ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



ВЕСЬЕГОНСКИЙ РАЙОН, ГРИГОРКОВО (ТИТОВСКОЕ ПОГОСТ)

ГРИГОРКОВО (ТИТОВСКОЕ ПОГОСТ) - РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Виктора Бородулина.


   Кирпичная, оштукатуренная церковь является хорошим примером сельской приходской церкви, выстроенной в стиле ампир, возможно, по типовому проекту. 3дание расположено на северном краю села на погосте. 3ападная граница церковного участка проходит по красной линии сельской улицы. Церковь построена в 1831-1837 гг., вокруг церковного участка в 1858-1860 гг. сооружена ограда (сохранились пилоны ворот и железная решетка). Компактная и уравновешенная продольно-осевая композиция включает четверик храма со световой ротондой, к которому с востока примыкает полуциркульная апсида, двухстолпную трапезную и трехъярусную колокольню. Храм завершен главкой в виде вазы. Нижний ярус колокольни - прямоугольный, средний - четверик со срезанными углами, верхний цилиндрический, завершен шпилем. Рождества Христова церковь. План.
   Боковые фасады храма украшены массивными четырехколонными портиками тосканского ордера с фронтонами. Точно такой же портик примыкает к западному фасаду колокольни. Все оконные проемы прямоугольные без наличников. Для усиления пластической выразительности стены апсиды и трапезной обработаны ленточным рустом. Перемычки их оконных проемов обработаны клинчатыми замками. Интересен последний ярус звона, прорезанный своеобразной аркадой на колоннах.
   В плановой структуре и конструкциях храма есть некоторые особенности. Вытянутый в поперечном направлении четверик имеет лишь пару свободно стоящих столбов, с запада подпружные арки опираются на пристенные пилоны. Переход от прямоугольного подкупольного пространства к световой ротонде осуществлен при помощи конических тромпов. В рукавах креста перекрытия плоские, расположены выше пят подпружных арок. Апсида перекрыта конхой. Первоначально храм сообщался с трапезной широкой аркой, но во время росписей стен она была заложена. Вместо нее был устроен проход в южной части западной стены. Трапезная перекрыта лотковым сводом, который опирается на стены и два свободно стоящих столба, и перпендикулярным ему цилиндрическим сводом, врезающимся в него крупной распалубкой. В церкви сохранились настенные росписи 1884 г. и фрагменты иконостасов.
   К западу от колокольни уцелели ворота с двумя гранитными пилонами и красивыми по рисунку железными полотнами ворот, которые увенчаны арочным люнетом.

   ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 3270; Ф. 468. Оп. 1. Д. 20438; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2072; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. С. 166-167; Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области/Сост.Г.А. Ларин. Тверь. 1994. С. 93.

   А.Ф.

Фото. с сайта http://tver.eparhia.ru/

   Церковь Рождества Христова Титовское (Григорково).

   Церковь Рождества Христова, престолы Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, постройки 1831. Расписана в 1884 г.
   Двухпрестольная ампирная церковь, интересная прежде всего тем, что никогда не подвергалась реконструкции подобно большинству аналогичных храмов (ее трапезная не расширялась). С тех пор как в 1860 году была построена ограда, других перемен храм не испытывал. Двойное название села связано с тем, что храм был построен на погосте Титовском в четверти версты от Григоркова. Со временем погост “врос” в деревню Григорково, увеличившуюся за счет переселенцев из затапливаемых районов. Храм – простой и скромный образец стиля ампир, интересна его колокольня с ажурной беседкой – верхним ярусом и четырехколонными портиками на всех входах в храм. В зимнем приделе уцелел интересный ампирный иконостас (без икон). В холодном храме последние иконы унесены в 2007 году. Сохранился полуразрушенный остов иконостаса.
   Сохранилась полностью стенная живопись, выполненная в 1870-1880-х гг. и представляющая последний отголосок монументального стиля (с “синими фонами”), характерного для Никола-Высоки и Любегощ. Она разного качества, но встречаются очень хорошие композиции (Христос и Никодим, Страшный Суд, Илия Пророк и другие).
   Живопись в теплом храме представляет собой развернутую иллюстрацию на текст “Верую”. К сожалению, она довольно грубо прописана в 1950-х гг., а потому сильно потеряла в качестве.
   Храм был закрыт в 1961 году, но верующие не дали его разграбить и занять под колхозные учреждения. Свято хранилась в селе память о священнике Иоанне Львове, служившем здесь после войны. Титовское – родина священномученика Петра Титова (пострадал в Бежецке в 1937 году). В 1991 году храм открылся, были возвращены иконы. К сожалению, разграбленному мародерами храму не удалось вернуть все его былое убранство.

Фото. Александра Дёгтева.

   Долгие годы хранителем храма был Дёгтев Владимир Петрович, он же являлся председателем приходского совета. Именно этот Человек не дал в советские годы разобрать Церковь, сделать из нее склад овощей, всячески за нее вступался, и был хранителем ее вплоть до прихода Пасеки Александра Ивановича... Уже в 80-е годы, когда началось возрождение нашей Веры - Владимир Петрович каждое воскресенье открывал Божий Храм, прогревал его зимой, и любой житель окрестности знал, что завсегда можно придти в воскресенье, и поставить свечи, помолиться, постоять в близком к Богу месте. К слову, свечи, иконы, книги молебные Владимир Петрович также покупал за собственные деньги (позже - на "справедливую" пенсию от государства), и, зачастую, в Москве или Санкт-Петербурге. И продавал их не с выгодой, а наоборот, все вырученные деньги шли на нужды храма. Ремонтировалось по мере возможности всё - от ступеней в Храм до крыши, от покраски стен до приведения в порядок закинутых могилок наших единоверцов. А в Великие Праздники наши колокольным звоном просветлял оркестности, звонил и радовался каждому Празднику. Селяне, слыша звуки Колокола радовались не менее, и всегда говорили "пока у нас Церковь поёт - будет жизнь".В Церковь шли, ехали (зачастую на лошадях), и это при том,что в Церкви не было Священника! Люди были благодарны Владимиру Петровичу за то, что он не только сохранил Церковь, но и за то, что каждое воскресенье открывал Божий Храм, и давал обратиться к Господу нашему с молитвами.Владимир Петрович был инициатором того, чтобы к нам в приход поставили Священника, не раз обращался с письмами в Тверскую Епархию. А уж когда пришел к нам в приход Пасека Александр Иванович - тогда Церковь была подготовлена для служб регулярных, позже была затеяна грандиозная рекоснтрукция Церкви, нашлись даже спонсоры, но... Бог забрал к себе Владимира Петровича, и начатый было ремонт прекратился, и с тех пор стоят даже строительные леса, которые возводил сей Человек один, без чьей-то помощи. И так получается,что это был единственный Человек, который заботился о Храме на протяжении долгого времени, ни разу его не покинув.

   Александр Дёгтев.

Фото. Александра Дёгтева.

   
     (По материалам изданий Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь: Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., Красота под рушащимися сводами. Учебно-методические материалы для преподавания основ православной культуры. - Тверь: ООО "Издательство "Клевер", 2007. и материалам предоставленым Александром Дёгтевым.)

     (Фото. № 1 Виктора Бородулина, фото. № 2 с официального сайта Тверской епархии, фото. № 3 - 4 Александра Дёгтева.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли