ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




СПИРОВСКИЙ РАЙОН, ГОРОДОК (ВОРОНЬЕ)

ГОРОДОК (ВОРОНЬЕ) - ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Крест на месте храма

   Сейчас села Воронье нет на карте – оно вошло в состав д. Городок. По сведениям иерея Дмитрия Лихачёва в д. Городок в 1938 г. скрывалась от преследования властей жена известного церковного публициста Сергея Александровича Нилуса - Елена Александровна. Здесь она помогала семье своих знакомых Орловых ухаживать за детьми. Судить о правдивости этой информации сложно, т.к. деревень с названием Городок в 1930-х гг. по всей Калининской области насчитывалось огромное количество...
   Сложно понять, что здесь был когда-то стоял храм. Хотя, после осмотра сельского погоста, мы сделали с Евгением Ивановичем Ступкиным вывод, что кладбище стоит на древнем городище. А вот о храме напоминают лишь несколько старых тополей, что росли когда-то у его стен.
   Вообще, как писал в своих воспоминаниях Тверской владыка Дмитрий (Самбикин), в селе было два храма. Один - деревянный, который стоял на вершине холма в центре сельского кладбища, второй – каменный, стоял у основания этого холма. Каменная церковь была трёхпридельной, в летнем храме главный придел посвящён Введению во храм Пресвятой Богородицы, в зимнем храме правый придел носил посвящение Святителю Николаю, левый - мученикам Кирику и Иулите.
   История Введенского прихода с. Воронье началась в 16 веке. Земли прихода входили в состав погоста Георгиевско-Чудинского. Ещё в 1545 г. здесь не упоминается ни села ни храма, есть только информация о д. Городок: «двор Васко, двор Карпик, двор Иванко, двор Фомка, пашни 9 коробей, сена 40 копен, да в отхожей пожне на Клокуше на реке на Медведице сена 15 копен, да промеж Рогатца и Олховца на Медведице-ж сена 15 копен, 3 обжи».
   В 1583 г. в Писцовых книгах мы читаем о деревянной Никольской церкви и сельце Воронине. «А на погосте церковь Николы Чюдотворца древяная вверх. А в церкви образы и свечи и книги приходное. Да на погосте поп Тимофей, двор церковной дьячёк Богдашко Онисимов, двор пономарь, двор проскурница, да две кельи, а в них живут нищие, а питаютца о церкви Божии. Пашни церковные десять чети в поле, а в дву по тому-ж; сена, лесу нет; а в обжи церковная земли не положена».
   Каменная церковь в селе Воронье была поставлена на месте прежней деревянной, устроенной в 1718 г. Из архивных документов мы узнаём о бывшем в 1798 г. перерасчёте церковной суммы и об украденных в 1801 г. церковных деньгах. Но, не смотря на эти видимые трудности в 1815 г. в приходе всё же началось строительство нового каменного храма. В декабре 1816 г. надворный советник Лев Антонович Теильс подал в Тверскую духовную консисторию прошение о строительстве каменной Введенской церкви с приделом Святителя Николая.
   В благочиннической ведомости за 1816 г. значилось по храму с. Воронье следующее: «Церковь в ветхости, утварию довольна, пашенной и сенокосной земли 94 десятины, приходских дворов 137, мужеского пола 372, доход церкви в год 350 рублей, священник в ней Фёдор Харитонов, диакон Фирс Михайлов, псаломщик Архип Михайлов». Обязанности по сбору денег на строительство церкви взял на себя крестьянин д. Ладьино Тарас Иванов.
   9 декабря 1818 г. Л.А. Теильс сообщил в консисторию, что церковь построена и покрыта железом. «Но храм ещё не совсем украшен утварью». В этом же рапорте надворный советник просит разобрать ветхую деревянную церковь, а «материал употребить на устройство ограды вокруг церкви». К прошению приложена опись, из которой следует, что купола храма обиты железом, остальная же кровля тесовая. Колокол большой «весу в нем неизвестно сколько и надпись польская», три других колокола медные без надписи. Этот большой уникальный колокол с надписью на латинском языке «Si Deus pronobis, quis contra nos», что значит «Если Бог за нас, кто против нас?», датировался 1686 г. И изготовлен он был из чугуна, как утверждает владыка Дмитрий (Самбикин). Освящена была церковь в 1819 г. Через год Теильс отправил в Московский опекунский совет шесть тысяч рублей на содержание храма.
   Повествуют архивные документы о принятии в 1821 г. в храм пожертвования в 1000 рублей, о выдаче в 1831 г. нового антиминса, о прошении причта и прихожан в 1839 г. дозволения окрасить крышу на церкви. Но на этом хозяйственные хлопоты священства не закончились. В 1843 г. в Тверскую духовную конситорию снова поступает прошение «о дозволении причту сделать деревянный пол», а ровно через год «о дозволении перелить большой колокол».
   Следующее десятилетие ознаменовалось для прихода новыми строительными заботами. В 1852 г. кровлю храма перекрывают новым железом. В 1856 – поправляют покосившийся крест. В эти годы главным благодетелем храма выступает титулярный советник Николаевский.
   В 1863 г. причт подаёт прошение «о возвращении колокола». Колокольная история повторится на приходе в 1877 г. И начнёт её прошение «об отлитии нового колокола».
   Есть в архиве Введенского прихода два дела о приходских часовнях. Первое датировано 1872 г. и озаглавлено «О дозволении исправить деревянную часовню». Часовен в приходе на начало двадцатого века было три. В Петрове стояла часовня в честь Преображения Господня. Часовня в д. Головино в честь Святителя Николая была поставлена на уникальном месте – «на могиле, под которою погребены были ратные люди, погибшие в какой то битве». А так же была часовня в Большом Дворе Рождества Пресвятой Богородицы. За 1881 г. в приходском архиве так же значится дело с просьбой о дозволении исправить часовню. Аналогичное дело значится и за 1883 г.
   1875-й – год ещё одного большого строительства в Введенском приходе. Строится зимняя церковь с одним приделом. Второй зимний придел был устроен в храме в 1883 г. Из истории прихода становится понятным, почему оба зимних придела носили такие наименования. Во-первых святителю Николаю была посвящена первая приходская церковь, а икона мучеников Кирика и Иулиты с давних пор свято чтилась в селе. Была в храме и ещё одна икона, чтимая местными жителями, – образ преподобного Нила Столобенского с частицей его мощей.
   Другая чтимая на приходе икона - Иверской Божией Матери находилась в часовне д. Петрово в Преображенской часовне. В 1888 г. духовенство и крестьяне просили перенести её с крестным ходом в храм. В том же году по просьбе священников в церковь был откомандирован архитектор «для осмотра щели находящейся в церкви онаго села». В 1891 г. начались работы по исправлению этой трещины. Большой ремонт прошёл в летнем храме и в 1897 г. Через два года он, по видимому, завершился и на престол была освящена новая одежда. 1902 г. так-же стал годом очередного церковного ремонта.
   Документы того времени донесли до нас имя одного из последних старост церкви крестьянина Климентьева. В 1901 г. на приходе служили священник Феодор Петрович Гумилевский, 43 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1880 г., священник с 1882 г. Состоит заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, награждён в 1897 г. скуфьёй. Диакон Иоанн Симеонович Зверев, 48 лет, из низшего отделения духовной семинарии, диакон с 1887 г. Псаломщик Алексий Арсентьевич Введенский, 49 лет, кончил духовное училище, в должности с 1872 г.
   На начало XX века Введенский приход был довольно обширным. В него водили деревни Песчаница – центр Песчаницкой волости, Филино, Высочка, Городок, Тупики, Никулкино, Казиха, Ладьино, сельцо Саково, Наумково, Козленево, Большой Двор, Попово, Будилово, Петрово, Головино. Всего прихожан насчитывалось: 385 дворов, 1031 мужчина, 1192 женщины.
   В 1914 году служили: Священник Феодор Гумилевский 57-ми лет, окончил семинарию, на службе 33 года, в Веденском храме 32 года. Штатный диакон Иоанн Зверев 63-х лет, на службе 26 лет. Псаломщик Алексей Введенский 64-х лет, на службе 41 год, в Веденском храме 40 лет.
   Прихожан в деревнях: Песчаница, Фалино, Волочек, Городок, Тупики, Никулкино, Козиха, Ладьино, Савково, Наумково, Козленово, б. Двор, Попово, Будилово, Петрово, Головино - 1184 мужчины, 1222 женщины.
   Введенская церковь была взорвали перед самой войной.

   Отдельно следует сказать о школе с. Воронья. В 1887 г. начинается история Вороньевского земского училища. В этом году был поднят вопрос об отводе земли под школу. Разрешение было получено и училище было построено. Но через восемь лет встал вопрос о его закрытии. Устроивший на свои средства здание школы Алексей Степанович Демидов, не смотря на прошение священника Фёдора Гумилевского, здание приходу не отдал. Незадолго до этого, 23 сентября 1895 г., он сам закрыл школу, затем попытался пожертвовать её Вышневолоцкому земству, но её не приняли.
   В это же время священнику пришлось открывать школу в церковной сторожке, но за теснотой там невозможно было проводить занятия. В это же время церковное начальство в Твери указало, что силою взять здание школы они не могут позволить, т.к. здание собственность Демидова. Но тут же было указано снести с церковной земли школу. Сам Демидов написал: «11 ноября 1887 г. построенный мною дом пожертвовать для школы не могу, он уже пожертвован в земство». Но ведь земство школу не приняло. И всё же здание пришлось снести.
   В 1899 г. Вороньевская церковно-приходская школа продолжала размещаться в съёмном доме. Обучались в ней 49 мальчиков. Учителем Закона Божиего в школе состоял местный священник Фёдор Гумилевский, а учительницею дочь местного псаломщика девица Введенская. Школа с. Воронье оставила такие впечатления у тверского ахипастыря владыки Дмитрия: «Спрошенные по Закону Божию дети отвечали хорошо; видно, что школа в учебном отношении поставлена хорошо, но жаль, что для неё нет помещения; находится она в наёмной избе. В этом селе прежде была земская школа, помещавшаяся в доме одного крестьянина, который готов продать оный под церковно-приходскую школу за 300 руб.». Дом, предназначавшийся под школу, который владыка Дмитрий во время своего посещения осмотрел самолично, сохранился до наших дней и находится напротив места Введенской церкви.
   В 1918 г. сотрудник Песчаницкого волостного комитета М. Ромашов в присутствии понятых принял на счёт комитета здание школы. В то время здание описывалось так: «здание бывшей церковно-приходской школы размером 18 на 21 аршин, требующее ремонта. При школе фигармония. При школе участок земли в 3,13 десятины в пустоши в Гаврильцево в даче бывшего уездного ведомства». Кроме того в описи упомянуты: «изба, где проживает сторож, хлебный амбар… Священнослужителям Фёдору Петровичу Гумилевскому принадлежит два дома, один для него, другой для земского фельдшера».

   Денис ИВЛЕВ

   
     (По материалам изданий Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год. - Тверь, 1914.)

     (Фото. из издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли