Аристово (Никольское, Никольское-Любуты погост, Любуты погост, Любуты Никольские погост, Никольские Любуты погост, Николаевские Любуты погост) - Никольская церковь
![]() |
Погост Любуты Никольские, от Пскова 385 верст, до революции погост входил в состав Торопецкого уезда Псковской губернии. Погост находился в полукилометре к юго-востоку от Аристова.
Церковь Чудотворца Николая, построена в 1819 году, каменная, двухпрестольная. Была приписана к Воскресенской церкви погоста Любуты Воскресенские.
Прихожан нет.
В 1876 и 1879 гг. собственного причта не имеет.
В разные годы в храме служили:
Свящ. Симеон Алексеевич Жемчужин - зшт 1869
Свящ. Иоанн Иоаннович Музыров - 1872 -
Свящ. Павел Горожанский 28.04.1895 - 09.08.1895
Свящ. Иоанн Васильевич Любомудров 09.08.1895 - 02.05.1903
Свящ. Иоанн Городовицкий 15.02 1904 - 1911
Свящ. Михаил Николаевич Лебедев - 1913 - 1917 -
Дьякон Павел Софийский 27.04.1902 -
В 1913 году служили: Священник Лебедев Михаил Николаевич, псаломщик Ивановский Иоанн Иоаннович, церковный староста Силаев Арсений Силыч. Кирпичная оштукатуренная церковь возведена на кладбище в стороне от села в 1819 г. Основные ее объемы утрачены более чем на треть. От четверика храма сохранились лишь угловые опоры, несущие ротонду, перекрытую куполом, увенчанным глухим барабаном. Ротонда снаружи имеет форму восьмерика. Полуциркульная апсида почти полностью обрушена, от бесстолпной трапезной с плоским деревянным потолком уцелела лишь северная стена. Наиболее полно сохранилась двухъярусная колокольня с массивным прямоугольным основанием и квадратным в плане ярусом звона со срезанными углами. Южный и северный фасады храма, очевидно, были оформлены портиками, от которых сохранились только угловые колонны. Восьмерик прорезан полукруглыми окнами. Основным мотивом наружного убранства колокольни служит квадровый руст, покрывающий нижний ярус. Вблизи церкви просматриваются остатки парка, указывающие на существование здесь усадьбы.
РГИА. ф. 799. 0п. ЗЗ. д. 1571. л. 19, 19 об.
А.Г.
![]() |
(По материалам изданий Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Хроника Псковской епархии ( 1894-1917). По страницам Псковских епархиальных ведомостей ( 1894-1917 гг.). - Псков, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913., Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления.)
(Цветное фото. Михаила Ильина aka uchazdneg с сайта Надбавка - мой компас земной....)
В 1932 г. в церкви служил священник Панков Александр Федорович, который был арестован в декабре 1932 г. и по приговору «тройки» Западной области от 15 марта 1933 г. приговорен на 5 лет ссылки в Севкрай.
Состав семьи Панкова А.Н. при его аресте:
жена Ксения Ивановна, 35 лет, домохозяйка.
Дочери: Тамара – 3 г. 8 м.; Вера – 1 г.
В заполненной анкете Панков А.Ф. указал:
Имущественное положение:
до революции: 12 десятин земли, 1 лошадь и 1 корова.
в настоящее время: НЕТ НИЧЕГО.
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По обвинению гр-на
Панкова Александра
по ст. 58 п. 10 УК
В Ленинский Райаппарат стали поступать сведения о том, что поп пог. Никольского, Кожутовского с/совета Панков Александр проводит А/С работу на селе, ставя своей целью срыв хлебозаготовительной кампании, коллективизации и других мероприятий Соввласти на селе, запугивая население скорой сменой власти и расправой над колхозниками.
Нами было установлено, что по данному с/с коллективизировано всего на 18/12 – 17% дворов, что хлебозаготовки идут слабо и выполнено всего на 52%, что угрожало срывом заготовок, что в колхозах наличиствует кулацкий элемент.
В силу вышеизложенного и был поп Панков Александр арестован и против него было возбуждено следственное производство.
Путем следствия было установлено, что поп Панков Александр, прибыв в конце 1930 года из Сибири повел А/С работу на селе. Вел агитацию о скорой кончине Соввласти, обрабатывал крестьян, чтобы не выполняли заготовки и сам включился в заготовки, производя сборы по деревням зернокультур для себя, одновременно ведя агитацию против хлебозаготовок. Уговаривал крестьян за невступление в колхоз и о выходе из такового, вошел в доверие к последним, получая из колхоза молочные продукты для личного пропитания и воск для выделки свеч, занимался перепродажей полученных от крестьян зернокультур, наносил угрозу как колхозникам, бедноте, так и ответработникам р-на выезжающим в с/совет. Конкретными фактами его А/С работы является следующее: вел агитацию против колкохоз, уговаривая колхозников о выходе и крестьян единоличников о невступлении в колхоз – что скоро Власть смениться и колхозникам будет плохо, - пытался обработать крестьян, имея целью разгона колхозов – запугивая тем, что колхозы это барщина, в силу чего в с/с коллективизация шла плохо и после ареста попа Панкова стали строиться новые колхозы – как факты, подтверждающие вышеизложенное приводим показания свидетельств по данному вопросу:
Было этим летом, поп Панков мне говорил:
«Скоро Власть эта падет, не иди в колхоз,
будет худо» и мы верно ждали, что Власть
смениться» / Л.д. 10 об. / Аналогичное показание / Л.д. 11 об./
Другому свидетелю Алексееву Архипу, говорил о разгоне колхозов, говоря:
«В колхоз не идите, его надо разогнать»
а сам к колхозникам подделался и получал
от них молоко» / Л.д. 12 об. /.
Весной этого года зашел к гр-ке Громовой Евдокии, запугивая ее, что входя в колхоз, она душу продает антихристу, говоря:
«Что Вы смотрите на эту Власть, идете
в колхозы, поддерживаете Власть,
не надо идти в них, этим Вы отходите
от бога, продаете душу антихристу» / Л.д. 13 об. /.
Запугивал крестьян тем, что колхозы, это барщина, об этом говорил в Николу этого года около церкви:
«Зачем идете в колхозы, отдаете душу антихристу,
коммунисты хотят из вольных людей
сделать опять барщину» / Л.д. 14 об. /.
Поп Панков вел агитацию против заготовок, пытаясь сорвать заготовки, сам включился в заготовки, объезжая деревни производил срывы хлеба. Уговаривал помогать церкви, а не власти, возмущал население против Соввласти тем, что мол кр-н разоряют. В подтверждение изложенного приводим следующие факты его А/С действий.
Осенью 1932 г. Панков против заготовок и финплатежей гр-нам говорил:
«Нужно помогать церкви, а не большевикам,
не везите заготовки, кр-н переобложили,
не надо платить налоги, не поддерживайте власть,
тогда она скоро падет» / Л.д. 11 об.; 14 об./ .
Гр-на Козлова Архипа уговаривал не выполнять заготовки, говоря:
«Зачем ты на своем горбу везешь хлеб,
Соввласть замучала, а ты боишься не выполнить,
ничего не вези и тебе ничего не будет» / Л.д. 10 об./.
Вместо сдачи заготовок государству, предлагал помогал церкви говоря:
«Не надо выполнять, давать коммунистам,
Лучше помогайте церкви» / Л.д. 13 об./
Аналогичное показание л.д. № 4.
Наносил угрозы бедноте скорой сменой Власти и расправой, тоже не стесняясь производил и в лицо представителям РИКа.
В этом году в июне месяце, разговаривая с гр-нами Алексеевым нанося угрозы говорил:
«В этом году будет коллективизация как смениться Власть,
Вам будет за раскулачивание и поборы с кр-н,
церковь забыли, с коммунистами вместе работаете,
но власть скоро падет. Если не в этом году,
то на будущий год обязательно» / Л.д. 12 об./.
Поп Панков желая отомстить секретарю РИКа за обложение его, остановил его в лесу. По этому поводу Власенков дает следующие показания:
«Возвращаясь из Зыковского с/совета я опять
встретил попа по дороге в лесу, он шел с
церковным старостой, церковный староста
остановил мою лошадь, взяв ее под уздцы,
а поп подошел ко мне вплотную и оба начали
меня ругать нецензурными словами,
но я уехал от них, они же от меня неотставали,
а пытались нагнать, идя сзади, вероятно хотели
рассчитаться за то, что я выявил задолженность
попа государству» / Л.д. 3 об./.
Вел агитацию против уборочной кампании, запугивая крестьян, что мол от них все отберут. Громовой Евдокии в присутствии других на поле летом этого года говорил:
«Зачем Вы трудитесь, для кого, как подойдет
время заготовок отберут от Вас все,
а Вам ничего не дадут» / Л.д. 13 об./.
Запугивал гр-н тем, что власть скоро смениться уже идет на востоке война, о чем говорил гр-ну Спиридонову Илье.
«В Сибири уже власть Советская пала, скоро
и сюда наши придут, нужно помогать церкви
и ожидать смены Власти» / Л.д. 14 об./.
В хлебозаготовительную кампанию Соввласти включился сам, производя сборы зерновых культур по деревням чем тормозил выполнению плана заготовок по этому поводу свидетелями дают следующие показания.
«В этом году когда начались заготовки,
он учел момент и тоже поехал по деревням
собирать для церкви объезжая деревни» / Л.д. 14 об./
Аналогичные показания Л.д. 13 об. и 4 об.
Производя сборы хлеба по деревням, перепродавал его, отправляя в г. Торопец / Л.д. 4 об./.
Допрошенный в качестве обвиняемого Панков Александр виновным себя не признал и показал:
«В колхозе «Коммунар» я действительно получал молоко всего в количестве 22 лит. по 50 к.: литр.
Припоминаю, что Андреев Степан быв. член церковной двадцатки покупал у колхозника Бегачева воск, но для какой цели не знаю.
В декабре 1932 г. не помню какого числа шел с гр-ном Андреевым встретили секретаря РИКа Власенкова, он меня лично спросил уплатил ли налог, но к нему не лез и не придерался, тоже и Андреев.
В сентябре месяце действительно я тоже собирал сборы зерновых культур в это время проходили хлебозаготовки, но я собирал от гр-н в добровольном порядке, а Советская Власть в обязательном порядке» / Л.д. 9. /.
На основании вышеизложенного: Панков Александр Федорович, 39 лет, поп, происходящий из Елецкого района п. Лукома, проживающий перед арестом в п. Никольский – Лебут, Кожутовского с/с, Ленинского района. До революции был псаломщиком, после все время попом, имеет среднее образование, русский, б/п, несудимый, лишенный избирательных прав, семью имеет 3 чел. Жену и 2-е детей / от 1 года до 4 лет, из имущества ничего не имеет, в армиях не служил и родственников в Красной Армии не имеет. По состоянию здоровья здоров.
ОБВИНЯЕТСЯ: в том, что будучи попом и враждебно настроенным к существующему строю, вел А/С работу на деревне, срывал мероприятия Соввласти, вел агитацию против коллективизации и заготовок, срывая последние. Запугивал население скорой сменой Власти, наносил угрозы населению и ответработникам района, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК.
На основании вышеизложенного и руководствуясь приказом СГПУ за № 172 от 2 апреля 1924 г. дело по обвинению попа Панкова направить в Тройку ПП ОГПУ З/О для рассмотрения во внесудебном порядке – предварительно направив Райпрокурору Вселуцкого р-на на санкцию.
Примечание: Обвиняемый Панков Александр содержится под стражей с 20 декабря 1932 г. при Великолуцком ДЗ и с сего числа перечисляется содержанием за УСО ПП ОГПУ З/О. Вещдоказательств по делу не имеется.
Опер. Уполномоч. СПО |
Вайднер |
|
Согласен: |
НАЧ СПО |
Аврушенко |
Утверждаю: |
ПОМ НАЧ ВЛОС ОГПУ |
Дудко |
Выписка из протокола
заседания судебной тройки ПП ОГПУ Зап. области
от 15 марта 1933 г.
СЛУШАЛИ: |
ПОСТАНОВИЛИ: |
67. Дело № 16856 Великолуцкого О/сектора ОГПУ Зап. области по обвинению Панкова Александра Федоровича, 1893 г., рожд., урож. ЦЧО, Елецкого р-на, пог. Лукома, русского, по ст. 58/10 УК. |
Панкова Александра Федоровича Сослать через ПП ОГПУ в Севкрай сроом на ПЯТЬ лет, считая срок с 20/XII – 32 года. |
Секретарь тройки |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по материалам уголовного дела № 11963 [1]
«Панков А.Ф. подпадает под действие ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».
И.о. пом. прокурора Калининской области |
И.К. Воронцов |
Нач. подраздеделения УКГБ СССР по Ко |
А.Б. Туркевич |
14 июля 1989 г. |
[1] Дело меняло номера: следственное дело № 16856; архивное № 15421; № 24359; № 6031; № 12366; № 11963.
(Материал предоставил: Доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права Тверского государственного университета Сухарев Александр Николаевич (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
).)