ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



УТРАЧЕННЫЕ ХРАМЫ ТВЕРИ

ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ

г. Тверь, ул. Советская (на месте нынешней гостиницы Селигер).

Фотография с сайта http://tverbook.narod.ru/

   Каменный храм появился здесь ещё в XVII веке, но имел иное посвящение - во имя праведных Иоакима и Анны. Документы начала XVIII века отмечают две стоящие по соседству церкви: каменную Иоакимоаннинскую и деревянную Владимирскую. Во время пожара 1725 года Владимирский храм сгорел, а церковь Иоакима и Анны получила повреждения. После ремонта, проведённого в 1747-1750 гг., каменный храм переосвятили во имя чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, устроив в нём придел Иоакима и Анны. Серьёзно пострадала Владимирская церковь в пожаре 1763 года, и лишь в 1768 году её полностью возобновили.
   Тем не менее, в начале 1790-х гг. старый храм решили заменить новым зданием. Строительство началось в 1793 году, и только в следующем столетии (в 1806 г.) состоялось освящение величественной Владимирской церкви с приделами во имя великомученика Георгия и великомученицы Параскевы Пятницы. Во времена принца Георга Ольденбургского (в 1811 г.) вокруг церкви устроили каменную ограду. Несколькими десятилетиями позже в храме появился ещё один придел - во имя Александра Невского, созданный на средства купца А. П. Уткина в 1861 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. В середине - второй половине XIX века священником Владимирской церкви являлся известный тверской историк В.Ф. Владиславлев.
   В 1930-е гг. церковь взорвали, и сегодня на её месте стоит гостиница "Селигер".

Владимирская церковь. Фото. нач. 20 в.

   Владимирская церковь в Загородье 1742 - кон. 40-х гг. (стояла на углу Советской ул. и Студенческого пер. на месте гостиницы "Селигер") отличалась более стройной композицией с малым восьмериком на двусветном четверике. Церковь имела характерную для барокко колокольню, в которой нижний ярус нес два восьмигранных яруса. Причем, колокольня обладала ступенчатым силуэтом.
   В июне 1788 г. новым губернским архитектором стал Андрей Алексеевич Трофимов, занимавший эту должность, до конца апреля 1811 г. В этот период в Твери уже не строились крупные общественные здания, но появился целый ряд монументальных сооружений культовой архитектуры. Наиболее значительной по своим художественным и градостроительным достоинствам была Владимирская церковь, которую построили в 1793-1806 гг. на месте прежней каменной церкви в угловом квартале между Миллионной и Новоторжской улицами (на ее месте стоит гостиница "Селигер"). Величественное сооружение состояло из пятиглавого храма с полукруглой апсидой, двухпридельной трапезной и четырехъярусной колокольни. Массивный четверик храма украшался тосканскими портиками в антах с треугольным фронтоном. Стены расчленялись высокими арочными нишами, в которые были вписаны окна с треугольными сандриками. Центральную главу несла крупная купольная ротонда, обработанная ионическими полуколоннами, между которыми располагались арочные окна первого света и круглые второго. Меньшие по размерам боковые барабаны с арочными окнами имели восьмигранную форму. Выразительный силуэт церкви определяла также стройная колокольня, увенчанная шпилем. Владимирская церковь была незаурядной постройкой в стиле зрелого классицизма, утвердившегося в тверской культовой архитектуре кон. 18 - нач. 19 вв.

Владимирсккий (Студенческий) переулок в сторону Волги.

   ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ТВЕРИ

   Сегодня на ее месте стоит гостиница «Селигер». В которой, кроме гостевых номеров, расположились казино «Зебра», интернет-кафе и масса разных магазинчиков и фирм. А когда-то частицы мощей самых известных и почитаемых святых хранились в стоящем здесь храме и тверитяне приходили поклониться Владимирской иконе Божией Матери.
   Владимирская икона Божией Матери - величайшая святыня Русской земли. По преданию, через десять лет после Вознесения Христа все верующие стремились увидеть Богоматерь, но многим это не удавалось. Тoгдa апостол Лука изобразил лик Божией Матери на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пресвятой Богородицей и прав. Иосифом. Увидев это изображение, Богоматерь сказала: «Благодать моя и Родившегося от меня с сим изображением да будет».
   Апостол Лука написал несколько таких икон. К числу их принадлежит Владимирская икона, которая в 1131 г. из Византии перешла к князю Мстиславу (по другим сведениям к Владимиру Мономаху), а затем к Андрею Боголюбскому, который перенес ее из Киева во Владимир. В 1395 г. была перенесена в Москву для спасения ее от нашествия Тамерлана.
   Три раза в год Церковь чествует Владимирскую икону Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратную ее помощь в избавлении Москвы и Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа по старому стилю. В эти дни совершались крестные ходы.
   До возникновения Владимирской церкви в Твери на ее месте были два храма - Зачатьевский (во имя Зачатия святыя Анны - матери Пресвятой Богородицы) и во имя мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы.
   В смутные времена оба храма бьши уничтожены, и на этом пустыре еще в 1626 году жил только один Козьма Евтифеев. Но уже в 1709 г. поселившимися жителями были построены тоже две церкви: деревянная во имя Владимирской иконы Божией Матери с приделом муч. Параскевы Пятницы, другая каменная во имя богоотец Иоакима и Анны.
   При пожаре 1725 г. деревянная сгорела, а каменная выгорела только внутри. Каменную жители подправили и попросили Преосвященного освятить ее во имя Владимирской иконы Божией Матери. Но церковь все-таки была опасной для нахождения в ней. Было решено строить новую. С разрешения Преосвященного Митрофана жители пошли с кружкой по миру собирать деньги на постройку, но без разрешения Владыки поначалу построили придел во имя богоотец Иоакима и Анны, а затем попросили архимандрита Желтикова монастыря Варлаама освятить его. Разгневанный самоуправством, Владыка разрешил Варлааму освятить придел, а священника Тимофея Иванова распорядился «отослать на тяжелые работы в Старицкий Успенский монастырь на полгода (25 декабря 1744 г.)». По прошествии двух с половиной месяцев Владыка, смилостивившись, разрешил ему возвратиться в приход.
   Строительство шло медленно - не хватало денег. И снова в январе 1747 г. тот же священник Тимофей Иванов обратился к Преосвященному и получил еще на один год сборную (для подаяний) книгу. В мае 1750 г. Владимирская церковь была освящена, а в 1757 г. обнесена оградой. Из Мироносицкой церкви перешел священник Василий Андреевич Лисицын, отличавшийся своей весьма замечательной проповеднической деятельностью.
   В мае 12 дня 1763 г. во время пожара сгорела вся Центральная часть Твери. Сильно пострадала и церковь Владимирская - сгорели все иконостасы. До октября службы не было. По просьбе священника из непострадавших церквей были переданы часть икон, книг, утварь и прочее.
   В пострадавшей Твери Екатерина II оказала щедрую помощь жителям-погорельцам: «... до 1 миллиона рублей в пособие погорельцам на устройство новых жилищ, и для причтов храмов церковных домов». Не отсюда ли возникло название центральной улицы Твери «Миллионнaя» после прежнего «Екатерининский прошпект» в угоду Павлу I? Так объясняет названия одна из легенд.
   Город быстро отстраивался и причем совершенно по-новому и шире. Ранее жившие ямщики вокруг Владимирской церкви были переселены (выделены участки для строительства домов) восточнее центра в район Богородицерождественской церкви, где образовалась Ямская слобода. В связи с этими переселениями Владыка перераспределил приходы между церквями, что вызвало недовольство жителей, особенно, ямщиков - ведь они принимали участие в строительстве Владимирской церкви. Еще долго ямщики и все переселенцы пользовались этой церковью, но Владыка решил эту проблему просто: «Приходы не портить, а молиться можете всякой, где хочет!» Но все они были причислены к Богородицерождественской церкви, а имущество, даже колокола, Владимирской церкви поделили с ямщиками. Оставались же в ней, в основном, купцы.

Фото из архива Алексея Лукина.

   И уже 24 июля 1793 г. вместо находившейся в ветхом состоянии Владимирской церкви была заложена новая, тоже каменная, церковь по благословению Преосвященного Иринея Архиепископа Тверского и Кашинского в царствование императрицы Екатерины Великой. А 7-го октября 1806 г. построенная прихожанами новая церковь была освящена с благословения Преосвященного Мефодия в царствование императора Александра I в бытность настоятеля церкви священника Алексея Боринова. С благословения Преосвященного Серафима была начата строением в 1816 г. колокольня и в 1821 г. окончена.
   Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери находилась в центре Твери. В середине 30-х гг. ХХ века на ее месте был построен ресторан и гостиница «Селигер».
   В плане храм представляет вытянутый прямоугольник, причем восточная алтарная стена овальная. На северной южной стороне устроены фронтоны, поддерживаемые каждый четырьмя колоннами. На главной церкви находятся пять величественных куполов с железными вызолоченными четырехконечными крестами, а на среднем куполе крест решетчатый. Храм освещается огромными окнами на стенах 20 и 26 в куполах. Входные двойные двери установлены с трех сторон: северной, южной и западной. Паперть устроена на западной стороне под сводами колокольни и примыкает к стенам храма с двумя арками на юг и север.
   Необыкновенной монументальностью отличалась колокольня, построенная в готическом стиле. Четырехъярусная она отличалась чрезвычайной высотой в Твери. Первые два яруса отделялись друг от друга массивными колоннами, причем под карнизом первого со всех 4-х сторон были устроены по четыре колонны с капителями, а под карнизом второго яруса по две колонны. Высота колокольни до шпиля составляла 18 саженей (39,24 м), шпиль - 6 саж. (13 м), яблоко на нем - 1 аршин (0,73 м) и восьмиконечный крест - 3 арш. (2,18 м).
   Снаружи на стенах храма были священные изображения: Воскресение Христова - на северной стороне, Владимирская икона Божией Матери - на южной; в северном фронтоне - изображение Божией Матери с предстоящими святыми равноапостольными Константином и его матерью Еленой, мученицей Параскевой, великомучеником Георгием и св. бл. вел. кн. Александром Невским, в фронтоне изображены события Вознесения Господня.
   Престолов в храме было пять: первый - в середине главного храма в честь Владимирской иконы Божией Матери был освящен с благословения Преосвященного Мефодия 7 октября 1806 г. кафедрального собора протоиереем Иоанном Алексеевым; придельный южный - во имя св. бл. вел. кн. Александра Невского, построенный иждивением крестьян д. Бобачева в память отмены крепостного права, был освящен 25 марта 1861 г. Преосвященным Филофеем, и придельный северный - во имя святителя и чудотворца Дмитрия Ростовского был освящен 21 сентября 1868 г. также Преосвященным Филофеем. В трапезной - на южной стороне - придел во имя св. вел. муч. Георгия Победоносца, освящен 26 июня 1793 г. протоиереем Тимофеем Алексеевым, на северной стороне придел во имя св. мученицы Параскевы освящен 11 сентября 1794 г. им же.
   Внутри главный храм был украшен стенной живописью. Иконостасы во всех пяти приделах были деревянные вызолоченные, при чем в трапезной глухие (плоские), а в главном - резные в стиле Рококо. Все иконостасные иконы и во всех приделах были покрыты позолоченными серебряными ризами. Особенностью иконостаса главного храма было то, что ярусы в нем располагались не обычными горизонтальными рядами, а полукружьями вокруг центральных икон: Господа Вседержителя (Деисус), Господа Саваофа, Сына Божия и Святого Духа и Распятия Спаситeля с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом (Голгофа), расположенных одна над другой. В главном полукружии, в центре которого икона Господа Вседержителя, были размещены свв. апостолы в четырех иконах по трое в каждой, а над ними в медальонах изображение четырех ветхозаветных пророков: Самуила, Исаии, Иеремии и Аггея. Другая особенность всех иконостасов - свободные места межу ними заполнены живописными изображениями событий из жизни Господа нашего Иисуса Христа и истории Христианской Церкви, заключенные в четырехугольные рамы и разнообразной формы медальоны.

Гостиница на месте разрушенного храма.

   СВЯТЫНИ ХРАМА

   Самой драгоценной, многозначимой и высокочтимой святыней храма была Владимирская икона Божией Матери, к которой тверские жители имели особое благоволение. Существовало поверие, что она была пожертвована из архиерейского дома после пожара 1763 года. Икона имела внушительные размеры: в длину 9 1/4 вершка, а ввысоту 7 3/4 вершка (6,75х5,65 м).
   На этой иконе Божией Матери с предвечным младенцем по всем ее четырем сторонам были написаны события двунадесятых праздников. Для сохранности лики Божией Матери и Предвечного Младенца были при крыты прозрачной слюдой. Икона размещалась в вызолоченном серебряном окладе, такими же были корона и венец на главе Божией Матери. Сияние и корона были украшены стразами и простыми каменьями. Убрус и риза на Божией Матери и Богомладенце низаны по темно-малиновому бархату жемчугом с бриллиантами. Внизу под иконою Божией Матери - Иоанн Креститель. Справа от него Иоанн Богослов, Афанасий Великий и преп. Иоанн Милостивый. Слева - Андрей Первозванный, апостол Фома и св. Михаил Исповедник. По сторонам образа справа иконы: свв. князей Бориса и Глеба, св. Георгия Великого и преп. Прокопия, св. Симеона Богоприимца и св. Симеона епископа. Слева - равноапостольных царицы Елены и царя Константина, свв. муч. Андриана и Наталии и свв. муч. Агриппины И Параскевы.
   Икона устроена купцами Хозинскими в XIX веке, а украшена жемчугом и бриллиантами Д.И. Ветошкиным и А.П. Уткиным.
   Но во Владимирском храме было весьма много и других святынь, заключающихся в частицах мощей святых угодников Божиих, подаренных, храму с иконами с изображениями этих святых, с крестами. Это хранилось у дарителей как семейнaя святыня.
   Части мощей угодников Божиих находились: в образе, в котором были вложены пять св. крестов и складной кипарисный обложенный серебряной рамкой маленький образ с частицами св. мощей следующих угодников Божиих, лики которых изображены на сем образе: св. Предтечи Иоанна, св. апостола Андрея Первозванного, св. апостола Павла, свят. Христовых Московских Чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Святых благоверных князей Александра Невского, Михаила Черниговского, благоверных княгинь Ольги Российския и Анны Кашинския, преп. Лазаря писца, св. муч. Ефимии всехвальныя. (Наполях дела № 238 карандашом написано следующее: «В нашествие монголов мощи Ольги погибли или сокрыты неизвестно куда...» - Б.Р.) Святителей Христовых: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Арсения Тверского, св. муч. Нестора и преп. Афанасия Афонского. Святых муч. Антония и Савватия, преп. отец Григория Двоеслова папы Римского, Григория Нисского, Филарета Милостивого, Евфимия Великого, Сергия игумена Радонежского, Арсения Великого и Николы святоши, кн. Черниговского. Святых влмч.: Федора Стратилата, Иакова Персиянина, Никиты. Свмч. Иоанна воина, Нестора, св. преп. Лукиана, пресвитера Антиохийского, и св. блаженного Иакова, Боровицкого Чудотворца.
   В подножьи крестов вложены в особо устроенных местах св. мощи угодников Божьих: преп. Нила Столобенского, Сергия игумена Радонежского, Сильвестра папы Римского, Симеона Сербского мироточивого, Ионы Пресвитера, Илариона Нового, свмч. Архидиакона Евпла, св. вел. муч. Варвары, св. вел. муч. Екатерины; преп. отец: Пимена Печерского, Варлаама Хутынского, Петра Афонского, Онуфрия Великого, Тита Чудотворца, св. Иоанна патриарха Александрийского милостивого, преп. Никона Печерского, Сухаго, преп. Исаакия Далматского.
   Мощи преподобных Иоанна многострадального, Еразма Черноризца Печерского, Никона Угрина многострадального, Федоры Александрийской в этом образе были подарены неизвестно кем.
   В святом Миротворящем Кресте, врезанном в икону Божией Матери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова и Логина сотника, находились части св. мощей 37 угодников Божьих, имена которых: св. Иоанна Предтечи, Пророка Даниила, Симеона Богоприимца, Евангелиста МатФея, св. апостолов: Фомы и Филиппа, Игнатия Богоносца, Николая Мирликийского Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Игнатия Ростовского, Епифания Кипрского, Климента Ачкирского, Нила Столобенского, Сергия Радонежского, мученика Георгия, мученика Дмитрия, младенца Иродом убиенного, мученика Меркурия, Александра Свирского, Федора Сиксота, Макария Калязинского, царя Константина, благоверных князей: Владимира, Александра Невского, Михаила Черниговского, Даниила Московского, бессребреников Косьмы и Дамиана, царицы Елены, влмч: Варвары, Евфимии, мученицы Марины, Феодосии девицы и св. Максима Христа ради юродивого.
   Образ сей с крестом и со св. мощами пожертвован Петром Николаевичем Митюревым.
   В ковчежце, который был вставлен в другой ковчежец, находилась часть св. мощей св. великомученика Георгия. Кем пожертвован, неизвестно.
   В животворящем кресте, врезанном в икону, находились частицы 14 святых мощей святителей Христовых: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, преподобных: Ефрема Новоторжского, Нила Столобенского, Арамия Веркольского, Антония Римлянина, мученика Прокопия, Великомученицы Варвары, преподобной Ксении и мученицы Ирины, священномученика Ермолая. Эта икона пожертвована Иваном Федоровичем Булоховым.
   Из древних крестов представлял интерес средней величины из серебра вызолоченный, восьмиконечный с чеканными изображениями. В средине распятие Иисуса Христа с ангелами над головой, по сторонам Божия Матерь и Иоанн Богослов, в подножии - св. Николай Чудотворец. В конце креста вычеканено: «Лета 7193 (1685) гoда устроил сей крест дьяк Федор Леонтьев сын Мингасов, а весу в нем 72 золотников с полузолотником».
   Евангелие переплетено в деревянные Ддоски, обтянутые малиновым бархатом. На передней доске посредине - Спаситель, сидящий на престоле, а четыре Евангелиста из вызолоченной меди. Печатан на белой бумаге киноварью в 1677 г. в Москве.
   В 1812 г. при храме была пристроена к церковной сторожке каменная часовня, выходящая фасадом на Миллионную - Екатерининскую (Советскую) улицу. Над входом в нее на металлическом щите была копия картины Дитриха, изображающая Спасителя с евангелическим текстом: Прiидите ко Мне вси труждающiися и обремененiи».
   Екатерина II в подарок тверскому духовенству построила четыре двухэтажных каменных дома для причта, в том числе один для Владимирской церкви, который стоял до 60-х гг. прошлого столетия на Советской улице. На его месте была пристроена гостиница «Селигер». Один из этих домов остался при церкви Рождества Христова, что в Рыбаках по улице Вольного Новгорода.
   Сохранился угловой дом по Советской улице напротив «Селигера», В котором проживал протоиерей Владимирской церкви Василий Федорович Владиславлев - основатель журнала «Тверские Епархиальные Ведомости» и издатель его втечение 25 лет, известный в Твери духовный просветитель.
   «По своей величественности, красоте и художественности архитектурного стиля Владимирская церковь принадлежит к числу замечательнейших в г. Твери построек конца 18-го - начала 19-го столетия и свидетельствует о высочайшем развитии вкуса составителей плана постройки ее, к сожалению, оставшихся неизвестными для потомства». Так выражал свои чувства 100 лет назад наш предок, смотря на это чудо русской национальной культуры в оргинальном храмовом строительстве.

Б.Н. РОТЕРМЕЛЬ,
председатель Тверского общества краеведов.

Использованная литература:
«ТЕВ» 1906,3 18,20;
ГАТО, Ф 851, оп. 1, д. 238; Ф 160, оп. 1. д.д. 23649, 23650.
И. Матвеев. Почитания Храма и его святыни.

 

   
    (По материалам сайта "Прогулки по старой Твери", книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006. и журнала Тверские епархиальные ведомости, март 2004.)
     (Фото. № 4 из архива Алексея Лукина.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли