ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ТОРОПЕЦКИЙ РАЙОН, ПОЧЕП (ПОЧЕП ПОГОСТ)

ПОЧЕП (ПОЧЕП ПОГОСТ) - РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ЦЕРКОВЬ

Крест на месте церкви.

   Погост Почеп, от Пскова 325 верст. Входил в Торопецкий уезд Псковской губернии.
   Церковь Рождества Христова, деревянная, двухпрестольная, построена в 1868 году.
   Прихожан в 1876 году - 123 двора (407 мужчин, 435 женщин), в 1879 году - 462 мужчины, 492 женщины.
   В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник Д. Кустов.
   В разные годы служили:
   Свящ. Иаков Симеонович Суворов - зшт 1870
   Свящ. Александр Алексиевич Алмазов
   Свящ. Иоанн Крылов - 1896 † 10.05.1902
   Свящ. Михаил Успенский 20.06.1902 - 20.04.1904
   Свящ. Александр Преображенский 25.05.1904 - 29.09.1907
   Свящ. Михаил Введенский 29.10.1907 - 16.05.1911
   Свящ. Никандр Симеонович Гривский 06.02.1912 - 1913 -
   В 1913 году служили: Священник Гривский Никандр Семенович, псаломщик (вакансия), церковный староста Антониев Петр Антониевич.

   Церковь сгорела в 1987 году.

   
     (По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.)
     (Фото. № 1 uchazdneg с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

   В селе уцелел ставший теперь редким памятник архитектуры – деревянная церковь Рождества Христова. Когда-то в богатом лесом Торопецком крае дерево пользовалось особым уважением. Вплоть до конца XVII столетия в самом городе строили только из дерева. В XVIII веке деревянных церквей было больше. нежели каменных. Избы, сараи, амбары, мосты, посуда, мебель – всюду господствовало дерево. Его любили, ценили, умели из него извлечь все необходимое для себя. причем извлечь так, что оно становилось украшением быта, его неотъемлемой частью. Дерево по праву считается исконно народным русским материалом. И сейчас, когда приходится видеть единичные уцелевшие деревянные церквушки, испытываешь какое-то особенно трогательное чувство общения с чем-то близким. Создаются музеи деревянного зодчества, организуются заповедники, куда свозятся деревянные памятники. Там их охраняют, берегут. Туда едут тысячи туристов. Но как бы ни хорошо было в таком музее для памятника и как бы долго он там ни сохранялся, всегда будешь вспоминать вот такую скромную почепскую церквушку, ставшую частью окружающей природы, частью русской деревеньки. А если церковь стоит на берегу реки или озера, как эта, то увиденная картина на всю жизнь останется в памяти, станет маленькой частью большого понятия – Родина.

Рождества Христова церковь. Фото. 1975 г.

   Христорождественская церковь в селе Почеп построена в 1768 году. Повидимому, на этом месте их сменилось несколько. Так, например, в документе XVII века говорится: «впредь писать церковь Рождества Христова да Николая Чудотворца, а дани вновь положено 16 алтын 4 деньги». Слова «впредь» и «вновь» указывают, что была какая-то церковь и новую надо именовать по-другому. Спустя же лет двадцать, в 1709 году, новый документ выдан антиминс на погост Почеп в «новопостроенную церковь во имя Николая Чудотворца». Что это была за церковь – из документа не ясно. Странно только, почему приводится одно название – Николая Чудотворца. Вероятно, речь идет по о строительстве церкви, а о приделе при ней. Наконец, в 1768 году строится существующая. Судя по целому ряду детален, она тоже неоднократно ремонтировалась и перестраивалась.
   Дерево, как материал традиционный, более консервативно в поисках архитектурных форм. Но и оно, хотя и медленно, всетаки испытывало влияние времени. Каждая отдельно взятая часть церкви имела место в более ранней архитектуре, встречается и в более поздних памятниках. Композиция здания очень проста. Храм – восьмерик на четверике. С востока граненая апсида. Небольшая трапезная с приделом. Колокольня и притвор построены несколько позже. Представив церковь без колокольни, видишь, что её композиция типична для своего времени и именно для Торопецкого круга памятников. На это же указывает и интерьер. Плотники, рубившие церковь, хорошо знали торопецкие образцы и воспроизвели в дереве основные пропорциональные соотношения частей здания, привычные для них, придали ему вид излюбленного образца. Они не стремились передать в дереве иллюзорную видимость каменной постройки, как это будет позже. Но объемы здания и вытянутые тонкие главки над храмом и трапезной говорят о принадлежности к местной архитектурной школе. Такие главы, как на церкви села Почеп, – редкость. Их можно увидеть только на нескольких каменных постройках. В дереве нечто похожее встречается лишь на церкви Ширкова погоста конца XVII века, что служит лучшим подтверждением живучести местных архитектурных традиций.
   Повидимому, в середине XIX века Никольская церковь была обшита тесом. Это подчеркнуло стилистическую близость деревянной постройки к каменной, но вместе с тем лишило её живописной пластичности, при сущей дереву как материалу. Тогда же стены внутри оштукатурили. Все это затрудняет исследование памятника. Не совсем ясно, как долго церковь простояла без обшивки, какие части древние, а какие перестроены, и т.д. Возможно, при дальнейших исследованиях выяснится, что в своей основе почепская церковь имеет более раннюю постройку, а указанный год относится не к строительству здания, а к его перестройке и переосвящению. Такие ошибки при изучении деревянных памятников вполне допустимы, и датам, заимствованным из документов, приходится не всегда доверяться. Мастера, работавшие в дереве, были ничуть не хуже каменных дел мастеров и умели не хуже их скрывать всякие переделки. Последнее слово должен сказать архитектор-реставратор, которого, кстати, памятник ждет уже не первый год.

   
     (По материалам издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)
     (Фото. № 2 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли