ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




УТРАЧЕННЫЕ МОНАСТЫРИ

ТРОИЦКИЙ МАКАРЬЕВ КАЛЯЗИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 Троицкий Калязинский монастырь.

   От некогда величественной обители остались лишь фрески ХVII в., более ранние изразцы с рельефным орнаментом или с фигурой всадника, китовраса (русский вариант античного кентавра), фрагменты кирпичной кладки, куски белокаменной резьбы, надписи, вырезной металлический всадник - флюгер, снятый с одной из монастырских башен. Всё упомянутое ныне хранится в Музее архитектуры в Москве и в Калязинском краеведческом музее.

Фреска Троицкого собора Макарьева Калязинского монастыря. Голова Преподобного. Фот. 1930-х гг.

   А устраивался монастырь трудами боярина Матвея Кожина, уроженца одноимённого кашинского села. Матвей - мирское имя отца Макария. Вспомним, что это именно он после смерти жены постригся в монахи и удалился в Кашинский Клобуков монастырь для уединённой и молитвенной жизни. Но через несколько лет Макарий с семью другими монахами ушёл из Клобукова монастыря и обосновался в 18 верстах от Кашина вблизи левого берега Волги.
   По преданию, за семь дней рядом с монашескими кельями была построена деревянная Троицкая церковь, давшая название новому монастырю. Обитель быстро разрасталась, слава о ней распространялась далеко. Нашлись завистники, которым не нравилось могущество монастыря. Некий Иван Коляга решил погубить Макария. Но осуществить задуманное не удалось. От морового поветрия погибла вся семья Коляги, сам же он тяжело заболел, явился к Макарию и постригся в монахи. С тех пор, по словам «Жития преподобного Макария», пустынь преподобного стала именоваться Колязино по имени Ивана Коляги, а его богатства отошли монастырю. Впрочем, часто его называли просто Макарьевским в честь основателя.
   Немного осталось тех, кто хорошо запомнил облик этого роскошного памятника древнерусского зодчества. Калязинский Троицкий Макарьев монастырь, самый крупный на Тверской земле и один из самых могущественных на Руси (наряду с Троице-Сергиевым монастырём он прикрывал дорогу на Москву с северной стороны, а в самой Москве, в Китай-городе, располагалось его подворье), был затоплен в 1940 г. Подобно другим жемчужинам калязинской архитектуры, он стал жертвой индустриального эксперимента. Воды Угличского водохранилища поглотили грандиозные сооружения обители, с которой связано столько знаменательных страниц.
   Например, в 1466 г. по пути в Индию в монастыре побывал тверской купец Афанасий Никитин, о своём посещении обители он упоминает в «Хожении за три моря». В исторические владения Макария наведывались и самодержцы. Царь Иван IV в 1553 г. приписал монастырю с. Городищи со всеми деревнями и пустошами, в другой приезд преподнёс в дар рукописное Евангелие. Впоследствии монастырь посещали цари Борис Годунов, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, юный Пётр I, привозивший сюда свои «потешные полки»... В 1760-е гг. в монастыре останавливалась Екатерина II. Венценосные особы регулярно жертвовали в пользу обители золото и серебро, дарили целые сёла и деревни с крестьянами. Кроме того, царь Борис подарил монастырю в 1599 г. серебряную раку, в которую были перемещены из деревянной раки останки игумена Макария. (Еще в 1547 г. на Московском поместном соборе мощи игумена объявили нетленными. ) Впрочем, очень скоро святыня была осквернена польскими захватчиками. В 1610 г. интервентам удалось прорваться внутрь монастыря и поджечь его. Защитники крепости числом 68 человек вместе со своим воеводой Дмитрием Жеребцовым были захвачены в плен и все истреблены. Мощи игумена супостаты разбросали по территории монастыря, а серебряную раку, подарок Бориса Годунова, изрубили на части и увезли. Уцелел (хотя тоже сильно пострадал) только каменный Троицкий храм, одиноко высившийся на пепелище.



Троицкий собор Макарьева Калязинского монастыря. Фот. 1930-х гг.

   История русских городов - череда непрерывных разрушений, пожаров и чудесных возвращений из небытия. Потому неудивительно, что в том же ХVII столетии монастырь был отстроен заново. Произошло это в середине века трудами русских мастеров. Марк Шарутин и сын его Иван в 1644-1648 гг. перестроили монастырскую ограду, достигавшую в высоту 10, а в длину по периметру около 700 м.
   На территории монастыря располагалось пять храмов, среди которых самое заметное место занимал Троицкий собор с двумя приделами: с южной стороны - Спаса Нерукотворного, с северной - Рождества Богородицы. Однако такой вид он приобрёл несразу. Первый Троицкий храм был, как мы уже знаем, деревянным. Второй, каменный, построили в 1521 г. на месте обветшавшего прежнего. Он-то и пострадал во время польского разорения 1610 г., по этой причине его и пришлось перестраивать. Наконец, в 1654 г. был сооружён третий, просуществовавший почти триста лет и разобранный перед затоплением...
   Троицкий храм венчали пять глав, причём среднюю, самую большую из них, украшали золочёные звёзды. Внутри храм был оштукатурен и расписан фресками на библейские темы, пол в 1656 г. устлали чугунными плитами, но в 1883 г. их заменили деревянными половицами. В центре монастыря стояла четырёхъярусная колокольня высотой около 60 м. Её строили на месте двух прежних в 1818-1822 гг. На колокольне звонили в 12 колоколов. Наиболее массивный весил свыше 16 тонн. Впечатляли и другие «колокольца», имевшие внушительный вес: самым лёгким был пудовый.
   Колокольный звон оглашал округу во время праздника, установленного в честь обретения мощей преподобного Макария в 1861 г. Отмечался праздник торжественно, при большом стечении народа. Многие прикладывались к мощам, веря в их чудодейственную силу и надеясь исцелиться.
   8 февраля 1919 г. мощи преподобного были вскрыты. А летом следующего года Калязинский Троицкий монастырь и вовсе закрыли, чтобы больше уже не открыть. В 1920 г. на его территории разместилась экспозиция местного историко­краеведческого музея, созданного И.Ф. Никольским, затем дом отдыха Московского электрозавода. К монастырской стене прилегал пляж, растянувшись на сотни метров. Калязинцы и приезжие находили здесь отдохновение от летнего зноя...
   В 1988 г. мощи преподобного Макария Калязинского были перенесены с соблюдением всех церковных обрядов в храм Белая Троица, что в Твери.

   
     (Текст статьи - Тверская область. Путеводитель/Автор-составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005.)
    


Трапезная Макарьева Калязинского монастыря. Макет 1930-х гг.

   Троицкий (Макарьевский) монастырь, вокруг которого позднее образовался город Калязин, был основан в XV веке. До 1940 года этот великолепный памятник древнерусского зодчества XVI -XVII вв. стоял на месте, где в настоящее время - небольшой островок, заросший травой, кустарником, деревцами березы, рябины, липы, орешника. Летом остров - любимое место отдыха калязинцев: тишина, много зелени, чистый воздух, прекрасная волжская вода и теплый под ногами песок, оставшийся от прежнего пляжа, о котором помнят только старожилы.
   Троицкий Калязинский первоклассный мужской монастырь (Макарьевский монастырь - по имени основателя - монаха Макария) По известной версии монастырь получил название Калязина Троицкого монастыря по имени местного боярина Ивана Коляги, который постригся в монахи и передал все свои земли макарьевской обители.

Интерьер трапезной Макарьева Калязинского монастыря. Фот. 1930-х гг.

   Монах Макарий родился в 1400 году в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи. С юности он стремился к монашеству, но по воле родителей женился. Через год скончались его родители, а еще через три года преставилась и его супруга Елена. Тогда Матвей постригся в иноки в Николаевском Клобуковом монастыре. Вскоре он оставил городскую обитель и вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест, а иноки воздвигли храм во Имя Пресвятой Троицы. Поэтому монастырь стал именоваться Троицким.
   Владелец близлежащих земель боярин Иван Коляга опасался посягательств со стороны обители. Он решил убить преподобного Макария, но неожиданно страх близкой смерти из-за тяжелой болезни пробудил в нем раскаяние. Желая загладить грех, боярин отдал обители свои земли и рассказал Макарию о своих порочных мыслях. С этого времени "и самая пустынь преподобного стала именоваться Колязино от имени означенного Коляги, владетеля земель поступивших в обитель его", говорится в "Житии преподобного Макария"
   Со временем Троицкий Калязинский монастырь стал пользоваться благоволением московских и местных князей. В 1553 году царь Иван IV приписал храму село Городищи со всеми деревнями и пустошами, а в другой приезд преподнес в подарок рукописное Евангелие. Тверской князь Борис Александрович приписал монастырю церковь Никола на Жабне с ее землями.
   Каждый раз цари и их приближенные не скупились на богатые пожертвования из золота, серебра, предметов из парчи, а главное, дарили села и деревни с крепостными крестьянами. Царь Борис Годунов подарил серебряную раку, в которую тогда же были перемещены из деревянной раки останки игумена Макария. Монастырь также посещали другие царственные особы: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, юный император Петр I со своими "потешными походами". В 60-е годы XVIII века в монастыре останавливалась Екатерина II.

Надвратный храм Макария в Макарьеве Калязинском монастыре. Фот. 1930-х гг.

   Троицкий монастырь вместе с Троице-Сергиевым храмом занимал очень удобное положение на дальних подступах к Москве, прикрывая ее дороги с севера.
   Поэтому московские государи освободили монастырь от повинностей и налогов и предоставили ему право судить своих крестьян не только в делах духовных. Также было разрешено беспошлинно закупать запасы для монастырского употребления, собирать на ярмарках пошлины на нужды монастыря. Все эти богатства позволили монастырю расширяться, богатеть и отстраивать новые храмы и белокаменную ограду. Калязинские крестьяне беспощадно эксплуатировались, поэтому многие из них бросали свои дома и убегали от монастырского и боярского гнета в низовья Волги, на Дон, Украину, вступали в отряды Ивана Болотникова, Степана Разина и других предводителей крестьянских восстаний.
   В "смутное" время героем защиты монастыря и калязинских слобод был князь М. В. Скопин-Шуйский. Воевода, пройдя по городам против польских и литовских людей, одних "мечу предает, других в бегство обратил и таборы их искоренил". Он занял и Калязинский монастырь. Навстречу князю со стороны Переславля пришли польские полки Сапеги и Зборовского и захватили село Пирогово. М. В. Скопин-Шуйский послал своих воевод Семена Головина, князя Борятинского, Давида Жеребцова на Волгу. Жестокая битва закончилась победой русских воинов.
   Через несколько месяцев польский воевода Лисовский со своим многочисленным отрядом неожиданно напал на монастырь: поляки ворвались внутрь и подожгли здание. Поляки разграбили церковь: мощи игумена разбросали по территории монастыря, серебряную раку, изрубили на части и увезли. После ухода поляков остались сожженные монастырские деревянные стены и пепелище на месте жилых домов и деревянных церквей. Только в центре монастыря стоял разоренный каменный Троицкий храм ? свидетель бесчинств захватчиков.
   Только в 1644-1648 гг. усилиями русских мастеров Шарутиных Троицкий Калязинский монастырь был заново отстроен: перестроена монастырская ограда, достигающая в высоту 5 саженей (более 10 м), ее украсили и огородили от напасти угловые башни и входные ворота. На территории монастыря было воздвигнуто 5 храмов: в 1521 году -Троицкий соборный храм, Сретенская церковь (1530 г.), церковь преподобного Макария (1617 г.), Алексеевская церковь (1655 г.), Успенская церковь (1884 г.).
   Из пяти храмов первое место занимал Троицкий соборный храм (третий по счету), с двумя приделами: с южной стороны - Нерукотворного Спасителя и с северной - Рождества Богородицы.
   Сначала на его месте был деревянный Троицкий храм, после- каменный, построенный в 1521 году на месте ветхого деревянного. Во время польского разорения 1610 года он сильно пострадал. Поэтому в 1654 году на его месте был сооружен третий, просуществовавший почти триста лет и разобранный перед затоплением в 1940 году храм.
   Троицкий храм представлял собой очень живописное сооружение: над его кровлей возвышались пять глав, покрытых окрашенным железом, средняя украшена позолоченными звездами. Внутреннее убранство церкви заключалось в расписанных на библейские темы фресками, пол был устлан чугунными плитами, но в 1883 году их заменили деревянные половицы. Главной достопримечательностью храма являлся четырехъярусный иконостас 1748 года- ярчайший пример замечательного древнерусского искусства резьбы по дереву и его золочения.



Церковь Алексея в Макарьеве Калязинском монастыре. Фот. 1930-х гг.

   Внутри монастырь состоял из трех жилых корпусов: настоятельского, наместничьего и братского, построенного в 1641 году. На верхнем этаже располагались монашеские кельи, на нижнем - братская кухня и знаменитая трапезная, построенная еще в первой половине XVI века ростовским мастером Григорием Борисовым. Калязинские резчики по камню, живописцы, каменщики были хорошо известны своими работами в Тверском кафедральном соборе и Новгородских монастырях.
   Калязинский монастырь был признан первоклассным монастырем в Тверской епархии при утверждении штатов в 1764 году. В центре на месте прежних двух колоколен была заложена четырехъярусная колокольня, высотой 29 саженей (около 62 м). Ее строительство началось в 1818 году и окончено в 1822. На колокольне размещались 12 колоколов: большой колокол весил 1038 пудов (16608 кг), второй был весом в 514 пудов (8224 кг), а третий - 257 пудов (4112 кг). Остальные девять колоколов весили от 70 до 1 пуда.
   До наших дней сохранились лишь некоторые детали строительных материалов и внутренней декорации храма: фрагменты кирпичной кладки, куски белокаменной резьбы - бусина портала (XVI в.), изразцы поливные, красные неполивные изразцы XVI века с рельефным орнаментом или с фигурой всадника, фризы, надписи, снятые со стен фрески XVII века, китовраса (русский вариант античного кентавра); вырезной металлический всадник - флюгер, снятый с одной из монастырских башен. Все останки памятника хранит Калязинский краеведческий музей и Музей архитектуры в Москве.

   
     (По материалам сайта Калязин-Град.)
    

   ОБ АРХИТЕКТУРЕ МОНАСТЫРЯ


Юго-восточная башня Макарьева Калязинского монастыря. Фот. 1930-х гг.
   Особым видом гражданской архитектуры Руси 16 в. являлись трапезные палаты, обширное строительство которых ведется и в монастырях Тверских земель. Наиболее ранней такой постройкой была здесь трапезная Макарьева Калязинского монастыря (1525-1530; не сохр.), обладавшая традиционной для подобных сооружений рубежа 15-16 вв. структурой. Основу здания с высоким подклетом составлял большой квадратный зал, своды которого поддерживал мощный столб в центре. С востока к залу примыкали два небольших помещения - келарская и хлебодарня, последняя из которых была почти сразу перестроена в храм. Лаконичное убранство фасадов здания (лопатки, простой карниз, арочные окна с откосами, без наличников) было свойственно постройкам подобного типа. Польско-шведская интервенция, прервавшая надолго каменное строительство почти на всей территории Руси, захватила и Тверской край. Возобновляется оно прежде всего в самом центре - Твери, а также в одном из известнейших поволжских монастырей - Троицком Макарьеве в Калязине. Большую роль в нем сыграли царские вклады, на которые в основном и осуществлялось это строительство.
   Эти крупнейшие строительные работы, проведенные в l-й пол. 17 в. в Троицком Макарьеве Калязине монастыре, привели к сложению одного из замечательных ансамблей (не сохр.). Строительство здесь носило в первую очередь военно-оборонительный характер и во многом было обусловлено той большой ролью, которая выпала на долю обители в военных действиях эпохи Смуты. В 1609 г. под ее стенами Скопин-Шуйский разбил поляков во главе с гетманом Сапегой, а вскоре отряд Лисовского захватил монастырь, разграбил и сжег его.
   В Калязинском монастыре еще в 1617 г. возвели надвратный храм Макария, одно из первых на Руси после Смуты каменных зданий. Широкий размах строительства в обители приходится на 1630-е - 40-е гг., когда здесь сооружают крыльца и переходы трапезной (1633), колокольню возле собора (1636), настоятельские и братские кельи (1641) и стены с башнями (1644-1648), которые превратили монастырь в сильную крепость. Следующий этап охватывает 1650-е гг. и связан с пребыванием в монастыре царя Алексея Михайловича с семьей в 1654 г., во время разразившегося на Руси "мора". После этого на царские вклады перестраивают собор, получивший закрытую галерею-паперть и северный придел (1654-1655), и возводят больничные кельи с тезоименитой царю церковью Алексея (1655). Руководство всеми работами 1630-х - 50-х гг. осуществляли московские зодчие отец и сын М.И. и И.М. Шарутины: имена их были запечатлены в тексте закладных досок на главной воротной башне. В строительстве принимал участие монастырский зодчий Аверкий Мокеев, позднее ставший одним из крупнейших на Руси архитекторов.

Фрески на сводах Троицкого собора Макарьева Калязинского монастыря. Фот. 1930-х гг.

   В архитектуре монастырского ансамбля сильно развивается декоративное начало, характерное для всего искусства 17 в. Оно хорошо заметно в крепостных стенах и башнях, которые при общей традиционности приемов и форм (прямоугольная планировка территории с круглыми башнями на углах и квадратными посреди прясел и т.д.) получают не свойственную более раннему времени нарядную обработку фасадов: арочки на машикулях, частые тяги-лопатки на башнях и участке южной стены, обращенной к слободе (позднее к городу), с вертикальными валиками и вставками из камня и изразцов в узких нишах между лопатками.
   Парадное крыльцо и переход трапезной были украшены всевозможными нишками, ширинками и развитыми наличниками окон. Собор приобрел нарядную паперть-галерею, охватившую его с запада, севера и юга, с изразцами в ширинках, которые также обрамляли большое окно северного придела. А рядом с собором появилась стройная колокольня нового типа - высокий четырехгранный столп с восьмигранным звоном, завершенным шатром, - ставшая высотной доминантой всего живописного ансамбля.
   Архитектура Макарьева Калязина монастыря оказала большое влияние на последующее развитие подобных комплексов, сыграв определяющую роль в становлении ряда новых приемов и форм в русском зодчестве 17 в.
   Троицкий собор Макарьева монастыря был расписан в 1654 г. артелью из 16 "кормовых государевых живописцев" во главе с Симеоном Авраамовым (в настоящее время часть фресок, снятых со стен, хранится в собраниях ГИМ, ГНИМА им. А.В. Щусева, ТОКГ, Калязинского историко-краеведческого музея). По некоторым данным собор мог быть расписан раньше, одновременно со строительством в 1520-х гг., и роспись сер. 17 в., по-видимому, в чем-то повторяла первоначальную. Интересно, что мастера, принимавшие участие в росписи Троицкого собора, расписывали такжеУспенский и Архангельский соборы Московского Кремля и собор Саввино-Сторожевского монастыря, в которых фрески сер. 17 в. также следуют первоначальным.
   Роспись, как по своему стилю, так и по иконографии, характерна для сер. 17 в., но в ней также прослеживаются тенденции, которые получат развитие в последующие годы. В калязинских фресках отразилось стремление к занимательной передаче сюжета, декоративно-жанровым композициям и обилию бытовых подробностей ("Вавилонская башня"). В центральном куполе был изображен Христос-Вседержитель, в боковых - Саваоф, Спас Нерукотворный. В люнетах - "Сотворение мира", часть южной и северной стен были заняты фресками христологического цикла, на западной стене размещался "Страшный суд", на столбах - парные изображения святых и сюжетные сцены. По стенам внизу проходила летописная надпись, под нею были орнаментальные полотенца. В колорите росписи теплые, охристо-золотистые тона сочетались с холодными, голубыми и сиреневыми.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
     (Фотографии из книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)



   ТРОИЦКИЙ МАКАРЬЕВ КАЛЯЗИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

   Основан не ранее 1434 года монахом Макарием, ставшим первым игуменом Троицкого монастыря. В 1655 году игумен Сергий был возведен в сан архимандрита. В 1764 году монастрырь получил чин первоклассного.
   За 500 лет существования Троицкй КалязинскиЙ монастырь неоднократно перестраивался, обновлялся. Последнее капитальное строительство в монастыре произведено в первой половине-середине ХVII в. после разорения его польскими захватчиками в 1610 году. Троицкий Калязинский монастырь просуществовал почти 500 лет. В 1920 году монастырь был закрыт, а в течение 1936-1939 г. он был разобран перед затоплением территории монастыря и всей Предмонастырской слободы (т. е. 1 части города Калязина) водами Угличского водохранилища.
   В начале 30-х г. в монастыре был размещен дом отдыха для рабочих и служащих Московского электрозавода. В кельях была размещена экспозиция Калязинского историко-краеведческого музея, основанного И.Ф. Никольским в 1920 году.
   По Постановлению Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1936 года началась разборка стен, башен, затем всех сооружений. ВЦИК и СНК РСФСР обязывали другие компетентные органы произвести замеры, фотофиксации и изготовление макета не только стены, но и всего памятника в целом за счет строительства Волга-Москва. Так же поручалось Комитету по охране памятников обеспечить сохранность фресок и ценного инвентаря. Все ценные материалы, документы о замерах, фотофиксации, изготовленные макеты Троицкого собора и Трапезной, фрески и др. памятники, инвентарь хранятcя в Музее архитектуры РФ и в Тверском областном объединенном музее.
   Все, что будет сказано ниже о Троицком Калязинском монастыре, относится к существованию монастыря до 1917 года.

   Храмы монастыря:

   1. Троицкий собор построен в 1654 году на монастырские средства, каменный, строил "каменных дел подмастерье" Аверкий Мокеев, престолов 2: южный Нерукотворного образа Спасителя; северный Рождества Пресвятой Богородицы. В арке между Троицким храмом и Спасским приделом хранились нетленные мощи основателя обители препод. Макария, игумена Калязинского Чудотворца. Рака устроена в 1700 г. на монастырские средства.
   2. Самой древней церковью в монастыре была церковь теплая, каменная, построенная в 1530 г. ростовским мастером Григорием Борисовым по повелению Дмитрвского князя Юрия Ивановича. Церковь была двухпрестольная: на правой стороне - благоверных Бориса и Глеба, на левой стороне - во имя преподобных Исаакия, Далматия и Фавста. В 1830 г. церковь была перестроена, поставлен новый иконостас; престолы: правый - Казанской Божьей Матери, левый - Сретения Господня. Поэтому церковь получила новое наименование - Сретенская теплая церковь.
   З. Церковь на Святых вратах, каменная, построена в 1617 г., престол 1: преподобного Макария Калязинского. Церковь построена на средства Кашинского купца Широкого-Машкина.
   Церковь неоднократно перестраивалась (1607, 1750, 1808 г.). В церкви хранилась нижняя часть дубового гроба преподобного Макария, в ней подушка из простого холста и икона с портретом преподобного Макария.
   4. Больничная церковь, каменная, во имя Святого Алексея, Человека Божьего, построена в 1655 году, в 1671 году построен придел в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Церковь была невелика: длина 11 аршин (6,7 м), ширина 6 аршин (6,4 м).
   5. Церковь во имя Успения Божьей Матери, каменная, теплая, с подвальным этажом, построена в 1884 году на монастырские средства. Длина храма 33, ширина 27 и вышина в каменной кладке 10 с половиной аршин. Церковь отапливалась духовой печью, устроенноЙ в подвальном этаже.
   6. Колокольня четырехъярусная, построена в 1822 году. Образцом архитектуры стала колокольня Николаевского собора. Высота 29 саженей, золочение креста произведено в 1896 году. Колокольня была разобрана в 1939 году перед затоплением. 12 колоколов: большой 1038 пудов, отлит в 1895 г. на средства монастыря; 2-й - 514 пудов, отлит в 1814 г.; 3-й - 257 пудов, отлит в 1895 году.

   Здания внутри монастыря.

   1. Настоятельскии корпус, построен в 1753 г., каменный, 2-х этажный, длина 23 1/2 сажени; ширина 5 саженей; в верхнем этаже кельи, в нижнем этаже - кухня и кладовая;
   2. Наместничий корпус, построен в 1753 г., одноэтажный, длина - 20, ширина 4 1/2 сажени, в нем помещены кельи наместника, казначея и 2 братских.
   3. Братский корпус со знаменитой Трапезной, построенный Григорием Борисовым в 1530 г., восстановлен в 1641 и подновлен в 1836 году. В верхнем этаже кельи монахов и послушников. В ннжнем кухня и трапезная. Длина 36 1/2, ширина 6 саженей;
   4. Больничный корпус, каменный, построен в 1655 году, над ним в 1889 году надстроен другой этаж для келий - деревянный;
   5. С юго-западной стороны к церкви прспод. Макария прилегает каменный 3-х этажный корпус, в нем помещаются архив и кладовая.
   6. В ограде на южноЙ стороне древниЙ каменныЙ корпус на 2 отделения; в нем помещаются квасоварня и кладовая. Кроме того, в ограде размещаются два ледника, конюшни, экипажный сарай, баня, коровник и другие службы.
   Каменная ограда, вышина 5 саженей (более 10 м), длина 326 саженей (ок. 700 м), 6 башен, четверо ворот, построена в 1644-1648 гг., строили отец Марк и сын Иван Шарутины.

   Здания и владения вне монастыря.

   1. Каменная часовня на 2-ой части города между Николаевским собором и торговыми рядами построена в 1863 году; надворные строения - деревянные;
   2. Училища: Рождественское мужское и Макарьевское женское. На овощном монастырском огороде, обнесенном каменной оградой с тремя небольшими башнями, находилась деревянная рабочая изба, каменная баня, рига, деревянный молотильный сарай.
   3. До 1764 года, т. е. до секуляризации церковных земель, Троицкий монастырь владел тринадцатью селами, четырьмя мельницами на реках Жабне, Нерехотке, Эре ии Нерли, семью подворьями. Во всех владениях насчитывлось 2303 двора и в них 12000 ревизских крестьянских душ.
   В конце XIX в. монастырь владел подворьем в Москве, которое сдавалось в аренду московскому купцу за 12000 руб. Земли, угодья под монастырем и огородом 5 дес. 470 кв. саженей. В пустоши:
   1. Сергиеве (в 2-х верстах) 14 дес. 1553 саж.;
   2. Борщихе (в 18 верстах) 22 дес. 1483 кв. саж.;
   3. Ворошихине (в 40 верстах) 42 дес. 2250 кв. саж., лес.;
   4. Алхимове (в 18 верстах) 23 дес. 780 кв. саж. пахотной и сено; сдается в аренду за 110 руб.;
   5. Ушаково (в 14 верстах) 7 дес. 2234 кв. саж., сено;
   6. Томихе и Белихе (в 170 верстах) 32 дес. 394 кв. саж. бесплодна;
   7. Рыбные ловли:
   а) по реке Волге у сельца Сергиевки до городской земли г. Калязина, от Калязинской городской земли до с. Васисина и от с. Васисина до границ Ярославской губернии;
   б) оз. Широбоковское дл. 213, ширина 130 саженей;
   в) два - Панкратовское и Спировское озера, устье реки Митинки, Солоновский ручей и затон волжский.

   Библиотека и архив монастыря.

   Троицкий монастырь располагал прекрасной библиотекой. В ней шесть рукописных книг, в т. ч. "Пролог", якобы принадлежавший преп. Макарию; "Слово Григория Богослова", написанное в XVI в. преп. Паисием Угличским, племянником преп. Макария; "Псалтырь" XVI в.; "Житие преподобного Макария", писанвое в 1547 г.; "Евангелие" в кожаном переплете неизвестно кем и когда написанное; "Житие" разных святых в кожаном переплете.
   Книги печатанные XVI-XIX в. в количестве 26 томов.
   Архив Троицкого монастыря богат древними царскими, княжескими, патриаршими и архиерейскими грамотами и другими документами. Грамоты относятся к ХV -ХVI вв., позднейшие к XVIII в. Всех документов в архиве насчитывалось 381 грамота. Из них царских - 178, в т. ч. 48 царя Михаила Федоровича, 95 грамот царя Алексея Михайловича, 18 - царя Федора Алексеевича, 6 - царей Ивана и Петра Алексеевичей, 5 - царя Петра Алексеевича, 6 - патриарха Никона. Наиболее интересна Жалованная грамота Тверского князя Бориса Александровича на монастырь Никола на Жабне, предположительно относящаяся к 1461 году и много других. В архиве монастыря были грамоты о ссылаемых в монастырь "для исправления и совершенного ума его выздоровления".
   В монастырском архиве хранилась и "Кормовая книга", в которую записывались все вклады, вносимые разными лицами в монастырь: церковные сосуды, облачения, иконы, колокола, деньги, лошади, земли с крестьянами, съестные припасы, строительный материал и др.

   Штат монастыря.

   Троицкий Калязинский монастырь был первоклассным, занимал 11 место в степенной лестнице монастырей России. Во главе монастыря - архимандрит с 1655 года, наместник, казначей, иеромонахов 8, монахов 8, иеродьяконов 4. Весь штат состоял из 34 человек. Жалование всем - 432 рубля 17 коп., кроме того монастырь получал на разные хозяЙственные нужды - 1465 руб. 22 коп в год.
   В течение почти 500 лет в монастыре служили 46 игуменов, 44 архимандрита. Некоторые из них получили сан митрополита. ПоследниЙ настоятель монастыря в 1917-1920 гг. был иеромонах Аркадий. 8 февраля 1919 года в монастыре была вскрыта рака с мощами Макария Калязинского, в начале 1920 года монастырь был закрыт. В конце 30-х Троицкий КалязинскиЙ монастырь перестал существовать.

   
     (По материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004.)
    


   ИЗ МАТЕРИАЛОВ КАЛЯЗИНСКОГО АРХИВА:

   Ф. 63. Оп. 1. д. 75. Л. 7 Протокол 2 заседания Президиума Калязинского горсовета от 13.01.1932 г.
   "2. Слушали: договор на долгосрочную сдачу в арендное пользование Макарьевского монастыря дому отдыха "Электрозавода".
   Постановили: договор утвердить и помещения, указанные в договоре, считать сданными с момента подписания сторон".

   Ф. 63. Оп. 1. д. 76. Л. 19. Протокол № 35 заседания Калязинско горсовета от 13.09.1932 г.
   Слушали: о продаже монастырской стены.
   Постановили: принимая во внимание, что стена Макарьевского монастыря пристроена в 19 в. и не представляет из себя исторической ценности, что подтверждает зав. музеем т. Никольский, продать ее на сломку "Красному Октябрю" за 5000 рублей. Вопрос согласовать с Главнаукой".
   Здесь мы видим либо введение в заблуждение вышестоящих органов, либо полное незнание нопроса, а фамилия Никольского уломянута без его ведома, поскольку И.Ф. Никольский знал время строительства монастырской стены (1640-е годы), что видно, например, из его статьи о старинной Калязинской крепости, опубликованной в газете "Знамя коммунизма" в 1959 г.

   Просмотреть скан статьи целиком

   
     (По материалам статьи Коршунов А. К истории церквей. // "Вперед" 13 декабря 2012 г. № 50.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли