ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




УДОМЕЛЬСКИЙ РАЙОН, ПОДДУБЬЕ

ПОДДУБЬЕ - ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ


Поддубье, Покровская церковь. Вид с юго-запада. Фото начала XX века. ИИМК РАН. Фотоархив, № О.469/279

   Поддубье расположено примерно на половине пути между Еремковом и Молдином. Метрах в двухстах, справа от дороги, в сторону Молдина, между поворотом к усадьбе Милюковых и старым клaдбищем, видно возвышение, покрытое лесом, - это холм, на котором стояла поддубская церковь.
   В Поддубье была каменная, постройки 1791 года, Покровская церковь на два престола: Покрова Пресвятои Богородицы в холодной церкви и Всех святых в теплой. В приход входили следующие селения: Петрово, Хохлово, Пески, Горы, Всесвятское, Дмитриево, Ворониха, Слинково, Покровское, Климатино, Сосновица, Займище, Пеньково, Шептуново, Медведково, Найденка, Плоское. Такие селения, как Голубково, Попово, Старое, Н. Алфимово, Бочково, Анютино, Сергино, Ст. Алфимово, Брусово, Ишутиха после постройки брусовской церкви были перераспределены между Брусовским и Евановским приходами.
   В приходе в старых границах 8 часовен: в Сергине - Сергия Радонежского, деревянная; в Брусове - Иоанна Предтечи, деревянная; в Старом - Святителя Николая, деревянная; в Ишутихе - Святого Пророка Илии, деревянная; в Островках - Святителя Митрофана Воронежского, постройки 1835 года, деревянная; в Сосновице - святых мучеников Флора и Лавра, постройки 1880 года, деревянная; в Новом Алфимове - Святителя Николая, постройки 1890 года в память чудесного события 17 октября 1888 года, деревянная; в Пенькове ­ Святого Благоверного Князя Александра Невского, постройки 1897 года, деревянная.
   В XVI веке Покровский приход размещался на той же территории, но с церковью в. селе Кузьмине. После жесточайших испытании, доставшихся на долю восточных земель района, от эпидемий и опричнины село Кузьмино исчезло. Позже была поставлена церковь Покрова в Поддубье, как можно предполагать, предками помещиков Милюковых, чей дом сохранился до наших дней. Не зря ближайшие деревни от церкви носят названия её престолов: Покровское и Всесвятское.
   Наиболее ранние документальные свидетельства о Поддубье относятся к концу ХV века. В этот период Поддубье связано с Новгородской землёй, точнее с её Бежецкой пятиной. Правда, из писцовой книги 1498/99 гг. следует, что Поддубье - это многосоставная структура, включающая в себя несколько населенных пунктов. В конце ХV века существует деревня Поддубье, где живут со своими семьями несколько хлебопашцев, и два поддубских погоста: Никольский и Покровский. Эти же два погоста связаны с Поддубьем в 1-й половине XVIII века.
   Документы 1-й половины ХVIII века фиксируют Никольский погост «в пустоше что была деревня Поддубье на реке Мегличе» и село Поддубье «на озере Молдине». Здесь же говорится о Покровском погосте в Поддубье. Все эти данные позволяют предполагать существование двух населённых пунктов, носящих наименование «Поддубье». При этом оба они находились, по всей видимости, достаточно близко друг от друга, поскольку речка Меглич впадает в озеро Молдино рядом с тем местом, где располагается современное Поддубье с остатками Покровской церкви. Наличие храма позволяет предварительно локализовать Покровский погост в составе села Поддубье «на озере Молдине». Следовательно, Никольский погост более логичен в контексте пустоши, «что была деревня Поддубье на реке Мегличе».
   В средневековье (может быть даже в раннем средневековье) на реке Мегличе, недалеко от того места, где она впадает в озеро Молдино, находилось село, которое называлось Поддубье. В селе существовал храм во имя Николая Чудотворца, а недалеко от села, в районе современного Поддубья, было кладбище с церковью Покрова Богоматери, где могли хоронить как жителей Поддубья, так и окрестных деревень.
   В писцовой книге конца ХV века зафиксирован «Большой погост у Николы святого». В тексте он расположен перед описанием Покровского погоста в Поддубье. Если наша идентификация верна, то речь идёт о Никольском Поддубском погосте. На рубеже ХV - ХVI вв. здесь находились «двор волостелин, двор тивун», а также несколько церковных дворов, т.е., по всей видимости, «Большой погост у Николы святого» являлся тогда административным центром волости, где располагались дворы управителя волости («волостелина») и его заместителя («тиуна»). В таком случае понятно, почему в последующем село Поддубье на озере Молдино становится «базовым» имением дворян Милюковых.


Иконостас Покровской церкви в Поддубье, фото начала 20 века, ИИМК РАН.

   Постепенно, в результате неведовых нам причин, жизнь в селе Поддубье на реке Мегличе стала замирать. Сначала, вероятно, после утраты церкви, оно изменило статус: из села превратилось в деревню, затем стала пустошью, которую по существовавшему здесь некогда храму ещё долго называли Никольским погостом. Не исключено, что место вокруг утраченной церкви какое-то время могли использовать в качестве кладбища.
   В свою очередь «новое» Поддубье сформировалось рядом с Покровским погостом, т.е. в непосредственной близости от того места, где когда-то, по всей видимости, хоронили жителей «старого» Поддубья. Вероятно, в память об утраченной Никольской церкви при Покровском храме освятили придел «святителя Христова Николая Чудотворца», который зафиксировали источники ХVIII века. Допускаем, что перемещение жителей «старого» Поддубья в район Покровской церкви, могло быть обусловлено наличием здесь дворянской усадьбы, принадлежащей Милюковым. Известно, что кладбище при Покровской церкви в первой половине ХVIII века служило их родовой усыпальницей.
   В 1784-91 гг. на деньги С.А. Милюковой и Матрёны Рыкачёвой в Поддубье строится каменная Покровская церковь. Среди ктиторов значится ещё один человек - «примьер-майор» Николай Рыкачев.
   В 1808 году П.И. Милюков выступает инициатором крупного ремонта Покровского храма, который предполагал перекладку колокольни. Эти мероприятия требовали серьёзных капиталовложений, поэтому есть основание полагать, что к 1808 году у Милюкова появились «свободные» деньги.
   По данным на 1859 год, Поддубье - это владельческое село при озере Молдино, расположенное в 59 верстах от уездного города, имело 5 дворов, в которых проживали 30 жителей мужского пола и 32 женского. Одна православная церковь.
   Поддубский приход - один из немногих, где с 1900 по 1915 год не было никаких кадровых перестановок в составе причта.
   По данным Тверского епархиального статистического сборника:
   "Село Поддубье, от Твери 115 верст, от Волочка 60 верст.
   Церковь Покровская, построена в 1791 году, каменная, престола два: в холодной Покрова Пресвятой Богородицы, в теплой Всех Святых.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1782 года, исповедальные с 1825 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Иоанн Александрович Толмачевский 36-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1887 года, Священником с 1894 года, в 1900 году награжден набедренником. Диакон Петр Гаврилович Таиров 46-ти лет, в служении с 1875 года, диаконом с 1886 года. Псаломщик Павел Петрович Сабинин 37-ми лет, в должности с 1885 года.
   Прихожан в селе Поддубье, в сельцах: Гремучихе, Заречье, Вышкове, в деревнях: Хохлове, Песках, Горке, Дмитрове, Петрове, Воронихе, Слинкове, Покровском, Климотине, Займищах, Сосновице, Голубкове, Попове, Старом, Пенькове, Заречье, Новом Алфимове, Анютине, Сергине, Старом Алфимове, Бочкове, Брусове, Ишутихе, Найденке, Шептунове, Медведкове, Макаровской - 499 дворов (1560 мужчин, 1798 женщин).
   В приходе сей церкви находилось восемь часовен: 1) в деревне Сергине, Сергия Радонежского, деревянная; 2) в деревне Брусове, Иоанна Предшественника, деревянная; 3) в деревне Старом, Святителя Николая, деревянная; 4) в деревне Ишутихе, Святого пророка Илии, деревянная; 5) в сельце Островках, Святителя Митрофана Воронежского, постройки 1835 года, деревянная; 6) в деревне Сосновище, святых мучеников Флора и Лавра, постройки 1880 года, деревянная; 7) в деревне Новом Альфимове, Святителя Николая, постройки 1890 года в память чудесного события 17 октября 1888 года, деревянная; 8) в деревне Пенькове, Святого Благоверного Князя Александра Невского, постройки 1897 года, деревянная."
   По данным Справочной книги по Тверской епархии на 1915 год:
   "В 1915 году служили: Священник Иоанн Толмачевский 52-х лет, окончил семинарию, на службе 20 лет, в Покровском храме 14 лет. Священник-диакон Петр Таиров 61-го года, на службе 32 года, в Покровском храме 5 лет. Псаломщик-диакон Павел Сабинин 52-х лет, на службе 29 лет, в Покровском храме 14 лет.
   Прихожан в деревнях: Петрово, Хохлово, Пески, Горка, Дмитрово, Ворониха, Слинково, Покровское, Климытино, Сосновицы, Голубково, Попово, Старое, Займищи, Пеньково, Альфимово, Бочково, Анютино, Сергино, Старое Альфимово, Брусово, Ишутиха, Шептуново, Медведково, Найденка, Плосское - 1720 мужчин, 1896 женщин."
   20 июня 1935 года на основании Постановления № 2 от 21.05.35 заседания культовой комиссии при комитете ВЦИК по Калининской области («О прекращении колокольного звона») с поддубской церкви были сняты колокола. В конце 30-х годов церковь была разрушена с целью использования кирпича. По другим данным церковь разобрали в 1942 году.
   На месте церкви сохранились фрагменты кирпичной стены, из земли торчат металлические балки, куски кровельного железа, валяются куски красного кирпича и штукатурки. На холме вокруг беспорядочно расположены каменные надгробия, многие с надписями.
   В настоящее время усадьба Поддубье продана. Главный дом перестроен до неузнаваемости. Остатки церкви раскопаны под вероятное будущее строительство.


Вскрытый фундамент Поддубской церкви. Фото. Алексея Крючкова с сайта of.putnik.ru

   
     (По материалам изданий: Аксенов В.И. Православные храмы Удомельской земли. Историко художественное издание. - Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. - Тверь, 1914. и материалам сайтов: www.putnik.ru, Тверские своды.)

     (Фото. № 1, 2 с сайта www.putnik.ru, фото. № 3 Алексея Крючкова с Краеведческого форума сайта Putnik.ru)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли