ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



УТРАЧЕННЫЕ ХРАМЫ ТВЕРИ

ЦЕРКОВЬ ЖЁН МИРОНОСИЦ

г. Тверь, Тверской проспект.

Фотография с сайта http://tverbook.narod.ru/

Жилой дом на месте разрушенного храма.   Снимок сделан с крыши Вознесенской церкви, у которой улица Советская пересекается с Тверским проспектом. В центре фото изображена Мироносицкая церковь. О наличии вокруг неё ограды "в каменных столбах" говорят архивные документы первой половины XIX века, но не исключено, что такое ограждение вокруг приходского храма существовало и раньше. Каменную церковь во имя Жён Мироносиц заложили на месте деревянного храма в 1767 году. В 1788 году на средства купца Корнилы Саввича Буракова построен малый придельный храм во имя преподобного Саввы Освящённого. К. С. Бураков жил в доме напротив (ул. Новоторжская, 15), был прихожанином Мироносицкой церкви, и появление Саввинского придела явно вызвано желанием Корнилы Буракова почтить память своего отца. Храм XVIII века простоял до 1815 года, его сменило изображённое на снимке здание. Церковь снесли в 1930-е гг., выстроив здесь многоэтажный дом. Внизу здания со стороны Новоторжской улицы и Тверского проспекта теперь находится магазин "Технохит", а ранее магазин "Молоко". В правом верхнем углу снимка - Симеоновская церковь (разобрана в 1930-е гг.), а вдалеке - колокольня Покровской церкви (разобрана). На дальнем плане на фоне леса видны корпуса загородной резиденции тверского архиепископа в селе Трёхсвятском. Каменными зданиями архиерейскую усадьбу начали застраивать в 1777 году.


   Церковь Жен Мироносиц 1802-11 гг. (стояла на месте нынешнего двора дома 9/50 по Тверскому просп.) являлась ярким произведением зрелого классицизма. Трехчастная продольно-осевая композиция церкви состояла из храма с полукруглой апсидой, трапезной с сильно выступавшими приделами и четырехъярусной колокольни. Храм представлял собой двусветный четверик с пластично скругленными и раскрепованными углами, который нес купольную ротонду с арочными окнами. Перед фасадами четверика выступали четырехколонные портики с колоннами коринфского (?) ордера.

Церковь Жён Мироносиц. Фото. нач. 20 в.

   
    (По материалам сайта "Прогулки по старой Твери" и книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
    


   Нечасто встретишь в Российских городах храмы, построенные в честь Жен-Мироносиц. В нашем городе, например, было построено два храма в честь Воскресения Господня, два в честь Вознесения, несколько храмов в честь Божией Матери (Рождества Богородицы, Успения, Покрова, «Всех скорбящих Радость») и т.д. Но была и такая уникальная церковь - церковь свв. Жен-Мироносиц. Располагалась она между улицей Новоторжской и бульваром Радищева, на пересечении их Тверским проспектом - на месте построенного при Сталине четырехэтажного дома, в котором позже находился магазин «Молоко», а теперь магазин бытовой техники.
   Святые жены-мироносицы - это те женщины, которые, любя Спасителя, везде сопровождали Его и служили Ему своим имением.
   «Ради возлюбленного Учителя своего охотно оставляют они свои дома, своих присных и знаемых, забывают слабость своего пола, не страшатся жестокости многочисленных врагов Господа, всюду неуклонно следуют за ним, терпеливо проходят с Ним грады и веси и служат Ему от имений своих. Не оставляют они возлюбленного Учителя своего и во время страданий и смерти Его. Влекомые любовью, они сопровождают Господа и на Голгофу, взирают на Распинаемого, измеряя сострадательным чувством безмерные страдания Его. Презрев все опасности со стороны неистовых врагов Христовых, они приближаются наконец к самому Кресту Его и своим участием облегчают неутомимую скорбь и болезнь Пречистой Матери Его. Служив усердно Господу от имений своих при жизни Его, они не перестают служить Ему и по смерти. По внушению пламенной любви своей к Божественному Учителю они усердствуют оказать Ему последнюю погребальную почесть: помазание ароматами Его тела (Мк. 15, 40, 47; 16, 1-2; Мф. 27, 55; Лк. 13.28-31,24, 1; Ин. 19,25).
   В святом порыве видеть и посетить гроб Господень они забывают о себе, о необходимом покое для себя, не помнят препятствий и опасностей, и даже самая немощь их пола не останавливает их. Такова истинная любовь святых жен ко Господу. Она постоянна, чиста и проста, глубока и крепка. Пламенная, постоянная любовь, вседушевное, ничем неугасимое усердие святых жен были достойно вознаграждены Самим Господом. Святых жены-мироносицы, предварившие всех у гроба Господня, предварили всех и в радости о Воскресшем (Мф. 28, 1-10; Мк. 16,6; Лк. 24,1-11). С того времени святых жены сделались неложными свидетельницами Воскресения Христова для всех людей наравне со святыми апостолами. Пламенность и постоянство любви святых жен-мироносиц ко Господу служит образцом и для нашей любви к Нему».
   Пример святых жен-мироносиц современным женщинам-христианкам призывает их также служить немощным и неимущим, больным и скорбящим, заботиться «не о красоте тела, не о внешнем плетении волос, не о золотых уборах и нарядности в одежде, но о сокровенном сердца человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3,3-4; 1 Тим. 2,9-12), т.е. о развитии и усовершенствовании в духе христианском внутренних душевных качеств, особенно же доброго и любвеобильного сердца».
   В числе мироносиц в Евангелии упоминаются: Мария Магдалина, Мария Клеопова или Иакова, Саломия - мать сыновей Заведеевых, Иоанна, Марфа и Мария - сестры Лазаря, Сусанна «...и многие другие, которые служили Ему имением своим», как рассказывает евангелист Лука (Мф. 27, 61, 28, 1; Мк. 15,40-41,16,1-8; Лк. 8,1-3; 24,10; 10,38-42; Ин. 11, 1-45; 19, 19,25).
   Точной даты первого построения церкви во имя святых Жен-Мироносиц не установлено. Но то, что она существовала еще до 1712 года, подтверждает надпись на «животворящем напрестольном серебряном кресте», хранившемся в церкви. На разных малых клеймах креста на его обратной стороне была высечена надпись: «Сей честный и животворящий крест Господень города Твери церкви святых Жен-Мироносиц, 1712 года месяца ноября 8 день, а весу в нем 138 золот, а построили прихожане тоя же церкви лета 7220 г. Денег дано за него 27 руб. 35 алтын». По другим сведениям, «церковь построена теплая в 1802 г., колокольня в 1811 г., каменная, трехпрестольная: в холодной - престол в честь святых Жен-Мироносиц, в теплой: южный - Иоанна Богослова, северный - преп. Саввы Освященного.
   Церковь каменная крестообразная с полукруглым алтарем и с двумя широкими фронтонами, поддерживающимися каждый четырьмя белого камня колоннами и с круглым под куполом фонарем осьмериком.
   Единственная глава церкви была покрыта жестью, окрашенной голубой краской, с позолоченными медными яблоками на ней. На главе располагался сияюший позолоченный железный четырехконечный крест. Железная крыша была окрашена ярью.
   Из 29 окон в церкви: 12 были в фонаре, 5 в алтаре, остальные в среднем и нижнем ярусах. С трех сторон были входные двойные створчатые двери - попарно железные и деревянные со стеклом вверху. С запада же были третьи двери без стекол, но обитые войлоком.
   Церковь-красавица, своею архитектурой украшавшая Тверь, находилась в восточной части квартала между улицами косой Новоторжской и Мироносицкой (ныне бульвар Радищева) и переулком Ильинским (теперь Тверской проспект) имела размеры: по высоте до главы 23 м, внутри алтарь 8 м, в ширину 8,5 м, средняя часть в длину 13,5 м, а в ширину 15,6 м. Стены снаружи и внутри оштукатурены и побелены. Кроме этого, внутри и снаружи фронтоны «расписаны священными изображениями с приличной уборкою».
   Оба клироса - деревянные, окрашены голубою краскою с позлащенной с трех сторон резьбой. Амвон пред царскими вратами деревянный круглый с резьбой, двухступенчатый, верхняя площадка полированная.

Церковь Жён Мироносиц.

   ГЛАВНЫЙ АЛТАРЬ

   Престол и жертвенник деревянные. На горнем месте в окне живописная картина на холсте, изображающая Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле как Вечного Архиерея, окруженного херувимами в крашенной голубой краской раме с позолоченной на полилянте резьбой. Запрестольный святой четырехконечный крест деревянный резной, окрашенный голубой краской и местами позолоченный, с малыми круглыми клеймами на лицевой стороне Распятия Господня, с предстоящими: вверху - Господом Саваофом, по сторонам - святыми епископом Арсением и князем Михаилом Тверским, преподобным отцом Саввой Освященным. На обратной стороне в средине - Вознесения Христова, а по сторонам - святых Жен-Мироносиц, евангелиста Матфея, св. Петра Александрийского и великомученика Никиты.
   Запрестольный образ Знамения Божией Матери иконописный в серебряных и позолоченных оплечье и венцах (весу 2 фунта 57 золотника). Риза на Божией Матери с Предвечным Младенцем сплошь вышита средним и мелким жемчугом, половинчатыми зернами и разноцветными простыми в серебряной оправе камешками. Все жемчуга 40 зол. Образ в деревянном с резьбой позолоченном киоте, на верху которого позолоченное сияние.
   Перед жертвенником образ Спасителя, благословляющего хлеб и чашу, с малыми ликами двух святых. Венец Спасителя и ризы на святых серебряные, а потир и два венчика также серебряные и позолоченные. Этот образ в аналогичном киоте, но на верху его резное позолоченное изображение лежащего на книге агнца, окруженного позолоченным сиянием с посеребренными облаками, а внизу такой же позолоченный подвес.
   На западной правой стороне алтаря живописная картина на холсте с изображением св. Иоанна Златоуста в деревянной резной местами позолоченной раме.
   На левой стороне такая же картина с изображением св. Василия Великого.
   Над Царскими вратами образ Тайной Вечери иконописный в позолоченной раме. Над ним образ господа Саваофа с позолоченным изображением Святого Духа в виде голубя с посеребренным сиянием, с позолоченными звездочками.

   ПРЕДАЛТАРНЫЙ ИКОНОСТАС

   При главном престоле церкви иконостас деревянный резной, поддерживаемый 10-ю желобчатыми колоннами с капителями смешанного ордена (ордера), позолочен, а по гладким местам окрашен голубой краской в один ярус с фронтоном.
   Царские врата деревянные резные позолоченные с 4-мя живописными клеймами. Из них: два овальных вверху с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и два круглых внизу с изображением четырех евангелистов. Над вратами изображение Святого Духа в виде голубя, резное, посеребренное с позолоченным вокруг него сиянием и с такою же внизу короною. Нижняя часть врат ограждена медной отлитой решеткой со словами «В память купца Николая Курова. 1824 года».
   С правой стороны Царских врат в иконостасе местная икона Спасителя благословляющего, живописная на деке овально-выпуклой формы в овальной же резной из одного дерева с доской позолоченной раме с короной вверху, венец на Спасителе серебряный позолоченный с тремя литерами «сущий» из страз (украшение, представляющее собой разноцветное свинцовое стекло).
   На южной двери икона благоверного князя Михаила Тверского живописная овальной формы в резной позолоченной с драпировкой раме. Внизу живописная икона с изображением убиения св. кн. Михаила в позолоченной узкой раме.

   ИКОНОСТАСНАЯ ХРАМОВАЯ ИКОНА СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ (1,5 М X 0,73 М)

   Риза иконы серебряная позолоченная с такими же венцами. Весу в ней 28 фунтов. На одной из мироносиц риза, шитая золотыми блесками, жемчугом, серебряной капителью и разноцветными простыми камешками, запястье на ее рукаве и звезда на плече из страз и простых камешков обведены жемчугом; в руке сосуд из сплошного жемчуга; урус из сплошного жемчуга с малою короною обведен стразами; корона на венце украшена стразами, простыми камушками и жемчугом, а самый венец только стразами. Вверху иконы под позолоченной ризой образ Воскресения Христова с пятью малыми венчиками. На этой иконе жемчуга разного около одного фунта. Серебряная риза пожертвована купцом Дорофеем Назаровым.
   Местная икона Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, стоящего на орлеце иконописная. Риза и три венца на ней серебряные весом 18 ф. 26 1/2 зол. На омофоре три креста, панагия и на цепочке крест, палица, меч в правой руке, церковь в левой и три венца накладные позолоченные.
   С левой стороны Царских врат местная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, стоящей на луне, живописная, на доске овально-выпуклой в позолоченной резной раме с короной вверху. На Спасителе и Божией Матери серебряные позолоченные венцы, соединенные с короной, украшенной стразами и простыми камешками.
   Над северной дверью икона святителя Арсения, епископа Тверского, также живописная на оваль­новыпуклой доске в резной позолоченной раме. Внизу изображение чуда воскресения им умершего человека в позолоченной раме.
   Далее местная икона Сошествие Святого Духа на апостолов иконописная. Риза серебряная - 20 фунтов 10 золотников. Икона св. Иоанна Крестителя с предстоящими святыми, так же как и на всех иконах серебряные венцы, а сама икона в позолоченной деревянной раме. На южной стороне под аркой вне иконостаса образ Преображения Господня, а на северной - Богоявление Господня.
   На иконостасе над южной дверью образ Входа в Иерусалим Господа Иисуса Христа.
   Над храмовым образом святых Жен-Мироносиц - образ Сретенья Господня, над образом св. Николая Чудотворца - образ Рождества Христова, над северной дверью - образ Успения Божией Матери, над образом Сошествия Духа Святого - образ Введения во Храм Божией Матери, над образом Иоанна Крестителя - образ Рождества Божией Матери.
   Во фронтоне над Царскими вратами образ Воскресения Христова. По правую сторону образ двух Жен-Мироносиц.
   На карнизе над южной дверью образ св. пророка Илии, над северной дверью образ св. пророка Моисея Боговидца. Вверху на фронтоне Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом.

   ИКОНОСТАСЫ И ИКОНЫ В ПРОСТЕНКАХ И ПРОЧИХ МЕСТАХ ХРАМА

   Образ Спасителя сидящего на престоле с находящимися в молитвенном положении святыми Митрополитом Петром и Арсением, епископом Тверским, образ Святителя и Чудотворца Николая с предстоящими святыми. Над святыми во славе изображение Софии Божией Премудрости.
   Образ Всех Святых греческого письма с посредине врезанным позолоченным серебряным крестом. «В кресте хранятся частицы святых мощей без обозначения их имен, залитые по-приличию в воскомастику».
   Печерский образ Божией Матери с находящимся в молитве преподобными Антонием и Феодосием Печерскими.
   Образ святителей московских митрополитов Петра, Алексия и Филиппа с предстоящими святыми, над которыми врезан во Славе серебряный крест в таком же сиянии с частицами мощей святых: вмц. Варвары, архимандрита Игнатия, преп. Вениамина, препп. Тита и Павла и диакона Мартина, коих и лики изображены в этом образе.
   Образ Триипостасного Божества в одном лице. Хоругви живописные на холсте с изображениями на одной Воскресения Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы, а другой - Живоначальной Троицы и Богоявления Господня. Обе хоругви украшены подвесками и обложены вокруг золотой бахромой и двумя золотыми кистями каждая.
   Паникадила в алтаре и в церкви медные посеребренные с 24 шандалами, но в первом с такими же подвесками, ветвями и бусами, а в церкви паникадило местами позолоченное.
   Перед иконами лампады медные посеребренные, а перед образами Спасителя и Божией Матери лампадки серебряные.
   Теплая часть церкви отделяется от холодной каменной стеной и дубовой двойной дверью. Внутри церковь расписана священными изображениями, а снаружи на стенах в нишах изображениями св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и св. Арсения Тверского с южной стороны, с северной стороны - преп. Саввы Освященного и вел. кн. Михаила Тверского. В церкви четыре клироса и два придела.

   ПРИДЕЛ С ПРАВОЙ СТОРОНЫ ВО ИМЯ СВ. АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА. АЛТАРЬ

   На горнем месте Тихвинский образ Божией Матери, серебряные венцы. На венце Спасителя три звезды и три литеры позолоченные. На жертвеннике икона Знамения Божией Матери. Оба образа в золоченых деревянные рамках под стеклом.
   В предалтарном иконостасе образа: Спасителя, св. Архистратига Михаила, св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Казанской Божией Матери, препп. отцов Алексия Человека Божия и Нила Столобенского, святых великомучениц Екатерины и Варвары, святых мучеников Кизеческих, 3-х Святителей Вселенских, Воскресения Христова и Сошествия Его в ад и другие.

   ПРИДЕЛ В ЛЕВОЙ СТОРОНЕ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО БОГОНОСНОГО ОТЦА САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО

   На горнем месте образ Знамения Божией Матери с четырьмя ликами Святых.
   На жертвеннике Федоровский образ Божией Матери.
   В предалтарном иконостасе образа: Спасителя с двумя вверху ангелами и двумя внизу Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским в молитвенном положении, храмовый образ преподобного и Богоносного отца Саввы Освященного, святителя Митрофана Воронежского с предстоящими Антипою и Тихоном, Благовещения Пресвятой Богородицы, Тверских чудотворцев святителя епископа Арсения и благоверного князя Михаила, святых Жен-Мироносиц в серебряной позолоченной ризе, на трех мироносицах ризы низаны по бархату крупным жемчугом, блестками и стразами, венцы, украшенные стразами, позолочены. У одной из мироносиц в руке сосуд из сплошного жемчуга со стразами. На Ангеле, сидящем на злате, риза из сплошного жемчуга со стразами, с крыльями, шитыми золотом и с позолоченным венцом, украшенным стразами. Гроб Господень шит серебряной нитью, обведен жемчугом, стразами и зернами с серебряными по золочению скобками. Вверху под одной ризой изображено Сретенье Иисуса Христа с мироносицами и апостолами. На Спасителе риза сплошь жемчужная со стразами. На одной из мироносиц венец украшен стразами.

   КОЛОКОЛЬНЯ КАМЕННАЯ С ПРИДЕЛАМИ В ДВА ЯРУСА

   Высота до главы более 26 м. Крыша железная, крашенная арью. Крест восьмиконечный, деревянный, обитый железом, позолоченный по гульфабре. Крест прикреплен к главе четырьмя железными цепями.
   На колокольне шесть колоколов: 1) отлит в 1829г., весом 185 п. 13 ф. (2965, 3 кг), 2) отлит в 1807 г., ве­сом 48 п. 24 ф. (778 кг), 3) 9 п. (144 кг), 4) 2 п. (32 кг), 5) 32 ф. (13 кг), 6) 20 ф. (8,18 кг).

   СТРОЕНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАВШИЕ ЦЕРКВИ

   Каменная сторожка, дом причта, каменная ограда от сторожки с трех сторон (южной, восточной и северной) с деревянным полисадом. С двух сторон большие ворота над каменными арками.
   Богатая библиотека с церковно-служебными и духовного содержания книгами. Древнейшие Евангелия издания 1698, 1703, 1722, 1796, 1802, 1841 годов. Древние художественно исполненные из серебра позолоченные кресты напрестольные, священные сосуды, дарохранительницы и другие предметы, в том числе ризы. Церковь приходская, но ее посещали крестьяне близлежащих деревень, гости Твери.
   К сожалению, в 30-х годах прошлого столетия церковь была разрушена, и вместе с ней красота и уникальность ее утрачены нами навсегда.

   Б.Н. РОТЕРМЕЛЬ,
   председатель Тверского клуба краеведов

   Фотография автора

   ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

   ГАТО, ф.160, оп. 1, д. 18429.
   Булгаков СВ. Настольная книга священно-церковнослужителя (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности оте­чественного духовенства). - Издательский отдел Московского Патриархата. 1993.

   
     (По материалам сайта Тверской митрополии.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли