ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ РАЙОН, ПОДОЛЬХОВЕЦ (ПОДОЛЬХОВЦЫ, ПОДОЛЬХОВИЦ)

ПОДОЛЬХОВЕЦ (ПОДОЛЬХОВЦЫ, ПОДОЛЬХОВИЦ) - НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

   ПОГОСТ ПОДОЛЬХОВЕЦ

   Один из самых древних погостов Вышневолоцкого уезда – Подольховец. В середине XIX в. село Подольховиц — так оно названо на карте Менде, 1850 г. — имело 30 дворов. Сейчас от деревни сохранилось от силы дворов пять. Да и тех не видно из-за буйной растительности.
   Со слов вышневолоцкого краеведа Евгения Ивановича Ступкина церковь в Подольховце располагалась где-то в центре села. Место храма мы определили сразу – по обильно разросшимся кустам сирени, окружённым столетними берёзами. Дорога, идущая через село к дачным домикам, разрезает бывшее кладбище на две половины и проходит как раз у фундамента алтаря Никольской церкви.
   Деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца в Подольховце была одной из древнейших в уезде. Она построена в 1684 г. и просуществовала без малого 360 лет! Самой древней вещью в ризнице храма было Евангелие 1551 г. Храм вплоть до начала XX века неизменно украшал иконостас с четыре яруса столярной работы с иконами Вседержителя и Богоматери «Живоносный источник» без окладов по правую и левую стороны от Царских врат. Кроме них в местном ряду стояли иконы Николая Чудотворца и Введения Богоматери в металлической ризе, сделанной в 1882 г. Согласно преданию, все эти иконы находись в церкви со времени её основания, т.е. этим образам было без малого три столетия.
   Как следует из приходских документов, приход в Подольховцах являлся одним из беднейших в уезде. В него входили само с. Подольховец – на 1901 г. в нём стояло 34 двора, и деревни Вайбутская Гора (так в документе – Д.И.), Шеглетино, Семкино и Шунково. Всего приходских дворов на 1901 г. насчитывалось 91, а прихожан — 244 мужчины и 249 женщин.
   История Никольской церкви была неспокойной. Возможно сюда, в бедный сельский приход, назначали для служения людей не особо покладистых. Так в 1776 г. начато расследование драки между причтом в церкви с. Подольховцы. К слову сказать, подобное в сельских и городских церквях не было редкостью. В золотой век Екатерины дрались на Руси часто и с удовольствием, самым известным «драчуном» того времени был наш великий русский учёный Михайло Васильевич Ломоносов. Не отставали от него и прочие дворяне, не исключением были и священнослужители.
   Ещё не остыла память о потасовке 1776 г., как в 1791 г. священник Антоний Васильев ударил «кадилою» диакона Ивана Сергеева. И снова началось расследование…
   Но кроме ссор на долю приходского духовенства приходилось немало и других забот. В 1746 г. поднимается вопрос «о нечистоте» церкви с. Подольховцы. Это дело является одним из старейших дел церкви с. Подольховец. В итоге, в 1776 г. в храме заменяется ветхий антиминс на новый.
   С середины XVIII в. до 30-х гг. XIX в. в церкви не зарегистрирован ни один ремонт. Лишь в 1830 г. прихожане наконец подали прошение «о дозволении колокольню и трапезу перекрыть на собственный прихожан кошт». В 1849 г. священнослужители прихода подают прошение с просьбой разрешить им позолотить иконостас в приходской церкви. В том же году по храму были исправлены и некоторые другие «ветхости». В 1873 и 1874 гг. на «исправление» приходского храма ведётся сбор пожертвований, который завершился в 1874 г. большим ремонтом.
   В 1882 г. благочинный священник Иоанн Берестов рапортовал «о ветхости на престоле и неблаговидности Святого Антиминса». В то же году в храм выдали новый антиминс.
   Через два года приходское духовенство просило разрешить в храме «по ветхости нарушить Святой Престол и устроить новый». В 1896 г. храм заново окрасили изнутри и снаружи.
   В 1899 г. духовенство прихода просило удостоить церковной награды старосту храма крестьянина д. Семкино Павла Платонова. В архиве прихода хранилось несколько дел, касающихся «приходских людей». Так в 1846 г. на пост церковного старосты избрали крестьянина Якима Андреева. В 1848 г. из-за «самовольной отлучки» увольняется от должности просвирница Марья Филиппова.
   В начале нового XX века в приходе служил священник Пётр Петрович Лапшин. Сорокаоднолетний священник окончил духовную семинарию, своё служение начал в 1883 г., во священника рукоположен в 1890 г., награждён в 1895 г. набедренником, совмещал должности учителя и законоучителя в церковно-приходской школе. В 1915 г. в церковно-приходской школе с. Подольховец обучался 21 ученик.
   Пожилого шестидесятичетырёхлетнего псаломщика Ивана Арсеньевича Некрасова назначили на должность в 1851 г. из среднего отделения духовного училища.
   Церковного капитала за храмом числилось в 1901 г. 131 р., в наличности всего 14 р. 73 коп. Церковным зданием значился деревянный дом священника. Земли усадебной и сенокосной всего 38 десятин.
   В том же 1901 г. личный почётный гражданин Николай Доброхвалов пожертвовал в церковь села Подольховцы три свидетельства государственной 4% ренты в 300 руб.
   В этом же году приход поднял вопрос о строительстве в д. Выбутской Горе деревянной часовни. Мой друг Евгений Иванович Ступкин упоминал о часовне в Выбутской Горе. В нашем с Павлом Сергеевичем маршруте это селение также значилось. И даже карта сулила нам хорошую дорогу на село Афимьино через эту деревню. Но, как мы выяснили у местных дачников, в Подольховце дорога заканчивалась, и пробраться в Выбутскую Гору можно было лишь только по лесу.
   Буквально за несколько часов до нас по этому маршруту проехали ребята из Тверского молодёжного клуба «Сеятель». Первоначально мы планировали ехать с ними, но не получилось. Ребята не расспросили местное население о трудностях этой лесной дороги и доверились карте… Потом уже, переписываясь в Интернете с участниками той экспедиции, я понял, что мы с Павлом Сергеевичем приняли мудрое решение не двигаться вслед за нашими соратниками.
   Местные дачники рассказали нам не только о дороге, но и об истории деревни. Семья из Вышнего Волочка приезжает на дачу в Подольховец уже много лет. Живут они в старом доме священника, с украшенными резьбой наличниками окон и светёлкой. Возможно, это и есть тот самый дом, упомянутый в 1901 г. в «Тверском Епархиальном статистическом сборнике» И. Добровольского.
   Скорее всего, дом принадлежал и священнику Николаю Боброву, служившему на приходе в 1915 г. Из «Справочной книги по Тверской Епархии» за 1915 г. мы узнаём о приходе следующее: прихожан 218 мужчин, 241 женщина, раскольников обоего пола по 8 человек, церковного капитала 400 руб. Священник Николай Бобров, 49 лет, из 3 класса духовной семинарии, в служении всего 28 лет, на этом приходе служит 7 лет. Псаломщик Владимир Малыгин, 27 лет, из двухклассного министерского училища, на службе 2 года.
   Революционная буря не минула прихода села Подольховец. Но недостаток архивных материалов не даёт нам возможности говорить о каких-либо событиях в истории прихода. По сведениям Е.И. Ступкина, последний священник прихода был весьма преклонного возраста. Он умер, простудившись во время службы в холодной ветхой церкви. Не тот ли отец Николай Бобров продолжал служить в приходе?
   По рассказам местных дачников-вышневолочан церковь сгорела во время войны. Там было устроено колхозное картофелехранилище, и кто-то из местных пошёл туда за картошкой с лучиной. Уголёк закатился в подпол, и храм вспыхнул, как спичка, и сгорел. Те же дачники показали нам несколько захоронений в кустах сирени. На них сохранились каменные надгробия, но прочесть что-то на них из-за густой травы и мха было невозможно. От храма уцелел фундамент, так что сохранилась возможность установить его контуры и размеры.
   За домом священника в мелколесье сохранился кристально-чистый родничок, из которого вытекает небольшой ручей. Современные хозяева дома священника проводили меня к роднику. После нескольких глотков ледяной воды позабылись трудности пути сюда, в Подольховец, и жаркий летний полдень показался не таким уж и невыносимым.
   На обратном пути справа от дороги мы обнаружили заросшее лесом старинное кладбище, окружённое валом из дикого камня. По архивным данным это кладбище отвели для церкви в 1848 г. Обследовать захоронения нам не представилось возможным – мешали густые заросли.
   Удивительное впечатление оставляют после себя Подольховицы. Казалось, разрушен храм, от старой деревни уцелели лишь два дома – дом священника и каменный дом какого-то зажиточного крестьянина, но почему-то тепло на душе от этого забытого людьми места, чувствуется здесь незримое присутствие благодати и от этого хочется остаться подольше на этой древней священной земле.

   Денис ИВЛЕВ

   
     (По материалам сайта Верхневолжье Православное - Издание Тверской Митрополии Русской Православной Церкви.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли