ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ТОРОПЕЦКИЙ РАЙОН, ОЗЕРЕЦ (ОЗЕРЕЦ ПОГОСТ, ОЗЕРИЦЫ ПОГОСТ, ОЗЕРЦО ПОГОСТ)

ОЗЕРЕЦ (ОЗЕРЕЦ ПОГОСТ, ОЗЕРИЦЫ ПОГОСТ, ОЗЕРЦО ПОГОСТ) - ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЦЕРКОВЬ

Троицкая церковь.

   Погост Озерец, от Пскова 300 верст, входил в Торопецкий уезд Псковской губернии.
   Церковь Святой Троицы, каменная, построена в 1762 году помещиком Петром Афанасьевичем Кармолиным на eгo собственные средства, что было отражено в хранившейся в храме грамоте новгородского митрополита Дмитрия. Дepeвянный притвор, соединявший церковь с каменной колокольней, был при строен позднее.
   Церковь имела три престола: главный - во имя Святой Живоначальной Троицы и придельные - во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя великомученика Дмитрия Солунскогo. На колокольне висело пять колоколов, на самом большом из которых, весом 35 пудов, имелась надпись: «Лит сей колокол в Москве 1888 года aвгуста 27 дня мастером Финляндским» и изображения Святой Троицы, Святителя Николая и Дмитрия Солунского. На самом малом колоколе, весом 4 пуда, была непонятная польская надпись. В настоящее время в Озерце открыт православный приход, а храм восстанавливается.
   Прихожан в 1876 году - 252 дворов (1133 мужчины, 1292 женщины), в 1879 году - 775 мужчин, 870 женщин.
   В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник Ф. Комаров.
   В разные годы служили:
   Свящ. Феодор Андреевич Комаров - 1872 -
   Свящ. Иоанн Николаевич Суворов 12.09.1882 † 07.09.1901
   Свящ. Михаил Мухин 1902 - 14.10.1910
   Свящ. Алексий Евгениевич Черепнин 04.11.1910 † 1913
   Свящ. Петр Петрович Беллавин 01.11.1913 -
   Дьякон Николай Савицкий (пс.-д.) - 13.09.1903 зшт

   
     (По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881.)
     (Фото. uchazdneg с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

   По справке Госархива Псковской области Троицкая церковь построена в 1762 г.
   Поновлен внутри и снаружи в 1874 г. Престолов три: главный во имя Святой Троицы; предельные: во имя святителя Николая Чудотворца и вмч. Димитрия Солунского. Разрушен в 1937 г.
   До начала реставрации были только стены трапезной части летнего храма, без окон. Свод обвалился. Главного алтаря и двух боковых зимних пределов нет совсем. В настоящее время воссоздан свод главного предела, устранены дефекты кладки (сквозные разрушения кладки по углам четверика), установлена новая стропильная система с утеплением свода и накрыта кровельной оцинкованной жестью. Свод увенчан барабаном с восьмигранной маковкой и крестом. В восьмерике установлены новые окна – стеклопакеты в пластиковых рамах (7шт).
   Богослужения проводятся регулярно с 4 ноября 2005 г. во временном храме, оборудованном в пустующем помещении бывшей участковой больницы. Храм оснащен всем необходимым для проведения богослужений. Отопление печное.

   
     (По материалам сайта Торопецкого благочиния.)
    

   В Троицкий храм на Троицу.

   Как-то по особенному, наверное, День Святой Троицы переживается в деревне: «Троицыно утро, праздничный канон. В роще по березкам белый перезвон». А если это еще и престольный праздник! Как в деревне Озерец Торопецкого благочиния. История Троицкого храма заинтересовала юных жителей села. Игорь Симогин и Ксения Буржинская под чутким руководством своего педагога Р. И. Горской, провели большую исследовательскую работу, посвященную Троицкому храму. И вот что из этого получилось…
   - Наша исследовательская работа актуальна, - рассказывают начинающие любители истории. - Мы изучали наши духовные и исторические корни. Нам кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Ведь у каждого храма есть еще и своя собственная история. Уже многих сведений нет в архивах, но их хранит народная память.
   Мы попытались узнать историю храма нашего села. Это было не так просто, как нам казалось. Все приходские книги, содержащие данные, были уничтожены. Многое рассказали старожилы села, что-то узнали у служителя храма иерея Алексея, очень помогла дополнительная литература. На основании этих данных попытаемся воссоздать историю Троицкого храма и рассказать о ее буднях.
   Церковь Святой Троицы, каменная, построена в 1762 году помещиком Петром Афанасьевичем Кармолиным на eгo собственные средства, что было отражено в хранившейся в храме грамоте новгородского митрополита Дмитрия.
   Старейшие жители нашего поселения Берзин Арвид Эдуардович и Ильин Пётр Ильич вспоминают рассказы своих предков о строительстве церкви.
   В строительстве принимало участие всё население прихода. Работы велись большие. Наша местность богата глиной, поэтому было решено делать кирпичи на месте. За деревней добывали глину, возили на лошадёнках в село, замешивали раствор, лепили кирпичи, обжигали их, отвозили на стройку. Там люди занимались кладкой. Работа была тяжёлой, всё делалось вручную, но никто в стороне не оставался.
   Здание храма впечатляло всех своей неповторимой красотой и величием.
   Поновлен храм внутри и снаружи в 1874 г. на средства прихожан и на церковные суммы около 3000 рублей.
   В храме три престола: главный - во имя Святой Живоначальной Троицы и придельные - во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя великомученика Дмитрия Солунскогo. Главный престол был холодный. В нём богослужение совершалось со дня Святой пасхи до 1 октября. Придельные престолы были тёплыми. В Дмитровском престоле богослужения совершались с 1 октября по 6 декабря. В Никольском престоле богослужения совершались с 6 декабря по день Святой Пасхи.
   На колокольне висело пять колоколов, на самом большом из которых, весом 35 пудов, имелась надпись: «Лит сей колокол в Москве 1888 года aвгуста 27 дня мастером Финляндским» и изображения Святой Троицы, Святителя Николая и Дмитрия Солунского. На самом малом колоколе, весом 4 пуда, была непонятная польская надпись. Эти колокола звонили до 1037 года. Старейшие жители нашего поселения в 30-е годы ХХ века были маленькими ребятишками, но хорошо помнят утренний и вечерний звон этих колоколов, который раздавался по всей округе. Торжественно звонили колокола, и весь народ спешил на службу в храм.
   В ХIХ веке и начале ХХ века приход был большой, в его состав входили десятки деревень: Озерец (оказывается, раньше называлась деревня Озерцы), Яшутино, Лохны, Семенцево, Самсоново, Гритьково, Василёво, Мандусово, Едриково, Пальцево, Петрово, Морозово, Зенково, Малинкино, Починок, Рокотово и другие.
   В те времена в деревнях жило много народу, семьи были большие. Так прихожан в 1876 году - 252 дворов (1133 мужчины, 1292 женщины), в 1879 году - 775 мужчин, 870 женщин.
   О священнослужителях тех времён сохранились лишь только эти архивные данные:
         в 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик;
         в 1872-… году настоятель священник Феодор Андреевич Комаров;
         священник Иоанн Николаевич Суворов 12.09.1882 - 07.09.1901
         священник Михаил Мухин 1902 - 14.10.1910
         дьякон Николай Савицкий - 13.09.1903
         священник Алексий Евгеньевич Черепнин, псаломщик Назаретский Алексий Васильевич, церковный староста Игнатьев Гавриил Игнатьевич. 04.11.1910 - 1913
         священник Петр Петрович Беллавин 01.11.1913 - 1937г. (родственник патриарха Тихона)
   Службы в храме проходили до 1937г. Берзин Арвид Эдуардович поделился с нами своими воспоминаниями о праздничной службе в день Святой Троицы, на которой он присутствовал десятилетним мальчишкой в 1937 году.
   Вот что сохранилось в его памяти с тех давних времён: «В этот день было очень много прихожан. И старики, и дети были одеты в свои самые лучшие наряды. Храм был украшен ветками берёз и полевыми цветами. После службы возле храма была организована ярмарка, и народные гулянья длились до самого вечера».
   День Святой Троицы (День Сошествия Святого Духа, Зеленая неделя, Пятидесятница) - один из главных христианских праздников, который в православии входит в число двунадесятых праздников. У нас в селе Троица является храмовым праздником.
   Праздник Святой Троицы празднуется через 7 недель после Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы.
   Первый день Пятидесятницы, то есть воскресенье, Церковь посвящает во славу Пресвятой Троицы, и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, то есть понедельник, - на славу Духа Святого, от чего называется Духовым днем.
   Празднование дня Святого Духа Церковь начинает, как правило, вечерним богослужением в день Троицы. На этом богослужении с коленопреклонением читаются умоляющие молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, молим помилование; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и укрепление душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, чтобы упокоил их Господь в месте светлом, цветущем и спокойном.
   В старину люди встречали этот день очень торжественно. Утром хозяйки хлопотали в доме, готовили праздничное застолье. Когда все хозяйственные дела были сделаны, люди наряжались в праздничную одежду, садились в доме и ждали, пока ударят церковные колокола. Ударит колокол — благая весть. Тогда все благоговейно крестились и шли в церковь. Каждая девушка в соответствии с праздничным обычаем несла в руках свежие цветы. Идя в церковь, люди радостно приветствовали друг друга со святым воскресеньем. После службы Божьей в старину совершался крестный ход к колодцам, чтобы освятить их, окропить святой водой.
   Береза на Троицу играла ту же ритуальную роль, что и елка на Рождество. Березку не только несли в дом, но и украшали лентами на лесных полянах, вокруг нее кружили хороводы. Праздник Троицы без березы можно сравнить разве что с Новым годом без елки. Считалось, что береза обладает особой силой, она первая среди других деревьев распускает листья и почки, имеет сильную энергию роста, которой способна наделить и человека. Береза была символом стройности, длинных девичьих кос, олицетворением красной девицы.
   Ученики нашей школы отмечают ежегодно праздник Святой Троицы: украшают белоствольную берёзку возле школы, водят хороводы, плетут венки, проводятся старинные русские игры.
   В 30-х и 40-х годах в стране началось гонение на церковь: стали разрушаться храмы, совершались аресты священнослужителей. Не обошло стороной это явление и нашего прихода. В 1937 году арестовали священника. А после окончания Великой Отечественной войны нужно было восстанавливать разрушенное хозяйство. Для ремонта местной больницы нужен был кирпич. Стали разбирать храм, и уникальное строение храма было практически полностью разрушено. От красивой церкви осталась только небольшая центральная часть с огромными дырами в стенах. Но это разрушение оказалось напрасным. Кирпич ручного производства не подошёл для ремонта больницы.
   До 2000-х годов храм пребывал в запустении. Очень долгое время местные жители добивались возрождения древней святыни. И вот в 2003 году после продолжительного перерыва здесь начались строительные работы. Местные жители помогали убирать накопившийся за десятки лет мусор. Посильную помощь в этом деле оказывали школьники нашей школы вместе с учителями, а также и наши родители. Всеми работами руководил иерей Алексий Новиков, настоятель храма Пресвятой Троицы. Это удивительный человек. Путь к священничеству его был долгим и нелегким. Батюшка по образованию врач, жил в Петербурге, но до переезда в нашу местность работал в православном книжном издательстве «Сатись». Отец Алексей - автор книги «Азбука православного воспитания детей» и многих других. Сейчас батюшка живет в 10 км от д.Озерец - в д.Юханово, почти обезлюдевшем селении. Пока шли восстановительные работы храма, в здании участковой сельской больницы была создана руками настоятеля домовая церковь, в которой до 2013 года совершались богослужения. Продолжались восстановительные работы в Троицком храме.
   Деньги на восстановление церкви были пожертвованы прихожанами и спонсорами из Петербурга и Москвы. Стены церкви отремонтировали, поменяли окна, установили новую кровлю и не очень большого размера главку с крестом. Провели работы по внутренней отделке.
   Конечно, современный внешний вид Троицкого храма имеет существенные отличия от первоначального, но это не главное. Главное, то, что сейчас церковь восстановлена, в ней проводятся богослужения. Местное население очень полюбило эту церковь и с огромной радостью регулярно её посещает.
   У отца Алексея много забот. Он принимает активное участие в жизни нашего поселения: посещает одиноких стариков, тесно сотрудничает с нашей школой: принимает участие в праздниках и классных часах, ведёт кружок изобразительного искусства; для населения организует праздничные мероприятия.
   - Для нас эта работа оказалась очень интересной, - завершают свое повествование Игорь и Ксения. - Потому что историю предков можно сравнить с фундаментом, без которого не построишь здание. Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности молодежи необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Православие нас учит быть добрыми, милосердными, уважительно относиться к окружающим нас людям, приходить на помощь тем, кто в этом нуждается. А как всего этого не хватает сейчас! Сколько у нас одиноких стариков! Сколько проявляется в человеческих поступках грубости, жестокости, зависти! Нам есть, над чем работать. Нам есть, к чему стремиться. Верим, что возрождение храма внесёт в жизнь нашего населения еще много нового и интересного!

   Михаил Архангельский

   
     (По материалам сайта Ржевская епархия.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли