ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ РАЙОН, ЯЩИНЫ

ЯЩИНЫ - НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ


Село Ящины. Вышневолоцкий район. Церковь Николая Чудотврца после пожара. matveevo.prihod.ru

   Село Ящины, от Твери 140 верст, от Вышнего Волочка 12 верст.
   Церковь Никольская, построена в 1850 году, деревянная, престол один Святителя Николая.
   Церковные документы: опись 1852 года, метрики с 1852 года, исповедальные с 1840 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Алексей Георгиевич Малеин 26-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1895 года, священником с 1897 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы. Диакон Петр Арсеньевич Сербский 33-х лет, в служении с 1885 года, диаконом с 1897 года, состоял учителем пения в церковно-приходской школе. Псаломщик Петр Тимофееыич Синев 57-ми лет, в должности с 1865 года. Церковный староста крестьянин Ксенофонт Кондратьев, в должности с 1899 года.
   Прихожан в селе Ящинах, в деревнях: Шепелькине, Сысоеве, Вадоножке, Нивке, Джгулеве, Грядах, Гудобине, Василеве, Подсосонье, Старом, Гудобинке, Рогу, Никольской, Речьке, Зашишевье, Филине - 281 двор (847 мужчин, 955 женщин).
   В 1915 году служили: Священник Михаил Шевелев 30-ти лет, из 5-го класса аеминарии, на службе 8 лет, в Никольском храме 5 лет. Штатный диакон Александр Воскресенский 44-х лет, на службе 21 год, в Никольском храме 3 года. Исполняющий должность псаломщика Евгений Шеметов 20-ти лет, на службе 2 года.
   Прихожан в деревнях: Шепелькино, Вадоножье, Ожгулево, Нивка, Гряды, Гудобино 1-е, Василево, Подсосонье, Старое, Гудобино 2-е, Рог, Никольское, Речка, Зашишевье, Филино - 713 мужчин, 817 женщин; старообрядцев - 6 мужчин, 5 женщин.
   К сей церкви приписана Тихвинская церковь (в 6 верстах), деревянная, построена в 1873 году, престол один Тихвинской Божией Матери.
   В приходе села Ящин находилось три часовни: 1) в деревне Старом, Святого Великомученика Димитрия Солунского, построена издавна, деревянная; 2) в деревне Филине, Успения Божией Матери, построена издавна, деревянная; 3) в деревне Зашишевье, Преображения Господня, построена издавна, деревянная.


Село Ящины. Вышневолоцкий район. Церковь Николая Чудотворца. 1970-е гг. matveevo.prihod.ru

   
     (По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1915.)

     (Архивные фото. с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)


   Г.К. СМИРНОВ

   НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ЯЩИНЫ
   Архитектурная хроника

   Никольская церковь в селе Ящины, расположенная в 10 км от Вышнего Волочка на берегу озера Ящино, принадлежит к числу деревянных храмов, характерных для периода ранней эклектики середины XIX в. История проектирования и строительства любой провинциальной церкви представляет интерес не только для местного краеведения, но и для исследователей русской архитектуры, которые стремятся воссоздать историю отечественного зодчества во всей её полноте. Однако по многим памятникам провинциальной церковной архитектуры в России мы располагаем довольно скупыми сведениями, лишь в общих чертах освещающими историю их создания. При этом крайне редко сохраняются графические материалы - проектные или фиксационные чертежи подобных построек. В этом отношении ящинской церкви «повезло»: хранящиеся в архивах Твери и Санкт-Петербурга документы позволяют достаточно подробно и полно изложить историю её проектирования и строительства.


Проект церкви Николая Чудотворца (архитектор М. Шашин, 1845 г.)

   Существовавшая издавна в селе деревянная церковь во имя Николая Чудотворца в октябре 1757 г. сгорела во время пожара. Храмозданная грамота на строительство новой церкви датируется ноябрём 1758 г., но по неясным для нас причинам (возможно, из-за отсу­ствия средств) храм появился в селе только в 1772 г. При этом строили его не заново, а перевезли из Никольской Столпенской пустыни купленную деревянную церковь, которую и поставили на сельском кладбище. Однако освятить этот храм не могли в течение нескольких лет из-за отсутствия священника. Дело в том, что предыдущий ящинский священник Семён Иванов года за два до возведения храма был лишён сана «за обвенчание беззаконного брака». В результате в 1777 г. в церкви экономического села Ящины, приход которой насчитывал до 50 дворов, священника не было уже 7 лет. В неосвящённом храме имелся иконостас с ветхими Царскими вратами и скудная церковная утварь. Такая ситуация склоняла Тверскую духовную консисторию к решению ликвидировать здесь самостоятельный приход, приписав его к церкви села Быстрое (в 10 верстах от Ящин) или к одной из церквей Вышнего Волочка. Но крестьяне воспротивились этому намерению и в октябре 1778 г. обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Арсению с просьбой оставить у них церковь, убранство которой они дополнят, и назначить им священника. Не дождавшись ответа, крестьяне в следующем году ешё дважды обращались к владыке с подобной просьбой, но и тогда, по всей видимости, безрезультатно. Только ходатайство бывшего тверского наместника Я.Е. Сиверса позволило ящинским крестьянам ещё через несколько лет обрести священника и освятить церковь. В октябре 1781 г. Сиверс во время своих многочисленных поездок по губернии оказался в Ящинах, где из разговора с местными крестьянами узнал об их нужде и вызвался «быть за них хожатым». Действительно, через несколько дней он передал прошение ящинских крестьян всё того же содержания и к тому же епископу. После этого дело сдвинулось с мёртвой точки и в течение двух с лишним лет решилось благополучно для просителей. 10 января 1782 г. священник Казанского собора Вышнего Волочка Пётр Алексеев «освидетельствовал» ящинскую церковь на месте и следующим образом охарактеризовал её: хотя снаружи она кажется «несколько пообветшавшею, но внутренность представляет её довольно здоровую и крепкою, а и внешность можно бы ещё сделать не только прочною, но и благовидною чрез обшивку всех стен новым тёсом». В декабре 1782 г. церковь была готова к освящению, а в следующем году в село был определён произведённый всвященники Пахомий Михайлов, бывший до этого пономарём в селе Никульское Вышневолоцкого уезда. 15 января 1784 г. новый священник просил Тверскую духовную консисторию разрешить освящение церкви, которое, очевидно, вскоре и совершилось.


Проект церкви Николая Чудотворца (архитектор Х.Ф. Мейер, 1845 г.). РГИА

   Храм, с отдельно стоявшей колокольней, просуществовал до 2 сентября 1845 г., когда его уничтожил пожар. Но ещё до этого сохранение прихода в Ящинах снова оказалось под угрозой. 6 июня 1845 г. управляющий Тверской удельной конторой, в ведомстве которой тогда находилось село, Повало-Швейковский обратился к архиепископу Григорию с просьбой упразднить приход в Ящинах, поскольку он был очень мал и не имел средств для сооружения нового храма, в то время как старая церковь уже пришла в ветхость. Однако епархиальный архиерей не согласился с этим. Причина отказа заключалась в том, что ближайшие церкви (в сёлах Быстрое и Глубокое) находились на довольно значительном расстоянии. Кроме того, упразднение прихода могло привести к усилению старообрядцев, которых здесь насчитывалось 13 человек. Поэтому владыка настаивал на строительстве новой церкви или починке старой. С целью осмотра церкви в Ящины был направлен архитектор Тверской удельной конторы М. Шашин, который признал здание совершенно ветхим и составил проект со сметой на строительство нового деревянного храма. Церковь в проекте Шашина была выполнена в сдержанных формах стиля ампир. Собственно храм представлял собой четверик с куполом в завершении. Купол, полусферический внутри, имел снаружи более привычную для деревянной архитектуры форму восьмерика с гранёным завершением. На фасадах четверика арочный вход фланкировали две пары пилястр, а выше располагалось крупное полукруглое окно. Компактная квадратная в плане трапезная соединяла храм с двухъярусной колокольней, увенчанной шпилем. Ящинские крестьяне выразили согласие построить церковь по этому проекту на свои средства. Необходимую по смете сумму (2779 руб. 77 коп.) предполагалось собрать в течение пяти лет. Проект и смета Шашина рассматривались в Петербурге архитектором Удельного ведомства академиком архитектуры Х.Ф. Мейером в июле 1845 г. Мейер, очевидно, счёл представленный проект выполненным не «по правилам архитектуры», а также устаревшим в стилистическом отношении. В столице архитектурные вкусы уже изменились. На смену ампиру пришли русский и русско-византийский стили, отражавшие поиски зодчими национального стиля. Проект Мейера в полной мере отвечал этим вкусам: купол храма заменялся более традиционной маковичной главой, а шпиль колокольни - шатром в духе русского зодчества ХVII в. Аналогичные изменения коснулись и декоративных деталей. Но при этом общие габариты и план церкви остались по существу прежними. Этот проект, утверждённый министром императорского двора, был 4 сентября 1845 г. отправлен в Тверскую удельную контору с тем, чтобы, когда будут собраны две трети необходимой суммы, подать его на утверждение тверскому архиерею.


Проект церкви Николая Чудотворца (архитектор Х.Ф. Мейер, 1847 г.). РГИА
Однако, за два дня до этого произошёл упомянутый выше пожар, который, очевидно, нанёс большой ущерб и самому селу. В этой ситуации сметная стоимость проектируемого храма оказалась слишком большой для ящинских прихожан, которые вынуждены были изменить своё прежнее решение. 11 августа 1847 г. они обратились с просьбой разрешить им купить за 100 руб. упразднённую деревянную церковь в селе Глубокое и поставить её в Ящинах, внеся изменения по указанию архитектора. В связи с этим архитектор М. Шашин был отправлен в Глубокое, где осмотрел бывшую Петропавловскую церковь, построенную в 1777 г., а затем составил проект и смету на её перестройку. Теперь Шашин откликнулся на веяния времени и изобразил на чертеже церковь в План.духе эклектичных тенденций середины XIX в., выделив фасад храма килевидным архивольтом, завершив его восьмигранным барабаном с маковичной главой, придав килевидное очертание наличникам окон. Но сделал он это опять не «по правилам архитектуры». Проект и на этот раз не удовлетворил столичного архитектора Х.Ф. Мейера, к которому снова на согласование попала работа тверского мастера. Наверное, больше всего ему не понравилась неуклюже начерченная колокольня, а также, возможно, пропорциональные соотношения основных элементов композиции и отдельные детали. В октябре 1848 г. Мейер составил новый проект, который можно рассматривать как облагороженный, исправленный по принципам профессиональной apхитектуры вариант чертежа, выполненного Шашиным. Этот проект, представляющий собой хороший образец раннего русского стиля в архитектуре, был утверждён министром императорского двора 9 апреля 1848 г. В 1849 Г., по меньшей мере дважды объявлялись торги на подряд по строительству ящинской церкви, однако, никто на них не являлся, и тогда решено было вести работы хозяйственным способом, то-есть без посредников. Перевозка храма и сооружение его на новом месте были произведены в течение 1850 г., а летом 1851 г. архитектор М. Шашин осмотрел церковь и удостоверил, что она выстроена хорошо и в соответствии с проектом. Однако, существующая церковь свидетельствует о том, что её западная часть была несколько изменена относительно проекта. Впрочем, это могло произойти позднее ради расширения помещения.
   В настоящее время Никольская церковь в селе Ящины находится в очень плачевном состоянии. Уже давно утрачены шатровая колокольня и глава храма, а в последние годы рухнули перекрытия, сорвана большая часть наружной обшивки, выломаны полы. К сожалению, надежды на сохранение этого памятника деревянной архитектуры середины позапрошлого столетия, а тем более на его реставрацию, практически нет. Вскоре единственной памятью о ящинском храме останутся те архивные документы и чертежи, о которых было рассказано выше.


Село Ящины. Вышневолоцкий район. Церковь Николая Чудотворца. 1970-е гг. matveevo.prihod.ru

   
     (По материалам издания Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах. - 2004. - № 8.)

     (Графические материалы из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013. Архивные фото. с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли