ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




СПИРОВСКИЙ РАЙОН, ОБОДОВО

ОБОДОВО (ОБУДОВО) - ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Tanjuta с сайта http://www.sobory.ru/

   ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ОБОДОВО

   Главным свидетельством о былой культуре и богатстве села является Троицкая церковь. Она расположена на северо-западной окраине села, на возвышенности, рядом с кладбищем. Церковь была построена ещё давно, в 1672 году, и первоначально была деревянной. В деревянной церкви был иконостас, где центральное место занимала икона Николая Чудотворца. Но деревянный храм обветшал.
   Зимой 1787 года священник Михаил Стефанов с прихожанами пишет «всепокорнейшее прошение» на имя члена Правительствующего Синода Иосаафа: «В оном нашем селе... деревянная церковь... обвенчала и затем священнослужение в ней исправляется с немалою опасностью... вместо которой в ту же именование желание имеем построить новую каменную подле нее». Прихожане просили прислать не просто строительную команду, а «достойных храма архитекторов». Не хотели селяне ударить «в грязь лицом» перед соседями! На средства прихожан и была построена новая церковь из кирпича. Строили основательно и на века. Строительство длилось шесть лет (1787-1793 гг.). Троицкая церковь села Ободово

Икона Богоматери из села Ободова (хранится в музее имени А.Рублева)

   Освящена церковь 20 мая 1795 года. Произошло это при большом стечении народа со всех окрестных деревень в Троицын день. Церковь выложена из красного кирпича на известковом растворе, оштукатурена и побелена. Весь архитектурный комплекс состоял из храма с апсидой, трапезной и трехъярусной колокольней. Церковь имеет симметричную относительно продольной оси композицию. Собственно храм типа «восьмерик на двухсветном четверике», обладающий несколько тяжеловесными пропорциями объёмов, покрыт гранёной крышей с 8-гранным в сечении кирпичным барабаном. В дальнейшем церковь несколько раз перестраивали, но даже сейчас видно как красив фасад, вызывает восхищение парадность отделки. Кто проектировал церковь неизвестно, но, бесспорно, это был настоящий мастер.
   Уникальность церкви в том, что это единственный в Спировском районе памятник архитектуры, возведенные в стиле барокко.
   В 1814 году в селе случился большой пожар. Выгорело почти все село, пострадала и церковь. Но на средства прихожан церковь была восстановлена. В 1828 году вокруг неё была сооружена кирпичная ограда с двумя Святыми воротами, переложенная десять лет спустя, в 1838 году. Деревянная загородка между столбами в 1886 году заменена железными решётками.
   К храму прихожане относились с большим вниманием. В 1831 году на смену деревянной кровли была положена железная.
   В 1845 случился еще один пожар, после которого была частично переложена лицевая поверхность кладки апсиды, заново выложены наличники на окнах. Работы требовали денег, и немалых. Но многие прихожане делали пожертвования, кто сколько мог.
   В церкви было два престола: Живоначалий Троицы и Святителя Николая.
   После пожара иконостас вновь позолотили, стены заново оштукатурили и выкрасили. Денег на эти работы было выделено на две трети от необходимого, поэтому прихожане в который раз согласились пополнить недостающую сумму своими добровольными пожертвованиями.
   В 70-е годы XIX века переливается большой колокол, покупается потир, ведутся работы по возобновлению иконостаса, красится крыша.
   В 1890 году строится новая часовня, средства на строительство которой составляют пожертвования прихожан. Часовню возводят «в память чудесного спасения Александра III и Его Августейшейшего Семейства от угрожавшей опасности» (17 октября произошло крушение императорского поезда на Курско- Харьково-Азовской железной дороге). Деревянная часовня, построенная руками ободовских мужиков-умельцев, до наших дней не дожила. Но сохранилась другая каменная часовня-усыпальница, построенная в первой половине XIX века. Расположена она рядом с храмом, со стороны апсиды. В конце XIX века проводились ремонтные работы и приводился в порядок иконостас - гордость всего прихода.
   В начале XX века взамен первоначальной очень небольшой трапезной была сооружена новая двухпредельная трапезная, по числу престолов, а на западном фасаде колокольни выстроен притвор. К этому времени относятся сохранившиеся в интерьере фрагменты живописи. До нас дошли лишь небольшие кусочки живописных росписей внутреннего убранства церкви. Перекрытие восьмерика занимала большая роспись «Господь Вседержитель и силы небесные». На западной части была написана «Помилованная грешница». В лотке апсиды - «Новозаветная Троица».

Икона Иоанна Предтеча из села Ободова (хранится в музее имени А.Рублева)

   В 1917 году пришли новые времена. Церковь постепенно стала угасать. В 1929 году священником стал батюшка Лошкарёв Николай Макарович. Жил он в селе Ободово рядом с храмом. Он исправно нёс свою службу в церкви, призывал людей к вере и покаянию. Службы были различными. По будням проходили заутренняя, обедня и вечерняя службы. А в праздничные дни служба длилась на протяжении всего дня.
   В 1929 году начались события, широко охватившие многие районы. Это происходило повсеместно — началось крушение церквей. В народе прошёл слух: в Ободовской церкви будут снимать колокола. По рассказам бывшего жителя села Ободово П.А.Ковалёва люди встревожились. Как это смогут снять колокола? Маленькие можно, а вот большой колокол, под которым можно укрыться десяти человекам, как его снимать? А тут разнёсся новый слух: снимать колокола будут для того, чтобы переплавить их - стране нужен металл для тяжёлой индустрии.
   Смотреть, как будут снимать колокола, собралось всё село. Зрелище было интересным. Подъехали к церкви трое дюжих мужика, лошадь запряжена в лёгкую телегу. Это были посланцы из Спирова. Они подняли на колокольню увесистые кувалды. Легко полетели вниз маленькие колокола, а их было двенадцать. Затем приступили к большому колоколу. От сильных ударов кувалды по нему, оглушительный звук далеко разносился по окрестностям. Колокол прямо боролся за своё существование. И всё же по нему прошли трещины и. наконец, oт него стали откалываться куски и падать вниз, на землю. Дело довершилось легко. Колокольня осиротела, окна проёмов стали пусты.
   На второй день пришла автомашина, куски и осколки погрузили и увезли на железнодорожную станцию. Потом принялись разорять и церковную ограду. Разрушать ограду было тяжело, не поддавалась она. Но внутреннее помещение церкви пока было не испорчено.
   Ободовская церковь Троицы действовала ещё до 1935 года: в ней шло богослужение. Но после 1935 года церковь прекратила своё существование, перевелись местные священники. А священники издалека не решались взять на себя церковный приход. И была церковь заброшена. Церковными помещениями завладел колхоз. Ставили там веялки, очищали зерно. Хранилось там и необработанное зерно. Всё было завалено мякиной и прочими отходами. На алтаре хранилась конская упряжь и другой колхозный инвентарь. В помещениях было холодно, во многих окнах уже не было стёкол. А чинить церковные окна дело не простое. Всё стало приходить в запустение, было разбито. Внутри церкви даже поселились птицы.
   Сегодня кровельные покрытия протекают, штукатурка со стен осыпается, крыша и перекрытия разрушены. Полы сняты, перекрытия подвалов провалились. Фрагмент живописи в аварийном состоянии. Убранство интерьера не сохранилось. Реставрационные работы ни разу не проводились.
   Церковь на Руси не просто место, куда приходя помолиться. Это символ духовности и культуры. Возводили ее часто всем миром, как и Троицкую церковь. Украшали, гордились и берегли. Церковь, как человек: рождается, стареет и умирает. Только век ее более долог, чем людской.
   Стоит на окраине села красавица-церковь, много повидавшая за два века. Одиноко доживает свой век. Уже с трудом различается роспись на стенах некогда богатой церкви. Но чудом сохранилась две иконы, кои нашли свое место в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Они когда-то украшали иконостас Троицкой церкви. Это иконы «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», написанные в середине XV века, как напоминание о былом величии.

   По материалам спировских креведов

Фото. Андрея Ага.


   Село Обудово, от Твери 70 верст, от Торжка 35 верст.
   Церковь Троицкая, построена в 1793 году, каменная, престола два: Святой Троицы и Святителя Николая.
   Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1823 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Арсений Евгеньевич Гусев 28-ми лет, студент семинарии, в служении с 1892 года, священником с 1896 года, состоял катехизатором и законоучителем земской и церковно-приходской школ. Диакон Матфий Алексеевич Никатов 68-ми лет, в служении с 1854 года, диаконом с 1884 года. Псаломщик Василий Петрович Митропольсекий 54-х лет, в должности с 1861 года.
   Прихожан в селе Обудове, в деревнях: Климове, Крутцах, Перхове, Нянькине, Ворожебкине, Лукине - 300 дворов (930 мужчин, 993 женщины) в их числе раскольников 10 дворов (25 мужчин, 31 женщина).
   В 1914 году служили: Священник Павел Лошкарев 32-х лет, окончил семинарию, на службе 7 лет. Штатный диакон Александр Лебедев 48-ми лет, на службе 28 лет, в Троицком храме 6 лет. Псаломщик Александр Митропольский 35-ти лет, на службе 9 лет.
   Прихожан в деревнях: Перхово, Няньково, Крутцы, Климово, Ворожебкино, Лукома - 1093 мужчины и 1128 женщин, раскольников 36 мужчин и 42 женщины.

   
     (По материалам Официального сайта администрации Спировского района и материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. № 1 Tanjuta с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 4 Андрея Ага. Начало 1990-х гг.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли