Козлово (Рожня, Карниловка) - Никольская церковь
ИВАН АЛЕКСЕЕВ. СЕЛО РОЖНЯ.
Рядом с Балбекино находилось село Рожня с Никольской Церковью (сейчас на этом месте кладбище у деревни Козлово). Старостой этой Церкви одно время был мой прапрадедушка - Ананьев Егор Сергеевич. Полностью разрушена Церковь была в годы Великой Отечественной войны, а об ее истории можно узнать в историко-статистическом описании церквей и приходов Смоленской епархии Н. Н. Редкова ("Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии, выпуск 1-й, Бельский уезд.Смоленск, 1915 г.):
"Первый храм во имя св. Николая Чудотворца есть в окладной книге м. Симеона 1698 года, при чем сбор с него указан 1 р., и священник назван Савва. Второй деревянный, с такою же оградою, храм во имя св. Николая Чудотворца построен Смоленской шляхты капитаном Стефаном Христофоровичем Боувером в 1770 году (упоминания 1774 и 1780 г.г.). Храм этот стоял не на том месте, где нынешний. Он был разобран и вместо него построен был третий деревянный же храм в честь св. Николая тщанием помещика Спиридона Евдокимовича Полибина в 1781 году (Смоленские Епархиальные Ведомости. 1872 г., №8, стр. 333). Храм этот сгорел от неосторожного обращения с огнем священника Можайского. Находился он на месте нынешнего (последнего. -Авт.). Нынешний деревянный на каменном фундаменте, с такой же колокольней, теплый храм, с двумя рядом расположенными престолами: с правой стороны в честь св. Николая и с левой в честь Покрова Пр. Богородицы построен старанием прихожан в 1880 году. Храм имеет вид корабля, внутри оштукатурен и окрашен, снаружи обшит тесом и окрашен масляною белою краскою. В 1909 году устроены для окон деревянные, обделанные железом ставни, крыша и колокольня окрашены медянкою, устроена новая изразцовая печь. В 1910 г. возобновлена живопись иконостаса. <...> Местный деятель - Бельский 2-й гильдии купец Александр Васильевич Сыченников, проживающий в четверти версты от села Рожня, в имении Балбекино. Он состоит церковным старостой и попечителем школы. Благодаря его пожертвованиям приведен в цветущее состояние храм, и в 1903 году пристроена к нему красивая колокольня. Крестные ходы бывают 6 января, в преполовение Пятидесятницы и 1 августа. Из праздников особенно почитаются дни памяти св. Николая Чудотворца, Флора и Лавра, а также Покрова Пр. Богородицы, Преображения, Успения, Рождества Христова, Троицы, Илии пророка, Космы и Дамиана. Церковное попечительство существует с 1902 года".
Земляной вал вокруг несохранившейся Никольской церкви. |
Если учесть, что это место упоминается в документах конца 15-го века, как волость Рожна (об этом чуть ниже), то можно предположить, что Церковь здесь стояла до Ивана Грозного, а факт расположения Никольской Церкви на пути из Варяг в Греки наталкивает на серьезные размышления об ее истинном возрасте! По воспоминаниям старожилов, звон колоколов отличался необыкновенной чистотой и собирал на службу большое количество прихожан из деревень всей округи. Последнего священника Никольской Церкви звали Иван Черский, об этом свидетельствует документ из Тверского архива:
"В Осташковскую Уездную Земскую Управу.
Законоучителя Ключевскаго земскаго училища Осташковскаго уезда
Священника села Рожни Иоанна Черскаго Прошение.
Ключевское Земское училище, в котором я состою законоучителем, находится от места моего жительства т. е. села Рожни в 12-ти верстах. Для поездок в училище на занятия с учениками по Закону Божию мне необходимо нужно иметь лошадь, содержание которой в учебное время обойдётся не менее 50 рублей, а посему и осмеливаюсь всепокорнейше просить Земскую Управу: не найдёт ли Она возможности, в дополнение к тридцати рублям, следуемым мне за преподавание Закона Божия в Ключевском училище, назначить пособие ежегодное на содержание лошади в возможном для Управы размере.
1908 года 8 Ноября.
Законоучитель Ключевскаго Земскаго Училища Осташковскаго уезда Священник
С. Рожни Бельскаго уезда Иоанн Черский"
(ГАТО, фонд 1077, опись 1, дело 64, листы 262 - 262 оборот).
При Советской власти Иван Черский был репрессирован и умер в городе Котласе (Архангельская область). Звонарем в Церкви был Решетников Михаил, а о дьяконе известно лишь, что фамилия его была - Соколов. В 30-е годы в храме устроили клуб, где проводились танцы, а во время войны Церковь была разрушена. Полностью она исчезла с лица земли после того, как один из местных жителей вывез все бревна и кирпичи для постройки своего дома.
Бобова Ирина Нестеровна (в девичестве - Тарасова) вспоминала, как в большом костре жгли иконы во времена атеистического безумия. В наши дни местоположения Никольской Церкви Роженского прихода можно определить по небольшому холму на кладбище, у деревни Козлово. Местные жители надеются на постройку на этом месте нового храма, который, как в прошлые века, своим колокольным звоном будет собирать народ для молитвы.
(По материалам статьи Ивана Алексеева. В самом сердце России. с сайта Родословие семьи Алексеевых.)
(Фото. № 1 Ивана Алексеева, фото. № 2 Михаила Ильина aka uchazdneg с сайта Надбавка - мой компас земной....)
Описание прихода составленное в 1915 году:
С. Рожня, самое северное село Смоленской губ., лежит на горе, на левом берегу р. Зап. Двины, при впадении в нее р. Роженки, в 110 в. от г. Белого, близ границы с Псковской и Тверской губ. Г. Торопец, Псковской губ., находится в 45 в. от села, станция "3емцы" и "Зап. Двина" Моск.-Винд.-Рыб. ж. д. в 35, ст. Нелидово в 60, волостное правление ("Сопотское" в с. Бибереве) в 25 в. Соседние села: Дубна и Архангел, Торопецк. у., в 10 И Сопоть — в 19 в.
Первый храм во имя свят. Николая Чуд. упоминается в окладной книге м. Симеона 1698 г., при чем сбор с него указан 1 р., и священник назван Савва. Второй деревянный, с такой же оградой, храм во имя свят. Николая Чуд. построен Смоленской шляхты капитаном Стефаном Христофоровичем Боувером в 1770 г. (уп. 1774 и 1780 г.г.). Храм этот стоял не на том месте, где нынешний. По преданию, на одной из берез, стоявших на месте нынешнего храма, явилась икона свят. Николая, и, сколько раз ни пытались поместить её в храм, попытки не удавались, и икона вновь обретаема была на той березе, на которой явилась. Прежний храм был, поэтому, разобран, и вместо него построен был третий деревянный же храм в честь свят. Николая тщанием помещика Спиридона Евдокимовича Полибина в 1781 году. Храм этот сгорел от неосторожного обращения с огнем свящ. Можайского. Находился он на месте нынешнего.
Нынешний деревянный на каменном фундаменте, с такой же колокольней, теплый храм, с двумя рядом расположенными престолами: с правой стороны в честь свят. Николая и с левой в честь Покрова Пр. Богородицы - построен старанием прихожан в 1880 г. Храм имеет вид корабля; внутри оштукатурен и окрашен, снаружи обшит тесом и окрашен масляной белой краской. В 1909 г. устроены для окон деревянные, обделанные железом, ставни; крыша и колокольня окрашены медянкою; устроена нован изразцовая печь. В 1910 г. возобновлена живопись иконостаса.
Из икон храма замечательны: 1) Икона свят. Николая Чуд. древней греческой живописи, явившаяся на одной из берез, стоявших на месте храма. 2) Икона Казанской Божией Матери, писанная в 1769 г.
Причт в 1774 г. состоял из священника и 2 причетников; по штату 1885 г. в причте находится священник и псаломщик.
Приход в 1774 г. состоял из 61 двора. В прежнее время приход был малочисленный и бедный. Увеличился же он с 1891 г., когда, по ходатайству священника Николы Акулина, присоеденены к нему 10 деревень Давыдовской волости, Осташковского уезда, Тверской губ. В 1915 году прихожан: Сопотской волости, Бельского у.: в селах: Балбекине, Козлове, Федяеве, в деревнях: Кузнецове, Киселеве, Корниловке, Васильеве, Маркове, Теренине, Новоселье, Алексееве, Глухареве, Дулове, Мелавине, Синичине, Никитяеве, Рексове, Загрязье, Мишневе, Авсееве, Фомине, Ерохине, Кузнецове, Красном Ручье - 129 дворов (391 мужчина, 395 женщин). Давыдовской волости, Осташковского у.: в деревнях: Рысине, Кочерге, Синцове, Церковище, Хвостове, Гребневе, Большом Вдовине, Малом Вдовине, Башеве, Заюолотье - 75 дворов (262 мужчины, 265 женщин). Всего - 204 двора (653 мужчины, 660 женщин).
В приходе — две земских школы. Одна открыта в селе в 1900 г.; при ней — общежитие на 25 мальчиков; обучается 40 м. и 10 д. Другая школа в д. Гребневе, с 26 м. и 8 д.
В д. Хвостове и Прямушенках - часовни. В д. Церковище, на холме, был храм и кладбище; здесь попадаются человеческие кости.
Местный деятель — Бельский 2-й гильдии купец Александр Вас. Сыченников, проживающий в ¼ в. от села, в им. Балбекине. Он состоит церковным старостой и попечителем школы. Благодаря его пожертвованиям приведен в цветущее состояние храм, и в 1903 г. пристроена к нему красивая колокольня.
Крестные ходы бывают 6 января, в преполовение Пятидесятницы и 1 августа. Из праздников особенно почитаются дни памяти свят. Николая Чуд. и Флора и Лавра, а также Покрова Пр. Богородицы, Преображения, Успения, Рождества Христова, Троицы, Илии пророка, Космы и Дамиана.
Церковное попечительство существует с 1902 г.
(По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)