ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ТОРОПЕЦКИЙ РАЙОН, МЕТЛИНО (НОВО-НИКОЛЬСКОЕ ПОГОСТ МЕТЛИНО ПОГОСТ, МЯТЛЕВО ПОГОСТ)

МЕТЛИНО (НОВО-НИКОЛЬСКОЕ ПОГОСТ МЕТЛИНО ПОГОСТ, МЯТЛЕВО ПОГОСТ) - НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Никольская церковь.

   Погост Ново-Никольское, от Пскова 230 верст, входил в Торопецкий уезд Псковской губернии.
   Церковь Святителя Николая Чудотворца, каменная, построена в 1756 году помещиком Алексеем Семеновичем Челищевым на eгo собственной земле. Надпись о постройке храма находилась на запрестольном деревянном кресте в Алексеевском приделе церкви.
   Имела три престола: главный во имя Святителя и Чудотворца Николая, придельные во имя святого преподобного Сергия Радонежского и во имя святого преподобного Алексия человека Божия.
   На колокольне висело 6 колоколов, отлитых в 1892 году на пожертвованную прихожанами сумму в 1200 рублей. Самый большой из них весил 50 пудов. Причт состоял из священника и псаломщика. Церковной земли - 37 десятин 315 саженей. Heприкосновенного капитала не имелось. На погосте действовала церковно-приходская школа.
   В храме находилась чудотворная икона и деревянная фигура преподобного Нила Столобенского, которые, вместе с другой церковной утварью, были вывезены после закрытия храма (закрывался он дважды, в 1937 и 1962 годах) в музей города Калинина (ныне Твери). С 1989 года церковь вновь стала действующей и некоторые принадлежавшие ей вещи были возвращены обратно. В настоящее время храм под руководством настоятеля о. Дмитрия Кравцова продолжает реставрироваться.
   Bокруг церкви находится кладбище, на котором сохранились старинные захоронения.
   Прихожан в 1876 году - 160 дворов (491 мужчина, 542 женщины), в 1879 году - 686 мужчин, 766 женщин.
   В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник П. Черепнин.
   В разные годы служили:
   Свящ. Иоанн Василиевич Соловьев
   Свящ. Илия Симеонович Рудаков - 1882 - 1915 -
   Дьякон Иоанн Софийский (пс.-д.) - 02.01.1899
   В 1913 году служили: Священник Рудаков Илья Семенович, псаломщик Суворов Петр Николаевич, церковный староста Михайлов Иван Михайлович.

   
     (По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.)
     (Фото. uchazdneg с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

   В Метлино сохранился скромный памятник Никольская церковь конца XVIII столетия. После величественных торопецких церквей с богатой декорацией метлинская кажется несколько бедной. Но она может дополнить наше представление о торопецкой архитектуре тех мест, где села были не очень богаты и где не велось большого строительства.
   Церковь отличается, прежде всего, небольшими размерами, кажется игрушечной по сравнению с торопецкими, отчего композиция выглядит более традиционной. Из-за небольшого размера здания декор становится мелким, дробным. Аналогичные изменения происходят и с интерьером. Он складывается из маленьких, уютных помещений.
   Если все изменения попытаться объяснить лишь экономической стороной дела, то это будет не совсем верно, хотя экономическая сторона остается наиболее существенным моментом. Известна масса примеров, когда в окрестностях Торопца в небогатых селах строились церкви, но уступающие своими размерами городским. Но и там наблюдается стремление придать интерьеру ощущение интимности, что достигалось чаще детализацией убранства. Это можно было заметить уже на примере церкви села Допшо. Здесь же все более наглядно. Анализируя торопецкие постройки, мы не раз отмечали, что их мастера постоянно связаны с традицией. Их вкусы по сравнению с Петербургом оставались более демократичными в строительстве. Именно этим и привлекательна местная, «периферийная» архитектура, позволяющая глубже проникнуть и истоки, питавшие местных мастеров.
   Из церкви же села Метлино происходит деревянная скульптура Нила Столобенского конца XVIII – начала XIX века, хранящаяся теперь в Торопецком краеведческом музее. Скульптура вырезана почти в величину человеческого роста. Изготовлялась в монастыре Нилова пустынь на озере Селигер и была непременной принадлежностью большинства церквей в окрестных селах. Сейчас деревянная скульптура Нила, особенно такая большая, стала редкостью. Но интересна она не размерами, а тем, как резчик по дереву использовал материал. Мы привыкли, что резные иконостасы и деревянная скульптура покрывались слоем левкаса, надолго предохранявшим дерево от порчи, затем их золотили или раскрашивали. В этой же скульптуре мастер почти полностью отказался от традиционного левкашения. Сам материал, прочный и выдержанный дуб, служил лучшей гарантией сохранности. Резчик покрыл тонким слоем левкаса и раскрасил святому только одежду, бороду и волосы, а на лице и руках сохранил чистую фактуру дерева. Получился поразительный эффект. Древний старец, изнурявший себя постом, бессонницей, молитвами, – ожил. Его лицо благодаря фактуре темного коричневато-охристого мореного дуба стало удивительно похожим на лица пожилых людей, всю жизнь проведших в тяжелом труде под палящим солнцем, на жгучем морозе. Но при всем кажущемся натурализме скульптура не производит неприятного, отталкивающего впечатления. Она воспринимается собирательным образом старости, старости аскетически мудрой, а не дряхлой, со всеми его физиологическими немощами.
   Показательно, что в скульптуре, как и в архитектуре, наблюдается тот же самый процесс. Образ Нила Столобенского из Метлино, аналогично скульптурам Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы из Пермского музея, мог появиться только в среде менее консервативной, нежели столица.

   
     (По материалам издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)
    


   Никольская церковь выстроена на средства прихожан в конце XVIII в. Автор и строитель неизвестны. Церковь относится к одному из своеобразных памятников Торопецкого зодчества, дополняющий представление о развитии архитектуры вдали от уездного центра и о переработке традиционных приемов строительства в селе.
   В конце XIX в. колокольня была пристроена, крытая, деревянная паперть.
   В настоящее время почти полностью утрачена валунная ограда некогда окружавшая территорию церкви. В середине XIX в. здание было расписано, а иконостас заменен новым. В начале XX в. живопись поновлялась, а в 30-е годы была переписана заново.
   В 1962 г. советскими властями протоиерею Филиппу Прусакову, настоятелю Никольской церкви, запретили совершать богослужения. В 1966 г. протоиерей Филипп переехал на постоянное место жительство в г. Витебск, Белорусской ССР.
   В 1969 г. по благословению архиепископа Калининского и Кашинского Иннокентия церковное имущество Никольской церкви было передано на сохранение в церковь Всех Святых г. Торопца.
   В 1991 году возобновлена по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора богослужебная жизнь в Никольском приходе д. Метлино.

   
     (По материалам сайта Торопецкого благочиния.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли