ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




УТРАЧЕННЫЕ МОНАСТЫРИ

СПИРОВСКАЯ УСПЕНСКАЯ КИНОВИЯ


Успенская киновия в Спирово. Фото 1915 г. Спировский музей. matveevo.prihod.ru

   Когда-то в центре поселка Спирово жил своей жизнью Успенская киновия Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. История его строительства описана в книге «Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской губернии» (Изд. Православного фонда В. Пикуля. 1997 г.):
   "Спировская Успенская киновия находилась в 32 км от обители, близ станции Спирово Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. Сюда входили при деревне Бабье пустоши: Шульгино, Дворище, Брилино, Климово и Тяплово. Еще при основании Казанской общины князь А.С. Путятин предоставил в собственность общины 270 десятин земли с растущим на ней лесом, значительным количеством хороших сенных покосов и пахотной земли. Сюда на осенние и весенние работы отправлялось до 60 сестер, для которых были устроены три жилых флигеля. Для хозяйственных нужд выстроены скотный двор, погреб и другие постройки. Но здесь не было главного – своего храма, соседние же – либо располагались далеко, либо дороги к ним были неудобны. Эту душевную скорбь понимала и разделяла с сестрами м.Досифея и изыскивала средства к духовному утешению своих тружениц.
   И, наконец, один из местных купцов Дмитрий Семенов решил безвозмездно устроить двухэтажный деревянный корпус длиной 24 метра и шириной 11 метров и в нем – просторное помещение для домовой церкви.
   Архитектор А.С. Каминский, автор проекта Казанского соборного храма, составил проект домовой церкви, который был утвержден в январе 1877 года. В том же году, на праздник Успения Божией Матери, церковь была уже почти готова, поставлены кресты и установлены колокола. Какая огромная радость была в тот день у жителей Спирова, когда заблаговестили в колокола! Многие из них, из-за отдаленности от приходских церквей, по три, а иные и по семь лет не бывали в церкви. Теперь же у них, в собственном храме, игумен Николо-Столпенской пустыни Феофан впервые отслужил всенощную и часы. Жители с усердием молились и благодарили Царицу Небесную, а старичок Дмитрий Семенов, который начинал строить церковь, от умиления и радости плакал, стоя на коленях. Освящение церкви состоялось 2 апреля 1878 года. Старшей над сестрами в Спирове была поставлена монахиня Мария (в миру – Матрона Ивановна Анисимова). Под руководством такой опытной и ревностной старицы Спировская киновия процветала верой и благочестием.
   В 1911 году, 15 мая, уже при игуменстве Казанского монастыря м.Досифеи II-ой и руководстве спировским сестрами монахиней Руфиной (в миру – генеральская дочь, девица Надежда Николаевна Ваннович) состоялось знаменательное событие. Жители станции и окрестных селений присутствовали на освещении церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская икона, особо почитаемая местными жителями, находилась в часовне, построенной на месте, где она проявила себя чудесами. Заботами монахини Руфины часовня была отремонтирована и обращена в церковь, а местное купечество пожертвовало в нее всю церковную утварь.
   На торжество освящения прибыла игумения м. Досифея II-ая. После малого повечерия 14 мая святая икона Смоленской Божией Матери была перенесена в новый храм. В 6 часов раздался благовест ко всенощному бдению, которое услышали одновременно в обоих храмах: Успенском и новом Смоленском. Народу собралось свыше пяти тысяч человек. Так как большинство богомольцев стояло под открытым небом между храмами, то лития была совершена на улице. Вдохновенное служение архимандрита Феофана и прекрасное пение монашеского хора способствовали всеобщему молитвенному настроению. Ранним утром 15 мая началось освящение храма, совершенное архимандритом Феофаном в служении священников Казанского монастыря и близлежащих сел. После освящения престола священнослужители с крестным ходом отправились за святым Антиминсом в Успенский храм, и по перенесении его на вновь освященный престол началась торжественная литургия одновременно в обоих храмах. Затем с пением молебных канонов был совершен крестный ход вокруг освященного храма."
   Монастырь был огорожен высоким кирпичным забором с металлическими коваными воротами. Над воротами - кирпичная арка с росписями.
   В 2007 году на месте монастыря установлен Поклонный Крест.

   По материалам, предоставленным Спировским краеведческим музеем и М.И. Прошкиным


Поклонный крест на месте кладбища Успенской киновии в Спирово. Фото. Дениса Ивлева. sobory.ru

   
     (По материалам Официального сайта администрации Спировского района.)

     (Фото. № 1 из архива Спировского музея с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево, фото. № 2 Дениса Ивлева с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


   Пожалуй самые массовые аресты в годы гонений прошли в районном центре посёлке Спирово.
   В 1931 г. арестованы почти все монахини преобразованной в самостоятельный приход Успенской киновии Казанского женского монастыря. Успенский храм в Спирове был зарегистрирован как приход и просуществовал ещё до 1934 г.
   12 июня 1931 г. были арестованы уроженка д. Чудины монахиня Мария Ивановна Виноградова (1887 г.р.), монахиня Александра Дмитриевна Дмитриева (1880 г.р.) из д. Горбуново, её сестра монахиня Анна Дмитриевна Дмитриева (1882 г.р.), уроженка д. Городок монахиня Ершова Екатерина Кузминична (1876 г.р.), монахиня Мария Андреевна Коршунова (1891 г.р.), уроженка соседней д. Карабихи, монахиня Евдокия Степановна Мелентьева (1885 г.р.), уроженка с. Обудово, монахиня Елизавета Прохоровна Прохорова (1896 г.), уроженка д. Головино, монахиня Елена Михайловна Прусакова (1886 г.р.) из д. Климово, монахиня Марфа Павловна Седова (1887 г.р.), уроженка д. Песенницы Спировского района и спировчанка монахиня Варвара Николаевна Белова (1873 г.р.).
   18 июля 1931 г. состоялось слушание по делу арестованных монахинь. К пяти годам Исправительно-трудовых колоний с заменой на высылку в Казахстан были приговорены монахини Мария Виноградова, Александра Дмитриева, Анна Дмитриева, Екатерина Ершова, Евдокия Мелентьева, Елизавета Прохорова, Елена Прусакова, Марфа Седова, Варвара Белова.
   В тот же день Монахиня Мария Коршунова была осуждена к трём годам ссылки в Казахстан. Вместе с прочими была осуждена, арестованная 8 мая 1931 г. в д. Коноплёво Спировского района монахиня Василиса Петровна Петрова (1870 г.р.). Василиса Петровна родилась в д. Захарово Козловской волости.
   Годом ранее, 21 мая 1930 г. на хуторе Копылово Каменского района Калининской области была арестована монахиня Мария Павловна Козлова. Матушка Мария родилась в 1875 г. в Спирове. Монахиней какого из женских монастырей она была, установить не удалось. Суд над ней состоялся 3 сентября 1930 г. Приговорена к ссылке в Казахстан на три года.
   23 июня 1931 г. слушалось дело монахини Марии Аникеевны Аникимовой (1878 г.р.), уроженки д. Батайково Спировского района. Она была арестована в своей родной деревне 14 июня 1931 г. Приговор - пятилетняя высылка в Казастан.
   Сейчас о репрессированных монахинях киновии напоминает лишь обезображенное пожаром здание Успенской церкви в центре посёлка. Совсем недавно мне довелось стать участником целой эпопеи, связанной с попыткой возродить здание Успенской церкви. Было получено благословение Тверского архиепископа Виктора на организацию в здании краеведческого музея и часовни. Но бывшие тогда у кормила районной власти люди сделать нам этого не дали, решение собрания депутатов района здание постановили снести. В последний мой приезд в Спирово, я увидел, что не смотря на то, что решение было принято ещё год назад, церковь стоит на своём месте и разрушается. Печально осознавать то, что за свои благие намерения Попечительский Совет был не только оболган и ему оказывалось всяческое противодействие в попытках восстановить храм, но и даже после своей «победы» чиновники не смогли замести следы своего преступления перед Богом.


Агафия Егорова (?), монахиня Успенской киновии. Д. Захарово. Фото 1937 г.

   А в середине XIX столетия всё только начиналось. Крестьянскими общинами деревень Спирово, Пеньково, Карабиха и крупным землевладельцем князем Арсением Степановичем Путятиным были пожертвованы земли для устройства киновии. Князь Путятин на эти цели ещё при основании Казанской обители в Вышнем Волочке пожертвовал в собственность монастыря 270 десятин земли. На этих землях в 1870-е гг. сёстры монастыря завели хозяйство, обустроили скотный двор, выстроили несколько келий.
   О дальнейшей яркой истории киновии напоминает теперь лишь обгорелый остов деревянного здания в центре посёлка. Двухэтажное величественное строение, украшенное резными наличниками, с куполообразными слуховыми окнами и более низкими по отношению к основному объёму алтарной апсидой и притвором. Некогда здание украшал восьмигранный купол с небольшой луковицей и крестом – здесь была расположена домовая церковь Успенской киновии.
   О том, что здесь был храм, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, люди забыли, как и о том, что автором проекта церкви был знаменитый в своё время московский архитектор Александр Степанович Каминский.
   Строительство деревянной церкви в Успенской киновии начинается в 1875 г. 10 декабря 1875 года старосты и крестьяне деревень Осеченской волости Вышневолоцкого уезда «дают от себя приговор» пожертвовать общественный хлебный магазин в д. Будилово «в пользу Вышневолоцкой Казанской общины на устраиваемый с разрешения Епархиального начальства храм, на земле подаренной крестьянами одной с нами волости д. Карабихи».
   Причиной строительства своей особой церкви в киновии настоятельница Казанской общины монахиня Досифея указала отдалённость «приходских церквей и к ним крайне дурного состояния дорогах». Жители близлежащих деревень, хотя и принадлежали к двум приходам – Георгиевско-Чудинскому и Никольскому с. Бабье, поддержали эту идею. Для строительства церкви крестьяне д. Карабихи пожертвовали «две с половиной десятины земли», а один из местных жителей «торгующий по купеческому свидетельству на Спировской станции» - купец Дмитрий Семёнов – принял на себя обязательство «устроить вчерне на тринадцати саженях длиною и шести саженях шириною двухэтажный деревянный корпус, а в нём просторное помещение для домовой церкви, для чего изготовлен им бут, выведен из гранитного камня цоколь, привезён на место превосходного качества лес и все необходимые строительные материалы».
   В 1877 г., когда в разгаре были подготовительные работы по устройству церкви в Спирове, Александр Степанович Каминский работал над проектом Казанского собора в Вышневолоцком Казанском монастыре. Но, не смотря на видимую занятость, он взялся и за проект церкви в Спирове. Его несомненное участие в проектировании храма доказывает не только стиль оформления здания, выразившийся в стилизованных резных наличниках и карнизах, но и резолюцией епископа Тверского и Кашинского Алексия на прошение монахини Досифеи: «По усматриваемой из сообразности хорошо составленного архитектором Каминским проекта на деревянное строение дома с церковью объявить разрешение и возвратить рисунки к неотложному исполнению». Кроме того, основной особенностью церкви в Спирове стало то, что это единственная в своём роде деревянная церковь, устроенная по проекту Каминского.


Послушница Спировской киновии (?) 1920-30-е гг.

   В том же 1877 г. в ещё недостроенном храме (но на него уже были установлены кресты и купола) Николо-Столпенский игумен Феофан впервые отслужил всенощное бдение и часы. «И какая радость была на Спирове, - вспоминала об этом событии матушка Досифея, - когда заблаговестили колокола! Жители себя забывали от умиления, падали на землю, крестились и благодарили Господа, что он сподобил их услышать звон церковный… А старичок Дмитрий Семёнов, который начал церковь строить, от умиления и радости плакал на коленях и молился».
   Освящение новой деревянной церкви произошло 2 апреля 1878 г. Первоначально освятить здание Успенской церкви планировал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор, т.к. новый тверской архипастырь – бывший Экзарх Грузии Высокопреосвященнейший Евсевий ещё не прибыл в Тверь. Но обстоятельства изменились, и освящение новой церкви всё же совершил приехавший в Тверь 25 марта 1878 г. новый архипастырь.
   Само по себе освящение Спировской церкви в то время было из ряда вон выходящим – храмы в те времена освящались не архиереями, а назначенными на то особым указом священниками или священноиноками. Но в этом случае благодаря особому расположению к Казанскому монастырю Санкт-Петербургского митрополита церковь в Спирове была освящена архиерейским чином, что было присуще больше крупным городам.
   Так судьба Успенской церкви в Спирове связала две яркие фигуры того времени - архитектора Каминского и Санкт-Петербургского митрополита - первого лица Русской Православной церкви. О существовании церкви в Спирове митрополит Исидор знал ещё и до её освящения. В 1877 г. он пожертвовал в строящийся храм икону с надписью: «Сия св. Икона Благословение Сн. Пет. Митрополита Исидора в церковь, что на Спировской станции 1877 года ноября 9 дня».

Проект надвратной колокольни, составленный инженером Ежовским.

   О том, как выглядела церковь, устроенная по проекту А.С. Каминского, мы можем узнать из описи, составленной архимандритом Борисоглебского монастыря Антонием накануне освящения: «Успенская домовая при кельях церковь – деревянная, на каменном фундаменте, теплая, об одном престоле, крытая железом, снаружи обита тёсом и окрашена, а внутри оштукатурена и выбелена. В церкви справа и лева устроены на четырёх каменных столбах хоры. Посреди церкви выше кровли устроена на осмерике трибуна, крытая белым глянцевым железом с позлащенным крестом. В трибуне повешено пять колоколов, весом до 20 пудов. Кровля церкви выкрашена медянкою снаружи; стены – светло-шоколадною краскою с резьбою и украшениями». Иконостас в новой церкви был в три яруса, на клиросах были установлены кивоты с иконами Божией Матери.
   Совсем недавно в архивах удалось отыскать план Спировской киновии, а так же проект каменной колокольни. Первый ярус трёхярусной колокольни планировался как въездные ворота в киновию, но судя по фотографиям начала XX в. святые ворота были всё же сделаны отдельно, со стороны современной центральной площади. Датирован проект колокольни 1898 г. Одобрен он был Тверским губернским правлением в мае того же года. Автором проекта является гражданский инженер Л. Ежовский. Строительство его детища началось на территории киновии уже в том же году.
   Тот же самый инженер Ежовский выстроил на берегу реки, протекавшей близ киновии и вторую деревянную церковь «на 250 человек». За основу храма была была взята более древняя деревянная Смоленская часовня, где хранилась главная святыня местных жителей Смоленская икона Божией Матери.
   В 1899 г., ещё до устройства деревянной церкви в киновии побывал Тверской архипастырь владыка Дмитрий (Самбикин). Вот как пишут об этом дне епархиальные ведомости: «Сентября 6. Воскресенье. Неделя 15 по пятидесятнице. В Успенской церкви женской общины близ Спировской железнодорожной станции Высокопреосвященный совершил литургию, в сослужении благочинных монастырей: настоятеля Николо-Теребенской пустыни, архимандрита Алексия, Казанского Вышневолоцкого женского монастыря протоиерея Василия Поддубского, священника Успенской общины Николая Загорского и священника Казанского Вышневолоцкого монастыря П. Березина. Проповедь была сказана Высокопреосвященным. После литургии был отслужен молебен Пресвятой Богородице пред чтимою Смоленскою иконою Божией Матери – Одигитрии, каковая икона с крестным ходом была отнесена в часовню означенной общины (устроенную на берегу реки Дикмы)».
   Одобренный 11 июня 1898 г. проект деревянной Смоленской церкви был притворён в жизнь лишь в 1911 г. В одном здании с церковью был заключён и святой колодец, к которому имелся отдельный вход с улицы. 15 мая 1911 г. состоялось освящение престола Смоленской иконы Божией Матери. Накануне торжества прибыла настоятельница Казанского монастыря игумения Дисифея. Вечером 14 мая из Успенской церкви в новоустроенную Смоленскую была перенесена чудотворная Смоленская икона, затем сразу в обоих храмах началось всенощное бдение. Народу, как отмечает свидетель событий священник Успенской киновии Николай Успенский, собралось более пяти тысяч человек. И поэтому «желая дать возможность послушать богослужение всем прибывшим на торжество, совершили литию под открытым небом. Прочувствованное служение настоятеля о. архимандрита Феофана, прекрасное пение монашеского хора, чудная погода – всё способствовало молитвенному настроению». Всенощное бдение завершилось чтением канона, который прочитал священник Кашаровской киновии Аркадий Тяжёлов.
   Утром 15 мая к литургии собрались священники окрестных сёл, среди них были настоятели храмов сёл Бабье о. Иоанн Критский, Матвеево о. Александр Рудаков, Раменье о. Алексий Завьялов. Кроме того служили и священники Казанского монастыря Михаил Беневоленский, Аркадий Тяжёлов и священник Успенской киновии Николай Успенский. Возглавлял священнодействие благочинный монастырей Архимандрит Феофан. По окончании освящения и литургии совершили крестный ход с пением Пасхального Канона и канона Божией Матери.
   По воспоминаниям старожилов церковь сгорела незадолго до переворота 1917 г. Сейчас даже к месту храма трудно подобраться – его территория занята местным стекольным заводом. Колокольня Успенской киновии используется под магазин, а ярус звона был разобран ещё в 1940-х гг. Говорят, что в годы гонений на колокольне прятался архимандрит какого-то крупного монастыря.
   Крушение же Спировской киновии началось в 1920-х гг. После закрытия Казанского монастыря в 1924 г. киновия просуществовала недолго. Преобразованный в приходской, храм был закрыт в 1933-1934 гг. В 1934 г. в здании церкви разместилась школа № 2, с храма был снят купол, а к алтарю была пристроена кладовая и сделан новый вход.
   Было снесено и монастырское кладбище, где покоились останки супруги первого священника киновии протоиерея Николая Сергеевича Загорского (01.12.1830 – 22.10.1905) Загорской Агрипины Феодоровны (03.06.1832 г. – 11.05.1905) и сына коллежского асессора, воспитанника Тверской гимназии Загорского Михаила Фёдоровича (01.07.1892 г. – 02.05.1905 г. Здесь же у алтаря храма нашёл последний свой приют и сам о. Николай Загорский, а вместе с ним ещё и монахиня Евсевия(11.01.1908) «в киновии потрудившаяся на разных послушаниях усердно 33 года», а так же Куфаркина Ангелина Венедиктовна(01.10 1808 – 31.03.1886)., вдова артиллерии генерал – майора.


Святые врата Спировской Успенской киновии.

   С юго-восточной стороны храма была погребена и вторая настоятельница Успенской киновии монахиня Руфина (в миру Прасковья Никифоровна Филатова, 1860 г.р.), при которой в 1911 г. была освящена Смоленская церковь. Её ошибочно путают с другой монахиней Руфиной из Казанского монастыря (в миру генералькая дочь Надежда Николаевна Вансович), которая погребена в 1906 г. Вышнем Волочке. Из рассказов старейшей жительницы посёлка Валентины Ильиничны Максимовой следует, что монахиня Руфина просила не хоронить её на кладбище киновии потому, что будут «дети прыгать по могиле». Что и случилось, дети действительно прыгали по могиле монахини и не только прыгали, но и ходили, играли, т.к. здесь была школа.
   Было уничтожено в те же годы небольшое подворье в местечке Катиха близ д. Пеньково (современное Спирово). Как вспоминала В.И. Максимова: «В местечке Катиха, километрах в трёх от Пенькова, была часовня. Летом там был престольный праздник, и родители ходили в эту часовню и вешали на иконы венки из полевых цветов. Там летом трудились монахини, для них было построено несколько домов».
   За долгие годы безбожия, о том, что Успенскую церковь в Спирове строил Каминский сумели позабыть все, как и о том, что здание школы, а затем РОНО вообще было церковью.
   Отношение спировчан к своей истории и своим родовым святыням прекрасно выразила пенсионерка Лариса Корсунова своими словами: «Здание это надо сносить. Святое место - это в прошлом. Успенская церковь строилась на средства жителей. Кому очень нужно - собирайте деньги и стройте». И к этому, увы, уже нечего добавить...

   Денис ИВЛЕВ

   
     (По материалам издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012.)

     (Фото. № 3 - 6 из издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли