ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ТОРОПЕЦКИЙ РАЙОН, ТОРОПЕЦ

ТОРОПЕЦ - КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Вадима Павлова с сайта http://www.sobory.ru/

   Казанская церковь, каменная. Действующая. Построена в середине 18 века. Восстановлена после пожара в 1765 (1763) году. Является единственным двухстолпным храмом в Торопце.
   Имела два престола: главный - во имя Казанской иконы Божьей Матери и придельный - во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.
   На отдельно стоящей от храма колокольне (не coxpaнилась) висело 5 колоколов, самый большой из которых вeсил 51 пуд 13 фунтов.
   В 1873 году церковь была обнесена кирпичной оградой с двумя башнями, в одной из которых помещалась часовня (не сохранилась). С 1876 года Казанская церковь была приписана к Никольской церкви г. Торопца.
   Прихожан в 1876 году - 30 дворов (122 мужчины, 189 женщин), в 1879 году - 121 мужчина, 169 женщин.
   В 1876 году собственного причта нет. В 1879 году настоятель священник Б. Пруденский.
   В разные годы служили:
   Свящ. Василий Варлаамович Прудинский - 1869 -
   Дьякон Феодор Александрович Тихомиров - 1869 -

   
     (По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881.)
     (Фото. Вадима Павлова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


   Построена в 1778 г.
   Закрыта в 1931 г.
   Вновь открыта в 1991 г.
   Количество алтарей: 1
   Чтимые святыни: иконы святителя Тихона, патриарха Московского, и святого Исаакия Торопецкого
   Известные люди, похороненные в ограде храма: священники (данных не сохранилось)
   Настоятель: священник Штупун Валентин Владимирович
   Председатель приходского совета: священник Штупун Валентин Владимирович

   Казанская церковь на ул.Соловьева (быв. Казанская) относится к старейшим постройкам г.Торопца. Когда и кем построен этот храм, неизвестно. Приблизительно где-то в 1763-1765 г.г, а может быть, в 1757. Снабженная двухчастной ансидой с поперечным Коробовым сводом, Казанская церковь принадлежит к редкому типу двухстолпных храмов. В плане основная часть церкви представляет собой правильный квадрат с двумя массивными столбами в центре. В нижней части столбы квадратные, толщиной почти в два метра, а выше они восьмигранные. Со столбов на стены перекинуты широкие арки, между которыми распложены своды. Световая главка, которая поставлена в центре, между столбов и которая опирается на ступенчатые арочки, освобождает внутренне пространство от давящего чувства тяжести перекрытий и через световое отверстие в сводах хорошо позволяет осветить верхнюю часть храма. Поэтому пространство церкви, кажущееся массивно-тяжелым снаружи, просторно и высоко внутри.
   Казанская церковь не только отличается от других памятников города, но и является единственным двухстолпным храмом Торопца. Такие церкви встречаются часто в Калужской, Московской, Ярославской и других областях. В 1843 г. церковь была обнесена кирпичной оградой с двумя башенками, в одной из которых помещалась часовня. В настоящее время на ее месте воздвигнута небольшая деревянная колокольня.
   Подобные памятники удивляют многообразием декоративных возможностей, которые умели извлечь зодчие из кирпича. Пышное развитие декора — характерная черта архитектуры XVII столетия, результат естественного развития предшествующего периода, когда храм стал для верующего не местом, а объектом поклонения. Самое же яркое пятно в декоре — керамические изразцы. Казанскую украшает целый пояс, проходящий под кокошниками, из цветных изразцов с головками херувимов.



   Есть на посаде две церкви, до сих пор остающиеся загадкой. Это Казанская на улице того же названия (ныне улица Соловьева) и Спасо-Преображенская, также давшая имя улице (теперь улица Никитина). Обе церкви, хотя и различны по своим архитектурным формам и декору, повидимому, возникли одновременно, в конце XVII века. Загадка начинается с того, что мы не знаем точной даты их построения. Правда, есть упоминания о выдаче в Казанскую церковь в 1698 году антиминса на освящение, но была ли она каменной или деревянной – не ясно, а антиминсы в последующие годы, после бесчисленных торопецких пожаров, выдаются еще несколько раз. Все выводы о времени возникновения приделов и обстроек основаны лишь на внешних наблюдениях архитектурных форм. И если их отдельные части не вызывают сомнения в своем позднем происхождении, то завершение храма и декор, которые могли бы подсказать время построения, остаются неразгаданными. Чтобы наши дальнейшие рассуждения не казались странными, обратимся к фактам и посмотрим, с чем подчас приходится сталкиваться в определении времени возникновения здания, когда документы сообщают лишь дату строительства или ремонта, но молчат о самом характере строительства. Так, например, прототипом Казанской церкви может послужить церковь Лазаря в Суздале 1667 года или Казанская церковь в Коломенском (в Москве) 1680 года. А один из историков прошлого века, в руках которого, несомненно, было больше подлинных документов, утверждает, что она построена в 1765 году. При исследовании архитектуры первых десятилетий XVIII века постоянно приходится считаться еще с одним любопытным явлением истории. Речь идет об указах Петра I о повсеместном запрещении каменного строительства, кроме Петербурга. Допустим, что большинство строительных артелей по указу работало в Петербурге где и подготавливались их основные кадры, а оставшиеся на местах были лишены возможности заниматься своим ремеслом. Почему же после отмены указа о запрещении на местах начинают строить далеко не в лучших традициях столичного зодчества? Порой даже намечается возврат к старым формам, а зачастую их прямое повторение.
   Казанская и Спасо-Преображенская церкви – любопытный пример зданий, не раз претерпевавших изменения и имеющих множество напластований, затрудняющих датировку. Они позволяют сделать далеко идущие выводы. Если скрупулезно просмотреть все документальные источники и подсчитать, сколько раз в Торопце случались пожары, из-за которых ремонтировались храмы, то цифра получится внушительной. А сколько каменных церквей было в это время на Руси и кто же их восстанавливал после различных стихийных бедствий, если существовал строжайший указ царя? «В городах каменные старые церкви починить. И вновь возводить по рассмотрению Синодному» (из указа синода 11 мая 1722 года) – записано тогда, когда петровские указы еще не были отменены. Значит, не такие они были суровые, действовали короткое время и еще более короткое время запрещали церковное строительство. Только приняв такую точку зрения, мы можем понять, откуда в Торопце после долгого перерыва в каменном зодчестве стало возможным зарождение своей школы.
   Церкви, подобные Казанской, встречаются часто в Калужской, Московской, Ярославской и других областях. Это вполне определенный, сложившийся в начале XVII столетия двустолпный тип здания, образовавшийся в результате поисков новых конструктивных приемов перекрытия больших площадей и освобождения внутреннего пространства от дополнительных опор для сводов. Как правило, такие церкви строились большими и высокими, иногда на подклетах, с одним или двумя приделами.
   Подобные памятники удивляют многообразием декоративных возможностей, которое умели извлечь зодчие из кирпича. Пышное развитие декора – характерная черта архитектуры XVII столетия, результат естественного развития предшествующего периода, когда храм стал для верующего не местом, а объектом поклонения. Самое же яркое пятно в декоре – керамические изразцы. Казанскую церковь украшает целый пояс, проходящий под кокошниками, из цветных изразцов с головками херувимов. Важно надутые, толстые, розовощекие, они скорее напоминают глуповатые персонажи из сказок, нежели «стражей престола господня».
   Внутреннее пространство церквей, вроде Казанской, всегда неожиданно. Массивнотяжелые снаружи, они просторны и высоки внутри. В Казанской церкви Торопца к тому же применен оригинальный прием перекрытия храма. Две арки, переброшенные со стен на высокие восьмигранные столбы, поддерживают своды и световую главку, которая поставлена в центре, между столбов, и опирается в свою очередь на ступенчатые арочки. Такая конструкция, впрочем, не нова. Она освобождает внутреннее пространство от давящего чувства тяжести перекрытий и через световое отверстие в сводах позволяет хорошо осветить верхнюю часть храма. Когда-то Казанскую церковь венчали пять глав. Четыре глухие декоративные главки, стоявшие по углам, не имели никакого значения для интерьера. Снаружи же они логично завершали всю композицию массивного здания.

   
     (По материалам сайта Информационный портал города Торопец и издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли