ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




ТОРЖОКСКИЙ РАЙОН, МАТЮКОВО

МАТЮКОВО - СЕРГИЕВСКАЯ (СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ) ЦЕРКОВЬ

 


Остатки фундамента старообрядческого храма во имя преподобного Сергия Радонежского в д. Матюково.


   4 июля 2007 года состоялась паломническая поездка детей и молодежи на место бывшего Сергиевского храма в д. Матюково Торжокского района. Храм был закрыт в конце 30-х годов, в войну пострадал от обстрелов, а после был разобран местными жителями на строительные материалы.
   Приехав в деревню, о.Евгений с сопровождающими в первую очередь посетил кладбище, где отслужил заупокойную литию на деревенском кладбище на могиле бывшего настоятеля - о.Иоанна Долгополова и на могилах прихожан, убиенных фашистами.
   Тем временем приехавшие добровольцы установили дубовый крест на месте алтаря бывшего храма, а затем под духовным началом о.Евгения общими силами был совершен молебен.
   Для жителей деревни, в которой уже более 70 лет нет храма, и практически столько же времени не было священника, это посещение имело, несомненно, большое значение.
   В поездке приняла участие группа Ржевского детского пришкольного лагеря и гости - молодые прихожане из других городов.

   2 июля 2009 года группа паломников из Ржевской обители посетила бывший старообрядческий приход в д. Матюково (Торжокский район Тверской области). Ребята с помощью взрослых установили новый большой крест на месте алтаря бывшего Сергиевского храма, и общими трудами покрасили его. А другой крест установлен на могиле священника Иоанна Долгополова, похороненного на расположенном за рекой деревенском кладбище. о.Иоанн - уроженец Ржева, до революции преподавал в приходской школе Покровского храма, а потом был рукоположен во священники в д.Матюково. Там он и скончал свои дни; произошло это в 30-е годы.
   Вскоре после кончины о.Иоанна храм был закрыт, а в войну он к тому же еще пострадал от попадания снаряда – взрывом разворотило угол, но само здание еще не развалилось, выстояло: крепко строили свои храмы наши деды! Так, постепенно ветшая, церковное строение простояло еще более двух десятилетий, и только в 60-е годы остатки деревянного сруба местной церкви были окончательно разобраны местным населением...

   
     (По материалам сайта Ржевской Покровской старообрядческой общины.)

     Русская вера.
    


Поклонный крест на алтарной части Сергиевского храма.


   Деревня Матюково и ее старообрядческий храм

   Автор: Марина Волоскова

   Неподалеку от г. Торжок, что в Тверской области, располагается деревня Матюково. В начале прошлого столетия ее можно было смело назвать старообрядческой, поскольку здесь проживало немало староверов, да и главное — был храм. За время существования церкви сменили друг друга три священника. Сергиевский храм повторил судьбу многих церквей, он был закрыт и после войны разобран. Сейчас о былом старообрядчестве в Матюково напоминают лишь остатки фундамента этой небольшой церкви.

   Сергиевский храм деревни Матюково

   В 1906 году в Матюково был построен небольшой, но очень красивый старообрядческий храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Приход включал еще ближайшие деревни Еремкино и Стружня. Первым настоятелем церкви являлся иерей Никола Васильевич Смирнов. 6 ноября 1907 года в Матюково приехал епископ Кирил (в миру Козьма Григорьевич Политов; 1855-1927 гг.), временно управляющий Петроградско-Тверской епархией, а 8 ноября он совершил богослужение в Сергиевском храме. Согласно архивным документам, епископ Кирил приезжал в Матюково в связи с конфликтом, возникшим между о. Николой и попечителями прихода. Однако разрешить конфликтную ситуацию во время визита владыки не удалось (1).
   Примечательно, что прихожане Сергиевского храма в Матюково просили епископа Александра (в миру Алексей Прокопьевич Богатенко; 1853-1928 гг.) Петроградско-Тверского возвести в протоиерейский сан и назначить благочинным известного священника Иоанна Иголкина. «Этот почтеннейший пастырь Церкви Христовой, вполне заслуживает за свое деятельное служение Церкви Христовой этого звания… Тверская епархия имеет 8 приходов, а старейшего священника не имеется, который иногда и мог бы некоторые приходы осмотреть в каком порядке они находятся… 24 июля 1911 года. Товарищ председатель Сергиевской общины в дер. Матюково Иван Ларионов. Члены совета Александр Максимов, Филип Иванов, Никифор Петров» (2). Именно просители являлись попечителями Сергиевского храма.
   После Пасхи в 1911 году о. Николе предложили перевести его в приход в Богородск, поскольку конфликт с попечителями так и не разрешался. Взаимным упрекам не было предела. Очень интересное наставление содержит письмо священнику: «… Службой своей вы, надеюсь понравитесь а ваша, фамилия, полагаю будет напоминать вам — каким достоит быть иерею Божию» (3).



Епископ Кирил, временный управляющий Петроградской и Тверской епархией с 23 июня 1907 по 25 августа 1910.


   Похищенная церковная утварь и новый настоятель

   Сергиевский храм деревни Матюково27 апреля 1911 года к Сергиевскому приходу был определен на служение уроженец г. Ржева — только что поставленный во священники Иоанн Петрович Долгополов. Во Ржеве Иоанн являлся чтецом Покровской церкви и преподавателем закона Божия детям.
   Вместе с о. Иоанном Долгополовым в Матюково прибыл о. Иоанн Иголкин. Однако не обошлось без инцидента, «придя в церковь мы не нашли святых сосудов и прочих принадлежностей потребных к служению Литургии посему отслужа с вечери всеночное бдение, на утро пришлось служить только Часы без Литургии. Служил самостоятельно новохиротонисанный, я не облачался» (4). Как свидетельствуют прихожане храма, исчезнувшие предметы унес с собой о. Никола Смирнов: «… когда уезжал от нас почти обобрал всю церковь выбрал из нее жертвенник книги ризы пелены и сосуды и все это записано в инвентарную книгу. Книга то у нас цела а тех вещей нет…» (5).
   На богослужении, которое совершал новопоставленный иерей, собралось около 30 прихожан мужского пола и 60-70 женского пола. В письме епископу Александру, о. Иоанн Иголкин называет численность пришедших в этот день старообрядцев невеликой (6). Значит, есть основание полагать, что обычно молящихся было еще больше.
   Казалось бы, не губернский город, и даже не уездный, а деревня, а на службе уже около 100 человек, и это старообрядцы! Сейчас же в областных городах дай Бог 100 человек соберется на службу в воскресный день. Сравнение отнюдь не в пользу современности. Куда же пропали старообрядцы? А куда делись 7 приходов в Тверской губернии, кроме одного, ныне существующего?
   Тут ни для кого не секрет, что в 1930-е закрыли, а затем взорвали храм с уникальным, изготовленным в знаменитых кузнецовских мастерских майоликовым иконостасом в Конаково, разорили Троицкий храм во Ржеве, превратив его в клуб, уничтожили храмы в Торжке, Вышнем Волочке, Матюково Тверской области. А о людях и говорить нечего. Многие священники и миряне — старообрядцы Тверской области были расстреляны, отправлены в лагеря.
   О. Иоанна Долгополова очень полюбили прихожане Сергиевского храма, называя его «кротким и миролюбивым пастырем», «…которого мы так признаем видя его труды и заботу ко Святой Церкви. Наш отец Иоанн допущен и преподает нашим детям закон Божий в двух земских училищах…» (7).
   Конфликт попечителей с о. Николой Смирновым продолжался. «О. Иоанн приблизил к себе беглопоповцев когда же служил о. Никола они и думать не хотели про нас он своей гордой насмешкой отталкивал их. Но их хотя и немного, но они у нас есть и теперь их дети в училище у о. Иоанна слушают закон Божий и в воскресный день и праздники ходят молиться в наш храм. Родители за такое обучение остаются весьма довольны. Только о. Никола за то что о. Иоанн сближает людей ко одному исповеданию и украшает церковь пением и за это порицает его и малодушных вводит в сомнение. Святыи владыко мы теперь чувствуем, мы ожили, о. Иоанн входит в наше положение и старается в распространении и украшении Церкви Христовой…» (8), — писали епископу Александру матюковские старообрядцы.



Епископ Александр, временный управляющий Петроградской и Тверской епархией с 25 августа 1910 по 11 марта 1912.


   Страшные годы гонений

   Сергиевский храм деревни МатюковоВ 1923 году настоятелем храма стал о. Иоанн Арсеньевич Карпов (1880-после 1937 гг.). Иоанн Арсентьевич являлся старшим братом епископа Клинцовского и Новозыбковского Иоасафа (в миру Иосиф Арсентьевич Карпов; 1880-1973 гг.). В декабре 1937 г. о. Иоанн был арестован и приговорен к 10 годам заключения.
   Несмотря на начавшиеся гонения на церковь, в 1928 году в Тверской области действовали 8 старообрядческих приходов.
   В 1930-е годы о. Иоанн Долгополов упокоился. Похоронен на кладбище д. Матюково. В 1939 году Сергиевский храм был закрыт. Церковное здание пострадало в Великую Отечественную войну, а после войны было разобрано. До наших дней сохранились остатки фундамента храма.

   Память

   Сергиевский храм деревни МатюковоВ 2007 году делегацией старообрядцев из г. Ржева во главе с о. Евгением Чуниным был установлен поклонный крест на месте алтаря Сергиевского храма.
   «В 1935 году моя мама Цыркунова Мария Ивановна венчалась с моим отцом Цыркуновым Михаилом Ивановичем в д. Матюково в Старообрядческой Сергиевской церкви, она перешла в старообрядческую веру, а до этого была прихожанкой храма Успения Пресвятой Богородицы в д. Упирвичи», — вспоминает уроженец д. Матюково Сергей Михайлович Цыркунов.
   Сейчас о храме во имя преподобного Сергия Радонежского в Матюково осталась одна память — часть фундамента и крест.
   ________________________________

   [1]. РГАДА. Ф.1475. Д. 139. С. 5, 6.
   [2]. РГАДА. Ф.1475. Д. 143. С. 271, 272.
   [3]. РГАДА. Ф.1475. Д. 145. С. 102, 103.
   [4]. РГАДА. Ф.1475. Д. 145. С. 115.
   [5]. РГАДА. Ф.1475. Д. 143. С. 326.
   [6]. РГАДА. Ф.1475. Д. 145. С. 114, 115.
   [7]. РГАДА. Ф.1475. Д. 143. С. 326.
   [8]. РГАДА. Ф.1475. Д. 143. С. 327.

   
     (По материалам сайта Русская вера.)

     (Фото с сайта Русская вера.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли