ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ТОРЖОКСКИЙ РАЙОН, ЗАРЕЧЬЕ

ЗАРЕЧЬЕ - КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Казанская церковь

   Село Заречье, от Твери 50 верст, от Старицы 25 верст.

   По данным Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год:
   Село Заречье, в оном селе церковь каменная во имя Казанския Божия Матери с приделами Святителя Николая и Преподобнаго Нила Столбенскаго, построена в 1804 году, в твердости, утварию довольна, опись утвари и книга приходорасходная церковной суммы имеются, однокомплетная; при ней земли отмежевано 40 десятин, приходских 31 двор а в них мужеска пола 369, женска 436 душ, священноицерковнослужительских денжных доходов в сем 1828 году 295 руб. 96 коп., разстоянием от городов: Твери 48, от Старицы 32 версты, в близости имеются селы Буконтово в 4-х, Троицкое в 6-ти верстах.
   В 1828 году служили: Священник Василий Матвеев - 24 года. В чтении и пении исправен. Окончивший курс богословия. Не вдов. Произведен в священника в 1826 году и граммату имеет. Родства ни с кем не имет. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Жена его Елена Родионова - 17 лет. Теща его вдовая попадья Марья Львова - 51 год. Дочь ея Анна Родионова - 12 лет.
   Дьячек Матвей Тимофеев - 51 год. В чтении и пении хорош. Из класса поэзии. Женат 1-м браком. В 1799 определен был города Твери к Предтеченская церкви в пономаря, а в 1802 году посвящен и переименован в дьячка, граммату и в переведении указ имеет. Пономарю зять. Подозрительных дел не было. Жена его Аграфена Стефанова - 53 года. Сын их Стефан - 18 лет в Новоторжском нисшем уездном училище прозванием Казанский
   Пономарь Никифор Стефанов - 62 года. Из класса. синтаксимы. В чтении и пении не худ. Состояния хорошаго, женат 1-м браком. В 1801 году посвящен и граммату имеет. Дьячку шурин. Подозрительных дел не было. Жена его Марья Иванова - 49 лет. Дети их: Екатерина - 16 лет, Иван - 11 лет в Старицком высшем классе приходском училище прозванием Франтов, Михаил - 8 в Старицком нисшем классе приходском училище [прозванием] Франтов.
   Прихожан в селе Заречье, в деревнях Негошково, Безсменина, Лапатина, Раменье - 91 двор (369 мужчин, 436 женщин).

   По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год:
   Церковь Казанская, построена в 1798 году, каменная, престола три: главный холодный Казанской Божией Матери, придельные теплые Святителя Николая и Преподобного Нила Столобенского.
   Церковные документы: опись 1853 года, метрики с 1790 года, исповедные с 1823 года.
   В 1901 году служили: Священник Петр Никитич Резваков 63-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1861 году, священником с 1863 года, состоит членом благочиннического совета и духовником, награжден в 1896 году камилавкой. Псаломщик Александр Михайлович Франтов 36-ти лет, в должности с 1887 года.
   Прихожан в селе Заречье, Негошкове, Беземенине, Лопатине - 169 дворов (560 мужчин, 688 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Петр Резвяков 79-ти лет, окончил семинарию, на службе 51 год. Псаломщик Николай Постников 36-ти лет, на службе 13 лет, в Казанском храме 10 лет.
   Прихожан в деревнях: Безсменино, Негошково, Лопатино - 567 мужчин и 684 женщины.

   
     (По материалам изданий Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.) - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. из издания Иванов П. Храмы Новоторжской земли. Церковно-краеведческие очерки. - Тверь, 2010.)

Казанская церковь. Фото. 1984 г.


   В Казанской церкви с. Заречье (1791-1798) трёхсветный храм-ротонда составляет лишь часть традиционной продольно-осевой композиции. Опоясывающая его нижний ярус ионическая колоннада прерывается с запада и востока трапезной и апсидой, а с верхним купольным объемом ротонды, прорезанным термальными окнами, соперничает в общей композиции стройная трехъярусная колокольня со шпилем.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)




   На окраине небольшого села (Торжокский р-н, Тверская обл.), когда-то принадлежавшего Старицкому уезду, на кладбище стоит пустой храм, привлекающий внимание необычной столичностью и, вместе с тем, противоречивостью своей архитектуры. Этот практически неизвестный памятник демонстрирует черты сразу раннего и зрелого классицизма XVIII века, причем если нижние части храма, его трапезной и колокольни выполнены в стиле раннего, французского классицизма, то венчающий Казанская церковь. План.ротонду барабан с термальными полуциркульными окнами по сторонам света принадлежит зрелому классицизму палладианского направления. Храм закончен в 1798 г., а потому ясно, что к этому времени относится именно завершение в формах зрелого классицизма, тогда как «французские» формы нижних частей принадлежат более раннему времени, хотя вряд ли намного отстоящему от 1798 года: храм задумывался с другим завершением, но его сменили на более «модное» прямо в процессе строительства.
   Было бы очень заманчиво связать барабан и венчающую его «беседку» с творчеством Н.А. Львова, архитектора-дилетанта, жившего в соседнем Новоторжском уезде и создавшего довольно много усадебных домов и храмов для соседей. Термальные окна довольно характерны для Львова, а «беседка»-барабанчик встречается в спроектированных им церквах в Мурине и Горницах, хотя и в несколько более крупном масштабе. Предположение об авторстве Львова для венчающей ротонды церкви в Заречье не так уж фантастично, хотя вписывается в недавно проявившуюся тенденцию приписывать этому зодчему все значительные здания в районе Торжка в стиле классицизма.
   Сложнее вопрос об авторстве и происхождении основных частей храма, выполненных в «стиле Людовика XVI». Основу композиции здесь составляет двусветная ротонда с круглыми окнами во втором свете, к которой примыкают пониженный алтарь со скруглением и трапезная со скругленными углами. Этот довольно прихотливый план и сложная композиция для Львова совершенно нехарактерны. Львову приписывают два храма-ротонды, выполненные в духе французского классицизма: церковь в Александровском под Петербургом («Кулич и пасха» 1785–1787) и церковь Екатерины в Валдае (1794). Но авторство этих построек не столь уж определенно, церковь в Александровском вообще могла быть построена кем угодно, а проект валдайского храма, составленный Львовым, был гораздо менее «французским» по сравнению с тем, что было возведено кем-то другим в натуре. Кроме того, форма трапезной в Заречье больше похожа на то, что мы видим в московских постройках, связываемых с Баженовым и Казаковым (можно назвать трапезные храмов Всех Скорбящих, Сергия в Рогожской и Богоявления в Елохове). Общая композиция с ротондой, трапезной и колокольней сближает храм в Заречье с московской церковью Вознесения на Гороховом поле (1788–1793), связываемой с именем М.Ф. Казакова (в последней нет только алтарного выступа).
   В случае с храмом в Заречье речь идет, видимо, об осуществленном в усадебном храме проекте крупного зодчего, ориентированного на французский классицизм (это мог быть и петербуржец, и москвич), тогда как прямо во время возведения здания этот стиль уже устарел, и его сменили в завершении на палладианский неоклассицизм в исполнении достаточно именитого Львова, уже построившего целый ряд храмов в округе Торжка.

   Вл.В.Седов



Фото. Кириллова Николая Ефимовича. 1939 год. Из семейного архива Дарьи Гласнер.

   
    

     (По материалам сайта Проект Классика.)

     (Фото. № 3 предоставлено Дарьей Гласнер.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли