Еськи (Ески) - Богоявления церковь
В архитектуре кирпичного здания с традиционной объемно-пространственной композицией, несколько архаичной для своего времени, использованы приемы и элементы барокко и классицизма. Церковь расположена в центре села на обширной площади. Её строительство было начато в 80-е гг. XVIII в., к 1801 г. завершено возведение храма, к 1819 г. - трапезной. В первой четверти XIX в. выстроена отдельно стоящая колокольня, в 1830-е гг. ее соединили с трапезной крытым переходом. Трехсветный, четырехстолпный четверик храма завершен массивным световым пятиглавием. Угловые барабаны цилиндрические, центральный - восьмигранный. С востока к четверику примыкает пониженная трехчастная апсида, с запада - квадратная в плане четырехстолпная трапезная и трехъярусная колокольня. Фасады четверика разделены поярусными лопатками на три прясла, центральное завершено треугольным фронтоном. Стены первого яруса четверика образуют на уровне межъярусного карниза выступ в кладке. Второй и третий ярусы разделены тягой, стены завершает антаблемент. Оконные проемы различной конфигурации украшены наличниками с ушами, замковыми камнями в виде трилистника, треугольными сандриками, фигурными фронтонами и фартуками. Дополняют декоративное убранство рустованные лопатки в первом и втором ярусах четверика, алтарной части и трапезной. Большой интерес представляют кованые металлические двустворчатые двери, украшенные стилизованными цветами. Фасады узкого перехода с двумя экседрами оформлены двухколонными портиками тосканского ордера. Высокая колокольня со шпилем состоит из трех квадратных убывающих объемов. Фасады первого яруса украшены четырехколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами, второго яруса - портиками ионического ордера, третьего - трехчетвертными колоннами с коринфскими капителями. Полуярус обработан рустом и прорезан полуциркульными окнами.
В интерьере храма восьмигранные столбы с перекинутыми между ними подпружными арками несут световые барабаны, угловые с куполами, центральный с сомкнутым сводом. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами. Крещатые столбы и подпружные арки трапезной несут крестовый и коробовые своды с распалубками. В толще западной стены четверика храма размещались хоры, на которые вела внутристенная лестница (арочный проем хоров заложен при выполнении живописи). В храме сохранились великолепные масляные росписи 1843 - 47 гг., выполненные в академической манере. Сюжетные композиции чередуются с пышными орнаментами, фризами, архитектурными деталями в технике гризайль.
ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Д. 1723, 1755, 1760, 1765, 1768; ГАТО. Ф. 468. Оп. 1. Т. 8. Д. 15098. Т. 9. Д. 15279. Т. 10. Д. 17061. Т. 11. Д. 18893; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. с. 94-95.
А.Ф.
Еськи. Большое Бежецкое село, расположенное на живописном берегу реки Осень при ее впадении в Мологу. Село расположено так, что попасть в него проездом не получится, - только намеренно: в Еськах заканчивается дорога. На широкой площади в центре села возвышается массивный храм с красивой стройной колокольней. Храм недействующий.
Для тех, кто хочет понять, что такое на самом деле провинция, Еськи лучшее место. Здесь есть все, чтобы в полной мере ощутить разницу между жизнью пригородной деревни и деревни, от города далекой. Тишина, безлюдье...
Сколько было написано материалов о Еськах, сколько здесь побывало журналистов, историков, искусствоведов и этнологов, не перечесть. Между тем и сейчас яркими красками чарует каждого входящего в храм великолепная по исполнению и необыкновенная по масштабам живопись.
Огромный сюжет «Изгнание торгующих из храма», занимающий всю западную стену, - это поистине шедевр, сравнимый с лучшими произведения столичных храмов. Весь живописный ансамбль холодного храма, датированный специалистами 1840-ми годами, является незаурядным и ценнейшим памятником русского искусства.
Специалисты не раз соглашались с тем, что лучшие образцы и архитектурного, и живописного искусства приходятся не на крупные города, а именно на провинцию, незаслуженно забытую.
Мало кто из неспециалистов знает, что в Еськах родился и вырос Самсон Федорович Пешехонов, знаменитый иконописец, основатель тверской иконописной школы, глава целой династии иконописцев, которая знаменита большей частью в Петербурге. О Самсоне известно очень мало. Исходя из статьи священника В.И. Некрасова «Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII» (1904 г.) мы узнаем, что Самсон Пешехонов учился в Москве, в Знаменской школе Сапожникова, и после ее окончания, вернувшись в Тверь, «открыл свою мастерскую за Тверцою, в приходе церкви Екатерины мученицы». Его кистью были написаны иконы в главном иконостасе церкви пророка Илии в Твери (церковь не сохранилась, но Царские врата из иконостаса перенесены в Белую Троицу), в Вознесенском соборе, в церкви Троицы за Волгой, Владимирской церкви и Исаевской церкви Рождества Богородицы (две последние разрушены).
Неизвестно, писал ли Пешехонов иконы для новой, тогда только что построенной, Богоявленской церкви в Еськах, но вскоре Самсон Федорович вместе с женой Прасковьей уезжает в Петербург» для выполнения иконописных заказов». Сыновья Макарий, Григорий, Афанасий и Иван остаются в Еськах. Впрочем, в 1820-х годах в столицу перебирается и старший Макарий Пешехонов. Известно, что после смерти отца, в 1825 году, он открывает там собственную иконописную мастерскую.
Все четыре сына Самсона были иконописцами, и все, кроме Макария, уехавшего в Петербург, остались на родине, в Еськах. Нам ничего неизвестно о работах Григория и Афанасия, но известны две подписные иконы Ивана: «Избранные святые» (1837 г., хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева) и «Святитель Николай» (1827 г.)
К сожалению, судьба братьев Пешехоновых, оставшихся в Еськах после отъезда родителя и старшего брата Макария, сегодня неизвестна даже историкам. Остается только догадываться об их деятельности. Известно, что Иван Григорьевич Пешехонов, сын Григория Самсоновича, был иконописцем и писал иконы (упоминается, что писал он их в Твери) для одного из храмов старообрядческих монастырей на Иргизе.
Заметный след в истории русской иконописи оставил о себе Макарий Пешехонов. Его петербургская артель приобрела большую популярность. Вместе с Макарием написанием икон занимались его сыновья Алексей, Николай и Василий (четвертый сын, Федор, был инвалидам и в артели не работал). С ростом числа заказов приходилось увеличивать и штат мастеров. В мастерскую приглашаются художники из различных областей России, в том числе из Твери. По словам исследователя наследия Пешехоновых Жанны Белик, некоторые из иконописцев артели, проработав у Пешехоновых и набравшись опыта, возвращались на родину и открывали свои иконописные предприятия.
Артели Пешехонова доверяли работы государственного уровня, например, Макарий лично принимал участие в реставрации Киевского Софийского собора. О Макарии с большим уважением отзывался знаменитый русский писатель Н.С. Лесков в своих «Мелочах архиерейской жизни» и статье «О русской иконописи». Известно, что Лесков неоднократно посещал мастерские Пешехонова, и его впечатления легли в основу многих собирательных образов иконописцев в произведениях писателя.
Ушел из жизни Макарий Пешехонов внезапно и трагически. Вместе с сыном Алексеем в 1852 году Макарий отправился в Пицунду, где они должны были расписывать церковь. Подготовившись к работе, Пешехоновы на лодке отправились в порт Редут-Кале и, подъезжая к устью реки Хопи, «настигнуты были бурею и после долгих усилий ехать дальше погибли в волнах, поглотивших лодку», пишет князь Григорий Гагарин Василию Пешехонову, которому было суждено возглавить мастерскую после смерти отца.
У Василия была очень большая семья: 24 ребенка. Кроме старшего сына Петра, ни один из детей Василия нигде не упомянут как иконописец. Жанна Белик предполагает, что на Василии и закончилась знаменитая иконописная династия, вышедшая из большого Бежецкого села Еськи.
В 1856 году Василию Макаровичу Пешехонову жалуют звание «Иконописца Высочайшего Двора» и разрешают использовать на вывеске мастерской и изделиях государственный герб России. Это было знаком признания высочайшего качества продукции мастерской. Получению такого признания во многом способствовала долгая работа Василия Макаровича для императорской семьи. В 1845 году Пешехонов пишет икону святого князя Александра Невского для новорожденного великого князя Александра Александровича (будущего Александра III). Василий писал «образ в меру роста» для великих князей Николая Александровича, Владимира Александровича, Алексея Александровича и многих других княжон. Ряд икон святой Марии Магдалины написан им по заказу канцелярии императрицы Марии Александровны.
Василий Пешехонов сотрудничал с архитектором А.М. Горностаевым, академиком «Византийской живописи» В.В. Васильевым, у Пешехоновых учился будущий академик, «живописец» В.М. Максимов. Мастерская представляла собой не просто «цех» по производству икон, при ней была организована семилетняя иконописная школа «с классической подготовкой иконописцев», представлявшая собой коллектив, в котором работали ученики и профессионалы. В своих дневниках святитель Николай Японский писал (март 1880 г.): «К Пешехонову – иконописцу; старец – почтенный и скромный; в мастерской мужички и мальчики пишут». Известно, что он лично посещал мастерскую Пешехонова и заказал у него иконостас для вновь построенного собора в Токио – «несмотря на высокую стоимость работы».
География заказов для мастерской Пешехоновых впечатляет: это Финляндия, Япония, Иерусалим, Аляска, многочисленные российские губернии.
Неисчислимое количество иконописных и живописных работ того времени не имеет авторской метки. Относить их к той или иной мастерской можно лишь по стилистике. До сих пор неизвестно, кто расписывал Богоявленский храм в Еськах, но необыкновенно высокий уровень позволяет думать, что делала это какая-то крупная мастерская, и неудивительно, если бы среди художников был кто-то, чья фамилия Пешехонов, тем более, что братья уехавшего в Петербург Макария Пешехонова остались здесь, на родине. Клеевая роспись храма в Еськах выполнена в период 1830 – 1850 гг. По словам сотрудника института искусствознания А.П. Павловой, росписи удивляют великолепием рисованного декора, отличаются тончайшим колоритом. «Живописи свойственен высокий художественный уровень при необычайной творческой смелости и жизненной силе. Самобытность этих росписей не отменяет в них характерные черты, присущие монументальному искусству того времени в целом».
Наверное, росписи – это единственное, что прямо или косвенно связывает современные Еськи с той необыкновенной историей династии Пешехоновых, которая здесь зародилась. Непередаваемая словами красота росписей храма захватывает дух и позволяет представить себе его былое великолепие.
Как и двести с лишним лет назад, стоит в Еськах храм, в котором молились духовник Гоголя священник Матвей Константиновский, родственники оперного певца Алексея Иванова, иконописцы Пешехоновы… Сегодня двери в храм распахнуты, и есть надежда на пробуждение у людей чувства сопричастности со своими великими предками. Богоявленский храм в Еськах – свидетель богатой истории этого места. Это некогда красивейший храм с высокой красавицей колокольней и прекрасными росписями…
По материалам газеты «Тверские ведомости»
Церковь Богоявленская, построена в 1801 года, каменная, престолов пять: в холодной три: главный Богоявления Господня, правый Казанской Божией Матери, левый апостолов Петра и Павла; в теплой два: правый Святителя Николая, левый Зачатия Иоанна Предтечи.
В 1901 году служили: Священник Иоанн Иоаннович Томилов 68-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1858 года, , в 1899 году награжден наперсным крестом. Священник Алексей Петрович Флоренский 48-ми лет, студент семинарии, в служении с 1875 года, священником с 1879 года, в 1886 году награжден набедренником. Диакон Илия Алексеевич Виноградов 40-ка лет, в служении с 1879 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Александр Александрович Колосов 26-ти лет, в должности с 1892 года. Псаломщик Александр Павлович Соколов 29-ти лет, в должности с 1893 года.
Прихожан Священника Томилова в селе Еськи, в деревнях Костяшине, Федорцове, Обенощи, Воронах - 209 дворов (769 мужчин, 826 женщин); Священника Флоренского в селе Еськи, в деревнях Костяшине, Федорцове, Обенощи, Воронах - 155 дворов (560 мужчин, 608 женщин).
В приходе сей церкви находилось две часовни: 1) в деревне Федорцове, Скорбященской Божией Матери, постройки 1852 года, деревянная, 2) в деревне Костяшине, Святителя Николая, постройки 1870 года, деревянная.
(По материалам изданий Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и официального сайта Тверской епархии.)
(Фото. № 2 Бориса Орлова.)
Церковь в Еськах пребывает в бесхозяйном состоянии, является объектом культурного наследия регионального значения, что совершенно не отвечает ее значению как одного из подлинных национальных шедевров. В 2010 году Благотворительный центр "Сельская церковь" выполнил частичную консервацию храма: у четверика появилась крыша, укреплено завершие колокольни, это спасло великолепные росписи от полной гибели, но они продолжают медленно разрушаться. В настоящий момент силами Центра продолжаются волонтерские работы на храме, однако памятнику требуется срочное покрытие глав, карнизов и других частей храма, а также работы по консервации самой живописи, что требует очень больших финансовых затрат.
Росписи Богоявленской церкви села Еськи – шедевр «живописного художества» мастера Михаила Васильевича Тыранова.
По мнению автора недавно вышедшей монографии «Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке» А.Л. Павловой, росписи церкви Богоявления села Еськи – наиболее яркие и самобытные в монументальном искусстве эпохи классицизма в Тверской области. В последние десятилетия памятник привлекает не только профессиональных исследователей, но и журналистов, кинематографистов, блогеров.
Несмотря на такое исключительное внимание, имена мастеров, расписавших храм в 1844–1847 годах, до настоящего времени оставались неизвестными. Документы, в которых описывались работы по росписи храма, считались утраченными. Некоторое время назад общепринятой стала версия о том, что знаменитые росписи были выполнены артелью иконописцев Пешехоновых. Эта версия строилась исключительно на связи Пешехоновых с селом: основатель прославленной династии Самсон Федорович Пешехонов был уроженцем Есек.
И вот теперь, наконец, мы можем назвать имя настоящего автора ансамбля еськовских росписей. Это бежецкий «живописного художества» мастер, губернский секретарь Михаил Васильевич Тыранов. Несправедливо избирательна человеческая память: если художник Алексей Васильевич Тыранов, яркий представитель венециановской школы, давно занял достойное место в истории русского искусства, то его старший брат Михаил как будто оказался в тени.
К моменту начала работы в Еськах Михаил Васильевич был уже зрелым мастером, известным далеко за пределами Бежецка. Крестьяне и помещики выстраивались в очередь именно к Михаилу Тыранову, так же, как петербургские генералы, сановники и светские дамы к его младшему брату Алексею, второму после Брюллова портретисту столицы. С середины 1820-х годов артель М.В. Тыранова написала иконы, спроектировала иконостасы и выполнила стенные росписи для десятков храмов в Бежецком, Кашинском, Весьегонском, Корчевском уездах, а также в пограничных с Тверской губернией уездах Ярославской губернии. К сожалению, из всех этих памятников до нас дошли считанные единицы. К самым ранним и наиболее сохранным из них относится Тихвинский храм в Сукромнах, над росписями которого М.В. Тыранов работал с 1831 года.
В 1838–1839 годах М.В. Тыранов расписывает Воскресенский собор Бежецка – главный храм округи, сразу после его перестройки в стиле позднего классицизма. Судя по всему, обновленный собор производил большое впечатление на всех, приезжавших в город. А приезжали туда хотя бы раз в год почти все жители уезда – на встречу чудотворного образа Святителя Николая из Теребенской пустыни, проходившую 30 июня. Не случайно бежецкий собор постоянно упоминается в условиях Тыранова с заказчиками в качестве образца «изящества работ, вкуса и доброты материалов». Не стал исключением и контракт мастера на росписи Богоявленской церкви в Еськах, по которому М.В. Тыранов обязывался «произвесть живописную стенную альфресковою работу… самым искусным образом, так, чтобы оная работа была не ниже искуством живописной работы, произведенной мною в Бежецком Воскресенском холодном соборе, как по историческим штукам, так и по уборке, самыми лучшими красками и самым прочным образом». Сейчас последние слова приобрели особое звучание: даже после десятилетий запустения, которые пережил Богоявленский храм в XX веке, восхищают великолепные цвета клеевых росписей и мастерство «уборок» в технике гризайль.
Контракт с Тырановым от имени прихода заключил «села Еська церковный староста крестьянин Федор Потапов» – глава многочисленного семейства крупнейших еськовских лесопромышленников Бычковых. Бычков умел вести дела и условия мастеру поставил жесткие: от прихода предоставляется только известка, все остальные материалы (даже дрова!) должны быть мастера Тыранова, а выполнить всю работу непременно за три лета 1845–1847 годов. В залог Тыранов оставлял купчую крепость на землю стоимостью 2060 рублей серебром, которую приход мог обратить в свою пользу, если работа будет «произведена ниже искуством работы в Бежецком Воскресенском соборе». Он же, староста Бычков, стал главным спонсором работ – уплатил 400 рублей серебром из своих средств. Еще по 300 рублей пожертвовали крестьяне Афанасий Иванов Шеньков и Яков Корнилов Левкин. Но, несмотря на щедрые пожертвования еськовских меценатов, приходу пришлось потревожить бюджет церкви – «кошельковую сумму», чтобы уплатить мастеру гонорар в 3143 рубля серебром.
Перед началом работ М.В. Тырановым был составлен план росписей храма, который предварительно был одобрен прихожанами и представлен «на благоразсмотрение» архиепископу Тверскому и Кашинскому Григорию (Постникову). Самого плана в Тверском архиве не сохранилось: после необходимых согласований он был возвращен просителям, а затем, вероятно, положен в архив самой церкви, судьбу которого в XX веке несложно себе представить. Но главное, что сами росписи, пусть и с существенными утратами, дошли до нас.
Огромный объем Богоявленского храма в Еськах, настоящего собора, позволил в полной мере реализовать фирменные приемы артели Тыранова. Во-первых, это виртуозная работа по написанию фактуры декоративного камня самых разных оттенков. Когда в сентябре 1841 года в только что расписанном М.В. Тырановым Воскресенском соборе Бежецка побывал известный историк и публицист Михаил Погодин, его удивили даже не сами священные сюжеты. «Столбы сделаны колоннами, у коих архитравы под потолком вызолочены, а сами выкрашены под мрамор!», – записал он в своем дневнике. Четыре массивных столба Богоявленского храма мастер превратил в изумрудно-зеленые колонны: «Отливы у всех окон и четыре столба стоящие посредине храма, сделать под лаковый мрамор», – специально указывалось в контракте.
Во-вторых, выдающиеся по мастерству исполнения и разнообразию орнаменты в технике гризайль. Их написанием занимались специальные мастера «уборщики» – художники-орнаменталисты. Нельзя сказать наверняка, кто именно выполнял «уборы» в Еськах, но за четыре года до этого, для этих работ в Алабузине М.В. Тыранов нанял московского цехового мастера Василия Леонтьева Королькова и дворового человека госпожи Алесовой Александра Иевлева Щелыванова.
Грандиозная композиция «Изгнание торгующих из храма», развернутая на всю западную стену храма в Еськах – это подлинный шедевр монументальной церковной живописи. Но, оказывается, что для М.В. Тыранова это была не первая подобная работа. За 8 лет до начала работы в Еськах прихожане Сретенской церкви села Быково Корчевского уезда (взорвана и разобрана в 1939 году) просили мастера написать на западной стене «в перепективе изгнание из Иерусалимскаго Храма торгующих и купующих». Подобные «перспективы» на западной стене – сложная декорации из портиков и колоннад – фрагментарно сохранились еще в двух церквях Бежецкого уезда – Троицкой в Градницах и Спасской в Констанинове. Можно предположить, что такое же композиционное решение могло быть использовано и в бежецком соборе (снесен в 1936 году), дважды упомянутом в контракте на росписи в Еськах в качестве образца.
Открытым остается вопрос об авторстве конкретных образов, ведь в артели работали многие мастера и подмастерья. При внимательном рассмотрении сюжетов в Еськах очень хорошо видно, что их выполняли художники разного уровня. Какие из сюжетов мы вправе приписывать кисти самого М.В. Тыранова? И кто был тем выдающимися мастером артели, кому доверили писать основные образы, находящиеся на близком расстоянии от зрителя? Сам Михаил Тыранов или…
По мнению А.П. Павловой, самые выразительные лики в Еськах столь характерны, что невольно заставляют предположить, что они написаны с натуры. Их автор, очевидно, был хорошо знаком с портретной живописью. Как раз в разгар работы в Еськах, в 1846 году, на родину в Бежецк возвратился академик Алексей Васильевич Тыранов. Три года он жил в доме старшего брата, зарабатывал на жизнь тем, что писал иконы и портреты. Позволю себе высказать смелое предположение, что Алексей Тыранов мог попробовать себя в монументальной живописи и приложить руку к работе в Еськах. Ничего невероятно в этом нет, например, его учитель Карл Брюллов с успехом работал над росписями Исаакиевского собора в Петербурге.
Даже если Алексей Тыранов не принимал непосредственного участия в работах, он мог консультировать старшего брата при составлении композиций. Как показано в монографии А.Л. Павловой, прообразом для знаменитого сюжета «Изгнание торгующих» в Еськах послужили, скорее всего, не гравюры с картины французского художника Жана-Батиста Жювене, а гобелен, висевший в Петербургской Академии художеств, лично купленный Петром I в 1717 году во время поездки в Париж. Конечно, ученику, а позднее члену Академии Алексею Тыранову эта работа была хорошо знакома.
В октябре 1847 года работа в по «стенному писанию» в церкви была успешно окончена. Михаил Тыранов и его артель продолжали активно работать еще по крайней мере 10 лет, правда столь масштабных храмов как в Еськах им расписать уже не довелось. Последний крупный заказ на росписи и новый иконостас в Казанской церкви села Шаблыкина Весьегонского уезда датируется летом 1856 года. После этого имя М.В. Тыранова исчезает со страниц маклерских книг бежецкого магистрата, что неудивительно – ему на тот момент шел уже седьмой десяток лет. С конца 1850-х годов в Бежецке и округе работали новые мастера-живописцы, среди которых были бывшие подмастерья Михаила Тыранова. Многие из них заслуживают отдельного рассказа.
Шли годы, имя бежецкого живописца, долгое время бывшее знаком качества и высокого искусства, постепенно забылось. Остались только документы, пожелтевшие страницы которых донесли это имя до нас через полтора столетия. И, кажется, сегодня пришло время восстановить историческую справедливость, вспомнив о выдающимися мастере «живописного художества» из города Бежецка – Михаиле Васильевиче Тыранове.
Текст Ивана Крылова
(По материалам сайта Проект Консервация.)
(Фото. № 1, 5-9 Тихона Чернышова, Евгения Соседова с сайта Проект Консервация.)