ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




УТРАЧЕННЫЕ МОНАСТЫРИ

ВОЗНЕСЕНСКИЙ-ТУТАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Фото с сайта http://xenia.tver.ru/.

   По дороге от Михайловского озера или в обход по грунтовке Рождество-Кумордино можно пройти мимо длинного сухого рва - всего, что осталось от прежнего канала. За лесом в двух километрах расположена центральная усадьба совхоза “Октябрьский”, фактически объединяющая две деревни - Кумордино и Голыхино. За ней, снова за лесом, в двух километрах, на берегу Тьмы расположено бывшее село, ныне деревня Тутань.
   Что означает слово  “Тутань”, в точности неизвестно. Есть варианты расшифровок его от русского “тутошний”, “здешний”. Но такая этимология шатка и не слишком похожа на правду. Несомненно только, что высокий холм над Тьмой был обитаем еще в глубокой древности, задолго до славянского заселения этого края. По рассказам крестьян, в паперть каменной церкви в селе Тутань были вмурованы какие-то плиты с странным знаками из перекрещивающихся квадратов. Видевшие эти камни дореволюционные археологи полагали, что эти знаки - рунические или близкие к ним. Можно предположить, что здесь был какой-то племенной центр, может быть и капище. В древности место это выглядело совершенно не так как сейчас. Высокий холм и берега Тьмы покрывали густые дубравы, дубов было так много, что мореную дубовую древесину добывали еще в начале XX в. возле голыхинской мельницы, немного выше Тутани по Тьме. Эти дубравы сменили сосновые боры, и поныне являющиеся едва ли не лучшими лесами в окрестностях Твери.
   В XIV веке здесь поселился монах Ксенофонт. О нем совершенно ничего не известно, кроме позднего и не очень достоверного предания, что он был учеником преподобного Сергия Радонежского. Умер Ксенофонт в начале XV века. Летописных свидетельств и жития его не сохранилось. Почитание его святым началось довольно рано, но всегда было только местным, и это, вероятно, было причиной относительной неизвестности преподобного Ксенофонта. Память его отмечается в день памяти праведного Ксенофонта, супруги его Марии, чад их Аркадия и Иоанна, а также преподобного Ксенофонта Робейского - 25 января/7 февраля.
   Основанный им Тутанский монастырь не был знаменит, в середине XVI в. имел всего несколько деревень и пустошей. Опричный погром из-за расположения его рядом с дорогой, по которой пролегал путь на Новгород опричников Ивана Грозного, нанес ему очень сильный урон. Некоторое, хотя и недолгое, время он был полностью заброшен.
   Но уже в начале 70-х гг. XVI в. его восстановили соседние помещики - бояре Заборовские и вложили вместе с родовой вотчиной, Воскресенским-Заборовьем в Троице-Сергиеву Лавру. Благодаря этому Тутанский монастырь просуществовал еще полтора века, уже без монахов, как хозяйственный центр вотчины Лавры в этой части Тверского уезда. Здесь были склады, жили присланные из Лавры управляющие, действовала церковь в честь Вознесения Христова с приделом Рождества Богородицы. В середине XVII в. троицкий старец Аверкий, родом из этих мест, сделал вклад в Тутань и устроил деревянную гробницу в церкви над местом, где, по преданию, похоронен преподобный Ксенофонт.
   Эта деревянная гробница была уничтожена по приказу епархиального начальства в 1847 году, когда уже существовала новая каменная церковь и в ней даже был придел в честь преподобного Ксенофонта Тутанского. В этот период было запрещено почитание всех тверских преподобных, поскольку в официальных списках святых они не числились, а с местными святынями повсеместно шла борьба (совершенно бессмысленная и ничем не оправданная). Впрочем, по окончании этой компании почитание преподобного Ксенофонта восстановилось и не прекращалось до революции. К большому сожалению в период, когда была сломана гробница преподобного Ксенофонта, были утрачены его древние иконы и покров на гробницу.
   Но уцелел синодик (поминальная книжка) Тутанского монастыря, древнейший вообще уцелевший в настоящее время тверской синодик. Он был составлен в 1632-1633 гг. В синодике, среди других поминаний есть следующее:
   “Помяни, Господи, душу раба Своего Священноархимандрита Дионисия, повелевшего написати синодик сей Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря и в Тутанский монастырь к церкви Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистыя Богородицы к честному Ея Рождеству и к Преподобному Отцу нашему Ксенофонту Чудотворцу, по себе и своих родителях…
   Помяни, Господи, душу раба Своего Андрея, потрудившегося своима рукама и написавшаго синодик сей ко святым храмам сим по себе и своих родителех и упокой их с праведными Твоими, молитвами Пречистыя Твоея Матери и Преподобных и Богоносных отец Сергия и Никона Радонежских Чудотворцев и Преподобнаго Отца Ксенофонта Чудотворца и начальника сей святей обители и всех святых Твоих. Аминь”.
   Дионисий - это преподобный Дионисий Радонежский, скончавшийся в 1633 году. Мирское имя его Давид Зобнинский, он был уроженцем Ржева и постриженником Старицкого Успенского монастыря. В грозные годы Смуты он был одним из руководителей героической обороны Лавры от интервентов, а после того - ее настоятелем. Дионисий много и несправедливо претерпел в 1620-х гг., когда его обвинили в неправильном исправлении богослужебных книг. Только вмешательство вернувшегося из плена патриарха Филарета вызволило его из тюрьмы. Последние годы он пробыл настоятелем Лавры, тогда, вероятно, и был написан по его заказу синодик в Тутанский монастырь, вотчину Троице-Сергиевой Лавры в родных местах настоятеля. Что касается переписчика Андрея, то он известен и из других документов, полное имя его Андрей Иванов, он был светским “служителем” Тутанского монастыря в 1 пол. XVII в. Родом он был из Старицы, и хозяйствовал в Тутанском монастыре долго и плодотворно. Среди памятников его деятельности нужно назвать две уцелевшие книги “Миней” (было их больше), купленные в селе Колюбакине Рузского уезда в 1628 году, вложенные в 1633 году, а в начале XVIII в. переданные из Тутани в Троице-Сергиеву Лавру. Там они сохранились до наших дней. (Ныне в Российской Государственной библиотеке). Книги имеют записи, очень важные для истории села.
   Первая запись: “Лета 7141 сию книгу минею месяц декабрь дал в Троецкий Тутанской монастырь к Вознесению Христову и Пречистой Богородице и преподобному отцу Ксенофонту иже на Тутани Тверскому Чудотворцу Троицкаго же Сергиева монастыря служитель Андрей Иванов по своих родителех и по себе, а родители писаны в прежних месяцех в сентябре и в октябре и в ноябре, и в синодике, а подписался я, Андрюшка, своею рукою”. (миней на сентябрь-октябрь-ноябрь не сохранилось, а синодик - тот самый, о котором только что шла речь).
   Вторая запись: “Лета 7142 декабря в 6 день сию книгу генварь письменой в полдесть положил в Троецкой Тутанской монастырь в церковь Вознесения Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа и Пречистой Богородицы честнаго и славного Ея Рождества и преподобному богоносному отцу нашему Ксенофонту, иже имать от Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа благодать целити различные недуги с верою приходящим, паче же зубную, Троицкаго же Сергиева монастыря служка Андрей Иванов старичанин по своих родителех, а подписал я, Андрей, своею рукой”.i
   Вся вотчина Лавры включала в этих краях села Тутань и Заборовье, деревни Перехожая, Берглезово, Абакумово, Кумордино, Голыхино, Лясково и Пьяницыно (последние две уже на реке Каве). Из этих деревень изначально деревня Тутанского монастыря, которой он владел уже в XV веке - только Голыхино. Все остальные были вложены в Троице-Сергиеву Лавру их владельцами, и уже для удобства управления властями Лавры приписаны к этим двум селам. Столь тесная связь с крупнейшим духовным центром России, конечно, наложила отпечаток на их обитателей. Имена крестьян этих деревень, делавших вклады в Тутанский монастырь книгами и иконами, и помещенные за это в синодик, говорят о грамотности и благочестии простого народа в XVII- 1 пол. XVIII вв. Среди крестьян мы встречаем и достаточно богатых жертвователей. Так, крестьянин Иван Константинов из Кумордина вложил на рубеже XVII-XVIII вв. в церковь в Тутани напрестольное Евангелие.
   Монахов в Тутанском монастыре уже в начале XVIII в. не было. В 1724 г. село с деревнями было приписано к новооткрытой Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге, которой и принадлежало до 1764 года. В эти годы здесь уже был обычный приход.
   Нельзя не вспомнить в истории села Тутани еще одного замечательного человека - священника Александра Ивановича Судакова, служившего здесь более тридцати лет, до 1923 года. Он передал в архив все ценные обнаруженные им в Тутани старинные документы, собрал разнообразнейшие материалы по селу и его истории. Обширный труд отца Александра сохранился и еще ждет своей публикации.ii Приход существовал почти до войны, последний священник, отец Ераст, был арестован около 1938 года.
   Каменный храм в Тутани, построенный в 1824-1842  гг., сохранялся до 1941 года, когда около двух месяцев река Тьма была линией фронта. В Тутани находились немцы, в Волынцеве - наши. От артобстрела церковь сильно пострадала, а о том, чтобы ее восстановить, не приходилось и думать. После войны место храма было пустым до середины 1990-х гг., когда на этом месте появились новые дома-коттеджи.
   Однако этот каменный храм строился не на месте монастыря, где было слишком тесно и существовала опасность осыпания берега, а немного в стороне, старое же место монастыря оставалось кладбищем до 1904 года, в середине его стояла маленькая каменная часовенка 1884 г., отмечавшая место старой монастырской церкви и могилы преподобного Ксенофонта. Примерно там был установлен в 2001 году Поклонный крест. Во время Крестного хода по Тьме у него совершаются молебны преподобному Ксенофонту.

   i Описание славянских рукописей Троице-Сергиевой Лавры. М.1878. С.167-169. По описи РГБ ф.304, часть 1.№№505 и 517. Вероятно, это не единственные книги, вложенные в Тутанский монастырь.
   ii Рукопись в ГАТО ф.103, оп.1, №3243, Материалы по истории села Тутань, собранные священником Александром Судаковым. Также неопубликованная рукопись о. Александра в личном архиве В.И. Судакова. По этим материалам сделан данный очерк.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии )
     (Фото. с сайта Прихода Ксении Петербуржской в Твери.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли