ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ РАЙОН, СОЛНЕЧНЫЙ (ЛЕОНТЬЕВО)

СОЛНЕЧНЫЙ (ЛЕОНТЬЕВО) - ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Бориса Орлова.

   Церковь Преображения расположена в северной части села на высоком, крутом берегу озера Мстино и обращена к нему восточным фасадом. Западный фасад выходит на красную линию улицы. В селе издавна существовала деревянная церковь, последняя выстроена в 1765 г. (сгорела в 1884 г.). В 1862 г. был утвержден проект каменной пятиглавой церкви с трапезной и шатровой колокольней, выполненный в формах эклектики с элементами русского стиля. Однако, по просьбе прихожан, архитектором П.Ф. Федоровым был составлен новый проект более вместительной церкви, но при этом по соображениям экономии - одноглавой. Существующая церковь сооружена в два этапа. Холодный храм с тремя престолами (Преображения, Варлаама Хутынского и Федора Стратилата) построен в 1877 г. В 1886 г. на средства московского купца Андрея Васильевича Болотина, владельца стекольного завода в Борисовском (Вышневолоцкий район), началось сооружение теплой трапезной (с приделами Ирины и Пантелеймона) и колокольни под наблюдением архитектора В.И. Кузьмина. Одновременно началось возведение каменной ограды вокруг кладбища (не сохр.). Все работы, очевидно, завершились к кон. 1880-х - нач. 90-х гг. В подклете трапезной устроили усыпальницу ктиторов. В 1891 г. получено разрешение на сооружение четырех дополнительных глав, однако о реализации этого намерения ничего не известно. В 1896 г. в память коронации Николая II бежецким «церковным мастером» И.М. Титовым производилась позолота главы и иконостаса холодного храма. В 1897 г. в селе возникло второе кладбище, на котором в 1904-07 гг. была построена деревянная церковь, а в 1910 г. к ней пристроена колокольня (не сохр.). В годы советской власти главу (или главы) храма и верхние ярусы колокольни разобрали. В 2001-08 гг. эти объемы были восстановлены, но в формах, отличающихся от первоначальных; над боковыми фасадами трапезной выложены аттики, ранее не существовавшие; с южной стороны сооружен вход в усыпальницу; построена новая ограда с воротами. Кирпичная с гранитным цоколем, церковь снаружи оштукатурена и побелена.
   Характерный для своего времени пример культового здания в духе эклектики с преобладанием форм русского стиля.
   Продольно-осевая, симметричная, объёмная композиция складывается из четверика храма с тремя полукруглыми апсидами, более узкой и низкой прямоугольной трапезной и колокольни, от которой остался только нижний ярус. Не сохранилось также завершение храма. Фасады всех частей церкви обладают одинаковым декором, лишь храм в своей средней части выделяется щипцовым фронтоном на фоне массивного аттика, завершающего четверик. Стены расчленены широкими лопатками. Арочные окна, которые на фасадах храма сгруппированы по два, обрамлены килевидными полуналичниками. Под многообломным венчающим карнизом проходит пояс городков.
   Храм отличается просторным и светлым интерьером. Его помещение делится четырьмя крещатыми столбами и опирающимися на них подпружными арками. Центральное пространство перекрыто куполом на парусах, остальные компартименты - коробовыми и крестовыми сводами. Апсиды, открывающиеся в храм на всю свою ширину, перекрыты конхами. Трапезная, благодаря продольным подпружным аркам, обладает "трёхнефной" структурой. Её помещение перекрывают коробовые своды с распалубками.

   Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. С. 204-205.

   Г.С.

   
     (По материалам изданий: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)

     (Фото. № 1 Бориса Орлова.)

Фото. Ильи Смирнова с сайта http://sobory.ru


   Село Леонтьево издревле входило в состав Коломенского погоста Деревской пятины. Ещё в 1495 г. упоминается здесь «На Мстинском озере: Деревня Левонтеево: двор Степанко Онтонов, двор Левко Матфеев, двор Васко Еремеев, двор Ивашко Семёнов, двор Степанко, двор Мартинко Олфимовы, сеют ржи 14 коробей, а сена косят 90 копен, шесть обеж».
   В какой из окрестных храмов ходили крестьяне Леонтьева и соседних деревень сказать трудно: храмы в XV в. в Коломенском погосте были в самом Коломно и в селе Берёзки, а так же за озером был храм с. Быстрое, но относился он к Никольскому погосту на Волоке.
   В XVII веке – здесь появляется первый деревянный храм. Деревянная церковь в селе Леонтьево неоднократно перестраивалась. Последняя из них в 1777 г. была признана ветхой и подлежала ремонту, но на постройку нового храма, видимо не хватало денег – спустя несколько десятилетий в 1821 г. вопрос о ветхости церкви был снова поднят. Но завершился он всего лишь очередным ремонтом – в 1834 г. была перекрыта колокольня храма, аналогично, как и тогда в конце XVIII в. - 1782 г. на храме была всего лишь перекрыта глава.
   Но относительно молодой Леонтьевский приход быстро разрастался. В 1801 г. крестьяне принадлежавшие трём помещикам сельца-усадища Почвино Афанасию Степанову сыну Малышеву, прапорщику Антону Максимову сыну Стопову и майору, кавалеру и командору Фёдору Лукьянову сыну Рыланову были переданы из прихода погоста Берёзки в Леонтьевскому приходу. В 1822 г. в приход села Леонтьево таким же образом перешла деревня Малый Городок.
   В 1806 г. Леонтьевский приход имел приходских дворов 257, в них проживали 889 мужчин и 919 женщин, пашни и сенокосной земли в приходе было 36 десятин.
   Первая половина XIX века для прихода выдалась хлопотной. Причт занимался не только ремонтом ветхого храма, но и отливкой нового колокола для колокольни (1839 г.), перекраской церковного купола (1844 г.), строительством церковной ограды (1845-1847 гг.), устройством нового кладбища (1858 г.). Кроме того в это время было совершено и посягательство на церковное имущество – в 1843 г. на церковном окне была взломана решётка.
   Вторая половина столетия – это время устройства в селе каменного храма. Начатое в 1860 г. строительство завершилось лишь в 1877 г. освящением трёхпридельной церкви в честь Преображения Господня. Приделы были освящены в память великомученика Феодора Стратилата и преподобного Варлаама Хутынского. Храм строился на народные деньги: в период с 1863 по 1870 г. ежегодно Консистория выдавала на приход очередную сборную книгу, куда записывались пожертвования. В связи с расходами на строительство храма в 1872 г. причт подал прошение «об уменьшении сбора с церкви на потребу по учебной части».
   В 1879 г. причт поднимал вопрос о ветхости старого здания деревянной церкви. Через несколько лет в 1884 г. деревянная церковь в Леонтьеве сгорела.
   1886 г. – приход просит разрешения «выстроить кирпичный завод на постройку каменной ограды». В том же году купец Андрей Васильевич Болотин (по другим источникам Болотов) строит при храме новую колокольню и устраивает в зимней церкви два придела в честь великомученика Пантелеимона и мученицы Ирины.
   Тот же купец Болотов в 1887 г. к освящению зимней церкви жертвует приходу два образа св. Пантелеимона и муч. Ирины, приобретённые им на Афоне. В связи с этим в марте месяце священник Александр Поведский просит разрешения встретить иконы с крестным ходом. Встретить образа священнику было разрешено, но при входе в храм. Прошение же о разрешении крестного хода, который планировался от границ Леонтьевского прихода было «оставлено без удовлетворения».
   Среди архивных документов встречается три дела о награждении купца Болотова за 1888 г. и 1894 г. По воспоминаниям старожилов с. Леонтьево близ церкви у Болотовых был свой семейный склеп – по архивным документам склеп был устроен в 1903 г. В усыпальнице под зимней церковью, по сведениям «Русского Провинциального некрополя» был погребён «Болотин Андрей Васильевич, потомственный почётный гражданин, + 19 апреля 1887 г., 63 л. «Память его 19 августа. Создатель храма под кровом Всевышняго, под сению Всемогущаго покоится» (С. Леонтьево, Вышневолоцкого уезда, под тёплою церковью, им построенной)». Но до нашего времени сохранилось лишь надгробие Дарьи Васильевны Болотовой, скончавшейся 25 октября 1906 г. в возрасте 64 лет. В дополнение к имени и датам смерти на надгробии чёрного гранита указано, что «Память ея 19 марта».


Осуществленный проект церкви Преображения (1870-е гг.?). ГАТО

   Окончательно облик церкви был сформирован в 1891 г. На храме были устроены четыре купола в дополнение к центральному. По сохранившимся воспоминаниям, купола были окрашены в голубой цвет. Незадолго до этого вокруг храма была устроена каменная ограда. В 1896 г. Бежецкий мещанин цеховой мастер Иван Титов заново вызолотил иконостас в летнем храме. Прихожане заказали золочение иконостаса и окраску полов в алтарях и на солее храма в память коронования Императора Николая II и его супруги Императрицы Александры Феодоровны. Курировал работы староста прихода крестьянин Василий Баренок. Он же в 1888 г. был представлен к награде вместе с купцом Болотовым.
   В 1900 г. мастер Иван Титов решил взыскать с прихода деньги, якобы не уплаченные ему за работу. Но выяснилось, что сам мастер не всегда следовал условиям договора, так вместо французского золота, стоимостью 5 рублей «за книжку» он вызолотил резьбу иконостаса золотом стоимостью в 15 копеек «отчего оное через две недели после сдачи работы и почернело, а так же основания колонн вместо матовой позолоты выкрашены жёлтой краской». За всю работу мастер получил 2000 руб. – немалые по тем временам деньги. И только после того, как консистория решила обратиться за разбором дела в суд, Иван Титов отозвал все свои претензии к приходу.
План.   В начале XX века в приходе села Леонтьево было шесть часовен в деревнях: Деревково, Дорки, Борозда, Борисково, Лютивля, Малый Городок. Все часовни были деревянными. Самое старое дело среди документов Леонтьевского прихода, касающееся строительства часовни датировано 1849 г. В 1860 г. крестьяне возобновляют сгоревшую часовню.
   1878 г. – крестьяне просят разрешения крестного хода в часовню д. Лютивля со списком с иконы Преображения Господня на престольный праздник Воздвижения Креста Господня, но получают отказ. В 1881 г. начато ещё одно дело, касающееся строительства часовни, в 1897 г. – прихожане решают исправить часовню в д. Леонтьево «без изменения её плана и фасада», в 1899 – просят разрешения устроить часовню в д. Дорки.
   В 1900 г. вокруг второго приходского кладбища, которое было устроено по дороге в д. Лютивля была устроена кирпичная ограда, которую мы можем видеть до сих пор. Здесь же в самом начале XX века была устроена вторая деревянная церковь. В ней продолжались службы уже после закрытия основного каменного храма – об этом свидетельствует пожилая учительница Валентина Ивановна Боренкова (1901 г. р.). Она рассказывает, что её отца одним из последних отпевал священник с хором в ещё действовавшей деревянной церкви. В эту же деревянную церковь была перенесена часть утвари из закрытого в 1931 г. каменного Преображенского храма.
   «Церковь была тёплая и уютная, - вспоминает В.И. Боренкова, - разорял её председатель сельсовета Синявин Николай Васильевич и куда-то увёз её, утварь неизвестно куда подевалась. Другую часть утвари разобрали жители по домам».
   В 1901 г. на приходе служили священник Александр Александрович Поведский, 51 год, окончил духовную семинарию, священник с 1876 г., депутат и член Епархиального училищного совета, награждён в 1900 г. наперсным крестом; второй сверхштатный священник Василий Иванович Романовский, 72 лет, студент семинарии, в должности с 1855 г., награждён в 1889 г. камилавкой и диакон Иоанн Никифорович Конецкий, 67 лет, окончил духовное училище, в должности с 1877 г.
   Приходские деревни были поделены между двумя священниками. Священник Поведский окормлял жителей сельца Большой Городок, сельца Почвино, сельца Кишарино, с. Леонтьево, деревень Дорки, Борисково, Алексина Гора. Священник Романовский окормлял жителей с. Леонтьево и деревень Лютивля, Деревково, Купино, Борозда, Лебзово, Малый Городок. Всего прихожан на приходе было 504 двора, 1641 мужчина, 1745 женщин. Старостой прихода с 1899 г. был крестьянин Дмитрий Петрович Стулов.


Неосуществленный проект церкви Преображения (1862). ГАТО

   Отдельно следует сказать о псаломщике Михаиле Ивановиче Рахманине. Родился он в селе Леонтьево в 1871 г., окончил духовную семинарию и служил преподавателем Закона Божьего в земском училище. В 1915 г. в 41 год о. Михаил был уже священником Леонтьевского прихода. При нём служили диакон Николай Троицкий, 49 лет, из 5 класса семинарии и псаломщик Павел Дмитровский, 44 лет, окончил духовное училище.
   Об о. Михаиле вспоминает В.И. Боренкова: «У него было много сыновей, все учились, вели себя важно, носили красивые рубахи с кушаками и кистями».
   В селе Леонтьево о. Михаил прослужил вплоть до закрытия прихода в 1931 г. В 1937 г. о. Михаил проживал в г. Старая Русса. Арестован 18 ноября 1937 г. и приговорён к 10 годам лагерей, что было равнозначно расстрелу. Дальше следы о. Михаила теряются.
   В 1931 г. с колокольни храма с. Леонтьево были сняты колокола. Как и везде процесс «изъятия колокольной бронзы» сопровождался показательной акцией. В.И. Боренкова свидетельствует об этом событии и последующей истории храма: «В 1931 г. церковь разоряли, были наняты люди для этого, снимали колокола. Большой колокол упал и до половины вошёл в землю. Поднять его не могли и разбили на части, другие колокола утянули, возможно лошадьми… Церковь хотели взорвать до войны и после, но она не поддалась, говорят, что кладка была на яйцах. В 1941-45 гг. церковь была занята воинскими частями. Там была кухня, столовая и зал с экраном и сценой, где играл духовой оркестр и были танцы. Школьники ставили для военных концерты. После войны в церкви были склады совхоза «Пролетарий», заезжали машины с комбикормом, на второй половине хранились зерно, посуда, в склепе хранили мясо и молоко – для этого готовили туда лёд».
   Возрождение храма началось в 1996 г. При поддержке настоятеля Успенской церкви г. Вышнего Волочка о. Сергия Дикого было оборудовано помещение в храме, для совершения богослужений. Вскоре в храм настоятелем был назначен недавно рукоположенный священник о. Александр Смирнов. Первая литургия прошла в храме 24 июня 2001 г.
   Так начался трудный путь возрождения прихода. За годы советской власти храм утратил не только колокола, но и саму колокольню, были разобраны купола на церкви. Сейчас Преображенский храм сияет новым куполом, восстановлена в прежних пропорциях и колокольня, ведётся реставрация внутренних помещений. На колокольню снова подняты колокола, один из которых был отлит на средства художников, работающих на соседней с Леонтьевом Академической даче.
   С Академической дачей художников Леонтьевский приход связан исторически. В 1886 г. 14 января в селе при деятельном участии о. Александра Поведского было основано Владимирское сельском приходском училище. С открытием училища о. Александр был назначен его заведующим, здесь же он преподавал Закон Божий. Строилось училище при поддержке императорской фамилии – сам Великий Князь Владимир Александрович пожертвовал 500 рублей серебром, и советника канцелярии Василия Александровича Кокорева, который пожертвовал училищу 1000 рублей. Тот же В.А. Кокорева основал неподалёку и Владимиро-Мариинский приют – современную Академическую дачу художников.
   Во время поездки во Владимиро-Мариинский приют в июне 1885 г. Великий князь Владимир Александрович посетил и Преображенскую церковь с. Лентьево. В год открытия приюта его здания освящал настоятель Леонтьевского прихода, он же духовно окормлял живущих здесь художников. И вот сейчас историческая традиция восстановлена.

   Денис ИВЛЕВ

ФОТО. АНДРЕЯ АГА.


Село Леонтьево на берегу озера Мстино. Рис. В.П. Павлова из журнала "Всемiрная иллюстрация". Предоставлен Андреем Ага.

   
     (По материалам сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)

     (Фото. № 2 Ильи Смирнова 2003 г. с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Графические материалы из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013. Фото. № 6 Андрея Ага. Рис. № 7 предоставлен Андреем Ага.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли