ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ТОРОПЕЦКИЙ РАЙОН, ШЕЙНО (ШЕЙНО ПОГОСТ, ШЕИНО ПОГОСТ, ШЕПНО ПОГОСТ)

ШЕЙНО (ШЕЙНО ПОГОСТ, ШЕИНО ПОГОСТ, ШЕПНО ПОГОСТ) - ИОАННОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Сергея Павловича Носикова.

   Погост Шейно, от Пскова 300 верст, входило в Торопецкий уезд Псковской губернии.
   Церковь Святителя Иоанна архиепископа Новгородcкогo Чудотворца. Каменная. Построена в 1829 (1804) году графом Григорием Григорьевичем Кушелевым.
   Имела один престол - Святителя Иоанна. На колокольне висело 4 колокола, самый большой из которых весил 12 пудов 5 фунтов.
   Причт состоял из священника и псаломщика. Церковной земли 66 десятин.
   В храме находились местночтимые иконы Успения Божьей Матери, Николая Чудотворца и Святителя Иоанна. Достопримечательностью церкви являлась роспись потолка.
   С 1876 года Шейновская церковь была приписана к церкви Воскресения погоста Манушкино.
   В 1729 году в Шейно родился известный морской деятель России, адмирал, президент Адмиралтейств-коллегий Иван Логинович Голенищев-Кутузов.
   Прихожан в 1876 году - 81 двор (237 мужчин, 224 женщины).
   В 1876 и 1879 годах собственного причта нет.

   
     (По материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881.)
     (Фото. № 1 Сергея Павловича Носикова.)

   В селе Шейно, или, как раньше называли, в погосте Шейно, находится Иоанновская церковь 1829 года. Если бы мы не видели эту церковь раньше на фотографии в музее архитектуры в Москве, то вряд ли сразу поняли бы, что перед нами культовое здание.
   По местному преданию, церковь первоначально была путевым дворцом графа Григория Григорьевича Кушелева по дороге из Краснопольца в Хворостьево. Легенда довольно заманчива для объяснения необычных форм церкви. Она в свое время увлекла даже известного историка русского искусства Николая Николаевича Соболева, побывавшего в этих местах и поверившего в нее. Но, к сожалению, при внимательном натурном обследовании легенда никак не подтвердилась и, видимо, была рождена народной фантазией, пищей для которой послужила непривычная архитектура церкви.
   Недоумение вызывает, прежде всего, внешний вид здания, больше похожего на небольшой усадебный дом небогатого помещика. Такие поместные постройки еще изредка встречаются по селам. Их строили, как правило, заурядные провинциальные архитекторы, или же они создавались по произвольной фантазии владевшего селом помещика. Теперь, когда верхний ярус колокольни сломан, а главка на тонком барабанчике упала,– сходство с жилым домом стало еще больше – обычное одноэтажное здание с широкими прямоугольными окнами по странной прихоти строителя украшенное с торцов портиками.
   Непривычно решение и внутреннего пространства. В первый момент кажется, будто попал в другое здание. Эффект перехода к интерьеру еще более неожидан, чем в церкви села Хворостьева. Почти все помещение занимает светлый овальный зал. Над головой во всю его ширину огромный плафон. По всему периметру зала стоят колонны ионического ордера, отделанные под розоватый агверанский мрамор. Вдоль стен, соответствуя колоннам, – такие же пилястры с лепными капителями. На колонны, подчеркивая очертания зала, опирается лепной карниз. Из-за карниза, где-то там из глубины, и начинается плафон, кажущийся невесомым. Благодаря тончайшей орнаментальной росписи ощущение материальности перекрытия зала почти отсутствует. Плафон превращен в колоссальный висящий над головой копер. Орнамент строгий – из крестов и восьмиконечных розеток. Цветовая палитра изысканна – белый, голубой, серебристо-серый с вкраплением коричневого. Краски переливаются, мерцают. Невозможно поверить, что зал мог предназначаться для православной церкви. Кажется, находишься в каком-то античном храме. Освоившись, начи¬аешь искать, где был традиционный алтарь, как размещался иконостас. Место дли них представить еще труднее, чем представить назначение этого зала под церковь. Недаром Н.Н. Соболев, видевший церковь действующей, отметил, что «строгий вид античного зала искажен более поздними образами в киотах, навешанных местами на колонны». Вероятно, «строгий вид античного зала» и породил легенду о путевом дворце графа Кушелева.

Иоанновская церковь.

   В том, что это была церковь, убеждаешься, когда видишь пилоны, оставшиеся от нижнего яруса колокольни (их кладка перевязана с кладкой стен), традиционные для многих церквей подсобные помещения по сторонам колокольни и апсиду. Только апсида не совсем обычна и расположена сразу же за колоннами зала, являясь его продолжением.
   Церкви, подобные Иоанновской, вызывают удивление. Но вряд ли это справедливо. Скорее всего, оно вызвано нашим плохим знанием своего наследия. Будучи воспитанными на лучших классических образцах, мы зачастую отворачиваемся от того, что делалось помимо столицы, и не допускаем, что в провинции могли существовать какие-то свои, самостоятельные поиски новых форм, особенно в культовой архитектуре. Среди памятников городов трудно встретить непривычный, не освященный традицией храм. Они появлялись в глухой провинции, и их освящали не канонически установившиеся требования, а требования сельского населения, чьи взгляды на религию и на все с ней связанное не были такими консервативно-догматическими. Поэтому очень бы не хотелось, чтобы этот провинциальный памятник позднего классицизма сохранился только в фотографиях и обмерах.

   
     (По материалам издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли