ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




СПИРОВСКИЙ РАЙОН, РАМЕНЬЕ

РАМЕНЬЕ - НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ


Храм Николая Чудотворца с приделом Александра Невского. Фото 1980х гг. Спировский краеведческий музей. matveevo.prihod.ru

   Село Раменье впервые упоминается в писцовой книге Бежецкой пятины за 1545 г. в составе погоста Спасского на Клинце: «В Клинце-ж в Спаском погосте деревни Богдановские Перфурова за Шишкою за Вешняковым сыном Чертовского отцовское поместье. Селцо Раменье: двор большой, а в нём сам Шишка, а людей его: двор Окиш, двор Ивашко да Овдокимко, двор приказсщик его Станко, пашни в поле 15 коробей, а в дву по тому-ж, сена 30 копен, да в отхожай пожне на реке Медведце сена 15 копен, обеж». Тогда ещё обычная деревня Раменье не имела своего храма – он появился позднее.
   Впервые храм будет упомянут в 1583 г. и будет носить посвящение Николаю Чудотворцу. В архиве прихода хранился документ – выписка из той самой писцовой книги, из которой следовало, что земли значились в то время «за княгинею Ромонидою и детьми ея Михаилом, Мариею и Анисьею». В двор княгини с сыном стоял в селе, а земли за ними числилось 304 десятины 1200 саженей.
   Самое раннее дело, касающееся раменского прихода, датируется 1770 г. и повествует о сгоревшей в феврале деревянной церкви. Вновь храм был выстроен в 1774 г. В 1800 г. в храм выслан взамен старого новый антиминс. Через два года храм обокрали, украдены были церковные деньги.
   В 1805 г. храм обшили новым тёсом, а в 1827 г. был заменён тёс на кровле. 1835 г. – делаются первые шаги по строительству новой церкви, пожертвованы первые деньги. 1837 г. – к скопленной при церкви сумме добавляется ещё одна тысяча рублей. В том же году причт, видимо решив начать постройку храма, просил консисторию разрешить выстроить небольшую часовню, где бы и проходили службы пока строится новая церковь. Но судьба распорядилась иначе – 16 июня 1837 г. церковь сгорела. В том же 1837 г. было начато строительство новой. По свидетельству священника села Раменье Алексея Завьялова церковь освятили 12 марта 1839 г. Но и после дважды - в 1838 и 1840 годах - выдаётся сборная книга. В 1843 г. престол снова освящают. Крестообразная на плане деревянная церковь с восьмигранным куполом с шатровым верхом, будет украшать село Раменье вплоть до 1980-х гг.
   Дважды за первые послестроительные годы причт просил возобновить церковный иконостас. Это случалось в 1843 и 1846 гг. Видимо иконостас был вынесен из старой церкви. Хотя священство храма в описи древних вещей Никольской церкви сделало запись о том, что храм дважды горел и поэтому ничего древнего в нём не сохранилось. Из древних вещей упомянут лишь «Образ Святителя и Чудотворца Николая длиною и шириною 8 вершков в серебряной ризе с таковым же венцем 84 пробы, весу в нем 1 и 63 фунта». Написана была икона в 1720 г. и на ней была подпись «Писал сей образ Лаврентий Трифонов».


Место храма. Фото Д. Ивлева. 2011 г. matveevo.prihod.ru

   В 1848 г. причт просит разрешения перестроить отдельностоящую колокольню. Буквально через год следует прошение о дозволении перелить колокол.
   1852 г. - в Никольскую церковь выдаётся новый антиминс.
   1853 г. - причт принимает решение устроить в храме тёплый придел. На эти цели выдаётся сборная книга. В 1856 г. придел был готов к освящению, и освящение было проведено.
   1863 г. - снова встаёт вопрос о реставрации иконостаса. Видимо, его ветхость не давала покоя духовенству. Через год от должности уволен староста Иван Савин, ещё через год выдана сборная книга, но на какие нужды сказать трудно – дело не сохранилось.
   1883 г. - на нужды церкви жертвуется 25 рублей, а через год переливается колокол.В 1893 г. заново был освящен второй храмовый придел. Крестьяне решили посвятить придел благоверному князю Александру Невскому – покровителю императора Александра III. Причиной тому было спасение императора и его семьи во время крушения поезда. О решении прихожан переименовать придел было сообщено в Святейший Синод и Императору. Дело было озаглавлено «О доведении до сведений Государя Императора о верноподданнических чувствах».
   В том же 1893 г. строится приходская часовня. Всего часовен в Раменском приходе насчитывалось две. Одна из них была в деревне Горма, посвящённая святителю Николаю. Вторая – в Крутове была в честь мучеников Флора и Лавра. Обе они были деревянными.
   1895 г. – при приходе была учреждена библиотека. Всё это было сделано при престарелом священнике храма, который в то же время был и духовником окрестных приходов. При батюшке многое изменилось на приходе. Так в 1897 г. деревянная Никольская церковь была полностью окрашена. Само село и его священник оставили такие впечатления у тверского владыки Дмитрия в 1899 году: «Церковь деревянная, построенная на возвышенном мете и издалека видная; снаружи она вся окрашена в тёмно-синий цвет. В ней два придела: главный посвящён святителю Николаю, а придел в трапезной во имя святого благоверного князя Александра Невского. Священник – почтенный старец, духовник окружного духовенства, выложил все документы и за прежние годы, так что трудно было в них разобраться; вместе с документами положил несколько книг из церковной библиотеки, большею частью пособия для проповедников. Церковь внутри убога украшениями, небогата утварью. Вокруг церкви приходское кладбище, содержимое не в надлежащем порядке, на некоторых могила есть очень хорошие памятники».


Святые врата погоста. Фото Д. Ивлева. 2011 г. matveevo.prihod.ru

   Остались впечатления у преосвященного и о местной школе: «В с. Раменье – школа грамоты, и обучение в ней идёт неудовлетворительно. Для школы выстроено особое здание – деревянное, на нём красуется большая вывеска с красивою надписью славянскими буквами «Церковно-приходская школа», что не соответствует ни курсу, проходимому в ней, ни ответам спрошенных детей по Закону Божию. Пред школьным зданием выставлен был стол, покрытый белою скатертью, и на нём положен хлеб-соль, - по обе стороны разставлены были школьники во главе с учительницею, дочерь местного священника. В церкви дети не поют».
   В 1897 г. причт подал жалобу на старосту часовни в д. Крутово крестьянина Алексея Кодратова, который не сдал в приходскую кассу собранные в этой часовне доходы. В 1900 г. из церкви были похищены 33 рубля. Обнищавший приход был вынужден пойти на крайние меры – просил разрешения продать с торгов часть леса, который в 1857 г. купил причт для своих нужд. В 1902 г. вдобавок ко всему был продан участок земли принадлежавший причту. На эти деньги в 1903 г. прихожане смогли перелить разбитый колокол.
   В 1901 г. в приходе служил священник Алексий Савельевич (?) Завьялов, 59 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1868 г., священник с 1870 г. Отец Алексий состоял учителем Закона Божьего церковно-приходской школы, депутатом и духовником окрестного духовенства, в 1898 г. был награждён камилавкой. Вместе с ним служил псаломщик Никита Иванович Архангельский, 42 лет, кончил духовное училище, в должности с 1881 г.
   В приход села Раменье входили деревни Бараново, Кресты, где по преданию были зарыты монастырские сокровища, Крутово, Цивилёво, Каменка, Березайка, Курганы, Горма. Всего было 167 приходских дворов, 483 мужчины и 482 женщины.
   В 1915 г. в приходе был уже новый настоятель священник Феодор Казанский, 39 лет, окончил семинарию, в служении 9 лет. Псаломщик был так же новый – Николай Богословский, 26 лет, из духовного училища, на службе 6 лет. В церковно-приходской школе обучались 59 учеников, плата за законоучительство составляла 30 руб. Число прихожан увеличилось – 545 мужчин, 525 женщин.
   В 1930-е гг. приход лишился священника. Местный благочинный о. Алексей Сибирский в 1936 г. посылал сюда священника Нарциссова, как это следует из материалов уголовного дела, но того не зарегистрировали. В те же 1930-е гг. церковь была закрыта.
   Разобрали Раменскую церковь от ветхости, а при разборке нашли упавший кованный крест от храма. Сейчас он поставлен на месте алтаря церкви. Сохранилось и несколько надгробий без надписей. Арка врат – всё что напоминало о храме обрушилась. Так гибнет память о некогда кипевшей в этих местах истории.

   Денис ИВЛЕВ


Святые врата погоста. Фото Ильи Смирнова. 2005 г. sobory.ru

   
     (По материалам издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012.)

     (Фото. № 1 из архива Спировского краеведческого музея с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево, фото. № 2, 3 Дениса Ивлева с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево, фото. № 4 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли