ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ РАЙОН, ЕСЕНОВИЧИ (ЯСЕНОВИЧИ, ЕСИНОВИЧИ, СПАС-ЕСИНОВИЧИ)

ЕСЕНОВИЧИ (ЯСЕНОВИЧИ, ЕСИНОВИЧИ, СПАС-ЕСИНОВИЧИ) - ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Сергея Павловича Носикова.

   На самой окраине бывшего Вышневолоцкого уезда раскинулся древний погост Спас Ясеновичи с центром в старинном одноимённом торговом селе. В XIX веке транскрипция произношения названия села изменилась – село называли то Ясеновичи, то Есиновичи, но теперь за селом прочно утвердилось название Есеновичи.
   В местной библиотеке рассказывают такую версию названия села – якобы в давние времена монах местного монастыря спасся от преследования разбойников в дупле ясеня. Отсюда, мол, и пошло название – Спас Ясеновичи. Но при внимательном рассмотрении истории Ясеновского прихода становится ясно почему село имеет такое светлое название.
   Приставка Спас – означает наименование древнего Спасо – Преображенского храма, который издревле был центом Ясеновского погоста. Ясеновичи же происходят от слова ясный. Отсюда и выражение - Ясный Спас. Помните в Евангелии сказано: «И просияло лицо Его как солнце, а одежды сделались белы как снег» - это описание преображения Господня на Фаворе. А храм в Есеновичах посвящён именно этому ясному, сияющему празднику - Преображению.
   Только сейчас при взгляде на старинный Спасский храм в центре села на душе отнюдь не светло. Полуразрушенный стены с кладкой конца XVIII в. ещё хранят следы былой пышной архитектуры.
   Конечно, храм за годы своего существования не раз перестраивался, но в целом сохранял свою первичную композицию. Изначальные несколько громоздкие формы здания, которое венчал непропорционально маленькой световой барабан, делают храмовое строение самобытным. В то же время здание Спасской церкви не лишено своеобразного изящества – это выражается в наличниках окон первого и второго ярусов храма и сохранившегося основания колокольни, превращённой в годы советской власти в водонапорную башню.
   В структуре храмового здания угадывается и рука человека хорошо знакомого с основными приёмами архитектуры XVIII в., возможно это был один из учеников С.И. Чевакинского – в обработке фасадов здания использованы такие приёмы, какие использовал сам знаменитый архитектор. К сожалению архитектор-ученик не полностью освоил понятие об изяществе барокко XVIII столетия. Это и выразилось в оригинальном произведении местной архитектуры – большом храмовом здании, увенчанном небольшим куполом и с пристроенной вплотную с запада колокольней.
   Преображенский храм в Есеновичах является центральным зданием, вокруг которого и строится вся композиция торгового села с редкостной для русских сёл средней полосы регулярной планировкой.
   По всей видимости место для храма выбрано не случайное – это и есть центр древнего Ясеновского погоста. В 1495 г. в Новгородской писцовой книге Деревской пятины Есиновичи описывались так: «В Ясеновском погосте волости и деревни монастырские. В Ясеновском ж погосте волостка Спасская Футынского (Варлаамо-Хутынского – Д.И.) монастыря. На погосте церковь Спас великы: на погосте ж: двор поп Леонтей, двор церковный дьяк Гридка, двор пономарь Микулка, пашут землю церковную в обжы не положена».
   Первоначальный Спасский храм был, как и все строения того времени деревянным. Храмы ветшали и строились заново, но изначальное посвящение светлому празднику Преображения сохранялось. Последняя известная нам деревянная тёплая церковь была построена на Ясеновском погосте в 1754 г. Это был второй храм Спас Ясеновичей – древнее богатое торговое село могло позволить себе роскошь иметь два храма. Но произошедший в 1772 г. большой пожар уничтожил оба храма. Нескоро оправилось от пожара село. Лишь через восемь лет в 1780 г. священники и прихожане погоста подали прошение о начале строительства нового храма.
   Но зато на сей раз церковь решено было строить каменную, трёхпридельную, посвящённую как и велось исстари в Есеновичах Преображению Господню с приделами Варлаама Хутынского (вспомните тот самый Варлаамо-Хутынский монастырь, кторому принадлежало село в XV в.) и Николая Чудотворца.


Преображенская церковь в Есеновичах. Фото нач. XX в. из архива Е.И. Ступкина matveevo.prihod.ru

   Новый каменный храм был построен на погосте в рекордно короткие сроки. В 1785 г. в церкви уже начались богослужения. Но починки и исправления по церкви продолжались в течении всего XIX в. В 1802 г. в храме устраивается новый иконостас, через восемь лет – в 1810-м церковь прежняя тесовая крыша заменяется на железную. 1821 г. – ведутся работы по надстройке нового яруса для колокольни, дело за тот период испрашивает разрешение «каменную колокольню приподнять». 1827 г. – ведутся внешние ремонтные работы с окраской стен церкви. А ровно через десять лет – перекрашивается крыша на храме. В 1841 г. на колокольне устанавливается новый крест. Тогда же в церкви производятся «некоторые починки», завершившиеся выдачей в 1842 г. нового антиминса и освящением в 1843 г. одного из храмовых приделов.
   Последующие ремонтные работы по храму заключались большей частью в мелких починках. В 1846 и 1853 гг. на храме перекрашивают крышу. В 1850 г. – переливают третий колокол.
   В это же время начинается история и второго церковного места в Есеновичах. Пока второго каменного храма сельчане ещё не планируют, но на выезде из села в сторону села Борзыни в 1847 г. сельчане просят отвести место для нового кладбища. С отводом нового приходского кладбища погребения на старом погосте – близ стен Спасской церкви в центре села прекращаются, но многие из богатых и именитых людей торгового села считали за честь быть погребёнными у стен своего приходского храма. И поэтому в уже следующем 1848 г. причт просит епархиальное начальство дозволить хоронить тела умерших прихожан на старом кладбище.
   В те годы центр Есеновичей активно застраивается, появляются близ храма и новые церковные постройки: 1854 г. – строится новый амбар при церкви, 1857 – появляется новая сторожка, так же в ограде храма.
   Сохранились несколько названий дел, касающихся и общественной жизни чела в середине XIX столетия. Так в 1854 г. похвальным листом награждается церковный староста крестьянин Евстафьев. Но были и другие случаи – так в 1855 г. на крестьянина Григорьева была наложена церковная епитимия «за неправильное содержание колодца без ограды». В те времена слово церкви многое значило для простого народа и для власть придержащих, и можно быть до конца уверенным в том, что нерадивый крестьянин Григорьев свой колодец тут же привёл в порядок.
   Ещё один предприимчивый крестьянин Алексеев в 1863 г. просил дозволения сделать под церковной оградой погреб с каменными сводами. Подобному поступку было вполне логическое объяснение – Спасский погост в центре села занимал сравнительно небольшую территорию, и в середине XIX столетия был просто зажат между домами причта и прихожан и торговой площадью. Поэтому и приходилось крестьянам использовать любой доступный клочок земли для устройства своего хозяйства.
   1850-60е гг. так же выдались для Спасского прихода хлопотными. В 1858 г. происходят сразу два затратных для прихода события: заново полностью был оштукатурен Спасский храм, и тогда же дал трещину большой колокол, который пришлось срочно переливать заново. В 1864 г. строится новая ограда вокруг храма и кладбища.
   И снова есеновские крестьяне оказываются в центре событий: в 1871 г. крестьянин Разнёнов строит на площади за свои средства церковную лавку. А в 1872 г. с лёгкой подачи есеновских крестьян на церковной земле начинается строительство сельского училища. Кстати сказать, в том же 1872 г. причт просил Консисторию о разрешении открыть на церковных землях питейное заведение. Оно, кстати, было не единственным предприятием Спасского прихода – в 1876 г. поднимался вопрос о возобновлении церковных торговых лавок.
   В связи со строительством второго храма в 1885 г. в есеновском приходе открывается третья священническая вакансия. И снова хлопоты по церковному хозяйству: 1877 г. – ремонт в Спасской церкви, 1887 г. – сооружается новая сребро-позлащённая риза на чтимый образ Господа Вседержителя, 1891 г. – ещё один ремонт и в 1895 г. – исправляется штукатурка на церкви и колокольне.
   В 1898 г. в старинном Спасском храме устраиваются ещё три престола. Для их устройства на средства протоиерея Санкт-Петерубргской Воскресенской церкви Василия Михайловского устраиваются в храме хоры, а на них второй этаж с тремя новыми приделами. Возможно тогда же в храме появляется живопись, которая дополнила имевшуюся первоначальную – XVIII в. Её остатки описаны архитектором А.А. Галашевичем в 1968 г.: «На откосах окон сохранилась первоначальная темперная живопись – орнамент из красных и черных цветов. В конце XIX века были устроены хоры, от которых сохранились металлические опорные колонны. Иконостаса нет. Живопись на сводах и в куполе поздняя, конца XIX столетия». В 1901 г. в храме устраивается так же калориферная печь.


Село Есиновичи. Вышневолоцкий район. Фото. 1976 г. из архива Г.К. Смирнова matveevo.prihod.ru

   По данным «Тверского Епархиального статистического сборника» И. Добровольского (Тверь, 1901 г.) в начале XX века в Спасской церкви с. Есеновичи служили: священник Василий Петрович Трунев, 59 лет, окончил духовную семинарию, священник с 1866 г., в 1893 г. – награждён камилавкой (вид головного убора священнослужителя – Д.И.); священник Николай Николаевич Доброхотов, 42 лет, студент духовной семинарии, начал служение в 1881 г., священник – с 1885 г., награждён в 1898 г. скуфьёй (так же вид головного убора священнослужителя – Д.И.) и третьим священником был Василий Иванович Владимирский, 23 лет, студент семинарии, начал служение в 1897 г., священник с 1899 г. Кроме того отец Николай Доброхотов был учителем закона Божьего в местном земском училище, а так же духовным следователем и временно исполнял обязанности благочинного – село Есеновичи в то время было центром благочиния.
   Диаконом есеновского прихода в то время был Василий Иванович Олимпиев, 30 лет, из 1 класса духовной семинарии, начал служение в 1889 г., диакон с 1893 г. И псаломщиками на приходе служили: Максимилиан Иванович Дьяконов, 32 лет, окончил начальное народное училище, в должности с 1896 г.; диакон в должности псаломщика Пётр Андреевич Аменитский, 64 лет, из высшего отделения духовного училища, в служении с 1851 г., в должности диакона с 1900 г. и третьим псаломщиком был Сергей Алексеевич Соколов, 33 лет, окончил духовное училище, в должности с 1890 г.
   Входившие в приход селения были поделены между тремя священниками прихода. Священник Василий Трунев духовно окормлял часть крестьян с. Ясеновичи и жителей деревень Горка, Дуброво, Глебово, Лаврово, Чистяки, Стройково, Фешино, Медведево, Первитино. Кроме того в его ведении была часть военнослужащих местного нарнизона. Всего прихожан было: 236 дворов, 941 мужчина и 1104 женщины.
   Священник Николай Доброхотов так же окормлял военных и жителей с. Ясеновичи и деревень Думино, Артюжино, Макарьино, Власовка, Лушниково, Первитино. Всего у него было прихожан: 255 дворов, 1010 мужчин и 1052 женщины. И священник Василий Владимирский в свою очередь так же окормлял часть семей военных, и крестьян с. Ясеновичи, деревень Матеево, Андреево, Яковлево, Сушино, Печниково, Ратмирово. Всего: 275 дворов, 1070 мужчин, 1218 женщин.
   В обширном Ясеновском приходе насчитывалось шесть часовен. В 1890 г. причт подал прошение в Консисторию о разрешении на средства местных землевладельцев возобновить построенную издавна деревянную часовню в честь Апостолов Петра и Павла в сельце Жукове. Разрешение было получено. В 1893 г. было подано прошение крестьянами д. Стройково о построении деревянной часовни в память спасения семьи императора Александра III при крушении поезда. Сама деревянная часовня в память Благоверного князя Александра Невского была устроена в Стройкове в 1897 г. В 1903 г. причт и прихожане подавали в Духовную Консисторию прошение о дозволении совершать крестный ход в старинную часовню Святителя Николая д. Дуброво.
   В 1901 г. кроме вышеперечисленных часовен упоминаются и часовни в д. Лушникове Покрова Пресвятой Богородицы, в д. Андрееве Преподобного Варлаама Хутынского и часовня на пустоши Василькове Апостолов Петра и Павла. Все эти часовни были деревянными. В д. Владычно была так же раскольническая часовня. В настоящее время от часовни сохранился лишь фундамент.
   По данным на 1915 г. на приходе продолжал служить священник Николай Доброхотов (57 лет, на службе 33 года, в Преображенском храме 29 лет) и новые священники Владимир Рясенский (23 г., после окончания духовной семинарии, на службе 2 года) и Исаакий Гроздов (35 лет, так же после окончания духовной семинарии, на службе 10 лет, в Преображенском храме 1 год). Диаконом продолжал служить Василий Олимпиев (45 лет, на службе 25 лет, в Преображенском храме 21 год), а к служившим до этого псаломщикам Сергею Соколову (48 лет, на службе 24 года), Максимилиану Дьяконову (46 лет, на службе 18 года) добавился Михаил Никольский (28 лет, из 1 класса духовной семинарии, на службе 9 лет).
   Прихожан в деревнях: Думино, Чистяки, Фешино, Печениково, Ратмирово, Межник, Первитино, Горка, Артюхино, Дуброво, Медведево, Андреево, Лаврово, Глебово, Матеево, Яковлево, Стройково, Макарьино – 2275 мужчин, 2557 женщин.


Село Есиновичи. Вышневолоцкий район. Фото. 1976 г. из архива Г.К. Смирнова matveevo.prihod.ru

   Закрытие есеновского прихода произошло в 1935 г. В здании Спасского храма расположилась машино-тракторная станция, в колокольне – водонапорная башня. Ярус звона храма был снесён, сравняли с землёй и кладбище вокруг древнего храма. После пожара, произошедшего в 1970х гг. в храме, когда сгорели ящики, которые здесь складировал соседний магазин, обрушился внутрь центральный купол храма. Погибла живопись, рухнули внутрь и перекрытия второго этажа. Но не смотря на закрытие двух Есиновских храмов и всех часовен религиозная обстановка в Есеновичском районе была крайне напряжённой. Так в 1948 г. в Есеновичском районе имелось 10 зданий культового назначения (храмы и часовни), на 4 из них были поданы ходатайства об открытии. Уполномоченный по делам Русской Православной церкви в годовом отчёте за 1948 г. писал: «В 1948 г. отмечен рост активизации некоторой части духовенства и верующих. До последнего времени имеют случаи самовольного открытия молитвенных домов и часовен, а так же церковной службы в домах верующих. В 1948 г. так же отмечено несколько таких случаев. В Есеновичском районе самовольно открыты часовни в деревнях Литвиново, Дуброва, Горка, в которых верующие проводят церковную службу без духовенства». Стоит ли говорить, что подобные попытки в то время жёстко пресекались.
   За годы Советской власти Спасский приход с. Есеновичи утратил все часовни и один из храмов. Так часовенка из д. Яковлево, перенесённая в конце XIX века к святому источнику, в 1930-е гг. была разобрана для строительства зерносклада, часовня в Стройково была разрушена в 1979 г., часовня в д. Дуброво была разрушена в 1980 г. В 1950 г. была разобрана на кирпич для льнозавода каменная Иоанно-Предтеченская церковь. Сейчас на её месте пустырь, а на месте алтаря храма – куча мусора, который потомки строителей этой церкви – есиновских крестьян исправно складируют на святом месте.
   Мне довелось побывать в Есеновичах дважды. Первый раз, вместе с журналистом газеты «Тверские Ведомости» Павлом Ивановым мы были и в разрушенной церкви, и в местной библиотеке. Познакомились мы и с местными жителями, которые поведали нам о горькой судьбе храма, воссозданного в 1991 г. прихода и созданного ещё в годы Советской власти музея. Его жалкие остатки ещё можно наблюдать в одном из помещений Есеновской школы, но и они, как и всё это древнее, когда то очень красивое село, представляют собой печальное зрелище.
   Второй раз мы были в селе Есеновичи в составе экспедиции, организованной вышневолоцким краеведом Евгением Ступкиным в с. Борзыни. Евгений Иванович собирает материалы о есиновском восстании «зелёных» 1919 г., которое было жестоко подавлено Красной Армией. Мы прошлись вместе с нашими спутниками по бывшей Красной Слободе до полуразрушенного храма, затем посетили сельское кладбище, где можно ещё наблюдать уцелевшие старинные захоронения. Я поднял с земли сломанный памятный крест, который установил на месте бывшей церкви первый он же последний староста воссозданного прихода Сергей Иванов. Крест уже почти истлел, и никому нет дела до его замены…
   К сожалению, некогда богатейшее село Вышневолоцкого уезда сейчас влачит жалкое существование. Улица Красная Слобода – ведущая к центру села сейчас представляет собой полуистлевшие развалины домов середины XIX века. А ведь это первое, если не единственное село в уезде перестроенное по регулярной планировке. И дома эти, которые местные теперь распиливают на дрова, памятники былой эпохе процветания.
   Что же случилось с нашей страной? Почему воссозданный в 1991 г. Преображенский приход с. Есеновичи сменил трёх священников и теперь числится только на бумаге - на деле же разгромленная часовня с покосившимся крестом в одном из зданий на площади в центре села, и разрушающийся древний храм? Почему в центре огромного села почти нет жилых домов? А дорога в Есеновичи будет пострашнее чем военные дороги 40х гг? Где корень нашего нежелания жить, нашей утерянной веры? Разве виновата советская эпоха и воинствующий атеизм? Но тогда веры у народа, несмотря на гонения было побольше чем сейчас. Или корень наших проблем надо искать в пресловутой демократической свободе и вседозволенности, отсутствии определённой идеологии, на которой как на фундаменте созидается вся жизнь народа?
   Сравнивая жизнь прошлого и жизнь настоящего, всегда задаёшь себе подобные вопросы. И всегда думаешь о том, а есть ли надежда у народа? Или есть она, но для других – тех сытых и довольных кто улыбается нам с экранов телевизоров? И всё равно продолжаешь Верить, что есть она – Надежда, пока в сердце ещё живёт Любовь к Родине, родным местам и людям, которые наперекор всем напастям, продолжают здесь жить.

   Денис ИВЛЕВ. Тверь-Вышний Волочёк-Есеновичи. 2010-2011 гг.

Церковь Преображения.

   
     (По материалам сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)

     (Фото. № 1 Сергея Павловича Носикова. Фото. № 2, 5 с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево, фото. № 3, 4 с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)


   Церковь Преображения стоит в центре села на площади, от которой радиально расходятся улицы. Церковь с приделами Николая Чудотворца и Варлаама Хутынского сооружена в 1780­86 гг. на месте сгоревшего деревянного храма. В 1820 г. двухъярусная колокольня была надстроена третьим ярусом с арками звона и невысоким шпилем. Заключение о технической возможности надстройки дал вышневолоцкий архитектор Е.И. Телятников. Вероятно, во 2-й пол. 19 в. вместо первоначальных придельных алтарей, имевших плоские перекрытия, сооружены новые. В 1869 г. с северной стороны от церкви, по границе ее участка выстроено три кирпичных одноэтажных корпуса (два для лавок и один для амбара), частично сохранившиеся до настоящего времени, а также кирпичная сторожка (не сохр.). Церковь Преображения. План.Возможно, в то же время территорию церкви обнесли каменной оградой с металлической решеткой между квадратными столбами и с четырьмя арочными воротами (не сохр.). В 1900-01 гг. в западной части Преображенского храма были устроены деревянные хоры, опиравшиеся на колонны, с металлической двухмаршевой лестницей. Тогда же к южному фасаду колокольни пристроили небольшой объем для калориферной печи. В советское время в Преображенской церкви разобрали четыре угловые главы с глухими цилиндрическими барабанами, верхний ярус колокольни и пристройку с калориферной печью, пробили ворота в южной стене; утрачено убранство интерьеров, в том числе хоры и семиярусный резной иконостас из сосны. В кон. 20 в. обрушились своды храма и восьмигранный световой барабан центральной главы с купольным покрытием и глухим верхним барабанчиком.
   Незаурядный памятник культовой архитектуры в стиле барокко со своеобразной объёмной композицией и нарядным декором.
   Объемная композиция кирпичной оштукатуренной церкви благодаря отсутствию трапезной компактна, несмотря на значительные габариты. Двусветный четверик со скругленными углами завершен световым восьмериком. С востока примыкают вытянутая пятигранная апсида и трёхгранные алтари приделов, с запада - столпообразная колокольня, от которой сохранились два нижних четверика.
   В убранстве фасадов широко использован ленточный руст, сплошь покрывающий стены четверика и колокольни. Стены расчленены широкими рустованными лопатками, крепующими междуэтажный карниз. Окна с лучковыми перемычками обрамлены нарядными наличниками с ушками, капельками, фигурными фартуками, клинчатыми замками, завершены лучковыми или треугольными сандриками. На втором ярусе храма световые проёмы чередуются с ложными.
   Четыре крещатых столба несут при помощи тромпов световой барабан с сомкнутым сводом. Боковые компартименты перекрыты крестовыми сводами, в апсидах - коробовые своды с лотками. В интерьере на оконных откосах сохранилась первоначальная темперная орнаментальная роспись и масляная живопись на сводах.

   ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2298, 2358; Списки населенных мест Российской империи. Тверская губерния. Т. 43. СПб.. 1862. С. 127; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. С. 212-213.

   М.К.

   
     (По материалам изданий: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли