ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




СПИРОВСКИЙ РАЙОН, КОЗЛОВО (БОЛЬШОЕ КОЗЛОВО, БОГОРОДСКИЙ ПЛАВИ ПОГОСТ)

КОЗЛОВО (БОЛЬШОЕ КОЗЛОВО, БОГОРОДСКИЙ ПЛАВИ ПОГОСТ, БОГОРОДИЦКИЙ ПЛАВИ ПОГОСТ) - ВВЕДЕНСКИЙ СОБОР

ФОТОАЛЬБОМ

Фото Александра Денисова с сайта http://sobory.ru

   «Село Козлово, от Твери 120 вёрст, почтовый адрес Козлово» - такие сведения о селе Козлово Спировского района приводит «Тверской епархиальный статистический сборник» И. Добровольского. Село это когда - то было центром Козловской волости Вышневолоцкого уезда, а затем целого Козловского района. Сейчас это одно из крупнейших селений Спировского района - центр Козловского поселения.
   С незапамятных времён украшает центр села величественный Введенский собор. Пятикупольная его громада будто парит над селом, доминируя над окрестностями. История Свято - Введенского храма села Козлово уходит в глубь веков, а сама история его строительства окутана множеством тайн и загадок.
   Первое упоминание Введенского прихода с. Козлова относится к XV веку. На страницах «Писцовой книги Бежецкой пятины письма Василия Григорьевича Наумова и Семёна Захарьина сына Дятлова», составленной в лето от Сотворения мира 7007 (1498/99 гг.) в разделе «Монастырские деревни» вслед за упоминанием погоста Спасского в Клинецком (современное Спасоклинье) мы находим строки и о погосте Богородицком Плавском (современное Козлово). С незапамятных времён, эта местность носила название «Плав». В словаре Владимира Даля слово «плав» трактуется как трясина, где под деревом вода или же обширная мочежина. И это неудивительно. В окрестностях села ножество низких, болотистых мест.
   Богородицким же погост стал называться после строительства деревянного храма во имя Введения Пресвятой Богородицы. Первое упоминание о нём относится так же к 1498/99 гг., в Писцовой книге говорится о принадлежавшей монастырю церкви «Веденья Пречистые из Плав, а [в] Плавском погосте, треть сохи». Выше упоминается «Игнат Юренев, луховитин, деревни за ним Александровские Тимофеева в Богородицком погосте в Плавском, сох 8 с третью».
   Более подробное описание храма и имена священнослужителей погоста мы встречаем в Писцовой книге Бежецкой пятины за 1545 г.: «В Плавех же погост, а в нём церковь Введенье Святии Богородици, а церковных дворов на погосте: двор поп Олексей, дв. пономарь, дв. проскурница, пашут на погосте землю церковную. Да церковные же Введенские деревня и починок. Деревня Онашкино: дв. диякон Миня, дв. дияк церковнои, пашни 4 коробьи, сена 20 копен. Починок Симаниха: дв. Сенка, дв. Игнашка, пашни 4 коробьи, сена нет, земля церковная в обжи не положена».
   Кроме того в Писцовой книге упоминается село Козлово, которому в XIX веке суждено было стать центром Введенского прихода: «В Плавех же в Богородицком погосте в волостке в Олександровской ж Тимофеева деревни, а были в поместье за Ивашком за Микитиным сыном Болтина, а ныне за Ивашком за Фёдоровым сыном Шаблыкина да за его детми за Степаном, да за Ондрейцом, да за Федцом старое их поместье. Деревня Козлово на речке на Судомле: двор большой, а в нём сам Ивашко з детьми, а людей их: двор Назарко, дв. Ширяйко, пашни в поле 17 коробей, в дву по тому ж, сена 150 копен, 3 обжы».
   Начиная с 1583 г. церковное место в погосте Богородицком Плавском стало именоваться Козлово и так именуется до сих пор: «Погост на Козлове на реке Судомле в Плавех. А на погосте церковь Введенья Пречистой, древяная вверх. А в церкви образы и свечи и книги и все церковное строение приходное. Да на погосте ж поп Левонтей, двор дьячёк Тимошка Минин, двор пономарь, двор проскурница, да восемь келей, а в них живут нищие, а питаютца о церкви Божьей».
   Интересно упоминание ещё одного храма в погосте Плавех. Он стоял в починке Гора и носил название «Варламей Хутынски Чюдотворец» с приделами «Сергей Чюдотворец да Илья Пророк», кроме того в починке стояла «тёплая церковь Никола Чюдотворец». Жили при храме поп Никита, дьячёк Офонька Григорьев, пономарь и проскурница.


Село Козлово. Введенский собор. Фото нач. XX в. Архив Д. Ивлева. matveevo.prihod.ru

   С древнейших времён в Козлове существовало древнее раскольничье кладбище, называемое Мокрое – «при копании могил появляется вода». Об этом кладбище пишет В.А. Плетнёв в книге «Об остатках древности и старины в Тверском крае» (1903 г.). Он же, ссылаясь на брошюру «Тверской Музей», рассказывает о «кольчуге, кольчатой рубахе, весом около 11 фунтов, найденной близ села Козлова Вышневолоцкого уезда, на правой стороне от тракта из Волочка на Ржев». При этом он указывает на ошибку - тракт, на котором располагалось село, шёл из Волочка на Бежецк.
   Плетнёв пишет так же о приходских часовнях. Так Вознесенская часовня в д. Горма «по преданию… построена на месте бывшаго кладбища». А «близ деревни Лежа находятся две древния земляныя насыпи, расположенные невдалеке одна от другой, на покатости: на одной из них помещается часовня во имя Зосима и Савватия. Одна из насыпей имеет в окружности 30 саженей и в высоту около 3 саж., другая была разрываема, при чём находили человеческие кости».
   Пишет Плетнёв и о старинном кладбище на горе близ д. Ососье: «в 31 сажень длины и 30 саж. ширины, усеянном могильными камнями – плитами. По рассказам старожилов, здесь погребён был какой-то князь, как о том свидетельствовала надпись на белом камне, в настоящее время уже распавшемся на несколько частей». Позднее на месте этого кладбища была поставлена часовня в честь Святой Троицы, которая вошла в приход, который окормлял священномученик Алексий (Сибирский). В настоящее время на месте этой часовни установлен памятный крест.
   Среди сохранившихся документов Тверского областного архива, которые напрямую касаются истории козловского Введенского прихода, сохранились два дела за 1773 год - «О покраже неизвестными людьми с. Козлова из колокольни двух колоколов» и за 1780 г. «О дозволении в с. Козлове на месте ветхой церкви построить вновь деревянную церковь».
   Итак, 1773 год. Введенский погост села Козлово. В то время погост, в котором была издревле построенная деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, относился ещё к Новгородской духовной консистории. Поэтому и доношение Вышневолоцкого духовного правления о случившейся краже в Введенском погосте было выслано в Новгород.
   Незадолго до этого 24 августа священники погоста сообщали Духовному правлению: «Минувшаго июля на второй день в ношные времена незнаемыми вороватыми людьми покрадены с состоящей в оном нашем погосте колокольни по снятии замков два медныя колокола, коих было весу: в первом три, а втором - пять пудов».
   16 сентября 1773 года доношение было разобрано на заседании Новгородской консистории, на котором было решено «обязать» провести расследование. Но указ от «января 18 дня» 1774 г. констатировал лишь только факт, что кража произведена «незнаемыми вороватыми людьми, состоящими в оном погосте». И более ничего вразумительного, кроме «учинить по сему Ея Императорского Величества указ» не последовало...

Фото Ильи Смирнова с сайта http://sobory.ru


   Кражу, спустя некоторое время позабыли. Да и времена наступили для священства и прихожан хлопотные. «В означенном нашем погосте имеется церковь Божия во имя Введения Пресвятой Богородицы деревянная, весьма ветхая, - писали в прошении Епископу Тверскому и Кашинскому Арсению в 1780 г. староста Д.Фёдоров и соцкий А.Семёнов, - посему мы ныне вознамерились... построить вновь деревянную церковь, но без указу Вашего Преосвященства того учинить не имеем... К сему прошению вместо вышеписанных крестьянского старосты Дмитрия Фёдорова и соцкаго Алексея Семёнова коих прошение Тверской духовной Консистории Фёдор Колчареев руку приложил».
   22 октября 1780 г. в консисторском журнале была сделана запись о том, что прошение рассмотрено на заседании Консистории и Епископу было предложено подписать храмосданную грамоту. На это решение немалое влияние оказал и «Приговор Введенского Козловского погоста» за подписью благочинного погоста Петра Фаддеева, священника Михаила Петрова, диакона, дьячка Ивана Дмитриева и пономаря Ефима Петрова.
   Немалое влияние на решение конситории оказала и справка благочинного за 1777 г., в которой говорилось: «Церковь Введения Пресвятой Богородицы деревянная ветхая, священнослужение преправлять способна. При оной церкви священник, диакон, дьячёк, пономарь по одному. Приходских 235 дворов. Пашенной земли 8 четвертей, а по дву потому ж. Сенного покоса 10 копен». 24 октября 1780 г. храмосдательная грамота была подписана Епископом Арсением.
   Прошло три года. Строительство новой деревянной церкви подходило к концу. «1783 г. июня 10 дня Вышневолоцкого уезда Дворцовой Козловской волости Козловского погоста церкви Введения Пресвятой Богородицы священники Пётр Фаддеев, Михаил Петров, церковный староста Василий Жданов» составили с живописцами Стефаном Сергиевым Воздвиженским и Семёном Семёновым Соколовым договор на проведение живописных работ. Работы заключались в следующем: «во первых на святых образах в старых киотах олифу снять и поновить согласно с новыми..., ветхие места золотить» и на иконостасе «святые образа вновь написать числом 32»: Воскресения Христова, Кирика и Иулиты, Трёх Святителей, «8 досок апостольских, 8 пророческих, в средине Пречистую Богоматерь, на северных и южных дверях Архидиаконов Стефана и Лаврентия и ещё написать собор св. Архистратига Михаила».
   Кроме того, планировалось написать образа Антония Римлянина, Варлаама Хутынского, Дмитрия Солунского и «Екатерины Мученицы». На материалы планировалось отпустить 25 рублей, «по окончании золотни» - 25 руб., по окончании работ - 50 руб., а остальные деньги - 80 руб. решено было отдать в 1784 г.
   2 сентября 1783 г. духовенство погоста рапортовало: «По данной храмосдательной грамоте нами вместо ветхой деревянной во имя Введения Пресвятой Богоматери вновь построена деревянная церковь в то же именование, которая как святыми иконами, книгами, церковной утварью по надлежащему украшена и к освящению ныне в готовности. О чём приобщаем в благорассмотрение учтённую в 1774 г. опись против которой всё без уменьшения находится.Так после того <вписаны> изменения: живописной работы образа, запрестольный крест - что значит из представленного прошения с живописцами, да приписано новой золотой материи воздух, на престол шёлковые одежды, бумажные ризы и два стихаря, два колокола весом один пять пудов, другой три пуда...Того ради Ваше Высокопреосвященство всепокорнейше просим реченную новопостроенную церковь Введения Пресвятой Богоматери повелеть освятить с имеющимся у нас в твёрдости старым антиминсом поблизости находящемуся Теребинской пустыни строителю иеромонаху Иерониму, который о храме крайнее попечение имеет, да о нашем прошении архипастырскую учинить резолюцию».


Козлово. Священник Александр Франтов с женой Аксиньей Ивановной Франтовой. 1935 г. Архив Татьяны Яковлевой. matveevo.prihod.ru

   И резолюция была наложена следующего содержания: «Новозданный храм по чиноположению церковному освятить вышеписанному строителю именем Господним благословляю».
   Последовавший за тем указ от 29 сентября 1783 г. дополнил резолюцию более подробно: «В оном погосте деревянную во именование Введения Пресвятой Богородицы церковь... строителю на имеющемся старом антиминсе предписано... по чиноположению церковному освятить... К Николаевской Теребинской пустыни строителю иеромонаху Иерониму учинить о том по сему».
   Прошло ровно двадцать лет со дня освящения новой деревянной церкви в Козловском погосте. В июле 1803 г. на имя Высокопреосвященнейшего Павла Архиепископа Тверского и Кашинского, кавалера Ордена Св. Александра Невского от владельца соседнего с Козлово сельца Владимирское генерал-майора и кавалера Ивана Терентьевича сына Сназина поступило прошение. «В вотчинном моём Вышневолоцкого уезда селе Козлове имеется деревянная во имя Введения Пресвятыя Богородицы церковь, - писал в своём прошении Сназин, - на место той желаю построить в том именовании каменную церковь с приделами Казанской Божьей Матери и Рождества Иоанна Предтечи. Того ради Ваше Высокопреосвященство покорнейше прошу о построении оной каменной церкви с приделами снабдить меня храмосдательною грамотою, а для сбору от доброхотных дателей повелеть дать сборную на три года книгу. Сназин. Июля 3 дня 1803 г.»
   К прошению была приложена справка от благочинного за 1802 г. В ней приводились основные сведения о приходе и храме: «В селе Козлове находится церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, деревянная, в твёрдости, утварию довольна, построена в 1784 г. При ней приходских 298 дворов, в них мужеска пола 1261 душа. Пашенной и сенокосной земли по писцовой даче состоит 280 десятин. Священнослужителей по штату быть положено священникам двум, диакону одному, дьячкам двум и пономарям двум. Каковое число и ныне на лицо состоит».
   Прошение дало ход новому строительству. 15 июля было решено «заготовить на построение прописанной церкви с приделами грамоту». Грамота за № 1704 была выслана в Вышневолоцкое духовное правление 19 сентября, о чём незамедлительно последовал рапорт: «Указ от 25 числа сентября получен».
   На этом дело, повествующее о строительстве Введенского собора, завершается. События в Европе 1805 г. заставили покинуть родные места строителя храма Ивана Сназина, домой он вернулся лишь в 1810 г. Начавшаяся война 1812 г. потребовала вложений от Сназина в пользу обороны страны. За свои пожертвования он был отмечен императором.
   Ещё одним делом, помешавшим продолжению строительства Введенского собора стало строительство Иоанно-Предтеченской церкви в центральной усадьбе Сназиных Ивановском – Овсееве. Храм был завершён лишь в 1822 г. И только к 1828 г., Сназин смог продолжить начатое строительство в Козлове.
   Но дело «О построении каменной церкви» за 1828 г. в архиве не сохранилось, как и другие дела, касающиеся судьбы Введенского храма. Теперь дальнейшую судьбу храма можно проследить лишь по их заголовкам. Итак: 1828 г. Дело о построении каменной церкви; 1832 г. Дело о дозволении разобрать деревянную колокольню; 1835 г. Дело об освящении престола Введения Пресвятой Богородицы; 1838 г. Дело об освящении престола Рождества Иоанна Предтечи; 1841 г. Дело о продаже деревянной церкви, Дело об уничтожении деревянной церкви; 1845 г. Дело об освящении престола Казанской иконы Божией Матери; 1846 г. Дело о дозволении церковь покрыть железом; 1850 г. Дело о дозволении устроить печи; 1851 г. Дело о дозволении построить каменную колокольню; 1857 г. Дело о построении ограды; 1859 г. Дело о слитии колокола; 1870 г. Дело о распространении церкви (о строительстве зимнего храма между летним собором и колокольней).


Козлово. Священник Александр Франтов с семьей. 1927 г. Архив Таятьны Яковлевой. matveevo.prihod.ru

   Лишь в 1870-х гг. храм приобрёл свой окончательный вид. Но так как строительство велось в несколько этапов: сначала летний пятикупольный собор (1803, 1828 – 1835 гг.), затем величественная трёхярусная колокольня (1851 г.), которая была воздвигнута с восточной стороны собора, а уже потом зимний храм (1870 – 1871 гг.) с тремя приделами между ними, то собор получился как бы обращённым на запад. В этом-то и заключается первая загадка Козловского собора: почему летний храм был построен ближе к склону холма, что и не позволило позднее пристроить к нему зимнюю церковь и колокольню с запада? Возможно, на месте колокольни находилась старая деревянная церковь, упразднённая в 1841 г. Возможно... Но ответить на этот вопрос однозначно нельзя.
   Строитель храма Иван Терентьевич Сназин (род. 1774 г.), владелец с. Ивановское Овсищенской волости Вышневолоцкого уезда и соседнего с Козлово сельца Владимирское скончался в год освящения летнего храма в 1834 г. и был погребён возле алтаря второй своей церкви в честь Иоанна Предтечи в усадьбе Ивановское Овсеево. Храм в Ивановском был взорван в годы Советской власти, от могилы «генерала Сназина» так же не осталось и следа.
   Главная загадка собора - кому принадлежит авторство проекта. Существует мнение, что автором проекта храма является знаменитый архитектор Карл Иванович Росси. В период закладки и строительства Введенского собора Росси составил несколько проектов зданий для Твери и губернии. Зал Тверского дворянского собрания (1841 г.), здание Тверской семинарии, фасад больницы Мариинского канала (1812 г.) и проект фасада торгового дома в Бежецке - лишь некоторые работы Росси в эти годы. Мог ли Росси работать для Сназина? Мог. Сназин был слишком заметной фигурой в общероссийской истории, был вхож к императору, знаком со многими влиятельнейшими людьми своего времени.
   Был ли причастен архитектор к строительству собора в Козлове, сказать трудно. Однозначно лишь то, что собор в Козлове построен по типовому проекту или Новоторжского Спасо – Преображенского собора (1815 – 1822 гг.) или же Христорождественского собора (1810, 1813 – 1820 гг.) в Твери. Анализ этих двух архитектурных сооружений, построенных так же по проектам великого зодчего, даёт основание сделать это утверждение. Совпадают и даты постройки соборов в Твери и Торжке и начала строительства собора в Козлове – 1828 г. Но пока не найдены документы, повествующие о строительстве Козловского собора, об этом говорить с полной уверенностью трудно. И всё же исследования продолжаются.
   Итак, закончилась пора большого строительства в Козловском погосте, но забот по содержанию громадного храма не уменьшилось. Как и прежде, они лежали на плечах духовенства и прихожан. Темнела ли позолота на иконостасе, назревала ли необходимость обновить живопись, построить новые печи, перекрыть крышу - все эти мелочи приходской жизни находили своё отражение в документах архива Консистории.

Козлово. Священник Александр Франтов. Служил в селе с 1915 (?) по 1937 гг. Арестован вместе с о. Алексием Сибирским, был в ссылке, затем вернулся и умер в с. Козлово. Фото из архива правнучки Татьяны Яколвевой. matveevo.prihod.ru

   «Дело о разрешении приобрести одежды на престол и жертвенники, исправить стенную живопись и возобновить иконостас» начинается прошением на имя Гавриила Епископа Старицкого, викария Тверской епархии от 9 августа 1891 г. «В нашей церкви настоит крайняя нужда в приобретении новых одежд на два престола и жертвенника, исправлении отчасти некоторых картин стенной живописи и иконостаса» - писали в своём прошении священники Григорий Троицкий и Михаил Сперанский, диакон Егор Соколов и псаломщики Михаил Франтов и Павел Овсеевскиий, староста Кузьма Андреев.
   На все эти дела планировалось «израсходовать из наличной церковной суммы до 400 рублей». О том, что других расходов не планировалось, в своей расписке удостоверял благочинный с. Козлово священник Василий Сибирский. В этом же деле хранится и справка благочинного. «Церковь Введения Пресвятой Богородицы построена в 1834 г. при ней придельная, построена в 1871 г. Здания оба каменные покрыты железом, крепки, при них колокольня, построена в 1855 г., так же каменная покрыта железом, крепка. Престолов в настоящей холодной церкви три, в придельной тёплой так же три, утварью достаточна, ризница посредственная. Приходских душ мужеска пола 2837, женского 3175».
   Живопись была исправлена. Время её создания – первое десятилетие после освящения летнего Введенского собора в 1834 г. Это доказывают и слова из прошения – «исправления отчасти некоторых картин стенной живописи». Т.е. живопись храма была создана в период с 1834 по 1891 г., а так как уже назрела необходимость в исправлении живописи, то дату её создания следует отнести к 40 – 50 гг. XIX в. Живопись Козловского собора ценна прежде всего своей целостностью (под слоем побелки, оставшемся в наследство от кинозала, сохранились и другие живописные композиции). Ценность живописи ставит вопрос и о её сохранении и последующей реставрации. К сожалению, работа в этом направлении пока не проводится.
   До наших дней сохранились «стенные картины» Нагорная проповедь, Вход Господень во Иерусалим, Рождество Христово, Исцеление расслабленного, Казанский образ Пресвятой Богородицы, фрагменты росписи стен храма...
   Через три года после исправления живописи решено было отреставрировать иконостас Казанского придела. «Дело о возобновлении придельного иконостаса в церкви с. Козлова Вышневолоцкого уезда» начинается с прошения Архиепископу Тверскому и Кашинскому Савве от священников Григория Троицкого и Алексия Сибирского, диакона Фёдора Никольского и псаломщиков Михаила Франтова, Василия Михайловского, Павла Овсиевского и старосты Фёдора Введенского. «В сем Козлове храм отстроен в 1834 г. о трёх престолах, - писали они в прошении, - Средний престол во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы освящён в 1834 г., правый во имя Рождества Иоанна Предтечи освящён в 1837 г., левый в честь Казанской Божией Матери освящён в 1844 г. Иконостасы первых двух престолов были уже ремонтированы, левый же иконостас до сих пор ремонтирован не был. В настоящее время по общему сознанию мы - священноцерковнослужители и церковный староста решили возобновить позолоту, нисколько не изменяя живописи икон... Стоимость ея простирается до 250 р.»
   Возобновление позолоты иконостаса в Казанском приделе летней церкви на пожертвования прихожан было разрешено 31 марта 1894 г. 15 июня и. д. благочинного 3-его округа Вышневолоцкого уезда священник погоста Георгиевско - Чудинского Антоний Иванович Зосимовский писал в Духовную Консисторию: «При сем, имею честь препроводить рапорт причта и старосты церкви с. Козлова... Работа сия и расход по производству ея мною свидетельствован, о чём мною удостоверено их рапортом».
   Ниже приложен был и рапорт от 14 июня: «Обновление иконостаса в настоящем храме при селе Козлове, разрешённое сим указом, и именно: окраска онаго вновь и позолота, произведена. За употреблённое на сей предмет золото, краски и работу по условию с Вышневолоцким мастером позолоты Кузнецовым уплачено всего 435 руб. в т.ч. 250 руб. из кошельковой суммы - разрешения о чём мы и просили, и 185 руб. пожертвованы особо и нарочито на сей предмет прихожанами». На обороте рапорта о. Антоний Зосимовский свидетельствует: «Работа произведена отчётливо и по цене сравнительно умеренной».
   В архиве Консистории хранилось когда-то и ещё одно дело, касающееся строительных работ за 1900 г. - «Дело об устройстве в летней церкви духовой печи». Печь была устроена.
   В Козловском приходе на начало XX столетия было два Владимирских училища. Первое располагалось в д. Городок, а второе - в самом сельце Владимирском, неподалёку от имения И.Т. Сназина (близ д. Овсяники). Согласно «Статистической ведомости» за 1917 г. городецкое Владимиро – Сназинское училище располагалось в одноэтажном деревянном строении, учеников насчитывало на 1917 г. 51 мальчика и 45 девочек. Училище было основано на средства помещика Сназина в 1904 г.
   Высшее, начальное Владимирское училище с. Владимирского основано в 1913 г. так же на средства помещика Сназина. Здание училища было кирпичное двухэтажное, страховалось на 20000 руб, принадлежало Министерству Народного Просвещения, имело 4 комнаты, здесь же располагалась квартира для инспектора. Учеников на 1917 г. насчитывалось: карел 78 мальчиков, 41 девочка; крестьян 104 м., 50 дев.; мещан 2 м., 3 дев.; духовенства 2 м., 4 дев.; дворян 1. Дети обучались из деревень Овсяники, Большое Нивище, Городок, Плоское, Горня, Тимошкино, Ерзовка, Двойки, Лежи. При училище были огород, сад, цветник, надворные постройки, покос. Учителя жили в здании бывшего Сназинского приюта.
   Но заявленный в статистической ведомости 1913 год ставит под сомнение дело «По прошению церковного старосты с. Козлова Фёдора Деревенского о разрешении ему открыть завод на причтовой земле» за март – июль 1897 г.


Козлово. Иерей Алексий Сибирский и священник Павел Яковлевич Бомуков (Тверь) в ссылке г. Надеждинск. 1930 г. Фото из архива Козловского прихода Спировского района. matveevo.prihod.ru

   Дело открывает прошение на имя Епископа Дмитрия Тверского и Кашинского, в котором староста Введенского прихода Фёдор Деревенский писал: «Нам необходимо расширить наш придельный зимний храм, ибо при усердии к храму прихожан, он настолько оказывается в настоящее время тесен, что в воскресные дни не вмещают всех молящихся. Чтобы подготовить средства для расширения храма мы имеем возможность устроить кирпичный завод; необходимые средства для устройства завода имеются: потребный лес, для этого прихожанами уже доставлен и имеется требование кирпичу помещиком Сназиным в количестве 120 тыс». В заключение прошения староста просил «разрешить мне открыть завод на причтовой земле, которую охотно уступит местный причт» Прошение датировано 10 марта 1897 г.
   Главным документом из этого дела, подтверждающим существование Сназинского училища в 1896/7 гг. является удостоверение, которым причт подтверждал, «что учитель Сназинского двухклассного министерского училища Фёдор Петрович Деревенский второе трёхлетие состоит церковным старостою при нашей Введенской церкви». Датирован этот документ 8 ноября 1896 г. Под ним стоят подписи священников Михаила Сперанского, Алексия Сибирского, Григория Троицкого, диакона Феодора Никольского, псаломщиков Михаила Франтова, Василия Михайловского и Павла Овсиевского.
   Историю решения построить на церковной земле кирпичный завод и расширить зимний храм объясняет ещё один документ, приложенный к делу. Это прошение причта и прихожан от 1 апреля 1897 г., в котором говорилось: «30 сего марта 1897 г., при общем собрании после богослужения прихожане с церковным старостою заявили причту, что настоящий тёплый их храм, построен в 1871 г., хотя и твёрд ещё, но оказывается настолько тесен, что желательно и необходимо его расширить. По приходорасходной книге с. Козлова в наличности церковной суммы значится 800 руб., по недостаточности этих средств для расширения храма прихожане находят для себя выгодным устроить первоначально кирпичный завод на церковной земле, для чего ими уже доставлено потребное количество лесу и дров». При этом причт поясняет: «Ожидаемая польза от продажи кирпича предвидится потому, что помещиком Сназиным для постройки двухклассного училища требуется кирпича не менее 125 тыс., с задатком от него денег, достаточных для ведения дела». Под этим прошением, кроме подписей причта, стоят подписи крестьян д. Плоской (совр. Плоское) Сергея Дмитриева и д. Лежи Кузьмы Андреева.
   На основании этих документов, Консистория разрешила построить кирпичный завод на церковной земле. Это случилось 30 июля 1897 г. При этом из Консистории был послан указ благочинному погоста Георгиевско – Чудинского священнику Антонию Зосимовскому с требованием довести решение Консистории до причта Введенского Козловского прихода.

Козлово. Иерей Алексий Сибирский и матушка Елена Сибирская. Кон. XIX в. Архив Козловского прихода Спировского района. matveevo.prihod.ru

   Документы не сообщают нам имени помещика Сназина. Можно предположить, что им был погребённый в склепе у храма с. Спасоклинье (Могилки) – соседнего с Козловом прихода, Владимир Алексеевич Сназин (скончался 16 декабря 1902 г.). Кстати, не только Фёдор Деревенский был преподавателем созданного им Сназинского училища, но и настоятель Введенского прихода священник Алексий Сибирский.
   В 1901 г. «Тверской Статистический сборник» писал о храме: «Церковь Введенская, построена в 1834 г., распространена в 1871 г., каменная, престолов 6: в холодной церкви - средний Введения Пресвятой Богородицы, правый Рождества Иоанна Предтечи, левый Казанской иконы Божией Матери, в тёплой: средний Богоявления Господня, правый Св. Троицы, левый свмч. Власия».
   В приходе, кроме с. Козлова, значились деревни: Плоское, Пасьенки, два Нивища, Аржаная, Пивовары, Винжа, Забружье, Кутузово, Морозовка, Прудовка, Светча, Малое Плоское, Овсяники, Горня, Двойка, Линдино, Тихменево, Лежи, Еремеевка, Нестериха, Малое Козлово, Захарово, Кочка, Коды – Чакка, Березая, Малая Богданиха, Ямны, Замытье, Ососье, Береговая. Всего в приходе было: 937 дворов, 3482 мужчины, 3762 женщины.
   В приходе находилось десять часовен: в Городке - священномученика Власия, Плоском - великомученика Георгия, Овсяниках - Архистратига Михаила, Горне – Вознесения Господня, Линдино – свт. Николая, Лежи - пр. Зосимы и Савватия, Нестерихе - пр. Зосимы и Савватия, Ямнах – Николы Можайского, Ососье – св. Троицы, Забрусье – Меледихе Успения Пресвятой Богородицы.
   Кроме того, при храме была церковно – приходская школа в двухэтажном доме, «дом под квартирой торговаго и 12 лавок», земли было «усадебной 5 десятин, пахотной 60 десятин, под привольем 160 дес., под кладбищем и дорогой 3 дес. 1616 сажень, под площадью около 2 десятин».
   Служили в эти годы в храме: священник Михаил Иванович Сперанский 40 лет, окончивший духовную семинарию, в службе с 1882 г., священник с 1884 г., награждён в 1889 г. скуфьёй; священник Иоанн Григорьевич Троицкий 35 лет, окончил духовную семинарию, в службе с 1884 г., священник с 1889 г., состоит законоучителем в земском училище, награждён в 1896 г. набедренником; священник Алексий Васильевич Сибирский 27 лет, окончил духовную семинарию, священник с 1893 г., состоит законоучителем церковно – приходской школы и катехизатором, награждён в 1899 г. набедренником. Диакон – Феодор Иванович Никольский 53 лет, окончил духовное училище, в службе с 1863 г., диакон с 1885 г. Псаломщики: Павел Иванович Овсиевский 59 лет, из среднего отделения духовного училища, в должности с 1861 года; Михаил Никифорович Франтов 78 лет, из высшего отделения духовного училища, в должности с 1840 г. и Павел Михайлович Плетнёв 22 лет, из высшего отделения духовного училища, в должности с 1897 г.
   В 1915 г. настоятелем Козловского прихода значится священник Василий Михайловский, 60 лет. После окончания духовной семинарии он прослужил в священническом сане 37 лет, на приход с. Козлово был назначен в 1902 г. Вторым священником служит о. Алексий Сибирский. Третья священническая вакансия свободна. Позднее её займёт священник Михаил Иванович Муравьёв.
   Диаконом на приходе служит Михаил Лазарев, 25 лет, из первого класса духовной семинарии, в служении 7 лет. Псаломщиками в это время были Александр Франтов, 51 год, из первого класса семинарии, в служении 27 лет, на сем приходе 12 лет; Алексей Михайловский, 52 лет, из духовного училища, на службе 29 лет, 10 лет на этом приходе и Василий Доброхотов, 34 лет, окончил церковно-приходскую школу, на службе 4 года.
   На территории прихода в 1915 г. было открыто 3 церковных, 4 земских и одна министерская школы. В них обучалось 538 учеников, доход священнослужителей от преподавания Закона Божия составлял 1010 р. в год. Всего на территории прихода проживали 3689 мужчин, 3857 женщин.
   Козловский собор был закрыт в 1937 г. с арестом его настоятеля священника Алексия Сибирского. Вместе с о. Алексием на Голгофу репрессий взошёл и второй священник Михаил Муравьёв. Оба священника проходили по одному и тому же карельскому делу. В протоколах допросов о. Алексия есть упоминания об о. Михаиле. Они оба были расстреляны 13 ноября 1937 г.
   Долгое время здание использовали как клуб и кинозал, с куполов собора были сняты кресты, сброшен шпиль с колокольни, разобрана ограда, а могилы священнослужителей и окрестных помещиков сравняли с землёй. И лишь на старых фотографиях можем мы увидеть теперь, каким собор был в начале XX в.
   И всё же всё возвращается на круги своя. 30 сентября 2011 г. на отреставрированный купол Введенского собора Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором был освящён крест. А летом 2012 г. он занял подобающее ему место на главном куполе храма.
   С 1995 г. в селе Козлово действует православный приход. Силами студентов – участников проекта «Наследие» построен храм во имя священномученика Алексия пресвитера Козловского. Его малое освящение совершил благочинный Вышневолоцкого округа протоиерей Василий Киричук 13 ноября 2010 г. Помню это радостное событие, огромное для сельских мест стечение народа, крестный ход. Пришло время исправлять ошибки нашей истории.
   В последнюю мою поездку в Козлово я увидел собор преображённым. И не смотря на пасмурный день, в душе играло солнце.

   Денис ИВЛЕВ


Козлово. Священномученик иерей Алексий Васильевич Сибирский в кругу семьи. Ленинград, 1929 г. Архив Козловского прихода Спировского района. matveevo.prihod.ru

   
     (По материалам издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012.)

     (Фото. № 1 Александра Денисова с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 из архива Дениса Ивлева с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево. Фото. № 3 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 4 - 6 из архива Таятьны Яковлевой с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево. Фото. № 7 - 9 из архива Козловского прихода Спировского района с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)


   СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСИЙ СИБИРСКИЙ

   Отец Алексий родился 17 марта 1870 года в селе Козлово Тверской губернии в семье священника Василия Сибирского. По окончании Тверской Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника ко храму села Козлова. Где он и служил до революции.
   В 1929 году отца Алексия Арестовали за то, что он не смог вовремя выполнить план хлебозаготовок. Его направили в ссылку в город Надеждинск, где он пробыл два года.
   29 августа 1937 года отец Алексий был снова арестован и заключен в Тверскую тбрьму. 11 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила священника Алексея Сибирского к расстрелу. 13 ноября 1937 года приговор был приведен в исполнение.
   Алексей Сибирский Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

   
     (По материалам Краеведческого форума сайта Putnik.ru.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли