ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




УДОМЕЛЬСКИЙ РАЙОН, МЛЁВО

МЛЁВО - СПАСО-ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Фото. с сайта http://tver.eparhia.ru/


      М.Е. Гвоздева

   Храм Спаса Нерукотворного Образа села Млёво

   Спасо-Георгиевсий храм замечателен не только архитектурой и древностью, но и своей историей. Считается, что первоначально стоявшая на месте сегодняшней деревянная церковь была постройки 1050 года. Княжна Ольга плыла по судоходной в те времена реке Мсте и ставила погосты. А уже на их месте местные князья и бояре возводили храмы. На месте нынешнего храма до его постройки была трехпрестольная церковь, с главным пределом Георгия Победоносца. Затем, по преданию, усердием жителей дер. Пуйга (сейчас она относится к Вышневолоцкому району) были собраны средства на строительство нового, каменного, храма. Строили его около 25 лет. Причем службы в старом деревянном храме не прекращались.
   Когда через 11 лет был построен зимний каменный храм и в нем начались службы, на месте старого деревянного началось возведение второй половины каменного храма, его летней части. Так был построен шестипрестольный Спасо-Георгиевский храм, сохранившийся до наших дней, с пределами Георгия Победоносца, великомученицы Варвары, Успения Божией Матери - в зимней части; Ильи Пророка, Рождества Иоанна Предтечи, Спаса Нерукотворного Образа - в летней. По милости Божией храм никогда не закрывался. Со времени строительства службы в нем не прекращались.

Отец Владимир (Сафронов)

   В начале ХХ века в храме побывал Иоанн Кронштадский и подарил свое облачение: набедренник, епитрахиль и филoнь из черного бархата, расшитые цветными шелковыми нитями и серебром. Сказал, что храм во Млёве не закроется до второго пришествия Иисуса Христа. Его пророчества вселяют уверенность в будущее.
   Во времена гонений на церковь многие из служивших в храме священников были сосланы в лагеря и тюрьмы, некоторые расстреляны, причем, как рассказывают старожилы, сразу за оградой храма. Брат удомельского святого мученика Димитрия Беневоленского служил в этом храме. В годы репpeccий он был сослан в лагерь политзаключенных, сидел в Котласе, но потом вернулся, правда уже с покалеченной ногой, и продолжил служение в храме. Сохранились обернутые и подписанные его руками Евангелия, а также записи, в которых изложена его краткая биография и другие сведения.
   Сегодняшний настоятель Спасо-Георгиевского храма о. Владимир (Сафронов) родом из Калининградской области. 21 год он отслужил радистом в военно-морской авиации, жил в городе Зеленоградске. После воцерковления духовным наставником о. Владимира стал о. Аркадий (Губанов). Вначале о. Владимир помогал ему во время службы, а потом остался служить Церкви и Богу навсегда. Отец Аркадий открыл отцу Владимиру христианские истины, научил не только любить храм, относиться к своим обязанностям так, как полагается каждому священнику, но и внушил глубокие духовные чувства - это то чувство любви, которое невозможно описать словами, а можно лишь ощущать.
   С матушкой Алевтиной о. Владимир знаком c дeтcтвa. У них двое детей. Сын тоже стал священником и сейчас cлyжит в Калининградской области. Дочь в Кaлинингpаде работает психологом.
   В конце девяностых годов прошлого века в Удомельском благочинии, куда входит и Фировский район, были лишь два священника: отец Аркадий (до пострижения в иеромонахи носивший имя отец Алексей) и отец Владимир. Поэтому и приходилось проводить службы в разных храмах. Затем, когда архиепископ Тверской и Кашинский Виктор предложил о. Владимиру определиться с постоянным местом службы, он выбрал именно Млёво. С тех пор он здесь живет и служит. Живет в обычном деревенском доме, держит кур, сажает огород. Половина участка засажена цветами, которыми постоянно украшается храм.
   Церковь потихоньку реставрируется. В 2001 году чудесным образом были приобретены колокола. Их перезвон, собирающий на службу, слышен за пять-шесть километров от храма. В 2003 году крышу церкви перекрыли оцинкованным железом (12 тонн). В 2006-м заменили полностью окна на пластиковые стеклопакеты (35 окон, из которых 28 внизу высотой 3-3,15, а шириной 1,5-2 м). За годы существования храма фундамент оказался ниже уровня земли на 30 - 40 см. Поэтому пришлось выбирать грунт, вывозить его, делать подсыпку. В результате открылись первоначальный фундамент и отмостка из небольших аккуратных булыжникв. Камни вручную отмыли и вновь уложили в отмостку. Сделали из булыжников и водоотводы. Получилось красиво. С разрешения родственников с могил убрали старые некрасивые оградки, их также выложили булыжничками. Работы еще много: необходимo оштукатурить и покрасить стены, вернуть на них первоначальныe фрески. Финансируют работы благотворители.
   Есть и еще одно желание - вернуть в церковь те два колокола, весом 1,5 и 2 тонны, которые висели здесь раньше. Их звон был слышен даже в Вышнем Волочке. Во времена, когда рушили храмы, колокола сняли и повезли на переплавку. Дело было зимой. Везли по озеру, лед не вьщержал, и колокола, проломив борт машины, ушли под воду. Господь не дал надругаться над ними. Так колокола сохранились, но где лежат, на дне какого озера, к сожалению, неизвестно. Есть люди, которые готовы достать их. Быть может, найдутся и те, кто знает, где утонули колокола?! Нужно молиться, чтобы Господь помог...
   Сейчас на небольшой церковной звоннице находятся шесть небольших колоколов, которые созывают прихожан на службу. Их звон слышен на Мсте и в Городище.
   В 2004 году с помощью руководства и рабочих удомельской организации 000 «ГЭМ» могилу Марфы привели в порядок, возвели над ней открытую часовню.
   Несмотря на то что Марфа Посадница не канонизирована, очень много людей приезжают на ее могилу, прикладываются к плите и получают по молитвам исцеление. При этом, как говорят, надо обязательно трижды сказать: «Марфа, крепкая духом, помоги мне», - и оставить на плите медные монетки.
   Известны примеры исцеления даже от онкологических заболеваний. Одна жительница Удомли, у которой была опухоль, попросила о. Владимира: «Батюшка, можно я лягу на плиту?» Он ответил: «Делай что хочешь, если считаешь, что тебе это поможет». Она легла, приложившись крестом, на плиту и усердно помолилась. Через две недели, радостная, позвонила о. Владимиру и сказала: «Батюшка, сегодня подтвердuлось, что у меня все прошло, нет болезни...»

Могила Марфы Посадницы

   Марфа Посадница помогает не только в исцелении от болезней, но и в решении разных проблем - житейских, семейных, производственных. По любым вопросам, с которыми люди обращаются, припав к плите и искренне помолившись, Марфа всегда помогает. Но надо, чтобы те, кто к ней обращается и получает просимое, всегда благодарили за это Господа. В жизни Марфа была справедливая, но суровая. За это ее новгородцы уважали, почитали и после смерти мужа избрали новгородской посадницей.
   Школьники со Мсты и Городища помогают о. Владимиру наводить порядок на кладбище, спиливают старые больные деревья, убирают заросли. Кроме Млёво о. Владимир окормляет жителей еще 18 - 20 деревень, объезжает их на автомобиле. Там живут старенькие жители, ради которых, как говорит о. Владимир, он и остался во Млёво. Бабушки собираются в избах, где больше места, и о. Владимир служит молебны и панихиды, исповедует и причащает людей.
   Через два года после того, как о. Владимир начал служить в храме, здесь стали обновляться иконы. Проявляются лики. А началось все с двух старых икон на деревянной основе. Их убрали в летний храм, чтобы, когда появятся средства, отдать на реставрацию. Весной открыли летнюю половину и увидели, что иконы с Божией помощью проявились яркими красками. Много икон и сейчас подобным образом обновляется. Прихожане это замечают. Господь видит, что у прихода нет средств на реставрацию, и помогает.
   Больше всего в храме почитается Казанская икона Божией Матери. Возле нее всегда горит неугасимая лампада. Почитается и икона Иверской Божией Матери. О. Владимир вспоминает о чуде, которое произошло возле нее. Две прихожанки из Москвы молились, стоя на коленях, за своих родственников. И вдруг в начале молебна, который вел о. Владимир, лампада перед иконой стала раскачиваться, как маятник. Ее остановили, но колебания вновь возобновились и продолжались до окончания молебна. Только после возгласа священника «аминь!» лампадка остановилась.
   О. Владимир сподобился с матушкой услышать в храме и ангельское пение. Впервые это случилось в 2003 году. Местный доктор попросил батюшку отслужить молебен о больном сыне. Открыв храм, о. Владимир и матушка Алевтина вдруг услышали красивое пение мужского хора на греческом языке. Звучала литургия. Вошедшие замерли и не знали, что делать. Стояли и слушали. Минуты через четыре пение стало плавно стихать. Когда они зашли в летний храм, там никого, естественно, не было. Значит, это пели ангелы - когда в храме нет службы, в нем служат силы небесные и молятся за нас.
   В 2004 году на Духов день люди, проходившие мимо храма вечером, около 22 часов, видели свет в летнем храме и тоже слышали пение мужского хора. Причем звук был слышен очень далеко от храма. На утро местные жители спросили о. Владимира, почему так поздно была служба. На что он ответил, что электричества нет (его провели в храм только во второй половине 2005 года) и хора мужского тоже нет. Это пение человек воспринимает своей душой, ощущает, что идет служба небесная. После того случая местные жители стали признаваться батюшке, что, проходя мимо храма, они не раз видели свет, слышали пение и думали, что там идет служба. Зная, что священника в этот момент в храме нет, боялись признаваться в этом, думая, что им не поверят.
   Господь показывает чудеса, чтобы люди укреплялись в вере, чтобы внимали ему: «Идите, спасайтесь!»

   * * *

   Священники, служившие в храме

   СОКОЛОВ Тимофей Павлович, ПОКРОВСКИЙ Василий Павлович, служили в 1820-1840-е гг., дяди по отцу ученого Д.И. Менделеева.
   ПЛЕТНЁВ Александр, служил в 1840-1860 гг.
   ГЕОРГИЕВСКИЙ Иван Алексеевич (1811-1882), служил в 1850-1880-е гг.
   ЛЮБСКИЙ Александр Павлович (1854-1909), служил в 1888-1909 гг.
   НОВИКОВ, служил в 1880-х гг.
   ЮВЕНИЦКИЙ Измаил Васильевич, служил в 1891-1909 гг.
   ФЛЕРОВСКИЙ Александр, служил в 1909-1920-е гг.
   ЛЮБСКИЙ Нил Александрович, служил в 1909-1920-е гг.
   СЫСОЕВ Иван Арсеньевич, служил в 1920-е-1937 г. Род. в 1881 г., с. Выдропужск Спировскоro р-на Калининской 06тI., служил В с. Млёво. Арест 28.11.1937 г. Пригoворен Тройкой УНКВД 2.12.1937 г., обв. АСА. Расстрелян 4.12.1937 г. По заключению Тверской областной прокуратуры от 21.06.1989 г. реабилитирован.
   БЕНЕВОЛЕНСКИЙ Иван Михайлович, служил в 1930-1950-е гг., брат священномученика Димитрия (Удомельского).
   ГОНЧАРОВ Иван Архипович, служил в 1960-е-1970-е гг. (предположительно, приехал служить из г. Осташкова, куда потом и вернулся, где и похоронен).
   О. ВИКТОР.
   О. НИКОЛАЙ.
   ЗИМАЕВ Олег, служил в конце 1980-х-1995 гг.
   О. ПЁТР, служил в 1995-2000 гг.
   САФРОНОВ Владимир Иванович, служит с 2000 г.


Спасо-Георгиевская церковь во Млёво. 1910 - 1915 гг. Фото. Бакланова Александра Ивановича из архива Татьяны Борисовны Левой.

   До присоединения Новгородских земель к Москве Млёво входило в Деревскую пятину и было приписано к новгородскoмy Кириллову монастырю. Мужской Троицко-Млёвский монастырь находился и возле самого Млёва - через Мсту на левом берегу. Его основание, предположительно, относитсяк XV веку, просуществовал он до 1764 года. В монастыре была церковь Троицы Живоначальной. К монастырю было приписано десять деревень. До 1920-х годов на этом месте существовал Троицкий погост с храмом Святой Троицы постройки 1774 года - первый из известных каменных храмов удомельской земли. Сегодня на этом месте деревенское кладбище.
   Еще об одном монастыре, женском, упоминает Максимов. По сохранившемуся преданию, монастырь находился в местности Селище, недалеко от впадения речки Пуйги во Мсту: «На пути (из Млёва) часть низменности вымощена большими камнями и имеет вид дороги... в народе называемая Девичьи Мосты. По преданию, камни сюда наношены девицами или монахинями. Камни этивпоследствии пошли на фундамент нынешней каменной млёвской Спаса Нерукотворного церкви (1849 года постройки).
   Кстати, о ней. Над входными, западными, дверями храма находится образ Нерукотворного Спаса с надписью, что лик изображен при великом Московском князе Василии Васильевиче, при Новгородском архиепископе Ефимии и новгородском посаднике Аврааме Степановиче повелением раба Божия Савелия. В церкви сохраняется крестик с частицею Животворящего Креста Господня и надписями: «В лето 6922 (1414) создана бысть рака Животворящему Кресту при благоверном князе и великом Даниле Борисовиче Новгородском и Суздальском рабом Божиим Даниловым». В перечислении мощей, заключенных в кресте, между прочим упомянуто о «новоявлении литовских чудотворцев» - виленских святых мучеников Антонии, Иоанна и Естафии (в язычестве Нежин, Круглец и Кумец). Антиминс (от греч. - вместопрестолие) ­ плат со вшитыми частичками мощей, помещаемый на алтаре храма, - был освящен архиереем в 1672 году.
   Д.П. Огицкий в работе «К истории виленских мучеников» дополнительно об этой находке сообщает следующее. Перед Первой мировой войной в храме случайно был обнаружен ковчежек с надписью 1414 года. Размеры ковчежца 6,5х5,8 см. В нем заключался золотой крест-тельник с нерасшифрованной еще надписью, сделанной греческими буквами, и другие святыни, перечисленные в надписи на обороте ковчежца, в их числе мощи ряда святых и среди них мощи «новоявленных литовских страстотерпцев». По ребру ковчежца надпись (приведена выше). В настоящее время ковчежек хранится в Оружейной палате в Кремле под № 13366.
   На церковном кладбище Млёва сохранился ряд надгробных памятников. Слева от входа в храм недавно была очищена могила Софьи Павловны Гурьевой (1731-1800). Она оказала материальную поддержку в самый критический момент Алексею Андреевичу Аракчееву (1769-1834) при поступлении в кадетский корпус и переписывалась в дальнейшем с его отцом. Аракчеев, войдя в силу, сумел отблагодарить ее за помощь. С той же стороны находится могила ее внучкии полной тезки Софьи Павловны Гурьевой (1800-1852). Она похоронена вместе со своим мужем Николаем Никитовичем Сеславиным (1777-1856), родным братом героя Отечественной войны 1812 года Александра Никитовича Сеславина (1780-1858) (адъютант М.Б. Барклая-де-Толли, предводитель партизанских отрядов, генерал-майор). С правой стороны от церкви похоронен либеральный деятель конца XIX века Федор Васильевич Вадковский (1879-1912), внук декабриста Федора Федоровича Вадковского (1800-1844).
   В храме с. Млёво хранится облачение Иоанна Кронштадского (1829-1908), который, как сохранило предание, неоднократно бывал во Млёво, жертвовал свои средства на его устройство и пророчествовал, что храм не закроется до второго пришествия Христа.
   В 1920-х годах в храме села Млёво служил брат первого удомельского святого Дмитрия Михайловича Беневоленского (1883-1937) Иван Михайлович. В храме хранится его канонник со сделанной им надписью: «Был (канонник) в ссылке со мною в гор. Котласе на Севере и в лагере ПОЛИЗА (политических заключенных). Сидел на бревне и читал каноны».

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и издания "Село млёво", г. Удомля. История села Млёва и его знаменитые уроженцы. Под общей редакцией Д.Л. Подушкова. Удомля. Издательство "Ванчакова линия". Вышний Волочёк. 2008.)

     (Фото. № 4 Бакланова Александра Ивановича из архива Татьяны Борисовны Левой.)

Фото. Колымчанина с сайта http://sobory.ru/

   Село Млево, от Твери 150 верст, от Волочка 40 верст.
   Первое летописное упоминание погоста относится в к 1551 году, когда было записано: "Егорьевский во Млеве и церковь Егорий Великий и два придела Преображение Спаса да Знамение Пречистое, да апостолов Петра и Павла".
   По данным 1859 года, Млево - это казенное село при реке Мсте. От уездного города в 35 верстах. Дворов - 50. Жителей: 154 мужского пола, 196 женского пола. Одна православная церковь, одна часовня, две ярмарки.
   Церковь Спасская, построена в 1849 году, каменная, престолов шесть: в холодной: Спаса Нерукотворного Образа, правый Пророка Илии, левый Крестителя Господня Иоанна; в теплой: правый Успения Божией Матери, левый святого великомученика Георгия Победоносца и под колокольней святой великомученицы Варвары.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1800 года, исповедальные с 1830 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Александр Павлович Любский 40-ка лет, студент семинарии, в служении с 1879 года, священником с 1888 года, состоял законоучителем земского училища, законоучителем и заведующим церковно-приходской школы, исправлял должность благочинного, награжден в 1896 году скуфьей, в 1908 году был награжден благословением Священного Синода и грамотой. Священник Измаил Васильевич Ювеницкий 33-х лет, окончил духлвную семинарию, в служении с 1888 года, священником с 1891 года, награжден набедренником в 1898 году. Диакон Николай Феодорович Успенский 38-ми лет, из 4-го класса духовной семинарии, диаконом с 1885 года. Псаломщик Петр Сергеевич Орлов 27-ми лет, в должности с 1893 года. Псаломщик Андрей Васильевич Честной 21-го года, в должности с 1898 года. Церковный староста крестьянин Степан Васильев в должности с 1899 года.
   Прихожане: 1) Священника Любского - в селе Млеве, в деревнях: Шабакове, Горке, Оминове, Званице, Малом Званице, Курьеванихе, Петрове, Бельтеневе, Казикине, Ганине - 344 двора (1238 иужчин, 1431 женщина). 2) Священника Ювеницкого - в деревнях: Залучье, Красноселье, Спасском, Александрове, Репне, Малошевицах, Димитрове, Замишевье, Кунцеве, Старом, Пуйге, Почепе, Манихине, Камушках - 342 двора (1292 мужчины, 1417 женщин).
   В 1915 году служили: Священник Измаил Ювеницкий 49-ти лет, окончил семинарию, на службе 26 лет, в Спасо-Георгиевском храме 23 года. Священник Александр Флоровский 29-ти лет, окончил семинарию, на службе 9 лет, в Спасо-Георгиевском храме 5 лет. Штатный диакон Петр Орлов 40-ка лет, на службе 21 год, в Спасо-Георгиевском храме 1 год. Псаломщик Николай Крестников 44-х лет, на службе 18 лет, в Спасо-Георгиевском храме 9 лет. Псаломщик Константин Предтеченский 24-х лет, окончил духовную семинарию, на службе 1 год.
   Прихожан в деревнях: Залучье, Красноселье, Шабаново, Казикино, Манихино, Горка, Ганино, Перевоз, Спасское, Александрово, Званица, Репно, Почеп, Бельтенево, Пуйга, Малая Званица, Старое, Курьеваниха, Малошевины, Дмитрово, Захарово, Степурино, Кунцово - 2723 мужчины, 2971 женщина.
   В приходе сей церкви находилось двенадцать часовен: 1) в селе Млеве, Всемилостивого Спаса, постройки 1876 года, деревянная; 2) на Маглином ручье в поле крестьян села Млева, Иоанна Крестителя, деревянная; 3) в деревне Манихине, Скорбящей Божией Матери, деревянная; 4) в деревне Званице, Знамения Божией Матери, деревянная; 5) в деревне Казикине, Пророка Илии, деревянная; 6) на поле крестьян деревень Пуйги и Старого, святого великомученика Георгия, деревянная; 7) в сельце Нилове, преподобного Нила Столобенского, деревянная; 8) в деревне Оминове, святых мучеников Кирика и Иуилитты, деревянная; 9) в деревне Камушках, Святителя Николая, деревянная; 10) в деревне Малошевинах, Преображения Господня, деревянная; 11) в сельце Георгиевском, Преображения Господня, деревянная; 12) на станции Мста, деревянная часовня-школа, построена в 1895 году во имя Александра Невского и Святителя Николая; и три молельных дома: 1) в деревне Бельтеневе, Иверской Божией Матери, постройки 1861 года, деревянный; 2) в сельце Перевозе, святых мучеников Флора и Лавра, постройки 1861 года, деревянный; 3) в сельце Городище, святого Пророка Илии, постройки 1865 года, деревянный.

   
     (По материалам изданий: Аксенов В.И. Православные храмы Удомельской земли. Историко художественное издание. - Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. - Тверь, 1914.)

     (Фото. Колымчанина с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

Фото. Павла Иванова с сайта http://tversvod.ru/

   Храм в Млево - это огромное по сельским меркам сооружение, и очень грамотное по архитектуре, явно с хорошим первоначальным проектом. Грамотно выполнены портики ионического ордера, хорошо соблюдены пропорции на таком очень большом здании. Трапезная с высокими окнами оформлена прямыми сандриками-полочками с волютообразными кронштейнами и превосходным карнизом с мутулами, объединяющим все здание в единое целое. Апсида трехчастная, с выделенным полукруглым главным алтарем (всего в храме шесть престолов: три в холодном, три - в теплом храмах). Западный вход оформлен в виде портика ионического ордера с двумя круглыми в плане звонницами по углам.
   Живопись в храме разного времени. От первоначального интерьера остались резьба и отчасти иконы в иконостасе в холодном храме. Что касается монументальной живописи, то она в первоначальном виде осталась в алтаре. И в подкупольном пространстве холодного храма. По типу орнаментов и общему стилю можно заключить, что если проект архитектуры храма еще может быть тверским (под наблюдением И.Ф. Львова), то живопись явно не тверская. Она напоминает провинциальную живопись Новгорода того времени (Николо-Дворищенский собор или собор Арсениев-Коневского монастыря). Создана она, скорее всего, в середине - 3 четверти XIX века. В трапезной сохранилась живопись начала XX века, посредственного качества, сильно потемневшая от сырости и копоти. В притворе она сохранилась лучше, хотя отчасти записана в середине - 2 половине XX века, но записана неплохо и интересно.

   Павел Иванов

   
     (По материалам сайта Тверские своды.)

     (Фото. Павла Иванова с сайта Тверские своды.)

Фото. Валентина Кудрявцева с сайта http://temples.ru/

   Старинное тверское село Млево стоит километрах в пяти от дороги Бологое-Удомля. Летом сюда съезжаются «дачники», многие из которых здесь же и выросли, а постоянно живет лишь пара десятков человек. От Млево дорога, проходя через соседнее село Залучье, поворачивает в леса и тянется дальше мимо остатков давно нежилых деревень.
   В середине XIX века в селе было более двухсот дворов. Мимо по реке Мста проходили караваны судов, перевозившие грузы в Новгород, и все местное население занималось обслуживанием судоходного пути. У млевской земли древняя история – курганы, сохранившиеся неподалеку, относятся к VI-VIII векам н.э., а чуть ниже по течению Мсты высится огромное, местами разрушенное, насыпное городище со сторожевыми постами. Еще в 947 году княгиня Ольга по пути в Новгород основала вдоль берегов Мсты несколько погостов. Возможно, именно тогда и появилось Млево.
   Доподлинно год основания села неизвестен, однако в 1998 году во время полевых работ в Троицком раскопе у стен новгородского кремля археологи нашли берестяную грамоту, датированную серединой XII века. В ней говорилось: «Шли мы на Млево, а Иван с нами не…». Грамота, получившая номер 885, носила деловой характер и указывала на то, что к тому времени Млево уже имело большое значение в торговых связях Новгорода.
   Небольшая река Мста, в верхнем течении которой стоит Млево, когда-то была намного глубже и занимала важное место в Волжском торговом пути, связывавшем Каспий с Балтийским и Белым морями. Кратчайшая водная нитка из Новгорода в Волгу и обратно проходила через Мсту и Тверцу – один из притоков Волги. На этом пути было два естественных препятствия – волок, соединявший обе реки (здесь возник город Вышний Волочок) и боровические пороги по Мсте – самое опасное место на всей реке. Именно из-за них торговцы нанимали лоцманов и не скупились на церковные пожертвования.
   Согласно устному преданию, впрочем, не имеющему письменных подтверждений, в середине XI века во Млево была построена деревянная часовня, причем воздвигли ее на том самом месте, где сейчас стоит каменный Спасо-Георгиевский храм. С тех пор здесь всегда была действующая церковь, а в середине XVI века, на который приходится расцвет Мстинской ярмарки, открывавшейся в Петров день, даже две: Егорьевская церковь и церковь Петра и Павла.
   Своим появлением новый Спасо-Георгиевский храм обязан купцам, водившим по Мсте караваны с товарами и щедро жертвовавшим на церковные нужды. Огромная даже по сегодняшним меркам шестипрестольная церковь видна со стороны реки за несколько километров до Млево. Из церковной ведомости Спасо-Георгиевского погоста за 1874 год явствует, что строительство каменного храма с двумя колокольнями было начато в 1823 году и продолжалось до 1849 года.
   На старом кладбище возле стен Спасо-Георгиевской церкви лежит огромный замшелый кусок темного камня, обнесенный оградой, внутри которой установлен простой металлический крест. На источенной временем поверхности среди пятен лишайников лежат, тускло поблескивая на солнце, мелкие монетки. Присмотревшись как следует, на камне с трудом можно прочесть: «Лета 7 положенася преставися раба божия Марфа напа». Это местная святыня – могила Марфы Посадницы.
   Историки до сих пор не пришли к единому мнению: та ли это самая Марфа, жена новгородского посадника Исаака Борецкого, и вообще, Марфа ли здесь похоронена. Согласно надписи на плите, Марфа умерла в 1492 году. Нашли плиту в начале XIX века: дворовые люди копали свежую могилу, и случайно наткнулись на старинную плиту с надписью. Под ней был обнаружен кирпичный свод, который в ту пору вскрывать не стали. Находку старались держать в тайне, однако быстро разнесся слух, будто во Млево найдено древнее захоронение, и со всех сторон стали стекаться любопытные.
   Сразу же подумали, что это может быть могила Марфы Посадницы. Марфа была одной из самых богатых и властных фигур Новгорода конца XV века. Её влияние оказалось настолько велико, что она сумела сплотить вокруг себя новгородских бояр во время противостояния между Новгородом и Москвой. В 1478 году после присоединения Новгорода к Московскому государству Марфу заковали в кандалы и отправили по Мсте в ссылку. Дальнейшая её судьба осталась невыясненной: то ли она умерла в изгнании, то ли её убили неподалеку от Млево, то ли навеки заточили во Млевский женский монастырь.
   С момента открытия Марфиной могилы, в село потянулись верующие, главным образом из её родного Новгорода. Рассказывали, будто являлась она во сне страждущим, больным и немощным. В церковных книгах Спасо-Георгиевского храма сохранились упоминания о многочисленных чудесах и удивительных случаях, произошедших на могиле Марфы. Несмотря на большое стечение паломников, она так и не была причислена к лику святых. Впрочем, это не мешает верующим чтить её память.
   За несколько лет церковь во Млево сильно изменилась. Изменились и сами люди, живущие по соседству. Отец Владимир сделал почти невозможное - объединил совершенно разных людей, создал маленькую общину единомышленников.

   Андрей Безлепкин, выдержки из статьи "Крупицы веры" с сайта endlessplanet.org
   Компиляция Т..

   
     (По материалам сайтов: Народный каталог Православной архитектуры, Удомельское Благочиние.)

     (Фото. Валентина Кудрявцева с сайта Храмы России.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли