ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ЗАПАДНОДВИНСКИЙ РАЙОН, НИКОПОЛЬ (НИКОПОЛЬЕ, НИКОПОЛЬ ПОГОСТ)

НИКОПОЛЬ (НИКОПОЛЬЕ, НИКОПОЛЬ ПОГОСТ) - БОГОРОДИЦЕРОЖДЕСТВЕНСКАЯ И СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКВИ


   Богородицерождественская церковь была упразднена за ветхостью в 19 веке, а Сретенская церковь разрушена в советские годы. Сохранилось описание прихода:

   С. Никополь, Никополье — находится в 2 в. от границы с Торопецким у., Псковск. губ. (р. Зап. Двины), близ оз. Селюты. Г. Белый находтся от села в 120, Торопец в 50, ст. Зап. Двина в 10 в. Ближайшие села Вережунь, Тотоп. у., в 7, Сельцо в 15, Дуброво в 20 в.
   Местность, где теперь расположено село и приход, до 1759 г. принадлежала к приходу с. Сельца. На месте села, по преданию, была дер. Хламы. Живший в с. Сельце ротмистр Смоленской шляхты Николай Иванович Потемкин выдал замуж свою дочь, по имени Марию, за помещика Алексея Ивановича Челищева, жившего в местности, где находится село. Первый деревянный храм во имя Рождества Пр. Бгородицы с приделом во имя свят. Николая Чуд. и был построен "пю прошению Смоленской шляхты полковника Николая Потемкина" в 1759 г., так как (как сказано в одной ведомости за 1763 г.) "от церкви с. Сельца, где проситель живет, и других верст до 30 и более и две непроходимых в некоторое время рекы: Велесою и Ущицею". Храм этот построен был на низком месте, на полуострове, над оз. Селютою, в 1 в. от нынещнего каменного храма. Судя по остаткам иконостаса, резьбы и иконам, храм этот был обширен и богат живописью.
   Вторую, домовую, каменную, с такой же колокольней, церковь во имя Сретения Господня, с приделом в честь вел. Иоанна Воина, начал строить подпоручик Алексей Иванович Челищев (зять Потемкина) через 7 лет после постройки первой, а именно 23 октября 1767 г.
   Как видно из надписи на двух небольших деревянных крестах Сретенская церковь освящена архимандритом Смоленского Троицкого монастыря Константином Соколовским 25 октября 1774 г.; тогда же освящен придел Иоанна Воина (30 июля) протоиереем Бельского Троицкого собора Иларионом Ивановым Добринским. В 30-х годах ХIХ в., при еп. Тимофее, — когда, за ветхостью, деревянная церковь была разобрана, — храм этот сделан приходским (предание). В 1840 г. он поврежден пожаром, после чего исправлен и оштукатурен тщанием помещика Георгия Алексеевича Челищева; иконостас сделан был одноярусный, и стены не были расписаны. В 1867—1870 г.г. церковь ремонтирована внутри и снаружи и освящена 18 июля 1870 г. В 1879 г. тщанием помещика Петра Алексеевича Пущина церковь вновь покрыта и окрашена. В 1883 г. оштукатурена и окрашена вновь, и устроено в ней две железных печи. В 1901 г. покрыта железом, окрашена и оштукатурена. В 1905 г. сделан новый пол, и два прежние престола заменены новыми; исправлен иконостас. В 1910 г. крыша храма окрашена медянкою, наружные стены охрою, а внутренние белилами на масле; в алтаре сделан новый цементовый пол. В 1912—1913 г. пол алтаря И храма настлан каменными плитками. Вокруг храма устроена каменная ограда в 1892 г. При еп. Петре часть ограды в 38 саж. возобновлена. В ограде три гранитных памятника свящ. Петру Кулагину (1874—1902), помещ. Пущину и крестьянину дер. Сорокина Феодосию Иванову.
   В храме находится почитаемая икона Божией Матери "Споручницы грешных". Икона — небольшая (7-8 вершк.), старинного письма. Она пожертвована в храм дворянкой дер. Тюков Дарией Леонтьевной Апольцевой, после напутствования её, больной, Св. Тайнами, в 1884 г. Жертвовательница два раза до того отдавала икону в храм и вновь брала себе. Икона была родовая, и ей родители благословили Алольцеву на вступление в жизнь. Теперь, в третий раз, жертвовательница со слезами рассказала, что Божия Матерь "Споручница гршныхъ" несколько раз являлась ей во сне, требуя, чтобы икона её отдана была в церковь; но Апольцева решила отдать икону уже тогда, когда находилась в болезни. Отдавая икону, она просила священника молиться за нее пред ней. В летописи, составленной свящ. Петром Кулагиным, передается также следующее: церковный староста, крестьянин д. Лашина, выйдя из храма через полчаса после "страстей" в чистый четвег, необычайно поражен был видением огня в алтаре; огонь этот, виденный и другими, мгновенно рассыпался и исчез; когда был осмотрен после этого храм, — следов огня нигде не было. Богомольцы, увидав икону во сне или услыхав, что она помогает в болезнях, приходят из Торопца, Белого и ст. Ярцева. В дни празднования её — 21 августа и 7 марта — а также в день Рождества Пр. Богородицы приходят прихожане соседних сел, особенно Сельца, Вережуни, Старины, Драгочева, Биберева и др. Сын священника Петра Кулагина, А. Кулагин, лежа в болезни без языка, высказал сильное желание видеть св. икону. Когда о. Петр принес икону из прихода, крестообразно бдагословил ею болящего, дал ему приложиться к ней и поставил ее у его изголовья, — больной, обняв св. икону, проговорил. В адресе, поднесенном уходящему за штат священнику Петру Кулагину, сказано, что в дни его священства "сия икона (которая была и ему поднесена) прославилась излиянием благодати Божией". Замечательно, что свящ. Петр Кулагин 7 марта, в день Божией Матери "Споручницы грешных", перед своей смертью, сказал: "мне осталось жить несколько часов", и действительно скончался в 3 часа по полуночи с 7 на 8 марта. Перед иконой, по желанию прихожан, горит неугасимая лампада. В 1903 г., по желанию прихожан и с разрешения епископа Петра, икона помещена в иконостас.
   Другие достопримечательности храма: 1) Антиминс, перенесенный из бывшей деревянной церкви, с надписью: "Повелением Благочестивейшия Самодержавнейшия Государыни нашея, Императрицы Елисаветы Петровны всея России и благословением Святейшаго Правит. Синода, священнодействован Преосвяшенным епископом Смоленским и Дорогобужским Гедеоном — в лето мироздания 7260, от Рождества Христова 1759, августа 9 дня". 2) Два небольших деревянных креста, из коих на одном надпись: "Освятится жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в храме Сретения Господня при державе Багочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни нашея, Императрицы Екатерины Алексеевны всея России и при Наследнике Ея Благоверном Государе, Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче, и при супруге Его, Благоверной Государыне, Великой Княгине Наталье Алексеевне, при Святейшем Правит. Синоде, по благословению Преосвященнейшаго Парфения, епископа Смоленскаго и Дорогобужскаго, в лето Господне 1774-ое, месяца октября 25-го числа на память свв. мучеников Маркиана и Мартирия; освящение и священнодействие отправлял Смоленскаго Троицкаго монастыря Архимандрит Константин Соколовский с собором в Бельском уезде, в Жарковской волости, в селе Никополи. Строил сей храм своим иждивением помещик поручик Алексей Иванов сын Челищев с женою своею Мариею Николаевою дочерью по отце Потемкиной. Начал строить фундамент 1767 года октября 22 дня; 1768 года в Майе месяце 9-го началась каменная работа, за которую заплачено с отделкою 450 р.; иконное писание начато 1772 года марта 27 — заплачено 200 руб; столярная работа и резьба начата 1772 года июня 21 дня — за работу заплачено 230 руб.".
   На другом кресте надпись: "Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа во храме св. мученика Иоанна Воина при державе Благочестивейшия Великия Государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России и при Наследнике Ея Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Павле Петровиче и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Наталии Алексеевне, при Святейшем Правит. Синоде, по благословению Преосвященнаго Парфения, епископа Соленскаго и Дорогобужскаго, в лето Господне 1774, месяца октября 25 числа, на память святых мучеников Маркиана к Мартирия; освящение и священнодействие отправлял г. Белаго Троицкаго собора протоиерей Иларион Иванов сын Добринский. Золочение и серебрение начато в 1773 г. января 15-го, заплачено за это 310 руб.; росписание стен внутри и снаружи 60 руб.; еще пошло на печи, стекло, тес, гвоздья и на все починки 200 руб. Во время освящения — заплачено разным священно-церковно-служителям за оба престола 50 руб. Харчу пошло в день освящения и следующую неделю, по примеру домовой цены — 365 руб. Вся постройка храма обошлась на 2055 руб. ассигнаций, а на серебро 600 руб.".
   Из предметов утвари наиболее ценны: 1) серебряный вызолоченный потир с прибором, вес. более 5 ф.; 2) Евангелие в серебряном вызолоч. окладе, вес. 25 ф.; 3) кадило серебряное, с такими же цепочками, вес. 1 ф. 30 зол.; 4) крест с надписью, относящейся ко всем этим предметам: "1790 года марта 16 куплена в Москве в село Никополь в храм Сретения Господня утварь: крест, евангелие, потир с прибором и кадтло в память покойной милостивой государыни матушки Марии Николаевны Челищевой сыном ея Егором Челищевым". Вс эти предметы стоили 3000 р. асс. Имеется облачение для священника и диакона из белого глазета с кованными серебряными оплечьями, на атласной подкладке, и такие же воздухи, ценостью в 200 р. слишком. На драгоценность этого облачения обратил внимание в 1865 г. еп. Антоний.
   Причт в 1774 г. состоял из священника, диакона и двух причетников. С 1874 г. причт, по штату 5 класса, состоит из священника и псаломщика (резолюция еп. Серафима).
   В приходе в 1774 г. было 144 дв. В 1915 году прихожан: в селах: Никополи, Петрове, Угрюмове, Покровском, Башкове, Сесвятском, в деревнях: Коношах, Барлове, Ботине, Шнитине, при р.Велесе, Баеве, Мухине, Лашине, Золотухах, Отходах, Александровской, Петрилове, Заилове, Рудне, Читарейках (Четырейках), Конове, Моисееве, Ламтях, Тюках, Шлыках, Скробах, Бобрах, Навинке, Сорокине, Лариошкове, Селе - 284 двора (825 мужчин, 886 женщин).
   Прижожане религиозны и усердны к храму. Многе прихожане (до 100 дв.), за отдаленностью от церкви, ходят к богослужениям в церкви соседних сел: жители д. Рудни — в приписную Марковскую церковь (в 5 в. от д. Рудни); жители д.д. Читарейки, Конова, Ламтей, Тюков, Моисеева и Шлыков — в церковь с. Морозова или Холма, Торопецк. у. (в 3—5 в.); жители д. Скробы — в церковь с. Вережуни, того же у. (в 2 ½ в.).
   Школа впервые заведена в 1885 г. в доме священника. После пожара этого дома, до 1890 г., школы не было. С 1890 г. занимался школьным делом свяшенник. С 1894 до 1904 г. существовала школа грамоты, помещавшаяся то в доме священника, то в сторожке.
   В приходе три кладбища.: 1) около церкви, 2) в 1 в. от неё, рядом с домами причта, открытое в 30—х гг. ХIХ в., после упразднения деревянной церкви и кладбища (которое было неудобно, так как окружено с трех сторон водой озера), — на нем деревянная часовня, построенная в 1840 г. и впоследствии перестроенная; 3) при д. Рудне, - здесь тоже деревянная часовня. До 70-х гг. ХIХ в. было еще кладбище при д. Новинке, в 5 в. от церкви, потом закрытое. По преданию, было также кладбище около Богородице-Рождественской церкви, но никаких следов его не сохранилось.

   
     (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли