ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




СПИРОВСКИЙ РАЙОН, МАТВЕЕВО (ГЕОРГИЕВСКОЕ, ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПОГОСТ, ГЕОРГИЕВСКО-ЧУДИНСКИЙ ПОГОСТ)

МАТВЕЕВО (ГЕОРГИЕВСКОЕ, ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПОГОСТ, ГЕОРГИЕВСКО-ЧУДИНСКИЙ ПОГОСТ) - ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. yozik с сайта http://sobory.ru

Преображенская церковь.

   История Преображенской церкви с. Матвеево началась с пожара 1691 г. Тогда на погосте Георгиевско - Чудинском (с. Матвеево) сгорела деревянная церковь Георгия Победоносца. На месте храма были обретены невредимыми две иконы: Преображения Господня и икона Божией Матери Владимирская с изображением св. вмч. Георгия Победоносца на обороте. В память об этом чуде новый храм был посвящён Преображению Господню. Но к 1731 г. деревянная церковь обветшала и местный помещик Пётр Давыдов подал прошение построить новую деревянную церковь. Разрешение было получено в 1732 г. В архиве прихода хранился "Указ Санкт Петербургского Правительствующего Синода Вице Президента Великого Господина Преосвященного Феофана Архиепископа Велико - Новоградского и Его Архиерейского казённого приказа Бежецкия Пятины Тверской половины Егорьевского Чудинского погоста попу Максиму Провову от 18 марта 1732 г. за № 274", в котором было дано разрешение строить новую церковь.
    В 1733 г. новая церковь была освящена. Она была трёхпридельная. Главный придел был посвящён Преображению Господню, два других Рождеству Пресвятой Богородицы и Георгию Победоносцу. Под храмом в начале XIX в. была устроена усыпальница дворян Карачинских. Они много благодетельствовали храму. Так помещик Егор Михеевич Карачинский устроил на свои средства купол, а его сын Николай Егорович "своим коштом" капитально отремонтировал деревянную церковь. Он же предлагал прихожанам построить новую каменную, но они за неимением средств "к вспомошествованию отказались".
   Но со временем деревянная церковь снова пришла в ветхость. И на сходе в 1853 г. прихожане решили строить каменную церковь. Начальником строительства выбрали Матвеевского помещика отставного штабс - капитана Кинтилиана Ивановича Давыдова. Под его руководством строительство церкви завершилось к 1861 г. Храм строился на народные пожертвования, но много благодетельствовали и помещики с. Чёрный Ручей бароны Энгельгардты Василий Богданович и Варвара Николаевна, а так же помещица Мария Ивановна Рукина (она завещала на эти нужды деньги). Иконы для нового храма были частью перенесены из старого деревянного, как и иконостас, а частью пожертвованы окрестными помещиками Карачинскими и Давыдовыми.
    Освящение престола Рождества Пресвятой Богородицы состоялось 8 (21 по н.с.) сентября 1861 г. Освящал престол Тверского кафедрального собора протоиерей Козьма Кириллович Чередьев.
   Освящение главного Преображенского престола было отложено из-за обнаруженных неисправностей перемычек над "окнами и дверьми и наружным карнизом". Исправлял неисправности Вышневолоцкий городской архитектор Александров. Все работы были закончены в 1864 г. И 8 (21) сентября 1864 г. состоялось освящение Преображенского престола. Освящал его местный благочинный священник Никанор Соколинский. В иконостасе храма была помещена древняя чудотворная икона Преображения Господня, а другая чудотворная Владимирская икона была установлена в алтаре храма.
   Богослужения в храме были прекращены в 1962 г. Приход был закрыт в 1972 г., с тех пор храм пустует. В настоящее время находится на реставрации.

    Денис Ивлев, краевед.

   
     (По материалам сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

     (Фото. № 1 yozik с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

Преображенский храм. Зима 2012 г. Фото Д. Ивлева


   Погост Георгиевский Чудинский, от Твери 85 верст, от Волочка 45 верст.
   Церковь Преображенская, построена в 1861 году, каменная, престола два: Преображения Господня и Рождества Пресвятой Богородицы.
   Церковные документы: опись 1822 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1820 года.
   1901 году служили: Священник Антоний Иоакович Зосимовский 64-х лет, окончил духовную семинарию, священником с 1861 года, состоял законоучителем земского училища, награжден в 1897 году наперсным крестом. Диакон Арсений Андреевич Рудаков 62-х лет, диаконом с 1857 года. Псаломщик Николай Иванович Рождественский 32-х лет, в должности с 1885 года.
   Прихожан в сельцах: Осташкове, Гришутине, в деревнях: Матвеиве, Климове, Черном Ручье, Реброве, Горке, Доронине, Семенникове, Лукине, Бурцове, Вожайкове, Чудинах, Трубине, Язвищах, Горохове, Коробихе, Пенькове - 335 дворов (1137 мужчин, 1235 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Александр Рудаков 35-ти лет, окончил семинарию, на службе 13 лет, в Преображенском храме 7 лет. Штатный диакон Иоанн Архангельский 30-ти лет, на службе 11 лет, в Преображенском храме 6 лет. Исполняющий должность псаломщика Димитрий Троицкий 23-х лет, на службе 7 лет, в Преображенском храме 1 год.
   Прихожан в деревнях: Матвеево, Климово, Черный Ручей, Реброво, Горка, Доронино, Семениково, Лукино, Бурцево, Вожайново, Чудины, Трубино, Язвищи, Горохово, Коробиха, Пеньково, Гришутино - 1124 мужчины, 1189 женщин.
   К сей церкви приписана Георгиевская церковь, каменная, построена в 1869 году, престол один Святых Великомучеников Георгия и Варвары. Расстоянием от приходской в 10 саженях.
   В приходе находилось две часовни: 1) в деревне Коробине, Успения Божией Матери, построена издавна, деревянная; 2) в деревне Трубине, Тихвинской Божией Матери, построена в 1896 году в память Восшествия на Престол Государя Императора Николая Александровича.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год. - Тверь, 1914.)

     (Фото. № 2 Дениса Ивлева 2012г. с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)


   ПОГОСТ ГЕОРГИЕВСКО-ЧУДИНСКИЙ

Храмовый комплекс. Зима 2012 г. Фото Д. Ивлева

   На земле бывшего погоста Егорьевские Чудни находится д. Матвеево. В Новгородской переписной книге указывается, что после того, как в деревне Матвеево была построена церковь, погост из Чудин переведён в неё и стал называться Георгиевско-Преображенским. Это сравнительно редкий в настоящее время пример сельского церковного комплекса с двумя храмами: летней Преображенской церковью (1861 года) и зимней Георгиевской (1869 года), ныне действующей. Церкви построены помещиками Карачинскими и Энгельгардтами, в последствии захороненными в склепе-усыпальнице под Георгиевской церковью.
   В 1931 г. церковь была закрыта. Вновь открыта в 1995 г.
   Настоятель и председатель приходского совета: священник Ивлев Михаил Сергеевич.

   М.И. Москвина, директор Спировского краеведческого музея.

   
     (По материалам издания От Валдая до Селигера. Справочно-краеведческое издание. - Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2001.)

     (Фото. № 3 Дениса Ивлева 2012г. с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)


Преображенский престол в Преображенском храме. Ф. 1950-е гг. Из архива Выдропужского прихода. matveevo.prihod.ru

   Кто и когда основал это селение неизвестно, как неизвестно точно почему оно носило такое странное название – Чудины. А село это древнее. Ещё в 1545 году в Новгородской писцовой книге Бежецкой пятины говорится: "В Чудини же погост, а в нём церковь Егоргий Великий, а церковных дворов на погосте: двор поп Левонтей, дв. дияк церковной Васка, дв. пономарь, дв. проскурница (просфорница – Денис Ивлев), пашут на погосте землю церковную, в обжи (т.е. налогом – Д.И.) не положена."
   Век XVII стал для Георгиевско-Чудинского погоста, а именно такое название получил погост после строительства в нём деревянного храма во имя св. вмч. Георгия "с приделом свв. муч. Флора и Лавра", переломным. До сих пор народная память хранит легенды о польско-литовском нашествии. По легенде, поляки ставили в Матвеевском храме лошадей, а затем его сожгли и двинулись дальше, но ослепли и утонули в болотах, которых в то время много было в окрестностях села.
   Рассказывают, что на Поповой горе, что находится в поле к востоку от храмов, в то же время произошла битва ливонцев и местного ополчения. С тех пор Попову гору называют "Ворота на Русь" или "Литвинские ворота". В том же XVII в. в селе Георгиевском – так некоторые источники именуют Георгиевско-Чудинский погост, сгорела прежняя деревянная церковь и на её месте была обретена икона Преображения Господня "чудесно сохранившаяся от огня во время пожара".
   Первая известная нам Спасо-Преображенская церковь была построена на погосте в 1733 г. "тщанием помещика Петра Давыдова", храм был деревянным с двумя приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и св. вмч. Георгия. Со временем храм обветшал, и в 1776 году помещик соседнего сельца Чёрный Ручей Егор Михеевич Карачинский решил заменить на церкви главу и храм простоял ещё почти полвека, вплоть до 1820 г.


Престол Рождества Богородицы в Преображенском храме. Ф. 1950-е гг. Из архива Выдропужского прихода. matveevo.prihod.ru

   В 1820 году сын Егора Михеевича "коллежский регистратор Карачинский" Николай Егорович, участник Тверского ополчения 1812 г. и заграничного похода Русской армии 1813 – 14 гг., награждённый орденами Св. Анны III степ. и Св. Владимира IV степ., решил "собственным коштом" отремонтировать свой приходской храм. Незадолго до этого, как видно из документов, Карачинский предлагал прихожанам построить новый каменный храм, но за неимением средств прихожане "к вспомоществованию отказались". Вот и решил Николай Егорович отремонтировать старую церковь на свои средства.
   Но настало время и местные крестьяне сами решили строить в погосте новый каменный храм. Стоял июль 1854 года, когда в Тверскую духовную консисторию на имя Архиепископа Тверского и Кашинского Гавриила поступило прошение от крестьян и помещиков Георгиевско-Чудинского прихода "разрешить своим благословением приступить к построению в означенном нашем погосте каменной церкви и о сем учинить Милостивейшую Архипастырскую резолюцию". Под документом стоят подписи причта, окрестных помещиков и старост приходских деревень: Язвище, сельца Климово, Семенниково, Реброво, Карабихи, Горки.
   Строительство нового каменного "с колокольнею" храма было разрешено, и, избранный "с общаго согласия" строителем храма, помещик соседнего с Георгиевским сельца Матвеево отставной штабс-капитан Квинтилиан Иванович Давыдов приступил к заготовке материала.


1905 г. Ученики земского училища и учительница В.М. Сперанская, священник Александр Рудаков и диакон Иван Архангельский. Из архива Выдропужского прихода. matveevo.prihod.ru

   Строили храм всем миром, своими пожертвованиями строительству помогали соседние помещики, среди них были очередной владелец с. Чёрный Ручей барон, выпускник Царско-Сельского Лицея 1824 г, участник русско-турецкой войны и подавления первого польского восстания, награждённый орденами Св. Анны, Св. Владимира, Св. Георгия VI степ. и Св. Станислава I степ. Генерал-лейтенант Василий Богданович Энгельгардт II, его супруга баронесса Варвара Николаевна Энгельгардт, урождённая Карачинская, и помещица Мария Ивановна Рукина.
   Освящение первого престола Рождества Пресвятой Богородицы состоялось 8(21) сентября того же 1861 г. Освящал храм, по прошению всё того же Давыдова, "священник Тверского кафедрального собора протоиерей Козьма Кириллович Чередьев".
   Второй (Спасо-Преображенский) престол был освящён лишь через три года 8 сентября 1864 года.

1910-е гг. Слева на право: истопник Егор, помещик Василий Бажанов, староста Алексей Умнов, сидит диакон Иван Архангельский. Из архива Выдропужского прихода. matveevo.prihod.ru

   Через год на погосте началось строительство нового каменного храма во имя св. вмч. Георгия и св. вмч. Варвары. В своём прошении от 14 июля 1865 г. строитель Георгиевской церкви барон Василий Богданович Энгельгардт объяснил причины принятого им решения: "Между делов, осмотрев со всею подробностию склеп, устроенный при каменной церкви Георгиевско-Чудинского погоста (имеется в виду Преображенская церковь – Д.И.), свящ. о.Ипполит (свящ. Ипполит Васильевич Постников – Д.И.) и я вполне убедились в том, что не только склеп недостаточно просторен для помещения в оном шести гробов (гг. Карачинских – родственников В.Б. Энгельгардта – Д.И.), но что и устройство в той церкви ещё одного придела сопряжено с величайшими неудобствами и, видимо, обезобразило бы внутренний и наружный вид сего храма, а потому вместо того, чтобы устоить новый придел решил я, испросив соизволения Вашего Высокопреосвященства, построить новую небольшую тёплую каменную церковь с двумя приделами во имя Св. Вмч. Варвары и другой во имя Св. Вмч. Георгия."    Разрешение было получено и новый храм был закончен в 1869 г.
   В номере 1 "Тверских Епархиальных ведомостей" за 1899 г. Георгиевская церковь описывалась так: "Эта церковь построена помещиком В.Б. Энгельгардтом в память своей жены В.Н. (урожд. Карачинской). Храм этот однопрестольный, посвящен св. вмч. Георгию и вместе св. вмч. Варваре. Иконостас в нём из кипариса, без всяких украшений, но замечателен по своей изящной работе и простоте рисунка. Иконы для этого храма писаны в С.­Петербурге художниками; икон немного, но оне весьма замечательны по своей отличной живописи.
   В 1884 году в с. Георгиевском было открыто Чудинское земское начальное училище. Преподавали в нём священник Александр Арсентьевич Рудаков, его брат Павел Рудаков и сестры Сперанские Варвара Михайловна и Александра Михайловна – дочери священника погоста Михаила Ивановича Сперанского.
   В 1908 году 8 июля помещику соседнего сельца Чёрный Ручей Василию Ивановичу Бажанову "в сонном видении" явился преподобный Нил Столобенский. В память об этом событии Бажановым была заказана большая икона с частицею мощей святого, которую он передал в дар приходу на Нилов день в 1909 году. С тех пор вплоть до закрытия в Матвееве храмов с этой иконой совершался крестный ход из летней церкви в зимнюю, а сам день памяти преподобного Нила до сих пор почитается как престольный праздник.
   В том же 1909 г. было положено начало и ярмарке, которая проходила на Нилов деть на площади перед храмами. Даже в годы Советской власти, вплоть до 1931 г., ярмарка собирала в этот день жителей окрестных селений. В 1931 г. с колокольни Преображенского храма были сброшены колокола, среди которых был колокол, весом 158 пудов, отлитый в 1891 г. на пожертвования прихожан погоста и владельца соседнего Чернорученского стекольного завода купца С.А. Добровольского. 1931 г. стал годом закрытия Матвеевских храмов. В селе умер священник, а дьякон Николай Барбашинов, который пытался противостоять закрытию церкви был арестован. В село он больше не вернулся.

Священник Михаил Белов Фото нач. 1950-х гг. Из архива Выдропужского прихода. matveevo.prihod.ru

   Ещё в 1920-х г. на приходе служил священник Александр Викторович Смирнов, в 1944 году он принял монашество и был хиротонисан во Епископа Смоленского и Дорогобужского. Именно благодаря его ходатайству через Патриархию 20 декабря 1944 г. матвеевский приход был снова открыт. Настоятелем был назначен священник Михаил Иванович Белов. Благодаря стараниям отца Михаила в сравнительно короткий срок храмы были подготовлены к богослужению, которое состоялось на Пасху 5 мая 1945 г.
   В 1940 – 50-е гг. приход становится местом, куда стекаются за помощью люди со всех концов страны. О. Михаил был благословлён на изгнание бесов, и многие по его молитвам получали исцеление. Но не по душе был такой священник местному партийному руководству, недолюбливал его и уполномоченный по делам религии Хевронов. И поэтому в 1962 г. властям под угрозами удалось отправить о. Михаила за штат, а приход был ликвидирован. Возрождение матвеевских храмов началось в 1989 году. Указом епископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем Георгиевско-Варваринского храма в с. Матвеево был назначен священник Вышневолоцкого богоявленского собора о. Фёдор Лищенюк. Первое богослужение состоялось на праздник св. Георгия Победоносца 9 декабря 1989 г. При помощи прихожан в храме удалось провести косметический ремонт, покрасить крышу, привести в порядок окружающую территорию.
   С 1995 по 2000 год на приходе служил священник Александр Рожок. После него настоятелем прихода стал протоиерей Михаил Ивлев. При нём 11 сентября 2002 г. на площади перед храмами была открыта мемориальная плита с именами павших в годы Великой Отечественной войны жителей с. Матвеево, и дд. Климово и Семенниково, а 18 сентября 2004 г. на колокольню Преображенского храма были подняты пять колоколов воронежского литья.
   В 2000 году в селе Матвеево началось создание приходского краеведческого музея, первая его экспозиция расположилась в стенах летнего Преображенского храма в 2003 г. В следующем году решением администрации Спировского района музею было выделено здание Матвеевской начальной школы. 11 августа 2005 года в год празднования 460-тилетия с. Матвеево после ремонта и составления новой экспозиции по истории села и быта крестьян прихода начале XX в. музей был открыт в новом здании и переименован в Музей сельского прихода.
   Георгиевский приход с. Матвеево на протяжении всей своей истории был тем единственным местом, где каждый человек мог получить утешение и помощь.
   Таким он остаётся и до сих пор. И не взирая на перипетии нынешнего дня, не взирая на то, что катастрофически тает население окрестных деревень, нет рабочих мест, не засеваются окрестные поля и нет средств на восстановление храмов приход был и остаётся хранителем заветов Православия и островом Света Христовой Истины на этой грешной земле.

   Денис Ивлев, г. Вышний Волочек


1890е гг. Погост Георгиевско-Чудинский. Из архива Выдропужского прихода. matveevo.prihod.ru


Фото. Андрея Ага

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии.)

     (Фото. № 4 - 9 из архива Выдропужского прихода с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево. Фото. № 10 Андрея Ага.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли