ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




СПИРОВСКИЙ РАЙОН, ВЫДРОПУЖСК (ВЫДРОПУСК, ГЕОРГИЕВСКИЙ-МОКРЫНИ ПОГОСТ)

ВЫДРОПУЖСК (ВЫДРОПУСК, ГЕОРГИЕВСКИЙ-МОКРЫНИ ПОГОСТ) - СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Церковь иконы Смоленской Божией Матери

   В 1545 году село было, видимо, центром погоста Егорьевская Мокрынь. Именно здесь стояла церковь Георгия Великого. Здесь же жил богатый крестьянин Фёдор Корчебин, рассказавший псковскому наместнику князю Георгию Звенигородскому о явлении в селе чудотворной Смоленской иконы Божией Матери.
   В 1654 году царь Алексей Михайлович передал село Иверскому монастырю, что на Волдае. Тогда, вероятно, и была построена Николаевская мужская обитель. Когда в XVII веке монастырь был разрушен, здесь возвели церковь Покрова, а затем уже часовню.
   В XVIII веке в Выдропужске существовали две деревянные церкви в честь Богоматери Одигитрии и Георгия Победоносца. До наших дней сохранилась каменная церковь Богоматери Одигитрии, возведённая в 1784 году тщанием С.И. Чевакинского, русского архитектора, уроженца с. Вёшки (бывший Новоторжский уезд). Закрыта церковь в 1931 г. Вновь открыта в 1995 г. Сегодня неустанными трудами настоятеля церкви о. Георгия (Беляев Георгий Иванович), прихожан и всех тех, кому дорого возрождение национальной культуры, храм восстанавливается. В селе бьют два святых источника, благодаря которым многие больные получают душевное и телесное исцеление. Один обустроен в честь Покрова Богородицы у трассы Москва - Санкт-Петербург, другой, с купелью, - в честь Георгия Победоносца на берегу Тверцы. Ежегодно 10 августа в селе проходит крёсный ход.

   М.И. Москвина, директор Спировского краеведческого музея.

   
     (По материалам - От Валдая до Селигера. Справочно-краеведческое издание. - Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2001. и официального сайта Тверской епархии.)

     (Фото. Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


   ХРАМ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЫДРОПУЖСКОЙ

   Одной из главных достопримечательностей села Выдропужск является церковь Богоматери Одигитрии (церковь иконы Смоленской Божией Матери). Расположен храм в южной части села у могил предков, на высоком берегу р. Тверцы и обращен к ней южным фасадом. Церковь богоматери Одигитрии
   Церковь Богоматери Одигитрии сооружена в несколько этапов во второй половине XVIII в. - первой трети XIX в.: 1769-1784; 1793; 1836-1839. В 1756 г. прихожанами было получено разрешение на постройку взамен сгоревшей Смоленской церкви нового храма, который и был заложен в 1769 г. Однако из-за нехватки материала работы приостановили, а возобновлены они были строительной артелью известно­го петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского только в 1775 г. С 1774 г. Савва Иванович по собственной инициативе и по приглашению жителей с. Выдропужск завершил строительство храма. В окончательном варианте церковь имела 3 предела: Одигитрии Смоленской (главный); Покрова Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи (боковые). Освещение храма состоялось в 1784 г.
   В 1793 г. рядом с храмом на средства прихожан была заложена кирпичная колокольня (до этого колокола висели на деревянной звоннице). Прихожане «выдропусского яму» писали в Прошении о строительстве колокольни, что «колокола висят на столбах, отчего и звон бывает по причине низости не ясен». По их просьбе старая деревянная Георгиевская церковь была разобрана на дрова и употреблена для обжига кирпича, изготовлявшегося на месте. Престол Георгия Победоносца в 1823 г. перенесли на второй ярус колокольни. В 1836-1839 гг. к храму была пристроена двухпридельная трапезная. Таким образом, церковь Богоматери Одигитрии относится к «редким многопрестольным храмам».
   Кирпичное оштукатуренное здание церкви имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма, трапезной и колокольни, обладающих стилистически единообразной ампирной обработкой фасадов. Стены снаружи выкрашены охрой, детали декора побелены.
   Храм выстроен на белокаменном цоколе. На трапезной и колокольне цоколь гранитный.
   Сам храм в плане квадратный, четырехстопный, центрического типа. Его двухцветная крестообразная центральная часть, завершенная световым восьмериком, значительно превышает по высоте одноцветные угловые пристройки.
   В интерьере храма сохраняется яркая, полихромная клеевая живопись, выполненная в академической манере с использованием гризайльной орнаментики. Среди изображений: Ветхозаветная троица, четыре Ветхозаветных пророка, Саваоф, парные фигуры евангелистов, сцены исцеления из христологического цикла и др.. В храме частично сохранились остатки чугунного пола, положенного в 1811 г. Смоленская церковь
   Смоленская Церковь XVIII в славилась на всю округу своей утварью и непреходящими для верующих людей ценностями. В частности здесь было много икон начала XVIII в. и хранилось Евангелие 1634 г. — вклад первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича.
   У кладбища в 1843 г. была построена сторожка и ограда в духе позднего классицизма. Здесь же находилась небольшая часовня, но в 1901 г. крестьяне села Выдропужск обращаются с прошением «перенести часовню из ограды приходского храма к шоссейной дороге».
   В XV - XVI вв. главной святыней с.Выдропужск была икона Выдропусской Одигитрии (Путеводительницы) Смоленской. Проявление ее чудотворных свойств начинают связывать с пожаром древней деревянной церкви св. мч. Георгия, после которого она сохранилась «совершенно целой и невредимой, только задняя доска несколько пообгорела».
Икона Смоленской Божией Матери   Большую известность во всех Русских землях икона получила после появления «Повести о чудотворном образе пресвятые Богородица иже в Новгородской области в веси нарицаемой Выдропусском, в храме святаго великаго мученика Христова Георгия». (Полный текст "Повести..." можно прочитать здесь) Как следует из текста «Повести...», ее автором является Георгий Иванович Токмаков — воевода, наместник Псковский, происходивший из князей Звенигородских. События, описываемые в «Повести...» относятся к походу Ивана III на Новгород в 1471 г. Автор указывает, что писал эту повесть со слов жителя Выдропусска — Федора Корчемника. В ней также упоминается митрополит Филипп Колычев, из чего исследователи заключают, что «Повесть...» была написана после 1566 г.
   Сюжет произведения связан с похищением иконы из храма одним из воинов великого князя и ее чудесным возвращением в храм. Один из ратников, боярский сын, забрал с собой Выдропусскую «Одигитрию» и перенес в свою Муромскую вотчину и поставил в местном храме. Но в субботу недели святых Жен Мироносец попросил он священника петь молебен перед новой иконой Пресвятой Богородицы, сказав: «Отпой молебен пленнице». И тут налетел вихрь, поднял икону; она вознеслась над церковью и исчезла.
   «В тот же день и час, в первом часу дня, когда взошло солнце, и утро было светлым и чистым, некто селянин Фрол, вышел сеять лен. Внезапно раздался около него шум, как будто пронеслось бурное дыхание. И вновь наступило безветрие».
   Когда же местный пономарь вошел в церковь, он увидел, что похищенная икона лежала в алтаре, а рядом другая икона — Богородицы «Умиление», которой прежде не было. Весть о чудесном возвращении иконы разнеслась по окрестностям.
   В церковь устремились люди, чтобы поклониться чудотворной иконе. Ратник, укравший икону, раскаялся и вернулся в Выдропужск, чтобы просить прощения у местных жителей, тогда они поведали ему все обстоятельства невероятного возвращения святого образа.
   Раз в году икона переносилась с крестным ходом в г. Торжок: «... образ Божьей Матери Одигитрии Выдропусской ... 18 числа июня каждый год носим был в город Торжок с крестным ходом и обратно через несколько дней был относим. В бытность сего чудотворного образа в Торжке в Преображенском соборе отправлялась непрестанная в честь его служба, и самый образ был носим по домам усердствующими гражданами». В 1630 г. в Москве был сделан точный список с иконы и крестные ходы в Торжок прекратились. Одновременно в Торжке в Спасо-Преображенском соборе был сооружен придел в честь Богоматери Одигитрии Муромской. Возможно, это обстоятельство и послужило поводом к версии о том, что икона осталась в Торжке: «со временем этот чудотворный образ по какому-то случаю остался навсегда в городе Торжке». Однако, во всех описаниях достопримечательностей Торжка икона именуется Муромскою. В своем описании Новоторжских храмов Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин) предположил, что «Икона названа Муромскою ...потому что была взята в плен в г.Муром, откуда чудесным образом была возвращена в Выдропуск». В «Повести...» же указывается, что икона Божьей Матери Одигитрии Выдропусской возвратилась в храм «вместе с другой иконой — Умиление Божьей Матери (Муромской)». Таким образом, вероятно, речь идет о разных иконах.

   По материалам спировских креведов

   
     (По материалам Официального сайта администрации Спировского района.)

    


   Выдропужск. Спировский район. Храм Смоленской иконы Божией Матери. Архитектор С.И. Чевакинский
   «Сочинил на церковь нашу план».

   К 300- летию со дня рождения С.И. Чевакинского и 225 летию Смоленского храма с. Выдропужск.


Село Выдропужск. Интерьер летней Смоленской церкви. Главный Смоленский придел. Фото нач. XX в. из архива Выдропужского прихода. matveevo.prihod.ru

   История Выдропужского храма Смоленской иконы Божией Матери связана со многими выдающимися людьми нашего края, среди них знаменитый архитектор эпохи императрицы Елизаветы Петровны Савва Иванович Чевакинский, учёный Пётр Алексеевич Лавровский и мало кому сейчас известный дьякон Выдропужской церкви Лев Исаев, автор «Сборника слов дьякона Льва Исаева из Выдропужска, 1811 г.».
   Но в год 300 летия со дня рождения Саввы Ивановича Чевакинского и 225 летия Выдропужской церкви конечно же стоит полистать страницы архивных документов, связанных с историей строительства Смоленского храма и именем великого зодчего.
   Древний центр села Выдропужска располагался на высоком, открытом со всех сторон месте – холме над родником св. вмч. Георгия. Родник этот получил название от некогда бывшей здесь церкви святого Георгия Победоносца. С этим местом в истории села связано явление Выдропусского списка со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Появление в XV в. в селе своей чтимой святыни во многом обусловило теперь и наименование главного престола во всех последующих храмах села Выдропужска. Кроме того, выгодное торговое положение села открывало перспективы строительства здесь каменной церкви. Что и случилось в середине XVIII столетия.
   «Дело по прошению Выдропужских священников о построении в том селе прихожанином брегадиром (здесь и далее орфография источников – Д.И.) Саввой Чевакинским церкви», датированное 1773 г. повествует нам о сложной истории строительства этого храма.
   Предыстория этого строительства хорошо описана в прошении от 30 мая 1773 г. в Новгородскую духовную консисторию, к которой относился в то время Выдропужск, священника Никифора Афанасьева: «В Бежецкой пятины, Тверской половины селе Выдропуске имелась церковь настоящая во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии Смоленския с приделом Рождества святаго Иоанна Предтечи да святаго Николая Чудотворца, которая в прошлыя давния годы сгорела. А потому в прошлом 1711 г. для тоя сгоревшия церкви построена деревянная во имя святаго страстотерпца Георгия церковь, и из – за давняго строения обветшала. Чего ради прошлаго 1756 г. в апреле месяце того села Выдропуска прихожанин архитектор, что ныне … брегадир Сава Иванов сын Чевакинский с прочими того села прихожаны в поданной … челобитной просили, что вместо тоя прежде сгоревшия ветхия церкви посторить вновь на прежнем погорелом месте церковь в показанныя приделы именования…».
   В том же 1756 г., как пишет далее о. Никифор, было получено от Святейшего Синода благословение, но из – за разных причин строительство церкви затянулось, и к 1769 г. Савва Чевакинский «учинил самое малое построение тоя церкви». То есть фактически за 13 лет строительство с мёртвой точки не сдвинулось.
   Далее священник пишет от имени «приходских людей» об их желании построить «своим коштом настоящую церковь по положенному плану деревянную во имя Смоленския Пресвятыя Богородицы с приделы св. Иоанна Предтечи и великомученика Георгия». Но есть единственное препятствие – Савва Чевакинский не разрешает строительства новой церкви.
   У священника была своя правда, как и любой рачительный хозяин он желал своему приходу только блага. И видно кончилось терпение у о. Никифора при виде того, как медленно продвигается строительство каменной церкви. А как следует из другого прошения, уже от имени прихожан, те поддержали идею своего священника, они же в своём прошении пишут и о выданной в 1766 г. сборной книге «для сбору пожертвований в разныя города и уезды».
   И как выяснилось Савва Чевакинский, руководивший строительством, о количестве собранных средств никому не отчитывается. В том же прошении содержится просьба указать С.И. Чевакинскому, что бы тот дал отчёт о деньгах, и если он не будет строить церковь то, чтобы деньги вернул в приходскую казну и не чинил препятствий к строительству новой деревянной церкви. Под прошением стоит единственная подпись города Валдая дьячка Архипа Филиппова.
   Видимо не сумели Чевакинский и о. Никифор договориться мирно, вот и пошло в Новгород прошение от обиженного священника. Не поленился о. Никифор съездить и в Валдайское духовное управление, где дьячок Архип Филиппов и написал второе прошение от имени прихожан, т.е. совершил по сегодняшним меркам должностное преступление – подделал документы. Но даже в таком виде документы возымели действие. И 8 июня 1773 г. из Новгорода последовал Указ Ея Императорского Величества об учинении расследования сколько денег собрано и где они находятся.
   Вышневолоцкое духовное правление, которое и получило указ в начале июня месяца, 3 июля 1773 г. отрапортовало о том, что Савве Чевакинскому «пристойным образом» дано знать «ежели намерен каменную <церковь> строить, то непродолжительно (читай – в скором времени – Д.И.) построй, а ежели строить каменной не намерен, то показанным прихожанам … деревянную церковь построить не препятствуй».


Смоленская церковь. Георгиевский придел второго яруса колокольни. Фото нач. XX в. из архива Выдропужского прихода. matveevo.prihod.ru

   В ответ на это от Саввы Ивановича последовал полный отчёт по собранным в период с 1766 по 1773 г. деньгам, к которому было приложено прошение, датированное 21 июня 1773 г. Удивительно насколько последовательным и беспристрастным был ответ архитектора: «Того села Выдропуска прихожанин брегадир Сава Иванов сын Чевакинский сим известием показал, что в прошлом 769 г. в означенном селе Выдропуске начатне вновь строить каменную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии Смоленския с приделами … Учини рвы и фундамент каменный в тех рвах выбучен, а на оную церковь для строения приуготовлено разных материалов: кирпича полтораста тысяч, извести триста пятьдесят четвертей, кирпича и извести следует быть построенной до полу церкви». Тут же содержится отчёт и о деньгах: собрано 70 руб. 77 копеек и «деньги потрачены на вышеописанные церковные … разные материалы, как о том выше показано».
   Вместе с тем документом последовал ещё один рапорт от 22 июня 1773 г. о том, что «пристойным образом» у Чевакинского о продолжении строительства церкви спрошено, и храм строить он будет.
   С этим же документом 22 июня последовало ещё одно прошение Выдропужских ямщиков, по видимому, написанное после того как Савва Иванович сообщил им о поддельных от их имени прошениях священника Афанасьева: «Мы вышеупоминавшиеся Выдропуского яма выборные со всеми ямщиками подтверждаем, что упомянутому священнику Никифору Афанасьеву общего приговора и прозьб о построении нашим коштом деревянной церкви не давали и прошения во оную духовную консисторию … не посылали».
   После получения этого прошения в духовном управлении были допрошены «того села священник Терентий Спиридонов, диакон Пётр Петров, дьячок Никита Карпов, пономарь Михаил Парамонов», и выяснилось, что они «во означенную консисторию как письменнаго, так и словеснаго приговору никогда не давали». Тут то и выяснилось, что священник Афанасьев поступил самовольно, и 15 июля 1773 г. указом Ея Императорского Величества на допрос был вызван уже о. Никифор.
   «Масла в огонь» подлило и «Доношение» С.И. Чевакинского. «Я тем попом Афанасьевым оклеветан и обесчещен понапрасну, - писал Савва Иванович, - … того ради Духовную консисторию вынужденным себя нахожу покорнейше просить, что бы повелено было то следствие рассмотреть, за ложный ево Афанасьева донос и утруждение своей команды поступить с ним по законам, а за бесчестие почести моея не оставить без должного удовольствия». Это доношение в дополнение ко всему показывает участие в строительстве храма архитектурной «команды» Саввы Ивановича.
   Разбирательство, связанное с поступком о. Никифора затянулось на долгие два года, хотя наказания он так и не избежал, но делу строительства церкви это нисколько не повредило. В июне 1775 г. в Вышневолоцкое духовное правление последовал указ Ея Императорского Величества, в котором тому правлению предписывалось «справится показанная в с. Выдропужске церковь когда строится началась и сколько ныне оной построено». На что 5 августа 1775 г. «означенного села Выдропужска священноцерковнослужители показали, что в оном их селе Выдропужске каменная церковь прошлого 1769 г. августа с 8 дня строить начата, но … в том годе означенной церкви фундамент утверждён, а прочее строение до сего 1775 г. не построено было, за не уготовлением к тому строению подлежащих материалов, в с минувшаго мая месяца сего года построено с фундамента вверх восемь аршин с четырьмя столбами и в середине двумя простенками».
   Однако, в апреле 1780 г. в прошении на выдачу новой сборной книги священник Пётр Петров, диакон Михаил Парамонов, дьячок Никита Карпов, пономарь Варфоломей Терентьев писали «В нашем селе Выдропуске строится каменная церковь, каковая уже в совершенство приходит». 4 мая 1780 г. Тверской епископ Арсения благословил «дать книгу для записи доброхотных дателей на построение оной церкви».
   А сентябре 1784 г. духовенство прихода уже на имя Иоасафа Епископа Тверского писало в новом прошении «С благословения Святейшего Правительствующего Синода в прошлом 1756 г. … в показанном селе Выдропужске построить вместо сгоревшей на предь стоящем месте во имя Одигитрии Пресвятыя Богородицы Смоленской с приделами Рождества святаго Иоанна Предтечи, святаго Николая Чудотворца <церковь> … нами в тоже наименование … уже построена, настоящий храм во имя Одигитрии Пресвятыя Богородицы святыми иконами убран…», и просило разрешить освятить церковь священнику Петру Алексееву. На что, последовал указ, в котором о. Петру дозволялось освятить храм 18 сентября 1784 г.


Смоленская церковь. Никольский придел зимней церкви. Фото нач. XX в. из архива Выдропужского прихода. matveevo.prihod.ru

   И хотя Савва Иванович не дожил до освящения Смоленского храма – он умер в 1779 г., современники по праву оценили детище выдающегося архитектора: «Оная церковь трёхпрестольная, строена по плану лучшею нынешнего века архитектурою».
   Своим внутренним убранством храм затмевал внешнюю пышность архитектуры Чевакинского. Храм украшал «иконостас столярной работы дорическаго ордена с колоннами, убран резьбою, на полименте вызолочен золотом первого номера, двойник на корпусах покрыт серью венецианской зелёного цвета. Образа работаны под греческую работу, а именно: в Царских вратах – Болаговещения Пресвятыя Богородицы и четырёх Евангелистов; на северных дверех Мелхиседек царь, на южных дверех – пророк Аарон. В нижнем ряду местныя четыре образа: в правой стороне 1) Господа Всерержителя, 2) Арсения Епископа Тверскаго, святого благовернаго Великаго князя Михаила Тверскаго, святого великомученика Георгия. С левой стороны: 1) Пресвятыя Богородицы Смоленския, 2) Преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, Нила Столобенского.
   Над оными местными образами праздников двунадесятых шесть: Рождество Пресвятыя Богородицы, вход во храм Пресвятыя Богородицы, Рождество Христово, Боговяление, Преображение Господне. Над Царскими вратами образ Тайныя вечери.
   На втором ряду в средине Восстание от гроба Господа нашего Иисуса Христа. По правую и левую сторону того, образа святых апостолов двунадесятых. В третьем ряду в средине Господа Саваофа, по правую и левую сторону образа святых пророков. Вверху иконостаса Распятие Господне с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, резные, на полимент вызолочены».
   «В кумполе» - т.е. куполе был устроен большой образ Господа Саваофа, а тумбы внизу иконостаса были украшены изображениями сцен Ветхого Завета. Их было четыре: «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Иаков видит лествицу утвержденную до Небеси; Моисей видит купину горящую и несгораему; как Моисей вывел из Египта израильтян».
   Убранство алтаря было не менее торжественным: «Над престолом балдахин резной на осми столбах резных же позлащённых на полимент, а на блафоне (т.е. потолке – Д.И.) написан Ангел держащий в руке потир с надписью: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета». На горнем месте в резной позлащённой раме образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле, живописной работы».
   Боковых придельных иконостасов в храме ещё не было установлено, поэтому их описание не приводится, да и освящение боковых приделов состоялось позднее, чем освящение главного Смоленского престола храма.
   В том же сентябре месяце в Консисторию на имя Иосафа епископа Тверского и Кашинского поступило прошение от «Вышневолоцкого уезда села Выдропуска священноцерковнослужителей ниже подписавшихся с приходскими людьми».
   Прошение коротко осветило предысторию строительства храма, упомянуло о сгоревшей Смоленской и существующей Георгиевской церквях, оно же подтвердило роль Саввы Ивановича Чевакинского не только в строительстве нового храма, но и его авторство в проекте Выдропужской церкви. Это же прошение указало и некоторые подробности проекта Чевакинского, которые не были исполнены в новой Смоленской церкви. Это касается четвёртого придела на хорах летней церкви. Немногим позднее эту мысль Чевакинского всё же претворят в жизнь, но уже на колокольне Смоленской церкви, где будет создан шестой – последний придел величественного Выдропужского храма.
   «Посему в нашем приходе находившийся в прошлом годе умерший помещик обер – интендант Сава (так в источнике – Д.И.) Чевакинский человек архитектуре обучавшийся сочинил на церковь нашу план, - писали в своём прошении священнослужители, - в котором назначил первым трём престолам быть в обыкновенном порядке, а четвёртому в трапезном месте на хорах, чем не только отнял с западной стороны в церковь свет, но и приближена опасность, которые знаки небольшою трещиною уже показываться начали; потому наипаче что арки каменной кладкой должны утверждать хоры или целый придел – будучи освящён святый престол, кажется не содержат в себе крепости, которой бы могла равна быть приготовляемой тяжести. Ныне же, пока ещё оные хоры только вчерне постланы, начали уже несколько причинять повреждения, то чего можно ожидать по совершении, через которое столько же ещё присоединится тяжести. А паче пока устроен будет придел, соберётся множество народа, о чем мы обще разсуждаем, кроме вышепомянутого Чевакинского сына Александра Савина, защищавшего отцовский прожект, предположили оные хоры отменить, и на то просим Вашего Архипастырского благорассмотрения и повеления. Сентября дня 1784 г.» Под документом стоят подписи священника Терентия Трифонова, диакона Михаила Парамонова, псаломщиков и прихожан.


Смоленская церковь. Успенский придел зимнего храма. Фото нач. XX в. из архива Выдропужского прихода. matveevo.prihod.ru

   Консистория вняла прошению причта и прихожан, о чём свидетельствует резолюция правящего архиерея, наложенная на документ 18 сентября 1784 г.: «Исполнить по сему». И того же «сентября 18 дня» был заготовлен Указ Ея Императорского Величнства, в котором так же говорилось о разрешении «в новопостроенной каменной церкви сделать хоры за теснотой», и велено было всё «исполнить по сему».
   Но на этом история строительства Смоленской церкви не закончилась. 24 февраля 1792 г. от благочинного священника Иоанна Иоаннова, священника Варфоломея Иеремиева, диакона Михаила Парамонова, дьячков Никиты Карпова и Ивана Михайлова, а так же пономаря Никиты Никитина поступило прошение на имя Епископа Тверского и Кашинского Тихона: «Хотя в нашем селе имеется новопостроенная и освящённая каменная церковь…, но при оной каменной церкви колокольни ещё нет, а колокола висят на столбах, почему и звон бывает по причине низости не ясен, а как мы все нижеподписавшиеся всеохотно желаем сделать колокольню каменную, как для прочности и ясного по причине высоты звону, так и для укршения святой церкви … просим … дозволить нам приступить к сооружению каменной колокльни и что, внашем селе имеется старая ветхая деревянная церковь , из которой иконостас выломан и св. Антиминс с престола в Консисторию отправлен, благословить разломать и употребить оную на обжиг кирпича для сооружения колокольни». Разрешение на это последовало незамедлительно.
   Но в феврале 1793 г. уже на имя Епископа Иринея духовенство прихода писало: «Мы, нижеподписавшиеся крайнюю претерпевает нужду в зимнее время не имея тёплой церкви, то есть сообща заблагорассудили … таковую тёплую церковь во имя вмч. и Победоносца Георгия соорудить внутри зачинаемой нашей каменной колокольни». В ответ на это 21 февраля последовал несколько витееватый ответ Епископа «Во удовольствие просителей соорудить тёплую церковь именем Господним благословляю».
   В приложенной к делу справке благочинного за 1791 г. вместо значившегося во всех документах придела свт. Николая в Смоленской церкви впервые записан придел Покрова Пресвятой Богородицы, упомянута так же и «ветхая и неслужащая» Георгиевская церковь. Всего в приходе значилось 94 двора и в них «мужеска пола» 791 душа прихожан.
   Дальнейшие изменения по церкви можно проследить по сохранившейся описи дел. В 1808 г. было начато дело о разрешении выстелить в летней церкви полов чугунными плитами, по этому случаю в 1811 г. приделы Смоленской церкви были заново освящены, в следующем 1812 г. храм был покрыт железом, в 1825 г. переливается разбитый колокол, в 1828 г. железный крест, венчавший церковь был вызолочен, в 1831 г. новым железом перекрывается купол на церкви, а через три года в церкви вызолочен иконостас, а в следующем году было начато дело об устроении нового иконостаса.
   Следующая группа дел повествует о строительстве зимней двухпридельной церкви. В их названиях фигурирует имя ямщика Миляева. 1836 г. – начато дело о дозволении построить каменный придел, 1837 г. – о дозволении ямщику Миляеву строить под колокольней церковь, за 1838 и 39 гг. значатся два дела об освящении приделов, а за 1839 г. – о дозволении устроить престолы на другом месте и о дозволении ямщику Миляеву на свой кошт устроить два престола. Видимо речь идёт об устройстве престолов зимней церкви в честь Святилеля Николая (правый) и Успения Пресвятой Богородицы (левый). Но установить этого точно невозможно, дела в архиве не сохранились.
   Окончательно свой современный вид храм приобрёл лишь в 1846 г., когда храм был заново оштукатурен и окрашен, незадолго до этого в 1843 г. была устроена каменная ограда вокруг церкви, в это же время близ храма появилась и каменная сторожка.
   В архиве хранилось и несколько дел, касающихся родовых захоронений дворян Чевакинских, первое из которых «О придании земли тела умершего в Санкт – Петербурге г. Чевакинского» датировано 1807 г., другое датированное 1813 г. озаглавлено «О предании госпожи Чевакинской тела в паперти», третье дело «О дозволении похоронить тело помещицы Чевакинской под полом в церкви» за 1842 г. в архиве не сохранилось. Впервые в описи упоминается фамильный склеп Чевакинских в 1850 г. в связи с делом «О дозволении тело умершего г. Чевакинского погрести в фамильном склепе», о том же повествовало дело за 1851 г. «О дозволении погрести тело Чевакинского по смерти его в церкви». А завершает список дело о дозволении сделать вход в фамильный склеп Чевакинских снаружи церкви» за 1854 г.
   В настоящее время фамильный склеп Чевакинских находится в плачевном состоянии, он почти до самого верха засыпан мусором и землёй. И в год 300 – летия великого зодчего, последним пристанищем которого стал Смоленский храм невозможно не восстановить могилу архитектора. Восстановить и впервые за долгие десятилетия забвения отслужить над его могилой панихиду, панихиду над могилой того, кто «сочинил на церковь нашу план», кто прославил Вышневолоцкую землю, Спировский край на века и в памяти потомков.

   Денис ИВЛЕВ, с. Выдропужск – г. Тверь - г. В.Волочёк. Статья опубликована в газете "Верхневолжье Православное". 2010 г.


Село Выдропужск. Интерьер летней Смоленской церкви. Придел Рождества Иоанна Предтечи. Фото нач. XX в. из архива Выдропужского прихода. matveevo.prihod.ru

   
     (По материалам сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)

     (Архивные фото. из архива Выдропужского прихода с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)


   ПОГОСТ ГЕОРГИЕВСКИЙ-МОКРЫНИ

   Начать свой рассказ о храмах юго-восточной части бывшего Вышневолоцкого уезда я хочу с погоста Георгиевского-Мокрыни – современного села Выдропужска. Оно в первую очередь связано сразу с пятью репрессированными в 1930-е гг. священнослужителями.
   Первый из них был арестован не в Выдропужске, а в Твери. Пожалуй в 1920-е гг. в Твери не было человека, который бы не знал имени протоиерея Василия Петровича Куприянова. Человек неординарный. Он родился в 1864 г., окончил духовную семинарию в 1885 г., награждён в 1897 г. скуфьёй. Вплоть до 1915 г. служил в с. Выдропужск. Был депутатом государственной думы. В 1922 г. был первый раз арестован и приговорён был к ссылке в Самарканд, потом в Джизак. В 1926 г. вернулся в Тверь и был назначен на свой приход во имя Владимирской иконы Божией Матери. В 1932 г. снова арест и ссылка в Казахстан на три года. В 1940 г. отец Василий арестован в третий раз в возрасте 76 лет. В 1943 г. его выпустили на свободу. С 1944 г. отец Василий – настоятель Иоанно-Богословского храма в селе Троица Удомельского района, здесь о. Василий скончался в возрасте 86 лет и был погребён у алтаря храма вместе с супругой Александрой Дмитриевной (1867 – 1947 гг.).

Священник с. Выдропужска Василий Петрович Куприянов. Фото в последние годы жизни. Удомельский район с. Троица

   В Выдропужске 26 августа 1930 г. был арестован псаломщик Михаил Николаевич Полозов (1885 г.р.). Приговорён к 3 годам ссылки в Казахстан по ст. 58-10 УК РСФСР был вынесен 17 сентября 1930 г. Последние годы жизни Михаил Николаевич, уже будучи рукоположенным во священника, прожил в с. Федово под Вышним Волочком, где некоторое время служил в Михайло-Архангельской церкви.
   3 апреля 1931 г. по статье 58-10 УК РСФСР был осуждён священник с. Выдропужск Николай Арсентьевич Дианов (1866 г.) Приговор - пять лет исправительно-трудовых лагерей - был заменён пятилетней ссылкой в Казахстан.
   Последний священник прихода Алексей Алексеевич Хлызов (1871 г.р.) был арестован 15 ноября 1937 г. 12 декабря 1937 г. был вынесен приговор – 10 лет исправительно-трудовых лагерей, что фактически приравнивалось к расстрелу.
   В том же 1937 г. был арестован в Удомельском районе священник Иван Арсеньевич Сысоев. Отец Иоанн родился в с. Выдропужске в 1881 г. Перед арестом служил в Спасо-Георгиевском храме села Млёво. 28 ноября 1937 г. он был арестован и 2 декабря приговорён Тройкой УНКВД к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 4 декабря 1937 г.
   Имена всех этих священнослужителей удалось найти не сразу, а в ходе пятилетней работы над книгой по истории села и Выдропусской иконы. В историческом отношении Выдропужск, пожалуй, самое знаменитое село бывшего уезда, о нём писали в древних повестях, изданиях XIX столетия и даже в советский период его не обошли вниманием. И в первую очередь село знаменито благодаря своей чудотворной иконе Богоматери Выдропусской – одному из чтимых списков со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.
   Ещё на подъезде к селу замечаешь величественную колокольню Смоленской церкви. К храму ведёт улица, по обочине которой растут столетние берёзы. К сожалению, на последнем отрезке пути они не сохранились, но в середине улицы берёзы уцелели вместе со старыми домами и создают необычайный колорит среднерусского торгового села. Так же в середине улицы сохранился и каменный валунный мост через небольшой ручей, стекающий в Тверцу. Ещё один старый мост, а точнее, его гранитные быки, сохранился в середине перпендикулярной к церковной улице – центральной улице села. Центральная улица некогда начиналась каменной часовней Смоленской иконы Богоматери, построенной в 1847 - 1851 гг. Эта часовня стояла на перекрёстке ведущем к храму, близ неё была устроена более древняя деревянная часовенка, где за стеклом были иконы, посвящённые престольным праздникам каменного приходского храма. У этих часовен ежегодно в Иванов день проходила ярмарка. В годы гонений они были стёрты с лица земли.
   Выдропужск был селом ямщиков и торговцев. Начиная со времён Ивана III село было крупной ямской станцией – ямом. Это отразилось и в истории центральной улицы села, которая была частью Петербурго-Московской дороги. Дома в центре села были двухэтажные, каменные с торговыми лавками или трактирами на первых этажах. Сохранились на первых этажах домов и каменные арки – ворота для проезда подвод.
   Завершалась центральная улица села каменным двухэтажным путевым дворцом, построенным в 1787-88 гг. специально для проезда Екатерины II. Проектом дворца занимался Тверской губернский архитектор Ф.Ф. Штенгель. Перед зданием дворца была мощёная камнем площадь, на которую и выходил его фасад, а так же фасады двух флигелей. Один из них, переделанный в какое-то колхозное строение, дожил до наших дней, даже сохранив кое-какие элементы фасада. С территорией путевого дворца связаны несколько местных преданий. Первое из них гласит о том, что на этом месте до Смутного времени находился мужской монастырь. Его монахи разводили в Тверце выдр, отсюда, мол, и пошло название Выдропужск. Монастырь был сожжён в Смутное время, и затем на его месте поставили церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В народе до сих пор это место зовётся Покров.
   За территорией дворца, который в XIX веке был приспособлен под казармы кавалерийского полка, носившие народное название «екатерининские», существует до наших дней родник в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Почти до середины прошлого века над ним существовала деревянная Покровская часовня. Сейчас в память о ней местным священником о. Георгием поставлена новая деревянная часовенка, освящённая так же в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
   Второй Выдропужский родник в честь Георгия Победоносца расположен на противоположном конце села ближе к берегу Тверцы. Здесь некогда располагался деревянный Георгиевский храм, который сгорел в середине XV века. При расчистке церковного места была найдена невредимой Смоленская икона Богоматери, которая позднее была названа Выдропусской. В новом храме, устроенном на месте прежнего, эта чудотворная икона была поставлена по левую сторону от царских врат. Отсюда в 1471 году её взял один из воинов царя Ивана III, во время возвращения того из похода на Новгород, и увёз в свою родовую вотчину в Муром. Но икона чудесным образом вернулась в родное село и была найдена лежащей на престоле ликом вниз в родной Георгиевской церкви. Пришедший же вслед за ней воин рассказал, как сильным вихрем образ был вынесен из его вотчинного храма. И немало был удивлён, видя икону стоящей на своем прежнем месте.
   Все эти события были описаны звенигородским князем Юрием Ивановичем Токмаковым в «Повести о Выдропусской иконе». А рассказал ему историю образа чернец Феодосий – уроженец этих мест Фёдор Курчебин, который жил при храме. Сам Фёдор в молодости был учеником Митрополита Филиппа Колычева, которого Иван IV повелел убить Малюте Скуратову. Иван Грозный в свой поход на Новгород в 1569 г. разорил село Выдропужск. После этого нашествия новый Выдропужский храм, посвящённый уже Николаю Чудотворцу был поставлен на противоположном берегу, чуть ниже по течению Тверцы, где и располагается современная церковь.

Священник с. Выдропужска Василий Петрович Куприянов. Фото в последние годы жизни. Удомельский район с. Троица

   С чудотворным же образом стали совершаться крестные ходы в Торжок. Но в 1630 г., после того как Выдропужск уже был разорён польско-литовским нашествием, чудотворную икону забрали в Торжок, а взамен неё в Выдропужск был написан точный список.
   Эта часть Выдропужска с Путевым дворцом и часовнями Покрова и Георгия Победоносца издревле носили название Шунковской или Шумковской слободы. Её в 1654 г. царь Алексей Михайлович пожертвовал Иверскому Святоезерскому монастырю на Валдае. Само село Выдропужск, расположенное на другом берегу Тверцы, немногим ранее купил Святейший Патриарх Никон. Он же близ места современного храма поставил монастырское подворье от Иверского монастыря, где повелел срубить трапезную с отдельной церковью, патриаршие палаты, скотный и конюшенный двор. Жили на подворье два монаха – «старцы» Моисей и Олимпий со слугами, они вели управление всем хозяйством, нанимали рабочих и вели с ними расчет. Продукция подворья направлялась в Иверский монастырь.
   С низложением Патриарха Никона подворье было заброшено, а постройки распроданы. На погосте остался стоять лишь деревянный трёхпридельный Смоленский храм, который в 1711 г. сгорел, а вместе с ним сгорел и список с Выдропусской иконы. Новая деревянная церковь на погосте, поставленная в честь великомученика Георгия, была однопрестольной. Для неё написали и новый список с Выдропусской иконы. Уже в середине XVIII столетия на месте сгоревшей церкви местным помещиком обер-интендантом и придворным архитектором императрицы Елизаветы Петровны Саввой Ивановичем Чевакинским было начато строительство новой каменной церкви. Благословение от Святейшего Синода он получил в 1756 г. Он же составил и проект для четырёхпридельной Смоленской церкви. До окончательной постройки храма он не дожил. После своей кончины в 1779 г. он был погребён под полом строящейся церкви. Позднее его погребение было превращено в родовой склеп, где похоронены его потомки.
   Каменный трёхпридельный Смоленский храм освятили в 1784 г. По описи того же года значится, что готов к освящению только один центральный придел в честь Смоленской иконы Божией Матери, приделы же Покрова Пресвятой Богородицы (справа) и Рождества Иоанна Предтечи (слева) готовы не были. Четвёртый придел храма в честь Николая Чудотворца планировался на хорах. Но прихожане устраивать его не стали, хотя сын С.И. Чевакинского Александр Савич защищал «отцовский прожект».
   В 1793 г. с запада от храма возводится каменная колокольня с приделом великомученика Георгия на втором ярусе, а 1836-37 гг. строится между храмом и колокольней каменная зимняя церковь-трапезная с двумя приделами Николая Чудотворца (справа) и Успения Пресвятой Богородицы (слева). Основное помещение храма устроил на свои средства ямщик Василий Михайлович Шмелёв, он же сделал и Никольский придел церкви. Второй придел храма в честь Успения Божией Матери устроили ямщики братья Пётр Андреевич и Дмитрий Андреевич Миляевы по завещанию своей матери «ямской вдовы» Матроны Кондратьевой Миляевой. Они же украсили шестой - Георгиевский придел храма на втором ярусе колокольни новым иконостасом.
   Так же на рубеже XVIII-XIX столетий для Выдропужска был написан и новый список с чудотворного образа, который до сих пор хранится в селе. В конце XIX века на него была сделана серебряная риза, украшенная цветными камнями. Старую же ризу, современную написанию иконы, поместили на написанный специально для этого другой список с иконы. А тот в свою очередь поставили в алтаре храма.
   Закрытие Выдропужской церкви пришлось на 1937-38 гг. Закрыли храм после ареста священника. «Церковь потом только в Бабье служила, а нашу закрыли. У нас и батюшку забрали, у нашей тётки-то они жили. А до ареста жили они напротив церкви. Было два дома. У них детей было много, наверное семь или восемь», - вспоминает старожил села Галина Ивановна Шматова. В 1941 г. из храма были вывезены и разобраны местными жителями иконы. Чтимую Выдропусскую икону взяли к себе две благочестивые старушки сёстры Небесновы Параскева и Мария. В годы Великой Отечественной войны перед этим образом молился квартировавший по соседству солдат Кронид Поспелов, будущий архимандрит Псково-Печерского монастыря Нафанаил. После смерти последней из сестёр Небесновых икона вместе с домом перешла Анне Захаровне Большаковой, а от той в 1951 г. Степану и Матрёне Юрзовым. В 70-80-х гг. образ хранили их дети, пока в 1991 г. Антонина Степановна Юрзова не передала его во вновь открытый храм.
   Во время своих краеведческих изысканий я не раз бывал в Выдропужске, в итоге появилось несколько публикаций об истории села и чудотворной иконы. А увенчала всю эту работу книга «По следам Выдропусской иконы». Последний раз я был в Выдропужске 10 августа этого года, участвовал в крестном ходе по селу со списком с чудотворной иконы. Саму икону привезли в этот день из Твери, где она временно находится в кафедральном соборе. И стоя перед чудотворной иконой, мысленно перебирая страницы истории села, я просил Богоматерь не покидать этот край, продолжать защищать его, ведь не зря была сложена древняя выдропужская поговорка: «Где Я не бываю, где Я не летаю, а Выдропужск спасала и спасать буду».

   Денис ИВЛЕВ

   
     (По материалам издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012.)

     (Фото. из издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012.)


Село Выдропужск. Смоленская церковь. Фото. Андрея Ага.


   Село Выдропуск, от Твери 100 верст.
   Церковь Смоленская, построена в 1784 году, каменная, престолов шесть: в холодной: средний Смоленской Божией Матери, правый Покрова Божией Матери, левый Рождества Иоанна Предтечи; в теплой: правый Святителя Николая, левый Успения Божией Матери; 6-ой престол Великомученика Георгия устроен в колокольне.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1829 года.
   В 1901 году служили: Священник Василий Петрович Куприанов 35-ти лет, студент семинарии, священником с 1885 года, состоял законоучителем 2-х классного Министерского училища и земской школы, окружным Миссионером, награжден в 1897 году скуфьей. Священник Илия Иоаннович Смирнов 35-ти лет, студент семинарии, в служении с 1886 года, священником с 1889 года, состоял законоучителем земской школы и сотрудником духовного следствия, награжден в 1895 году набедренником. Диакон Димитрий Васильевич Троицкий 57-ми лет, в служении с 1866 года, жиаконом с 1883 года. Псаломщик Александр Васильевич Лебедев 34-х лет, в должности с 1886 года. Псаломщик Иван Иванович Смирнов 55-ти лет, в должности с 1864 года.
   Прихожане: 1) Священника Куприанова - в селе Выдропуске, в деревнях Выщне-Волоцкого уезда: Никиткине, Константинихе, Васильеве, Барилове, в деревнях Новоторжского уезда: Скоморохове, Лукине, Черенкове, Кулакове, Пестове, Григанове - 236 дворов (768 мужчин, 844 женщины). 2) Священника Смирнова - в селе Выдропуске, в деревнях Вышне-Волоцкого уезда: Окшонтове, Вязьмихе, Мошкове, в деревнях Новоторжского уезда: Вешках, Александрове, Рачкове, Меринове, Будовке, Алексеевском - 235 дворов (744 мужчины, 822 женщины). Итого: 471 двор (1512 мужчин, 1666 женщин).
   В приходе сей церкви находилось 9 часовен: 1) в селе Выдропуск, Покрова Пресвятой Богородицы, построена издавна, деревянная; 2) в том же селе, Великомученика Георгия, построена издавна, деревянная; 3) там же, Смоленской Божией Матери, построена в 1875 году, каменная; 4) в деревне Скоморохове, Рождества Богородицы, построена издавна, деревянная; 5) в деревне Алексеевском, Великомученика Георгия, построена издавна, деревянная; 6) в деревне Мошкове, Великомученика Георгия, построена в 1857 году, деревянная; 7) в деревне Вязьмихе, Сергия Радонежского, построена издавна, деревянная; 8) в деревне Никиткине, Мучеников Мины, Виктора и Викентия, построена издавна, деревянная; 9) в деревне Вешках, Святителя Николая, построена издавна, деревянная.
   В 1914 году служили: Священник Василий Куприянов 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 28 лет, в Смоленском храме 18 лет. Священник Илья Смирнов 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 27 лет, в Смоленском храме 18 лет. Штатный диакон Александр Новоселов 30-ти лет, на службе 11 лет, в Смоленском храме 1 год. Псаломщик Сергей Соколов 50-ти лет, на службе 6 лет, в Смоленском храме 3 года. Псаломщик-диакон Петр Гроздов 43-х лет, на службе 23 года, в Смоленском храме 1 год.
   Прихожан в деревнях: Никиткино, Василево, Барилово, Скоморохово, Лукино, Черенково, Кулаковка, Пестово, Гричаново, Окшонтово, Вязьмиха, Мошково, Вешки, Александрово, Рачково, Мериново, Будовка, Алексеевское, Константиниха - 1586 мужчин, 1704 женщины.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год. - Тверь, 1914.)

     (Фото. № 10 Андрея Ага.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли