ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



ДРЕВНИЕ ХРАМЫ ТВЕРИ

РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы по плану первой четверти XVIII в.   На территории Кремля, в конце владычного конюшенного двора писцы отметили кладбище, а неподалеку церковь "Рождество Пресвятыя Богородицы, что наболоте".
   Писцовая книга дает очень скудный материал для восстановления ее внешнего вида. Известно только, что она имела трапезу и паперть, на паперти - колокольню с пятью колоколами, а "весу в них неведомо сколько".
   Теперь обратимся к плану Твери начала ХVIII века, названному "Фасат города Твери". Церковь на нем выглядит очень высокой и стройной. На основную ее клеть поставлены еще две, убывающие по ширине. По классификации академика Игоря Грабаря такие церкви относятся к типу ярусных, а в старинных строительных актах обозначались термином "четверик на четверике".
   Внутренность церкви хорошо освещалась многочисленными окнами в основной клети и верхних четвериках. К сожалению, план не дает дополнительных сведений о конструкции колокольни или паперти.
   По богатству Рождественская церковь не уступает находившимся в кремле Никольской или домовой архиепископской. Убранство ее, по описаниям, очень красочно. Преобладала позолота и любимый нашими предками красный цвет. "Писаные на золоте" царские двери, золотой фон части образов иконостаса, позолоченные оклады и преимущественно красные пелены у икон из привозных тканей - киндяка, дороги, атласа. Несмотря на частые пожары в кремле, церковь сумела сохранить старинные иконы, такие, как находившийся в иконостасе образ Рождества Богородицы, написанный на золотом фоне, с позолоченными венцами и теми украшениями, что "прикладывали" в старину прихожане к почитаемым иконам: позолоченными гривенками и копейками, крестами, жемчужными рясками и серьгами.
   Так же был украшен и запрестольный образ Богоматери. У него записаны "венцы и гривенки и на полях оклад - все басменные, позолочено. Поднизь и ожерельицо жемчужное с каменьи". Кроме того, в "прикладе" у иконы - пять крестов и небольшие сережки "с камушки".
   Убранство трапезы значительно скромнее. В ней отмечены лишь две иконы. В обычные дни прихожане, очевидно, умещались в церкви, но в праздники, а особенно в престольный, молящимися заполнялась и трапеза. От церкви она отделялась рубленой стеной, в которой делалась широкая дверь. Через нее стоявшие в трапезе богомольцы могли слышать и видеть происходившее в церкви богослужение. Академик Грабарь изучал северные деревянные церкви в начале века, когда они были еще действующими, и отметил следующие их особенности. Во-первых, для того чтобы большее число прихожан могло следить из трапезной за ходом богослужения, по обе стороны двери в стене, отделявшей трапезу от церкви, на уровне глаз делались прорези высотою в толщину бревна. Вторая особенность северных трапезных - лавки, поставленные по их стенам. Их резные опушки и резные столбы, на которые опирались брусья потолка, украшали помещение. На лавках могли отдохнуть пришедшие из далека богомольцы и просто пожилые или больные люди.
   Мы не можем документально подтвердить, что трапезные тверских деревянных церквей были устроены подобно северным. Так, в описаниях писцовой книги 1685 - 86 годов лавки в трапезных нигде не упомянуты. Но, учитывая традиционность деревянной архитектуры, всеже думаем, что лавки являлись такой же неотъемлемой частью трапезной, как, например, двери, и поэтому о них не считали нужным упоминать в описании церквей.
   Храмы строились обычно выше окружавших их домов, и на паперть поднимались по ступеням крыльца.
   На севере, где сохранились деревянные церкви, можно наблюдать различные конструкции папертей. Одни из них поставлены на сплошное рубленое основание, другие - на выпуски бревен и представляют собой как бы балкон, третьи возведены на режах, то есть бревенчатой клетке. В Твери конструкции папертей деревянных церквей были, видимо, тоже различными. Например: паперть на режах отмечена в писцовой книге 1685 - 86 годов у затверецкой церкви Онуфрия Преподобного.
   Сами паперти редко рубились из бревен. Обычно на верхнюю площадку их основания ставились столбы, в пазы которых забирались доски, различным расположением которых плотники умели сделать паперть нарядной. Для освещения и проветривания паперти служили окна, закрывавшиеся досчатыми ставнями. Для отдыха прихожан, как и в трапезе, ставились лавки.

 

   
    (По материалам книги Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов. Тверь. XVI - XVIII вв. Очерки истории и экономики. - Тверь: 2002.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли