ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




СПИРОВСКИЙ РАЙОН, ТАРАСОВО (ПЕТРОВСКОЕ, ПЕТРОВСКО-ТИХВИНСКОЕ, ПЕТРОВСКИЙ ПОГОСТ, ПЕТРОВСКО-ТИХВИНСКИЙ ПОГОСТ)

ТАРАСОВО (ПЕТРОВСКОЕ, ПЕТРОВСКО-ТИХВИНСКОЕ, ПЕТРОВСКИЙ ПОГОСТ, ПЕТРОВСКО-ТИХВИНСКИЙ ПОГОСТ) - ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Петра и Павла церковь

    (История прихода до строительства каменного храма ->>>>>)

   В 1861 г. начинается строительство каменного храма во имя Петра и Павла. Выдаётся сборная книга. А в 1862 г. следует официальное прошение «о построении каменной церкви». В следующем году ктитором храма избирается господин Логинов. В 1863 и 1865 гг. дважды выдаётся новая сборная книга.
   В том же 1865 г. крестьяне д. Хребтово перечисляются из прихода с. Раменья в приход погоста Петровско-Тихвинского. 1866 г. – причт и староста просят обратить стоящий при церкви дом в лавку.
   В период с 1866 по 1871 г. были выданы на приход четыре сборных книги. В 1873 г. был награждён церковный староста. В 1874 году снова выдана сборная книга, строительство всё ещё велось. Через два церковным старостою переизбирается крестьянин Прокопий Моисеев. В 1878 и в 1879 гг. снова выдаются сборные книги. В том же 1879 г. освящается престол нового храма в честь Петра и Павла.
   Через десять лет причт прихода отливает новый колокол, ещё через год причт устраивает вокруг храма ограду.
   В 1892 г. набедренником был награждён священник прихода Николай Данилов. А в 1896 г. снова ведутся работы по «постройке церкви». В 1901 – поступает прошение «об окрашении снаружи церкви». В 1903 – переливается заново церковный колокол весом в 174 пуда.
   Есть среди документов прихода прошение за 1901 г. «о выдаче метрического свидетельства дворянину Венгерову». Семья Венгеровых – ещё один дворянский род, живший в этих местах. Дворянин Венгеров Иван Андреевич, скончавшийся 21 декабря 1897 г. в возрасте 72 лет, значится в «Русском провинциальном некрополе» погребённым на погосте Петровско-Тихвинском.
   В 1901 г. на приходе продолжал служить священник Николай Матфеевич Данилов, 37 лет, студент семинарии, в служении с 1884 г., священник с 1889 г., законоучитель местного начального училища, в 1899 г. награждён скуфьёй. Диаконом был Николай Петрович Петропавловский, 48 лет, в служении с 1873 г., диакон с 1888 г. Псаломщиком служил Александр Иванович Рахманин, 34 лет, окончил духовное училище, в должности с 1885 г. - брат священника с. Леонтьево Михаила Ивановичу Рахманина, арестованного в 1937 г. и приговрённого к 10 годам ИТЛ.
   В приход села на начало XX века входили деревни: Тарасово, Поповка, Боровая, Медведково, Борисково, Костыгово, Данилково, Гризнивец, Спасское, Жуки, Плосское, Заборье, Хребтово. Всего прихожан было 176 дворов, 1187 мужчин, 1185 женщин.
   Было в приходе и две часовни: в д. Жуки Преображения Господня и в д. Данилкове Иоанна Богослова. Обе деревянные. По сведениям, полученным мною от отца Дмитрия, в д. Медведково так же была часовня. Сруб её мы видели во время нашего последнего посещения Тарасова.
   1915 г. - в приходе служат священник Иоанн Лисицин, 28 лет, кончил духовную семинарию, на службе 4 года, штатный диакон Николай Петропавловский и псаломщик Михаил Забелин, 23 лет, из 1 класса семинарии, на службе 1 год. Супруга (?) о. Иоанна Клавдия Арсентьевна Лисицина (1889 - 1918) погребена возле алтаря Петропавловской церкви.
   В 1920-е гг. приход смог себе позволить расписать Петропавловскую церковь. Сохранившаяся частично надпись над входом в храм донесла до нас имена заказчиков росписи: «Сия ... была расписана в 192.. году при священнике Иоанне Лисицине усердием местных прихожан, усердием церковного старосты ... Чиркунова».
   В годы советской власти храм ждала трудная судьба. В 1941 г. церковь была закрыта, но утварь и иконы сохранялись в нём. В течении 1942 и 1943 гг. верующие прихода не раз обращались в Козловский райисполком с просьбой открыть храм, ответом был отказ. Тогда группа верующих написала письмо на имя М.И. Калинина. Письма на имя всесоюзного старосты шли ещё несколько раз.
   В итоге уполномоченный по делам Русской Православной церкви В.И. Хевронов начал расследование, в ходе которого выяснилось, что церковь не действует в 1929-30 гг. Земельная рента не выплачивается с 1934 г. Церковная двадцатка прекратила своё существование в 1935 г., так что законно от имени верующих никто в приходе не действует. «По имеющимся у нас данным, активное действие в этом проявляет от имени церковного совета и якобы от имени группы верующих гр-н Спирин, проживающий на территории Максатихинского района и гр-ка (монашка) Бойкова П. (проживает в Петровском с/совете)», - отчитывался 6 января 1944 г. Хевронову председатель козловского райсовета Грибов.
   Снова отказ, и снова письма. Полуграмотные, но слёзные письма во все инстанции. Вот одно из них на имя председателя Совнаркома по делам Русской Православной церкви Г.Г. Карпова: «Мы Верующие просим вопиющим гласом удовлетворить нашу прозьбу открыть мы даем обещание жертвовать средства фронту и наш голос как вопиющего в пустыне не слышен, еще раз просим гражданина Февронова дат нам указания… какие нужны материалы и документы… Мы, Верующие, заслышав от открытии церькви Матвеевка Спировского района 40 км от нас Верующих принадлежащих Петровской церкви по числу домов на 80% принадлежаших многие из нас с великим волнением на сердце от радости бежали в Матвеевку заслышать Истину Христа поскольку нам вера во Христа дорога. Мы, Верующие и наши дети воины всё для фронта, мы ничего не жалеем, ни средств, ни тельца, ни никакого имущества. Но с Верой Православной нас разлучить, пагубно для нас. Мы Верующие мыслим так, что наши головы после земной жизни покатятся к Храму Божию наш храм полностью сохранен, а также все церковные вещи сохранены Верующих на 80%. О последующем просим ответить нам и дать разъяснения. К сему Верующие община 3 августа 1944».

Петра и Павла церковь


   Ходатайство снова отклонено. И снова письма. Наконец от благочинного Максатихинского района села Кострицы протоиерея Николая Панова на имя Тверского Епископа Арсения следует рапорт, где он просит епископа ходатайствовать за открытие храма. «В селе имеются два храма…, - писал о. Николай, - Прихожане все сплошь колхозники, глубоко верующие, искренне преданные Св. Православной церкви, потому они глубоко скорбят, что в их храме не совершается Божественная служба и горят желанием, чтобы в селе Петровском была открыта церковь».
   3 августа 1946 г. епископ Арсений направляет Хевронову собственноручное письмо. В итоге 27 июля 1946 г. ходатайство верующих было удовлетворено. Первым священником храма был зарегистрирован Илья Львович Карликов. Вот его анкета: «Карликов Илья Львович священник родился 1899 года 20 июля. 1) Приход села Спас-Забережье с 1930 по 1932 год. 2) г. Ленинград с 1939 по 1941 год работал текстильная фабрика. 3) с 1932 по 1939 годы работал г. Вышний Волочек текстильная фабрика. 4) с 1941 по 1945 годы РККА Отечественная война. 5) с 1945 по 1946 годы в колхозе работал Лесной район д. Абавары. На оккупированной территории не находился, судимостей нет. Образовательный ценз 5 классов приходской школы». За годы служения о. Илья не раз жаловался уполномоченному на чрезмерное обложение его продналогом, но ни его ни его семью от переобложения не освободили. В добавок ко всему священника обвинили в систематическом неисполнении предписаний власти и нетрезвости поведения. В итоге, 27 декабря 1949 г. он был освобождён от должности.
   Тут же этим воспользовался уполномоченный. И храм был закрыт. Но верующие не успокоились. Стали требовать открытия храма. Подписи собирала монахиня Евдокия Большакова. Подписей было много, от 600 до 700 человек одписывалось в пользу открытия церкви. Но власть всё же сумела надавить на людей. И в райком посыпались написанные под копирку заявления: «Объясническаятельная записка. Я ученица 6 класса Ососьинской школы Бойкова Людмила по просьбе открытия церкви я подписала по просьбе матери Бойковой Марии Дмитриевне 13 марта 1951». Или ещё такое: «Я ученица 6-го класса Ососьинской школы Наумова Мария по прозьбе на открытие церкви я подписала вместе с сестрой подписали трех человек Наумов Василий, Наумова Парасковья, Наумова Зоя. Я не хочу, чтобы была церковь. Я никогда не пойду в церковь, потому что я ученица советской школы. Я подписала за отца и мать. Она заставила меня. Я больше не буду подписываться ни за кого. 3 марта 1951 Наумова Мария». Ещё одно: «Объяснительная записка от Михайловой Клавдии, проживающая в деревне Ямное Петровского с/совета, ученица 9 класса Козловской средней школы. Я, Михайлова Клавдия, совершила очень плохой поступок. Мой поступок состоит в том, что когда собирали подписи, чтобы открыть церковь, то я записалась в число православных. Это объяснялось в том, что меня заставили подписаться родители. Я не желаю, чтобы была церковь.Прошу меня на этот раз простить. Я больше не буду допускать таких поступок. В дальнейшем я этот поступок учту.К сему Михайлова 8 марта 1951 года». И таких заявлений множество, большинство от школьников. Яркий пример тому, как искореняли веру из детских душ.
   Отрекались от Бога и взрослые: «Я, Юрасова Александра Васильевна, никогда в жизни в церкве не была, не верую, росла в самых трудных условиях без отца без матери, никакой бог не помогал ни в чем. Подпись за открытие церкви я поставила за 93 летнюю бабушку. Я не расписалась бы, если бы разобролась, куда идет збор подписей. Мне не обяснили, а сказали подросписоывойся за бабушку. К сему Юрасова».
   Но, не смотря на давление со стороны власти, верующие продолжали писать. Из письма Сталину 29 мая 1951 г. «Дорогой наш любимый всеми народами, обращаемся мы все верующие Петровской церкви Калининской области Козловского района, с просьбой не оставьте нас, помогите нам. Разрешите нам открыть нашу церковь, где мы будем молиться за Вас, чтобы Вы прожили долгие годы для процветания нашей любимой Родины и всех народов, и также будем молиться за мир и наше воинство и за победу над врагами, и еще за наших погибших воинов, павших в борьбе за нашу любимую Родину».
   А вот письмо Патриарху – крик отчаяния: «Пожалейте людей, люди гибнут некрещеные как головешки, не причащеные без покаяния умирают, пожалейте людей, спасите милионы душ и Вам Господь за них даст награду в жизни вечной. Люди жаждут найти Господа в открытии храма и нигде не могут найти конца, везде отказ, помогите распутать этот клубок, направьте нас куда обратиться, ведь Вы от Господа поставлены Святильником, так просветите души, ходящие во тьме без храма Божия. Ведь люди не виноваты… А теперь нашли священника, церковь не можем открыть. Сколько стонов, сколько слез проливают люди, да почему же нельзя открыть, что за причина, ремонта никакого не требуется».
   Заключительным к регистрационному делу приложен документ от 1957 г. Это письмо члена двадцатки Соловьёва Абрама Кононовича председателю Совета Министров Н.А. Булганину, в котором он писал об открытии церкви. Ответ ему от Хевронова от 12 июня 1957 года пришла записка такого содержания: «Просьба Ваша оставлена без удовлетворения. О чем Вам и сообщается».
   Храм в селе Петровском – погосте Петровско-Тихвинском так и не был открыт. Сейчас здание храма умирает. Уже на моей памяти сгорел на храме шатёр, упал крест. Грустно видеть гибель созданного трудами десятков поколений людей, живших в этих местах, веривших в то, что есть на этой земле высшая справедливость. Как грустно от сознания того, что мы эту справедливость потеряли.

   Денис ИВЛЕВ

   
     (По материалам издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012.)

     (Фото. № 1 Pashkin с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли