюсе был...
(По материалам издания Брагин В.И. Так погибали бежецкие церкви: Книга -покаяние. - СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008.)