ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



ЗУБЦОВСКИЙ РАЙОН, ВОЛОСОВО (СТЕПАНОВСКОЕ, СТЕПАНОВСКОЕ-ВОЛОСОВО)

ВОЛОСОВО (СТЕПАНОВСКОЕ, СТЕПАНОВСКОЕ-ВОЛОСОВО) - ДОМОВАЯ БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Фото. Елены Теркель и Дмитрия Теркеля с сайта http://www.proselki.ru/


   Церковь в 1864 г. князь Алексей Борисович Куракин устроил в верхнем этаже одного из боковых флигелей главного усадебного дома в память скоропостижно скончавшегося любимого сына Бориса и его небесных покровителей-св. мучеников Бориса и Глеба. Внутреннее убранство церкви в начале XX в. включало: 4 подсвечника, 1 дарохранительницу, 9 лампад, 5 столов, в том числе 1 стол для риз и 2 аналойных стола с иконами, 6 табуретов, 2 ковра, 1 люстру, 1 кумачевый занавес, 4 кумачевых оконных шторы, 14 икон. Согласно некоторым данным часть икон для церкви была написана самим А.Б. Куракиным (1809-1872) - человеком высоко образованным и одаренным, талантливым художником-любителем, почетным членом Академии художеств. Он был также не лишен литературного таланта, писал музыку. Из живописных работ князя наибольшую известность получила исполненная в 1830-е гг. серия видов усадьбы Степановское.
   Приезжая в имение, князь занимался, главным образом, устройством домовой церкви во имя святых Бориса и Глеба (патрональные святые рода Куракиных) в южном флигеле дома. Иконы для церкви (копии с известных образов) А.Б. Куракин написал сам. В 1863 г. церковь была освящена, хотя работы по её оформлению продолжались вплоть до кончины князя в 1873 г.
   Последними владелицами усадьбы были дочери Алексея Борисовича: Александра Алексеевна (1840-1919), в замужестве Козен, и Елизавета Алексеевна (1848-1928), в замужестве Нарышкина. Елизавета Алексеевна учредила в восточном флигеле главного дома усадьбы Елизаветинскую общину и передала ей часть хозяйственных строений. На месте Слободы разбили большой фруктовый сад. В двухэтажном флигеле, при церкви Бориса и Глеба, княгиня Е.А. Нарышкина устроила двухклассную церковноприходскую школу.
   В 1901 году домовая церковь в селе Степановском (госпожи Нарышкиной), престол Святых Мучеников Бориса и Глеба, числилось приписанной к Никольской церкви села Дорожаева. При церкви больница и приемный покой для приходящих.
   В 1901 году служил причт Никольской церкви села Дорожаева: Священник Петр Александрович Богородский 42-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1880 года, священником с 1882 года, состоял законоучителем в земском училище, награжден скуфьей в 1897 году. Псаломщик Андрей Константинович Знаменский 38-ми лет, в должности с 1880 года.
   В 1914 году служил причт Никольской церкви села Дорожаева: Священник Петр Богородский 57-ми лет, окончил семинарию, на службе 34 года, в Никольском храме 32 года. Псаломщик Феодор Знаменский 19 лет, на службе 4 года.

   
     (По материалам статьи - А.В. Горбунова. Мемориальные сооружения в дворянских усадьбах Тверского края., материалам сайта Литературная карта Тверского края и материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. Елены Теркель и Дмитрия Теркеля с сайта Проселки.)

   Сельцо Степановское, Волосово то-ж, Зубцовского уезда Тверской губернии.

   Частые пребывания в сельце Степановском князя Алексея Борисовича Куракина II ознаменовались устройством церкви в верхнем этаже одного из боковых домов и помещения для священника в нижнем. Она устроена в 1863 г., во имя святых мучеников, благоверных князей Бориса и Глеба, под впечатлением тяжелой утраты, понесенной незадолго предъ тем князем Алексеем Борисовичем: в 1860 г. 26 марта на двадцать третьем году жизни скончался сын его, носивший имя первого из сих страстотерпцев. Освящение было совершено в 1864 г., в Духов день, местным благочинным, священником села Первитина Михаилом Вяхиревым при большом стечении народа. В престольный праздник, 24 июля 1864 года, в домовой церкви отправлено торжественное богослужение. Накануне праздника было всенощное бдение, а в самый праздник, в 10 часов, по прочтении часов, сперва отправлена большая панихида, потом водоосвящение, после совершена божественная литургия и, наконец, молебен св. страстотерпцам Борису и Глебу. При чтении Евангелия и во время многолетия производилась пушечная пальба.
   Все украшения и сюжеты картин в этом храме носят отпечаток личности самого Князя, руководившего всеми подробностями его сооружения. Церковь делится на три части. В первой, назначенной для княжеской семьи, находится у левой стены изображение, или модель, памятника над могилою князя Бориса в Дорожаевской церкви: напротив — образ Ангела Хранителя во весь рост, с чертами молодого Князя: среди тяжелой скорби воображение отца отождествляло Ангела Хранителя с духом возлюбленного сына, и этот образ был проявлением его поэтической мысли. Задняя стена занята копией большой картины на текст евангелиста Луки: "Дух Господень на мне: егоже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпусти сокрушенныя во отраду". По обеим сторонам этой картины изображены в медальонах беседа Иисуса с Никодимом и утопающий Петр. Над аркою, под которой обыкновенно стоят во время службы владелицы имения, находится картина, изображающая св. Иеронима, писанная масляными красками молодым князем Борисом Алексеевичем, с его собственноручной подписью: "Кавалергардскаго Ея Величества полка корнет князь Куракин". Им же написан образ Пресвятой Богородицы (копия с Мурильо), помещенный в Дорожаевской церкви. Точно такой же образ, писанный его сестрою княжной Елизаветой Алексеевной Куракиной (в супружестве Нарышкиной), висит въ домовой церкви, в алтаре над жертвенником. Брать и сестра копировали этот образ одновременно с оригинала, принадлежавшего родной тетке князя Алексея Борисовича, Татьяне Борисовне Потемкиной, рожд. княжне Голицыной. Тут же находятся две драгоценные для владелицы иконы: одна Покрова Пресвятыя Богородицы чеканного серебра с эмалью, поднесенная Елизавете Алексеевне благодарными крестьянами в 1902 г., в день двадцатипятилетия основаннаго ей Дорожаевского двухклассного училища; вторая икона изображает Спасителя и была поднесена также крестьянами в ден освящения Елизаветинской церкви.
   Средняя часть описываемого храма широко открыта для всех служащих в имении и для народа. Стены её украшены четырьмя белыми с позолотою киотами, в которых помещены картины следующего содержания: 1) отречение Петра (копия картины фламандской школы), 2) положение Спасителя во гроб (копия с Скедонэ), 3) Ананий и Сапфира и 4) жена-хананеянка. Иконостас также белый с позолотой. Запрестольный образ — моление о чаше, копия с Бруни.
   По кончине князя Алексея Борисовича домовая церковь была оставлена на имя старшей его дочери Елизаветы Алексеевны Нарышкиной, и таким образом служба в ней продолжилась, с той лишь разницей, что стали ее отправлять иepoмонахи, нарочито командируемые на все время пребывания владелицы в имении.
   При церкви пел хор певчих из учеников и учениц Дорожаевского двухклассного училища под управлением регента, исполняющего также должность псаломщика.
   В августе 1892 г. в Степановское к Елизавете Алексеевне приезжал из Петербурга отец Иоанн Кронштадтский, который служил обедню в домовой церкви, а накануне присутствовал у всенощной, где читал канон. К его приезду собралось в усадьбу со всех сторон до пяти тысяч народа, и церковь, понятно, не могла вместить всех желающих; окна были раскрыты, и толпа молилась на широком дворе, куда доносилось церковное нение. Подъем духа был необыкновенный, и воспоминание об этом дне еще долго жило в памяти всего окрестного населения.
   В июле 1902 г. высокопреосвященнейший Димитрий, apxиепископ тверской и кашинский, приехал на освящение вновь выстроенного храма во имя Тихвинской Божией Матери при сельце Елизаветине. Прибыв за два дня перед этим и остановившись у Елизаветы Алексеевны, владыка отслужил в домовой церкви всенощную на воскресенье весьма торжественно, в сослужении с местным духовенством, а на другой день — обедню в селе Дорожаеве.
   Из эпизодов семейной жизни, связанных с домовой церковью в Степановском, нужно отметить происходившие в ней четыре бракосочетания: княжны Е.А. Куракиной с A.Д. Нарышкиным, княжны А.А. Куракиной с А.0. Козен, B.А. Нарышкиной с графом Д.Н. Татищевым и К.А. Нарышкина с Н.К. Нарышкиной. Эти бракосочетанияя записаны в обыскных книгах Дорожаевской церкви.
   Домовая церковь сельца Степановского остается памятником создателя её, князя Алексея Борисовича, и скромный звон её колокола не переставал, вплоть до самого закрытия храма в советское время, оповещать усадьбу и живущих в ней, что все ищущие покоя душам своим призываются к молитве.

   
     (По материалам издания Восемнадцатый век. Княже-куракинские церкви и поместья. Том II. Под редакцией: Смольянинов В.Н. б.м.: Типо-литография Н.И. Гросман и Г.А. Вендельштейн, 1905.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли