ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



УТРАЧЕННЫЕ МОНАСТЫРИ

УДОМЕЛЬСКИЙ ТРОИЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Удомельский Троицкий Иоанно-Богословский монастырь находился в Вышневолоцком уезде, Тверской губерний, в 50 верстах к северо-востоку от города Вышнего Волочка, при озере Песво, спускающем свои воды в большое озеро Удомлю. Ныне на месте его существует погост Троицкий.
Ничего неизвестно ни о времени основания этого монастыря, ни об его основателе.
В «Списках иерархов» П. Строева старейшим из настоятелей этого монастыря упоминается игумен Дионисий, под 1583 годом. Из этой хронологической даты можно вывести только то заключение, что во второй половин XVI века монастырь уже существовал и находился под управлением игумена.
Из преемников Дионисия Строев упоминает об Александре, под 1626 годом; Ефреме, под 1651; Пимене, под 1658; Никоне, между 1683 и 1698; Серафиме, под 1699, и, наконец, о Гаврииле, под 1737 г.; в заключение же всего ставит 1764 г., т. е. год упразднения монастыря.
Монастырь еще в начале XVII века владел жалованными землями и крестьянами. Он приобрел их, вероятно, за заслуги или по хлопотам своего настоятеля, иeрoмонаха Александра, при царе Михаиле Федоровиче.
Энергичнейшим и деятельнейшим из известных нам настоятелей Иоанно-Богословского Удомельского монастыря был Никон, управлявший монастырем с 1683 по 1698 г. Первым его делом было выхлопотать монастырю самостоятельность и независимость от Кириллова монастыря, поскольку приписка в чьи-либо владения была разорительной для обители. Никону удалось достичь независимости.
Дальнейшею заботою Никона было упорядочить отношения к соседним помещикам, которые, пользуясь постоянными переходами монастыря из рук в руки и разорениями его разными иногородними начальниками, и сами не прочь были последовать их примеру и попользоваться чем-либо из монастырской собственности. Им всего удобнее было это сделать путем постепенного завладевания теми монастырскими землями, которые граничили и соприкасались с их собственными. Действительно, существует грамота, свидетельствующая о стараниях настоятеля Никона восстановить нормальные границы своих монастырских владений, в виду захвата некоторых из них соседними помещиками.
В монастыре были три церкви. деревянная - Живоначальной Троицы и теплая - Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Иоанна Богослова, тоже находившаяся в монастыре сгорела, но в 1693 году эта деревянная церковь была снова выстроена с трапезной.
Иоанно-Богословский Удомельский монастырь стараниями настоятеля Никона расцветал, поэтому вновь становился предметом соблазна для настоятелей других монастырей, и попытки завладеть им случались возобновились.
В 1696 г. он был приписан к Новоторжскому Борисоглебскому монастырю. Приписка эта была, как и прежде, cмертным приговором для его благосостояния; снова началось его разорение. Мы уже не говорим о том, какой это тяжелый удар был для Никона, приведшего в порядок и благоустроившего обитель, и притом исключительно на свои личные средства.
О дальнейшей историй монастыря нам мало что известно. Никон с 1698 года, столь важного для него, исчезает бесследно с исторического горизонта: нам даже неизвестно, узнал ли он об удовлетворительном для него исходе его ходатайства о восстановлении самостоятельности его монастыря и стал ли снова после изгнания управлять им в качестве настоятеля. Всякие сведения о нем пропадают. Тем не менее, и то, что мы уже знаем о нем, показывает, что это был видный деятель в истории Удомельского Иоанно-Богословского монастыря в XVII веке.
По указу Императрицы Екатерины II от 26 февраля 1764 года, как известно, от монастырей были отобраны все вотчинные имения, за оставлением им небольшой части земли и служителей, а вместо того, на содержание назначено было годовое жалованье, которое положено было соразмерно богатству и знатности того или другого монастыря. Монастыри были разделены на классы, и каждому классу была приурочена та или иная норма штатных монахов и монахинь. Монастыри, не имевшие и этого числа монашествующих, сделались известны под именем «заштатных» и были оставлены на своем содержаний, большая же часть их была совсем закрыта. Tе из них, которые имели еще не очень ветхие храмы, были обращены в приходские церкви, с образованием при них церковного причта. Последней участи подвергся и Иоанно-Богословский Удомельский монастырь, на месте которого в настоящее время, как выше было сказано, находится погост Троицкий.
Церковь эта после строительства в Удомле атомной станции, не разделила судьбу снесенной вокруг деревни и осталась одна в непосредственной близости с Удомельской АЭС. Сейчас она восстановлена. Часть старых фресок отреставрирована. Две из них с изображением святой благ. княгини Анны Кашинской и преподобного Нила Столобенского источают миро. Обновилась икона Воскресения Христова. До строительства Владимирского собора это была единственная церковь г.Удомли.

 

   
     (Статья взята с официального сайта Тверской епархии )
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли