ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




СПИРОВСКИЙ РАЙОН, СЕЛИЩЕ (СЕЛИЩИ-ХВОШНЯ, СЕЛИЩА, ХВОШНЯ)

СЕЛИЩЕ (СЕЛИЩИ-ХВОШНЯ, СЕЛИЩА, ХВОШНЯ) - ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Дениса Ивлева.

   Село Селищи-Хвошня тож, от Твери 60 верст, от Торжка 25 верст.
   Церковь Христорождественская, построена в 1845 году, деревянная, престола три: в холодной Рождества Христова и Смоленской Божией Матери, в теплой Святых Мучеников Флора и Лавра.
   Церковные документы: опись 1845 года, метрики с 1844 года, исповедные с 1844 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Евгений Павлович Макросов 29-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1893, священником с 1894 года. Диакон, в должности псаломщика, Симеон Николаевич Спасский 39-ти лет, в служении с 1885 года, диаконом с 1899 годп.
   Прихожан в селе Селищах-Хвошнях - 186 дворов (619 мужчин, 651 женщина)
   В 1914 году служили: Священник Евгений Макросов 43-х лет, окончил семинарию, на службе 24 года, в Христорождественском храме 21 год. Псаломщик-диакон Семен Спасский 53-х лет, на службе 33 года, в Христорождественском храме 29 лет.
   Прихожан - 552 мужчины и 638 женщин.
   На кладбище сей церкви была деревянная часовня Святых Мучеников Флора и Лавра.

   Церковь, обшитая тесом, расположенная на небольшой площади в центре села. Храмовая часть имеет ярусное, центрическое построение и представляет собой восьмерик на четверике, завершенный большим граненым барабаном с главкой. В интерьере храм открыт до самого верха. Декор здания выполнен из накладных досок и реек, имитирует формы каменной архитектуры. Памятник представляет большой историко-архитектурный интерес, как один из поздних образцов ярусных деревянных церквей. В интерьере сохранилась поздняя живопись, выполнена клеевыми красками. По все Тверской области наша церковь была самой богатой. Церковь была огорожена железной оградой, в которой захоронены священнослужители и знатные люди, в том числе и волостной судья Новоторжского уезда и церковный староста Кудряшов Иван Петрович также его имя и фамилия были высечены на колоколе.
   У церкви были свои земли: Поповка эти земли принадлежали и жителям. Их было 10 семей: Петеримовы, Кукишкины, Кудряшовы, Гагорюшкины, Григорий Морозов, Кузьма Морозов, Еримеев Петр, Пушкин, Еримеев. В церкви так же был церковный хор. В хоре были жители села Селище-Хвошня, регент хора был Козырев Михаил Иванович.
   Первым священником был Иван Постников. В 1883 году вследствие разыгравшейся бури здание Христорождественской церкви получило серьезное повреждение. Священник Иван Постников пожертвовал значительные средства на ее восстановление. С 1894года священником служил Евгений Павлович Макросов и дьяконом в должности псалтырщика Симеон Николаевич Спасский. Самый последний батюшка был отец Михаил Сперанский.

Фото. из архива Ивана Антипенко с сайта http://www.sobory.ru/

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. и материалам сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

     (Фото. № 1 Дениса Ивлева с сайта Тверскик своды. Фото. № 2 из архива Ивана Антипенко с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


   Один из самых ценных памятников деревянного зодчества в Тверской области, несмотря на разрушение верха, сохраняющий многие черты первоначального сооружения XVIII века. Трехпрестольный храм (Рождества Христова, Флора и Лавра и Смоленской иконы Божией Матери) перевезен в село в 1840-х гг.
   На рубеже 2000-х гг. рухнуло завершение храма, в настоящее время здание заброшено.
   Нет оснований полагать, что в 1840-х гг. могло быть сооружено подобное сооружение. Перед нами - достаточно характерный для второй половины XVIII века восьмериковый храм, сохраняющий в облике черты ярусных сооружений того периода (не исключено, что еще один ярус - средний между восьмериком и барабаном - не был собран при сборке в 1840-х гг.).
   Внешний дощатый декор и луковичная глава характерны для второй половины XIX века, возможно, они появились уже в 1880-х гг. при одном из ремонтов. Храм не был толком изучен (хотя возможности для этого не все утрачены и сейчас), поэтому приходится больше гадать о его первоначальной архитектуре.
   Его состояние сейчас можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Крыша протекала, а потолки рушились уже в 1980-х гг., вследствие чего аварийное здание не использовалось колхозом.
   До конца XX века сохранялись остатки орнаментальной живописи 1840-х гг. на полотнах, которыми были затянуты углы храма (в подражание тромпам, как, например, в Дрюцкове) и уникальное "небо" - орнаментальное (звезды). Роспись ставен, потолков и других деталей в деревянных зданиях была популярна в спировских селах и деревнях в середине - 2 половине XIX века.
   Как отмечалось, с момента катастрофы, когда восьмерики здания сложились внутрь, церковь остается без видимых новых разрушений - исключая постепенную гибель оставшихся верхними венцов четверика. Наилучшим образом сохранилась лишь колокольня - точнее, ее низ, уцелевший после разборки в 1930-х гг. остального. Советская крыша над ней сделана добротно и еще держится.
   В храме - в разных частях - уцелели под рухнувшими конструкциями, а также в алтаре полусмытые орнаментальные росписи середины - второй половины XIX в.
   Отметим, что в настоящее время, несмотря на руинированное состояние храма, его консервация и восстановление в принципе возможны. К большому сожалению, сейчас в этом направлении ничего не предпринимается. При этом Рождественская церковь - вероятно, старейший из уцелевших на территории Спировского района памятников деревянного зодчества, уникальный и в масштабах Тверской области.

   Павел Иванов.

Фото. Андрея Ага.

   
     (По материалам сайта Тверские своды.)

     (Фото. № 3 Андрея Ага. Начало 1990-х гг.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли