ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



УТРАЧЕННЫЕ МОНАСТЫРИ

ТРОИЦКИЙ-ПЯТНИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырский комплекс

   Параскево-Пятницкая (Троице-Пятницкая) женская обшина возле села Чистая Дуброва основана в 1895 году, закрыта в 1929 году. В Государствсвном архиве Тверской области имеется 87 дел с документами общины. Скорее всего, она была на пустоши Голубки, где в 1853 году построена часовня великомученицы Параскевы.
   5 декабря 1895 года Тверская Духовная Консистория выдала удостоверение статскому советнику Петру Макаровичу Вознесенскому в том, что указом Святейшего правительствующего Синода от 17 ноября 1895 года за № 5834 учреждена в его имении при часовне близ села Чистая Дуброва Весьегонского уезда женская община с наименованием Параскево-Пятницкая с таким числом сестер, какое община в состоянии содержать на свои средства.
   19 декабря 1895 года Тверская Духовная Консистория утвердила настоятельницей Общины Елизавету Сергеевны Соловьеву (имя в миру инокини Евсевии). Освящение храма было назначено на 18 февраля 1896 года, проводил его игумен Арсений.
   Письмом от 13 февраля 1896 года сообщалось о направлении в общину 7 послушниц из Вышневолоцкого Казанского монастыря: Марьи Сергеевны Соловьевой, 42 года; Ольги, 31 год; Марьи, 29 лет; Евдокии, 24 года, и Анны Михайловны, 22 года, Карамазиных; Екатерины Федоровны Министрафовой, 35 лег, и Елены Мельниковой, 31 год.
   20 марта 1896 года Мария Сергеевна Соловьева была избрана казначеем общины, а еще 2 марта 1896 года статский советник Пётр Вознесенский выделил восемь тысяч рублей на содержание общины.
   31 декабря 1896 года Тверская Духовная Консистория, рассмотрев рапорт начальницы Параскевы-Пятницкой женской общины монахини Евсевии от 19 декабря, разрешила обустроить кладбище на земле, принадлежащей общине, размером в одну десятину на расстоянии 1/4 версты от общины.
   Позднее община стала называться Троице-Пятницким общежительским монастырем. К 1915 году на территории монастыря было две церкви: святой мученицы Параскевы Пятницы и вторая церковь с тремя престолами - Иверской Божьей Матери, Живоначальной Троицы и святого Великомученика Димиртия Солунского и святой мученицы Параскевы Пятницы. Тогда настоятельницей была по-прежнему монахиня Евсевия, 12 монахинь и 80 послушниц, всего 93 человека.
   Священниками в церквах служили Василий Плетнев в Иоанн Вашуков.
   Монастырь имел 12 домов, из них 6 домов были двухэтажными, построены в период с 1893 по 1908 годы, скотный двор, построенный в 1895 году, конюшню 1898 года постройки, три амбара, пять сараев, гумно, ригу и баню, построенные в период с 1895 по 1900 годы, а также весь набор сельхозинвентаря.
   Перед закрытием в 1928 году община имела шесть лошадей, 29 коров, одного быка, двух нетелей, 33 теленка. Телят она продавала населению по цене от 20 до 50 рублей за одну голову. Община обрабатывала несколько полей, в 1928 году получила 216 пудов ржи, 482 пуда овса, 153 ячменя, 22 - пшеницы. 15 - льна и 1200 картофеля, всего 2088 пудов.
   Кормилась община за счет своих продуктов, которыми были: мука, картофель, капуста, свекла, крупа житная, русское масло (скорее всего, льняное - авт.), сметана, творог, молоко, масло постное (подсолнечное – авт.), соль, грибы сухие, рыба сазан и сливочное масло, которое давалось только в пасху на разговение.
   Записи в тетрадях со сведениями о коровах, телятах, количестве пахотной земли, урожае хлеба, израсходованных продуктах заканчиваются февралем 1929 года. Во-видимому, Троице-Пятницкая женская община в том году Советской властью была закрыта.

   
     (По материалам издания Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003.)
    


         ЭТО МЕСТО НАМ БОГОМ ДАНО. КОНОВАЛОВА Галина Даниловна.

   В 1895 году, по ходатайству Архиепископа Тверского Саввы, святым Синодом в память бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны была учреждена женская община с наименованием ее «Параскево-Пятницкая».
   С давних незапамятных времен шли паломники, как повелось, в 9-ю пятницу после Пасхи к святому огромному Камню на правом берегу реки Суховетки, над которым была построена часовня в честь мученицы Параскевы. На основе этой древней часовни и возник женский Троице-Пятницкий монастырь как Параскево-Пятницкая женская община. Вокруг монастыря постепенно образовывалась деревня по имени святого места «Камень», находившаяся от Весьегонска в 27 верстах, а от Красного Холма - в 50 верстах, в юго-западной части современного Чамеровского сельского поселения. До наших дней сохранился огромный валун, поросший мхом, - главный Камень, давший начало Троице-Пятницкому монастырю. В верхней части валуна и сейчас видно углубление, напоминающее след человеческой ноги (?). Вода,

Настоятельница Троице-Пятницкого женского монастыря Игумения Евсевия.
скапливающаяся в нем, якобы обладала целебными свойствами. В 1895 году в общине была домовая церковь святой мученицы Параскевы, два двухэтажных и два одноэтажных корпуса, обнесенных деревянной оградой.
   Весьма тяжелый труд выпал на долю первых послушниц Параскево-Пятницкой общины. Все они, как только переселились сюда из Вышневолоцкого монастыря, принялись рубить лес. С большим трудом сестры извлекали пни и корни из земли, чистили места под постройку зданий, пахали землю и копали ее под огороды и поля. Много при этом было пролито слез. На первых порах своей жизни на «Камне» сестры должны были позаботиться об окончательной отделке храма Божия для совершения богослужений. Мать Евсевия (она тоже прибыла из Вышневолоцкого монастыря) принялась отделывать внутри корпус, предназначенный для церкви. Вскоре был доставлен заказанный ранее в Бежецке иконостас с иконами. Необходимая церковная утварь пожертвована добрыми людьми. 18 февраля 1896 года домовая деревянная церковь в общине была освящена в честь святой мученицы Параскевы.
   Прошло немного времени, и на долю матери Евсевии пала новая забота: об устройстве каменного храма. Первоначальный деревянный небольшой храм скоро оказался тесен. Не имея никаких средств даже на начало дела, мать Евсевия весной 1898 года лично обратилась к о. Иоанну Кронштадскому, который в это время проездом на пароходе по реке Мологе из Рыбинска в Устюжну находился в Весьегонске. Отец Иоанн, беседуя с Матерью Евсевией, расспросил ее об общине и о средствах, а когда матушка попросила благословение на построение каменного храма, он заметил, что на строительство храма потребуются большие средства, которых нет. Матушка Евсевия ответила: «Батюшка, если Вы благословите, то Господь мне поможет и пошлет нужные средства». Отец Иоанн благословил, причем «на начало дела святого» первый дал 100 рублей. Вскоре епархиальным архитектором Федоровым был составлен план и проект каменного храма в древнерусском стиле ХVII века. И началась стройка.
   Мать Евсевия на земле общины в Тарачеево устроила свой кирпичный завод. Богатый крестьянин П.Я. Куликов пожертвовал дров из собственного леса на обжигание кирпича. Священник о. Матвей Приселков после богослужения в храме часто обращался к крестьянам с просьбой потрудиться для обители, помочь, кто чем может.
   К осени 1904 года храм был построен. На это ушло два миллиона штук кирпича. Храм простирался в длину на 22 сажени, в ширину на 16 и в высоту на 25 сажень, поражая всех своей величественностью и архитектурной красотой. Семь глав собора увенчаны 3 октября 1905 года семью большими позолоченными крестами, пожертвованными Санкт-Петербургским купцом М.И. Масленниковым (умер в 1908 г). Площадь вокруг церкви вымостили и содержали в образцовой чистоте. В течение 1905 года внутри отштукатурили стены и своды храма. 18 августа 1906 года Высокопреосвященнейший Алексий, бывший Архиепископ Тверской и Кашинский, освятил правый придел вновь выстроенного храма.
   За 12 лет своего существования Параскево-Пятницкая община была полностью благоустроена. Число сестер увеличилось до 140. Материальных средств, получаемых общиной от обработки земли, хозяйства, сбора денежных пожертвований, стало вполне достаточно для удовлетворения всех нужд общины.
   Матушка Евсевия обратилась к Владыке Архиепископу Алексию с прошением «о возведении общины в общежительный монастырь». Священный Синод от 13-29 декабря 1906 года постановил: «Параскево-Пятницкую общину Тверской епархии обратить в женский общежительный монастырь с наименованием «Троице-Пятницкий» После освящения правого придела в соборе матушка-игуменья в течение трёх лет (1907-1910 гг.) великолепно отделала весь храм. На возвышенном в три ступени столпе расположен чудный, в главном храме пятиярусный, а в приделах трехъярусный иконостас с вызолоченною резьбою работы кашинского кустаря Полушкина. Прекрасная живопись в иконостасе рыбинского мастера Ушакова отличается особой художественностью. Пол во всем храме устроен из метлахских плиток на бетонных сводах. Построение такого величественного храма в глухом и пустынном месте поистине чудесно, но не менее чудесно и происхождение самой обители.
   Когда задумывалось ее устройство, ничего не было - ни строителей, ни средств. «Можно ли было подумать, что в такой короткий промежуток времени (15 лет) на этом месте, прежде сплошь покрытом лесом, не имевшем обыкновенного жилища, произойдет то, что мы теперь видим?» - писал в 1911 году священник Н. Никольский.
   Изложив кратко историю благоустроения Троице-Пятницкого женского монастыря с внешней стороны, нельзя не обратить внимание и на его Внутреннюю жизнь. Все сестры и руководительница составляли одну семью. Никто не вправе был отказываться от послушания и труда. Самоволие строго запрещалось и никому не дозволялось. У всех была одинаковая пища, одежда, общий труд. Все сельскохозяйственные работы в монастыре: возделывание земли на огородах и полях, сенокос, рубку леса для построек и дров и прочее выполняли сами сестры. даже такое трудное дело, как производство кирпича на своем заводе - дело рук послушниц. Способные сестры занимались иконописанием, сами чеканили и золотили иконы, вышивали золотом и шелком, занимались шитьем платья и обуви, а также разного рода рукоделием. Своею мирною, трудовою и молитвенною жизнью Троице-Пятницкий женский монастырь благотворно влиял на окружающее население, подавая пример честного труда и добродетельной жизни.
   Но настали другие времена. В 30-е годы ХХ века монастырь закрыли, увезли, арестовав монашек. В 1941 году взорвали собор (понадобились кирпичи для аэродрома в с Кесьма). Во время войны в зданиях монастыря разместили детский дом для детей-сирот. С 1953 по 1968 годы там была школа-интернат для умственно отсталых детей.
   В настоящее время обитель полностью стерта с лица земли. В 2003 году над Камнем была построена часовня. 15 июля 2003 года совершился крестный ход и освящение Камня. С этого времени заметно оживилось паломничество к месту святой обители. А это хороший знак! Ибо если люди возрождаются духовно, тянутся к святыне, то, возможно, не за горами время и материального восстановления святой обители.

   "Весьегонская жизнь" 29 мая 2007 года № 21.

   
     (По материалам сайта Весьегонский уезд (Память сердца).)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли