Дмитровка (Курганы) - Покрова церковь
Стоит на кладбище, расположенном на высоком холме, восточный склон которого полого спускается к селу. На месте существующей церкви в кон. 18 в. находился деревянный храм Покрова, сгоревший в 1795 г. По прошению местных помещиков капитана Николая Гавриловича Корсакова и Елизаветы Андреевны Аракчеевой и по ходатайству сына последней - знаменитого Алексея Андреевича Аракчеева (как предполагают, родившегося в Курганах), тогда подполковника, в соседнем селе Большое Поречье была куплена старая деревянная церковь Воскресения, которая после перевозки в 1796 г. была освящена во имя Покрова с прибавлением придела Всех Скорбящих Радости. В 1811 г. этот храм был перенесен на кладбище и переосвящен во имя Благовещения, а на прежнем месте на средства Е.А. Аракчеевой присодействии ее сына (к тому времени графа и генерала) в 1812-1816 гг. выстроили каменную церковь Покрова. Согласно описи 1816 г., храм имел пять деревянных, обшитых железом глав. Компактная продольно-осевая композиция включала двусветный четверик, к нему с востока и запада примыкали равновеликие прямоугольные алтарь и трапезная, скорее похожая на притвор. Южный и северный фасады четверика были обработаны неглубокой, но крупной нишей, в которую были вписаны все проемы и две колонны по сторонам входа: композиция напоминала портик в антах. В нач. 1830-х гг. с запада пристроена каменная двухъярусная колокольня с высоким шпилем. Ее нижний прямоугольный ярус занимала паперть с лестницей в более узкий ярус-четверик, прорезанный арочными проемами звона. Возможно, в тоже время первоначальное завершение храма заменили крупным деревянным ярусом (восьмигранной или цилиндрической формы), его высокую гуськовую кровлю венчал небольшой барабан с шаровидной главкой. К осени 1886 г. по проекту архит. В.И. Кузьмина, утвержденному 26 марта 1884 г., возвели обширную двухпридельную трапезную, которая включила в свой объем первоначальную трапезную и нижний ярус колокольни, а также заслонила западные части фасадов четверика храма. Проект был характерен для эклектичной архитектуры своего времени с преобладанием форм русского стиля. Фасады трапезной с пятью прямоугольными окнами под треугольными сандриками завершались щипцовыми фронтонами, украшенными под карнизом аркатурным пояском. Над кровлей трапезной возвышалось пятиглавие. Проект очевидно был осуществлен в упрощенных формах - без фронтонов и глав. Несколько позднее по тому же проекту вместо прежнего второго яруса колокольни был сооружен восьмигранный ярус звона с шатром в духе архитектуры 17 в. По проекту 1895 г., выполненному епархиальным архитектором В.И. Назариным, во 2-й пол. 1890-х гг. верхний ярус храма заменили существующим восьмериком, южную И северную стены четверика частично переложили, разобрав колонны и заложив окна второго света, а внутри храма возвели угловые пилоны. В нач. 1910-х гг. на средства прихожан вместо прежних трапезной и колокольни построили существующую трапезную с приделами Богоявления и Всех Скорбящих Радости, а также новую колокольню. В настоящее время почти полностью утрачено убранство интерьеров, в колокольне не сохранились плоские перекрытия и деревянная лестница. Здание кирпичное, оштукатуренное с гранитным цоколем. Церковь сохраняет первоначальную основу храма в стиле позднего классицизма, но в ее существующем виде господствуют формы эклектики, в которых однако преобладает ориентация на классицизм.
Продольно-осевая композиция церкви состоит из одноглавого храма (четверик с неравносторонним восьмериком), более узкого прямоугольного алтаря, широкой прямоугольной трапезной и трехъярусной колокольни. Ее основанием служит четверик, два верхних яруса имеют срезанные углы. Храм и колокольня завершаются одинаковыми шарообразными главками с металлическим чешуйчатым покрытием. Небольшие глухие барабаны (цилиндрический у храма и восьмигранный у колокольни) - каркасной конструкции, обшиты железом. Фасады храмового четверика имеют три оси проемов, расположенных в два света, при этом западные окна с каждой стороны закрыты стенами трапезной. Верхняя часть четверика, отделенная профилированным карнизом, трактована как аттик, на который с южной и северной сторон наложены пологие треугольные фронтоны. Основная плоскость стен покрыта ленточным рустом. Прямоугольные вертикальные окна первого света и горизонтально вытянутые заложенные окна второго света обведены простейшими рамочными наличниками. Грани восьмерика прорезаны арочными окнами, фланкированными широкими пилястрами. Алтарь, завершенный треугольным фронтоном, - единственный объем, полностью сохранивший первоначальный облик фасадов. Стройные прямоугольные окна, в том числе два ложных на флангах четырехоконного восточного фасада, заключены в рамочные наличники и объединены в уровне подоконников полочкой. На продольных фасадах трапезной равномерно расположены шесть арочных окон с рамочными наличниками и килевидными архивольтами. На углах ее объем обработан огибающими лопатками, взавершении проходит карниз, образованный выступающими рядами кирпича. Все ярусы колокольни прорезаны крупными арочными проемами - полуциркульными в двух нижних и с лучковыми перемычками в верхнем. Пилоны первого яруса расчленены парами пилястр упрощенного тосканского ордера. Второй ярус завершен полуфронтонами. В третьем ярусе над проемами звона расположены маленькие полукруглые окошки, а венчающий карниз имеет лучковый изгиб. Перед южным входом в колокольню расположено крыльцо - полукруглая площадка со ступенями из бетона.
В интерьере углы бесстолпного храма срезаны, а переход к восьмерику осуществляется при помощи плоских трапециевидных тромпов. Верхняя часть стен четверика выделена профилированными карнизами. Широкие арочные проемы соединяют храм с апсидой и трапезной. В алтаре - деревянное перекрытие, имитирующее коробовый свод. Четырехстолпная трапезная имеет плоское бетонное перекрытие по металлическим балкам, из которых нависают лишь те, которые связывают столбы в продольном направлении. Сохранились незначительные фрагменты настенной живописи: изображения евангелистов на тромпах, гризайльный растительный орнамент с розетками на арке между храмоми алтарем, "Покров" на своде алтаря.
Добровольский, с. 124; Иванов Г., с. 6-7, 9-10, 27-28; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15955. Л. 721; Д. 15957. Л. 79; Оп. 4. Д. 2653, 2656, 2659; Ф. 466. Оп. 1. Д. 79599, 82287.
(По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
(Фото. № 1 Андрея Ага.)