Тверь - Симеона Столпника церковь

Церковь Симеона Столпника.


    Своим наименованием Симеоновская улица обязана церкви Симеона Столпника, до 1930-х гг. стоявшей на месте здания бывшего автовокзала (юго-восточный угол квартала), в непосредственной близости от дома № 7 по Свободному переулку. Со времён средневековья Симеоновский храм выполнял важную градообразующую роль в этой части Загородского посада Твери. Он входил в число немногих церквей, которые украшали «Предградье», т. е. ближайшую к Тверскому кремлю территорию. Симеоновская церковь стояла в 300 метрах к юго-востоку от южных, Благовещенских, ворот кремля (последние находились в районе гостиницы «Центральная»).
   Наиболее раннее из известных нам упоминаний о деревянной церкви Симеона Столпника относится к 1626 г., однако в тот период храма не существовало, поскольку он был сожжён в «литовское разорение», т. е. во время Смуты начала XVII в. Рядом с запустевшим церковным («Симеоновским») местом в середине 1620-Х гг. располагался уцелевший в минувшее лихолетье деревянный «храм во имя Благовернаго и Великаго Князя Михаила Ярославича Тверскаго Чудотворца». Судя по описи 1626 г., фиксирующей Михайловскую церковь в качестве сооружения «клетского» типа, в основу её объёмного решения был положен прямоугольный (или квадратный) в плане сруб с простой двухскатной кровлей.
   В XVI - начале XVII вв. (а может быть, и ранее) стоящие по соседству храмы, один из которых был, вероятно, «холодным», а другой «тёплым», опосредованно напоминали тверичам о событиях далёкого прошлого. Церковь Симеона Столпника, тезоименитая по своему посвящению первому тверскому епископу Симеону, и храм, освящённый в честь Михаила Тверского, будучи поставленными рядом, олицетворяли союз двух незаурядных личностей второй половины ХIII - начала XIV вв., которые в 1285 г. стали инициаторами закладки в Твери кафедрального Спасо-Преображенского собора, первого каменного храма города.
   Завершая разбор источника 1626 г., следует остановиться на малообъяснимом, на первый взгляд, свидетельстве, содержащемся в описи П. Нарбекова: «На монастыре у Семиона Святаго во дворе боярина Ивана Никитича Романова крестьянин Надейка Дементьев, а тот двор купил у посадскаго человека у Ивашки Денежки во 133 году (1625)». Что это? Ошибка писцов или единственное свидетельство существования в древности на территории 45-го квартала монастыря, соборным храмом которого могла быть церковь Симеона Столпника? Хотя, скорее всего, под «монастырём» в данном случае следует подразумевать кладбище, которые в средневековье устраивали при подавляющем большинстве приходских храмов.


Церковь Симеона Столпника.


   Недостаток документов не позволяет сегодня сказать, когда была восстановлена сгоревшая в литовское разорение Симеоновская церковь, но уже в 1676 г. город украсился новым каменным храмом, выстроенным на месте деревянного предшественника. Его главный престол был освящён в честь Симеона Столпника, а придельный получил наименование Зосимосавватьевского. Писцовая книга 1685-1686 гг. хотя и обобщённо, но всё же уточняет архитектурные формы новой каменной церкви: «Строение приходцкое, покрыто тесом (деревом), о пяти главах, главы обиты чешуею (небольшими металлическими листами)... перед церковью паперть каменная... на паперти колокольня каменная шатровая, на колокольне шесть колокол»... Вполне допустимо, что Симеоновский храм 1676 г. по своему внешнему облику мог быть похож на выстроенную в конце ХVII в. Ильинскую церковь. Последняя стояла на углу Ильинского переулка (ныне Тверской проспект) и Косой Новгородской улицы (ул. Вольного Новгорода). Разобрали её в 1930-е гг. Правда, в отличие от Ильинского храма, церковь Симеона Столпника не имела подклета, т. е. её основной объём был одноэтажным.
   После грандиозного тверского пожара 1763 г. церковь Симеона Столпника вплоть до конца ХVIII в., по всей видимости, оставалась единственным каменным сооружением квартала. Во время вышеупомянутого пожара она выгорела изнутри, при этом стены и сводчатая конструкция храма, по-видимому, уцелели, что позволило уже в июле 1763 г. (пожар произошёл 12 мая) подготовить к освящению небольшой Зосимосавватиевский придел. Судя по плану 1767 г., «малая» церковь Зосимы и Савватия - соловецких чудотворцев - примыкала к северной стене основного объёма. В 1772 г. завершился ремонт и обновление главного храма. Был сделан новый иконостас, написаны иконы и куплена необходимая церковная утварь. Документальный материал позволяет предполагать, что в 1760-е - начале 1770-Х гг. каких-то зримых изменений во внешний облик Симеоновского храма внесено не было. Вероятно, после ремонта он выглядел приблизительно так же, как и на рубеже XIX-XX вв., когда его зафиксировали снимавшие город фотографы. Тем не менее, в таком виде он отличался от той Симеоновской церкви, что была выстроена в 1676 г. Опись 1685-1686 гг. отметила церковь Симеона Столпника в качестве пятиглавого сооружения, в то время как известные нам изображения фиксируют храм типа «восьмерик на четверике» с одной небольшой главкой. Следовательно, к 1763 г. здание 1676 г. было перестроено. Когда же это могло произойти? Ответ на этот вопрос даёт, по всей видимости, тверской историк второй половины ХVIII в. Д.И. Карманов. В 1775 г. он писал


План местности Симеоновской церкви в Твери. 1851 г. ГАТО. Ф. 97. Оп. 1. Д. 2432. Л. 22.

о перестройке Симеоновского храма в 1718 г. на деньги «инспектора Ивана Викторова и прихожан купцов Козьмы Ворошилова, Ильи Кобылина и Василья Волочанинова». В качестве одноглавого, а не пятиглавого сооружения церковь Симеона Столпника была обозначена на плане-рисунке Твери первой четверти ХVIII в. Вероятно, храм 1676 г. действительно был перестроен во второй половине - конце 1710-х гг. По всей видимости, именно в этот период произошла замена первоначального завершения: вместо пяти глав на основном объёме установили мощный восьмерик. В таком случае Симеоновская церковь оказывается едва ли не первой постройкой в череде типологически близких храмов, сооружённых в Твери в 1-й половине ХVIII в. Мы имеем в виду сохранившиеся в настоящее время: собор Отроча монастыря (1722 г.), церковь Рождества в Рыбаках (1743 г.) и Троицкий храм за Волгой (1734-1737 гг.). В итоге с большой долей вероятности можно предполагать, что после пожара 1763 г. был обновлён перестроенный в 1710-е гг. храм. Следует, правда, отметить, что от вышеперечисленных построек Симеоновская церковь отличалась достаточно необычной алтарной частью. С востока у неё была сделана не одна или три апсиды, а две. Вероятно, таким образом, в основном объёме разместили как главный, так и придельный престолы.
   Священник Никифор Никитин, ставший в 1763 г. свидетелем пожара в храме, во второй половине 1780-х гг. находился в весьма преклонном возрасте. Это обстоятельство заставило его заняться поисками преемника, и 1787 г. в качестве такового был выбран выпускник тверской духовной семинарии Алексей Алексеевич Томаров. Помимо священнических обязанностей по храму, ему предстояло вместо Никитина «исправлять требы в здешнем воспитательном доме». Наконец, А.А. Томаров стал мужем дочери Никифора Никитина. 23 ноября 1787 г. Томаров получил «ставленную грамоту» на священство и приступил к выполнению своих служебных обязанностей. В то время ему шёл двадцатый год.
   В 1790 г. в Симеоновском храме началось расширение трапезной. Тогда же решено было выстроить новую колокольню. В 1791 Г. эти работы были завершены, а ещё через несколько лет (в 1794 г.) в обновлённой трапезной был освящён Благовещенский придел. Пристроенный с юга, этот «малый» храм значительно расширил площадь трапезной.
   Следует отметить, что в деле реконструкции церкви активное участие (вероятно, прежде всего, финансовое) принял церковный староста купец Пётр Сергеевич Барсуков.
   В 1800 г. на средства прихожан художник Семён Фёдорович Крыжов расписал Зосимосавватьевский придел. С.Ф. Крыжов приходился племянником Дмитрию Крыжову, В последней трети ХVIII в. - одному из лучших тверских живописцев. В 1774 г. под руководством Д. Крыжова был расписан кафедральный Спасо-Преображенский собор.
   В 1802 г. настенной живописью была украшена и церковь Симеона Столпника. Правда, перед этим храм перекрыли новым железом и оштукатурили. В 1811 г. церковь и ограда вокруг неё были покрашены. Отметим, что в этот период церковная ограда состояла из каменных столбов с деревянным заполнением («полисадом»).


Фрагмент плана с часовней в ограде Симеоновской церкви. 1887 г. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 80674. Л. 4.

   В феврале 1812 г., за несколько месяцев до начала Отечественной войны, решено было перестроить северный придел во имя Зосимы и Савватия. К этому времени этот «малый» храм «по древности своей пришел в ветхость, так что на своде онаго в неких местах показались трещины». Потребность в перестройке придела была обусловлена также его недостаточной вместимостью («по многому стечению... в праздничные дни, особливо в зимнее время людей очень тесен»). Расширение придела должно было сопровождаться видоизменением его алтаря. Восточную часть северной придельной церкви предполагалось сделать такой же, как алтарь южного Благовещенского придела (вероятно, прямоугольной в плане). Любопытно, что вопрос о реконструкции Зосимосавватьевского придела был принят к окончательному рассмотрению 28 июня 1812 г., т. е. тогда, когда Наполеон уже перешёл русскую границу.
   Разрешение на реконструкцию придела было получено 13 августа 1812 г., но завершён он был только к сентябрю 1813 г. Освятили обновлённый придел в 1815 г., что символическим образом совпало с окончательным разгромом Наполеона. В этом же году священник А.А. Томаров отправился в Москву за двумя новыми колоколами. Для этой цели ему был выписан специальный пропуск.
   В конце 1812 г. старицкая помещица Прасковья Ивановна Ивкова и тверской купец Иван Владимирович Шуваев с братьями передали в дар церкви ряд весьма дорогих церковнослужительских облачений и серебряный оклад на общую сумму 3197 рублей. Один только оклад на икону Симеона Столпника стоил 1797 рублей. Можно предположить, что таким образом состоятельные прихожане храма выказывали свою радость по случаю чудесного избавления России от иноземных захватчиков (в декабре 1812 г. остатки наполеоновской армии, спасаясь бегством, покинули территорию нашей страны).
   В конце ХVIII - первой четверти XIX вв. активным участником, а подчас и инициатором обновлений Симеоновского храма был его священник Алексей Алексеевич Томаров. По­видимому, это был весьма авторитетный человек. Известно, что длительное время он являлся «духовным отцом всех воинских чинов», неоднократно участвовал в судебных процессах, имел немалое влияние на солдат и поэтому выступал «при допросах нижних чинов увещевателем».
   Из послужного списка А.А. Томарова, составленного в 1837 Г., мы узнаём, что «в 1812-м г. за долговременное и ревностное прохождение звания своего благословлен набедренником». Тогда же, в 1812 г. его наградили бронзовым крестом, в 1818 г. он был «Всемилостивейше пожалован бархатною фиолетовою Скуфьею; в 1825 г. бархатною фиолетовою Камилавкою; в 1833 г. золотым наперсным крестом; а в... 1837 г. Орденом Анны 3 степени».
   По-видимому, с 1825 г. связано последнее серьёзное обновление Симеоновской церкви, произошедшее при непосредственном участии Алексея Томарова. В этом году тверские купцы братья Архип и Василий Владимировичи Шуваевы на свои средства сделали новый иконостас и заказали целый ряд новых икон. Тогда же были растёсаны первоначальные оконные и дверные проёмы, храм вновь (изнутри) оштукатурили, а затем расписали. К сказанному добавим, что Шуваевы (одна из самых известных тверских купеческих фамилий), по всей видимости, не одно столетие являлись прихожанами Симеоновского храма.



Проект на переделку в существующей тёплой церкви с накладкою новых стен наружных на высоту около 2-х аршин в церкви Симеона Столпника на Хлебной площади в Твери и с перекладкою местами стен и цоколя. 1886 г. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 80337. Л. 7.


   В 1830 г. в северо-западном углу церковной ограды была выстроена каменная часовня.
   Новым священником Симеоновского храма к середине XIX века становится Иван Андреевич Рубцов.
   В бытность И.А. Рубцова священником Симеоновской церкви петербургскому живописцу и академику Игореву за 200 рублей серебром была заказана копия с иконы Спасителя, которую для церкви Аптекарского острова (в Санкт-Петербурге) написал К.П. Брюллов.
   Несколькими годами позже И.А. Рубцов сообщил протоиерею кафедрального собора К. Чередееву о том, что, по свидетельству некоторых прихожан, находящаяся в церкви икона Божией Матери Троеручицы чудесным образом исцелила крестьянку Тверского уезда. Однако позже каких-либо чудес у иконы не происходило.
   В 1877 г., когда на средства известного тверского благотворителя купца Василия Петровича Аваева в Симеоновском храме шло устройство нового иконостаса, на церковные деньги решено было украсить храм новой настенной живописью. В 1879 г. опираясь «на свой собственный капитал не касаясь церковной суммы» работы по росписи Симеоновской церкви выполнил церковный староста купец Василий Клементьев. В 1890-1891 гг. на пожертвования другого Аваева - Василия Гавриловича, было произведено «позлащение» иконостасов в придельных церквях. На его же средства были покрашены стены и полы в «малых» храмах. Наконец, В.Г. Аваев «пожертвовал 200 рублей на написание священного изображения «Входа Господня в Иерусалим» на одной из стен внутри» Симеоновской церкви. В итоге на эти работы он истратил 4600 рублей. За свою благотворительность тверской купец и почётный гражданин В.Г. Аваев 14 ноября 1891 г. был «награжден золотою медалью для ношения на шее на Станиславской ленте».
   В середине 80-х гг. XIX в. в сводчатых конструкциях Симеоновской церкви появились трещины, поэтому в 1886 г. на храме начались ремонтные работы. В связи с ремонтом были изготовлены чертежи, которые в деталях позволили представить церковь, длительное время являвшуюся основным градообразующим фактором в районе главной торговой площади города. Во второй половине 1880-х гг. реконструкция храма была завершена, и тогда же начались работы по перестройке ряда сооружений на церковном дворе. В 1887 г. был выстроен «каменный сарай с жилыми помещениями для сторожа и викарного священника» и перестроена пекарня. Во время земляных работ, проводимых на церковной территории в 1886-1887 гг., было найдено несколько каменных надгробий, которые были переданы в Тверской музей.
   1 марта 1895 г. (в очередную годовщину гибели Александра II) при церкви Симеона Столпника было «открыто Братство во имя Христа Спасителя с целью содействовать религиозно-нравственному просвещению народа и оказывать материальную помощь бедным и сиротам». При Братстве была устроена бесплатная библиотека, в которой к началу ХХ столетия насчитывалось 1500 книг религиозного содержания; заведовал библиотекой г. Емельянов.
   В начале ХХ в. была отремонтирована одна из стен Симеоновской церкви, а несколькими годами позже (в 1908 г.) её чугунный пол заменили настилом из метлахских плиток.
   В первые послереволюционные годы структура 45-го квартала осталась прежней. Серьёзный урон нанесли ему 1930-е гг., когда была разобрана Симеоновская церковь. В 1958 г. на зтом месте по проекту архитекторов Е.С. Резницкого и В.А. Титова выстроили здание автовокзала.

   
    (По материалам статьи Салимов А., Салимова М. О тверской церкви Симеона Столпника//"Тверская старина", 2009, № 28.)

    (Фото. № 1 - 2 из коллекции А. Н. Семёнова с сайта Улицы города Твери.)
    


   Ведомость церкви Симеона Столпника, состоящей в 1-й градской части Твери, сочиненная 1801-го года декабря... дня.

   Церковь каменная, построена в 1676-м году, с двумя приделами, из коих один Преподобных отцев Зосимы и Савватия Соловецких построен вместе с нею, а другой во именование Благовещения Пресвятыя Богородицы в 1794-м годе, кумпал и олтарь оныя, также и шпиль колокольни крыты железом, трапеза же тесом, однокомплектная, утварью снабдена и, как оной опись и при ней две тетради для прибылых и убылых вещей, так и приходорасходная денгам книга, за печатьми Духовной консистории имеются. Земли около церкви отведено под строение священноицерковнослужительских домов в две стороны по 37 сажень, на что имеется план и хранится с ризницею, обнесена каменною оградою с трех сторон с полисадом деревянным.
   Сколько же при оной церкви священноицерковнослужителей на лице, их жен и детей, так же сколько приходских дворов с показанием числа душ мужеска и женска пола, явствует ниже сего.
   Священник Алексей Алексеев - 35 [лет]. Уволен из богословии, прозывался Темаров, проповеди сказывает в соборе по назначению и в своей церкви в праздничныя дни, [о чтении и пении записи нет.] [Состояния] хорошаго, не вдов. [В настоящий чин определен] с 1787-го года, граммату имеет. Родства между собой священноицерковнослужители не имеют. [Подозрительных дел] небыло. [В дурных поступках] не замечены. Жена его Марфа Никифорова - 33 [года]. Дети их: Димитрий - 12 [лет] обучается в реторике по прозванию Алексеев, Иван - 4 [года].
   Диакон Максим Иванов - 28 [лет]. Уволен из богословии, прозывался Терешин, проповеди сказывает в соборе по назначению и в своей церкви в праздники, [о чтении и пении записи нет.] [Состояния] честнаго, не вдов. [В настоящий чин] диаконом с 1795-го года, граммату имеет данную к Рожественской, что в Ямской слободе, церкви, а к предписанному приходу переведен в 1796-го года. [Родства в причте не имеет.] [Подозрительных дел] небыло. [В дурных поступках не замечен.] Жена его Екатерина Михайлова - 22 [года]. Дети их: Матфий - 3 [года], Александр -1 [год].
   Дьячек Василий Григорьев - 39 [лет]. Уволен из синтаксимы, прозывался Семеновский, в чтении и пенин исправен. [Состояния] честнaгo, женат. [В настоящий чин определен] с 1778-го года, в стихарь посвящен, граммату имеет. [Родства в причте не имеет.] [Подозрительных дел] небыло. [В дурных поступках не замечен.] Жена его Агpипена Васильева - 39 [лет]. Дети их: Дарья - l3 [лет], Праскева - 4 [года], Анна - 2 [года].
   Понамарь Козма Иванов - 48 [лет]. В школах не был, в чтении не худ, по нотам петь не умеет, наслышкою может. [Состояния] безподозрительнaгo, женат. [В настоящий чин определен] с 1784-го года, в стихарь посвящен, граммату имеет. [Родства в причте не имеет.] [Подозрительных дел] небыло. [В дурных поступках не замечен.] Жена его Екатерина Яковлева - 42 [года]. Дети их: Василий ­ 13 [лет] обучается в реторике по прозванию Семеновский, Мелания - 7 [лет].
   Умершаго священника Никифора Никитина жена Праскева Иудина - 72 [года].
   Умершаго священника Ивана Тимофеева жена Матрена Семенова - 72 [года]. Пользуется жалованием богаделенным.
   Прихожан при означенной церкви: обер офицеров, приказных служителей, военных, купцов и мещан, разночинцев - 112 дворов, 293 мужескаго пола душ, 299 женскаго.

   
    (По материалам издания Духовенство и приходы города Твери и Тверского уезда. 1801 год: Клировые ведомости. - Тверь: Тверской гос. ун-т. 2008.)
    


   В честь преп. Симеона столпника в г. Твери есть церковь, находящаяся в 1-й городской части, среди базарной площади, построенная до литовского разорения. В писц. книгах 1622 г. сказано о ней: "Идучи в город против благовещенск. ворот в улицу к Симеону столпнику... да бывал храм Симеона столпника, и тот храм сгорел в литов. разоренье". (Тв. Еварх. Вед. 1885, № 4). У М. Чирикова показано: "Церковь Симеона столпника; у ней во дворе поп Феодор Гаврилов, да дьячек - брат его Васька (Тв. Еп. Вед. 1889, № 3). Храм каменный, ныне трехпрестольньий, первоначально был построен в 1676 г. с одним приделом в честь преп. Зосимы и Савватия. У Диомида Карманова о Симеон. церкви сказано: "Симеон столпник (церковь) с одним приделом Зосимы и Савватия Соловецких с колокольней, каменная, построена в 1718 г. старанием вкладчика гор. Твери Ивана Викторова и прихожан-купцовъ - Косьмы Ворошилова, Ильи Кобылина и Василья Волчанинова" (стр. 126). В великий пожар 1763 г. церковь была возобновлена и в трапезной устроено было два придела: Пресв. Девы (правый) и преп. Зосимы и Савватия (левый). Высота храма с куполом 14 сажен, длина с приделами 14¾ саж. , а ширина 6¼ саж.; имеет одну главу (около сажени в диаметре), на железной основе, покрытую медью и вызолоченую через огонь. Крест на главе восьмиконечный, прорезной, в 1856 г. покрыт медью и вызолочен через огонь; шпиль на колокольне покрыт белой жестью (в 1899 г.); колокольня, построенная в 1790 г., находится в связи с церковью, высота ее с крестом 17 саженей. Вокруг храма ограда. На северной ее стороне ряд каменных лавок (15), построены в 1834 году. В связи с лавкам на углу устроена (1830) каменная часовня, в которой находится несколько стар. икон; 9-го августа сюда вносят местночтимую икону Пресв. Богородицы, именуемой "Неопалимая Купина", для служения перед ней молебнов. Престол в главном алтаре серебряной чеканной работы (весом 1 пуд 6 фунт.), устроен в 1836 году: на жертвенник одежда медная вызолоченная. На горнем месте в алтаре икона Спасителя (3 аршина 8 вершков в высоту, 2 арш. 4 вершка в ширину), писана Спб. художником Игоревым в 1856 году, в золоченой раме. Замечательны два Евангелия: одно, в большой лист, печатано в Москве, в 1698 году, при патриархе Адриане, а другое - в средний лист, печатано в 1654 году, при патриархе Никоне (во 2-е лето его патриаршества 25 октября, до исправления богослужебных книг). Церковь преп. Симеона имеет богатую ризницу сравнительно с другими город. церквами (в ней до 50 свящ. облачений, большею частью из парчи и бархата). В иконостасе (главной церкви) местные иконы (каждая имеет 1 арш. 11 вершк. в вышину и 1 арш. с вершком в ширину) Спасителя, преп. Симеона Столпника, трех вселенских святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого) - по правую сторону царских врат, и Смоленской Божией Матери, Сошествия Св. Духа на апостолов, Тверских святых (св. Арсения и велик. князя Михаила) - в серебряных позлащенных ризах. Замечательны по древности и изображениям иконы пр. Симеона с деяниями его в главном иконостасе, Рождества Спасителя - с обстоятельствами предварявшими и сопровождавшими это событие - в левом приделе в иконостасе; старин. образ - Знамения Пресв. Богородицы - ни стене в том же приделе и друг. В прежнее время в этом храме, особенно в иконостасах, было довольно старин. икон, замечательных по изображениям, но они, усердием причта и прихожан, были возобновлены и, к сожалению, не по прежним рисункам; так, на левой двери главн. иконостаса был арх. Уриил, а теперь вместо него изображен арх. Гавриил. Вокруг Симеон. церкви в прежнее время было приход. кладбище; некоторые из надгр. памятников, найденныхъ в земле в 1886 г., переданы были в Тверской музей.
   1-го марта 1895 г. при Симеонов. церкви открыто Братство во имя Христа Спасителя с целью содействовать религиозно-нравственному просвещению народа и оказывать материал. помощь бедным и сиротам. Братство имеет две хоругви (металлические), на одной из них изображены Спаситель благословляющий и пр. Симеон столпник, а на другой - Благовещение Пр. Богородицы и преп. Зосима и Савватий Соловецкие. При Братстве в церкви помещается бесплатная библиотека, в которой более 1500 экз. книг религиозного содержания, - подписчиков более 200; заведует ей безмездно г. Емельянов.

   
    (По материалам издания Храмовые праздненства в г. Твери. Выпуск первый. - Тверь, 1903.)
    


   Симеоновская церковь построена в 1676 г., каменная, престола три: главный Прпеподобного Симеона Столпника, придельные: южный Благовещения Пресвятой Богородицы, северный Зосимы и Савватия Соловецких.
   Церковные документы: опись 1859 года, метрики с 1823 года, исповндальные с 1823 года.
   В 1901 году служили: Протоиерей Николай Михайорвич Лебедев 50-ти лет, кандидат богословия, в служении с 1877 года, Священником с 1878 года, Протоиереем с 1898 года, состоял членом уездного училищного совета, награжден в 1893 году орденом Святой Анны 3 степени.
   Диакон Димитрий Алексеевич Волков 28-ми лет, диаконом с 1894 года.
   Псаломщик Петр Иосифович Архангельский 31-го года, в должности с 1894 года.
   Церковный Староста купец Димитрий Филиппович Панов в должности с 1891 года.
   Прихожан - 65 дворов (191 мужчина, 186 женщин).
   При церкви каменная часовня.

   В 1915 году служили: Протоиерей Петр Садиков 55-ти лет, окончил семинарию, на службе 33 года, в Симеоновском храме 9 лет.
   Священник Иоанн Соколов 47-ми лет, окончил семинарию, на службе 23 года, в Симеоновском храме 13 лет.
   Штатный диакон Димитрий Волков 42-х лет, на службе 20 лет, в Симеоновском храме 18 лет.
   Псаломщик-диакон Иоанн Судницын 35-ти лет, на службе 15 лет, в Симеоновском храме 4 года.
   Псаломщик Петр Архангельский 45-ти лет, на службе 20 лет, в Симеоновском храме 16 лет.
   Прихожан - 177 мужчин, 157 женщин.

   
    (По материалам изданий: Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)
    


Посмотреть всю карту