ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




СПИРОВСКИЙ РАЙОН, СПАСОКЛИНЬЕ УРОЧИЩЕ (ЕРЗОВКА, МОГИЛКИ, СПАССКИЙ НА КЛИНЦЕ ПОГОСТ)

СПАСОКЛИНЬЕ УРОЧИЩЕ (ЕРЗОВКА, МОГИЛКИ, СПАССКИЙ НА КЛИНЦЕ ПОГОСТ) - ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Фундамент Преображенской церкви.

   Село Ерзовка (Спасоклинье, Могилки) ныне урочище в Спировском районе недалеко от Никулино (находилось на пересечении проселка Никулино - Большое Плоское с отходяхим проселком на деревню Спасоклинье), от Твери 88 верст, от Вышнего Волочка 55 верст.
   Преображенская деревянная церковь построена в 1784 году с двумя престолами: Преображения Господня, святителя Николая и Алексея Митрополита Московского. По сведениям за 1915 год церковь находилась в двух верстах от Никулина, в двух верстах от Тимошкина и четырех верстах от Спасоклинья.
   В приходе было 13 деревень, 282 двора, 1250 мужчин и 1377 женщин, все карелы.
   Построены две часовни: деревня Никулино - святителя Николая, село Спасоклинье - святителя Николая.
   Ныне церковь и село Ерзовка не существуют, сохранилось кладбище и фундамент храма.
   Церковь была разрушена в 1937 году, каких-либо архивных документов на нее не обнаружено.
   1901 году служили: священник Иван Андреевич Кустов, 45 лет, на службе с 1877 года, священник с 1880 года, в 1915 году продолжал службу.
   Дьякон Алексей Алексеевич Муравьев, 61 год, на службе с 1857 года, дьяконом с 1860 года. В 1915 году на его месте служил Николай Точалов, 37 лет.
   Псаломщик Иван Васильевич Тяжелов, 29 лет, в должности с 1898 года, в 1915 году продолжал службу.
   Последним священником в селе служил Орлов Митрофан Иванович, 18 мая 1880 года рождения, уроженец города Твери. Арестован 30 августа 1937 года как организатор «контрреволюционной фашистско-монархической группы церковников» на территории Карельского национального округа в составе восьми человек, семь из которых были приговорены к расстрелу.
   Кроме М.И. Орлова по делу проходили: А.И. Нарцисов (село Змиево), А.В. Сибирский и М.И. Муравьев (село Козлово), М.Е. Зайцев (село Погост-Гнездово), В.А. Клобуков и В.Р. Романов (село Скирки), Д.Г. Григорьев (село Толмачи).
   Все семь человек, кроме В.Р. Романова, были расстреляны 13 ноябя 1937 года в час ночи. Полностью реабилитированы 4 апреля 1989 года.

   
     (По материалам - Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003.)

     (Фото. Алексея Крючкова с Краеведческого форума сайта Putnik.ru.)


   Кратко и доступно о переносах погоста из Спасоклинья (Ерзовки) в Спасоклинье (Спасо-Клин) ->>>>>>



Село Ерзовка или Могилки - место деревянного храма. Фото. Д. Ивлев. sobory.ru

   Полуразрушенная деревянная часовенка святителя Николая – всё, что осталось от древнего погоста Спасского на Клинце, давшего название близлежащему озеру – Спасоклинье. Взглянем на карту Менде, составленную в середине XIX века, на ней название селения на берегах озера «Спасское» значится как Спасо – Клинье. Селение расположено вдали от других населённых пунктов, окрестных деревень Стырова, Трофимково, Яблонька, Никулино, Ерзовка на высоком открытом со всех сторон месте.
   «Деревня Спасоклинье, - читаем мы в книге В.А. Плетнёва «Об остатках древности и старины в Тверской губернии», - Обширное старинное кладбище есть в деревне Спасоклинье в трёх верстах от села Спасоклинья (имеется в виду село Могилки (Ерзовка) – Д.И.). По преданию в старину здесь был монастырь. Верстах в пяти от д. Спасоклинья есть старинное кладбище на пустоши. Верстах в трёх отсюда – есть две пустоши, называемыя: одна Князь Никита, другая Князь Иван. Здесь заметны следы выкопанных прудов».
   Деревня – некогда бывшая селом, затерявшаяся где-то в стороне от всех дорог на просторах Спировского района, имеет давнюю и полную драматических событий историю. Ещё в 1498/99 гг. в писцовой книге упоминаются деревни и жители древнего «погоста Спасского в Клинецком»: «Володя Ильин сын Костянтинова, Кувшынов брат, волостка за ним Гнездово Васильевская в Спасском погосте в Клинецком, сох 14 бес трети. Марко Якушов сын Гаврилова да Нечай Кривой Савин сын Перепечина, Васильевские люди Микитина, деревни за ними Ивановские Заецова в Ветчинках в Спасском погосте в Клинецком, сох 12 с третью… Левко да Нечяец да Ивашко да Гаврилец да Иванец же Феодоровы дети Паюсова, волостка за ними Клинец ивановская Заецова в Спасском погосте в Клинецком в Плавех же, сох, да в Замутье Александровские деревни Тимофеева в Петровском погосте в Тихвинском, сохи 4 с третью... Феодор Боборыкин да его дети Ондрейко да Ивашко, волостка за ними Клинец Васильевская Заецова в Спасском погосте в Клинецком, сох 25 бес трети».
   В этом же году впервые упоминается и деревянный храм «Спасские из Клинца, а в Спасском погосте сохи 3». И там же впервые упомянута деревня Раменье – будущий центр Никольского прихода с. Раменье: «Ивашка Перфурьева своеземца в Раменье в Спасском в Клинецком, 3 сохи без трети».
   В 1583 г. в очередной писцовой книге мы находим описание Спасоклинского храма: «Погост Спаской в Клинце. А на погосте церковь Преображенья Спасово древяная клецки; да теплая церковь Николы Чудотворца древяная в верх. А в церквах образы и свечи и книги и всё церковное строение приходное. Да в погосте ж поп Ортемей, двор пономарь, двор проскурница, да пять келей, а вних живут нищие, а питаютца о церкви Божьей».
   Кстати, место центра древнего Спасоклинского погоста, где располагался деревянный Спасо – Преображенский храм до сих пор достоверно неизвестно. В архиве Спасоклинского прихода есть интереснейший документ, описывающий положение места для строительства нового деревянного храма в соседнем сельце Могилки (или Ерзовка) и само село Спасоклинье – тогда ещё центр Спасоклинского прихода. Документ датирован 1781 г.
   Он даёт следующую картину: земли священников затопляются каждую весну, т.к. расположены на болоте, а сам храм – «Старая Спасоклинская церковь по положению принадлежащих к ней деревень, стоит в конце прихода, и внутри самого селения окружающие её 10 дворов, как и все прочие отстоят от неё не более как в 10, 12, 15 саженях». Поэтому храму всегда угрожает опасность пожара. Село вокруг окружено болотами и построено настолько тесно, что если бы решено было построить новый храм, то его пришлось бы строить на небольшом пятачке – площади перед старой церковью. Согласитесь, что расположение на берегу озера, на небольшом островке среди болотных непролазных топей больше соответствует монастырю, чем приходскому селу.
   Совершенно другая история с местечком Могилки (само название его говорит о древности места). «Место назначенное под церковь при д. Могилки – ближайшее к тому место из всех в Спасоклинском приходе имеющихся деревень… К сему заслуживает оно внимания, как по тому, что множество камня разделено в небольших грудах по неровной роще его покрывающей и подаёт вероятную причину думать, что в старину бывало тут кладбище, хотя из нынешних обывателей никто не памятует, но доказывается то названием сохранённым от потомков под именем Могилок». Тут же даётся и описание возвышенного над окрестностями холма и идущей мимо него дороги.


Фундамент Преображенской в Ерзовке. Фото. Д. Ивлев. sobory.ru

   На древность этого местечка указывает и сохранившийся до 1903 г. «на Ерзовском кладбище, недалеко от церкви, старинный четырёхконечный крест, без надписи, изсеченный из брускового камня». Поэтому, скорее всего центр погоста был всё же в Ерзовке (Могилках) – селе сохранившем двойное название с древних времён.
   На существование монастыря в Спасоклинье указывает и древнее название одноимённого озера – Святое. Вряд ли из - за располагавшегося рядом села стали бы так называть озеро. Скорее всего, когда старый храм в Спасоклинском погосте обветшал, новый строить не стали, а обратили в приходскую – монастырскую церковь упразднённого или опустевшего к тому времени монастыря. Как и почему исчез этот монастырёк остаётся только догадываться. Может быть, польское нашествие опустошило этот край, а может быть монахи сами разошлись по окрестным монастырям. Бог весть.
   В 1545 г. в «Писцовой книге Бежецкой пятины» упомянуты ныне существующие окрестные деревни: Городок и Раменье, но ни слова не сказано о церкви.
   Отдельно следует сказать о приходе на эту землю карел. В Тверском областном архиве сохранилась рукопись священника Ф. Виноградского «Сведения о карелах, обитающих в с. Спасоклинье Вышневолоцкого уезда, 1850 г.» Как следует из показаний благочинного с. Спасоклинье священника Феодора Введенского, переселение карел шло из пределов Швеции и Литвы. В пределы Спасоклинского и Козловского приходов карелы пришли в 1653 и 1654 гг. Согласно переписи 1778 г. карельских селений было 32: в погосте Спасском на Клинце – 9 дворов, в дер. Городок – 4 двора, дер. Плоское – 4 двора, дер. Никулино – 4 двора, в Введенском погосте с. Козлова – 6 дворов и дер. Малое Козлово – 5 дворов.
   Отсюда видно, что в с. Спасоклинье из упоминавшихся в 1781 г. 10 дворов в 1778 г. 9 дворов было карельскими. А это свидетельствует в свою очередь в пользу версии об опустошении села в годы Смутного времени. Карелы по государеву указу селились на пустошах – местах опустевших в годы Смуты деревень.
   Но всё возвращается «на круги своя». Если раньше Спасский погост был перенесён из Ерзовки в Спасоклинье, то в 1780 г. было начато дело о перенесении храма обратно в Ерзовку. «В оном погосте имеется церковь деревянная во имя Преображения Господня, потому пришла в ветхость. Из онаго погоста священноцерковнослужители согласились с приходскими людьми вместо оной церкви построить вновь деревянную в то же именование церковь на старинном кладбище, на котором по желанию священноцерковнослужителей и прихожан значит в приношенном к благорассмотрению Вашего Преосвященства данном мне приговоре», - писал в ноябре 1780 г. Козловский благочинный Пётр Алексеев епископу Тверскому и Кашинскому Арсению.
   В приложенном к прошению благочинного приговоре «Вышневолоцкого уезда ведомства главной дворцовой канцелярии Козловской волости, погоста церкви Преображения Господня церковного старосты с прихожанами разных деревень» о месте нового храма было сказано коротко «понеже тая старая церковь от прихода нашего деревень в стороне далеко, отстоит более 6 вёрст за большими болотами и грязями, а оная вновь церковь построена будет на новое место».
   По сведениям благочинного в погосте располагалась ветхая деревянная Спасская церковь, при ней священник Савва Александров 51 года, дьячок и пономарь по 1, приходских 85 дворов, пашенной земли 3 четверти «а в поле дву по тому ж». Тот же благочинный нашёл место для нового храма более выгодным, и препятствий для строительства не усмотрел.
   Но «всякое благое начинание всегда сопровождается искушениями», не стало исключением и это строительство. Тот же благочинный 9 января 1781 г. апортовал в Консисторию, что священники с причетниками потерпят значительные неудобства из–за отсутствия удобной в с. Могилках земли для строительства новых домов для них и несогласии со строительством жителей окрестных деревень. В ответ на это 25 февраля 1781 г. строительство нового храма было приостановлено. Но ситуацию кардинально изменило письмо коллежского советника и директора экономии Глищеля, в котором тот рассказал о желании прихожан дать во владение священникам к имеющейся у них земле 4 часть. Подтверждением этого стало прошение Елисея Васильева «с прочими тоя волости крестьяны», в котором тот писал, что «Мы имеем желание к построению на показанном кладбище вновь деревянной церкви и на удовольствие священноцерковнослужителям пашенной и сенокосной землёю согласны». Своё прошение крестьяне подтвердили и общественным приговором от 3 марта 1781 г.


Склеп дворян Сназиных в Ерзовке. Фото. Д. Ивлев. matveevo.prihod.ru

   Тогда же крестьяне д. Крапивки Василий Павлов д. Микулино (Никулино) Иван Артамонов написали Епископу Арсению прошение, в котором указали, что благочинный сведения о несогласии жителей окрестных деревень со строительством новой церкви «представил неправильно». Они же сообщили о желании жителей деревень Тимошкино и Городок перейти в приход с. Спасоклинье. Указом от 16 сентября строительство храма в Ерзовке было разрешено, разрешён был и переход крестьян из одного прихода в другой.
   А через несколько месяцев крестьянин д. Никулино Иван Афанасьев просил повеления Епископа Арсения «оставшие в ветхой церкви иконы, ризы, колокола и прочие церковные сосуды и образа <перенести> во вновь построенную церковь». Епископ в своей резолюции от 3 декабря 1782 г. разрешил перенести утварь и иконы, но с условием, что сначала крестьяне передадут причту землю. Что и было исполнено 3 марта 1783 г.
   Опись, составленная в это же время, досконально описывала интерьер нового храма: «На Горнем месте образ Преображения Господня, над жертвенником - Вознесение Господне. Царские двери вырезные и позлащённые, Евангелисты писаны красками, тумбы крашенные, а меж них трапы посеребрённые. На первом <ярусе> по праву сторону образ Преображения Господня, преподобных Зосимы и Савватия, а потом Нила Преподобного с венцом посеребрённым. А против правого крылоса образ Вознесения Господня. А на левой стороне образ Богоматери Казанский, а на дверях написан образ архидьякона Стефана, от дверей к левому крылосу образ пророка Илии, Преподобного Ефрема, а против левого крылоса образ Николая Чудотворца. И все оныя образа как на правой стороне местный и на левой, написаны все новыя и писания искусстного, и поставлены в иконостасах вырезных, позлащённых».
   Далее следует описание всех икон праздничного, деисусного и пророческого чинов иконостаса, а так же распятия, венчавшего иконостас. Из прочих храмовых образов, перенесённых из старой церкви, указаны лишь два: Воскресения Христова и Зосимы и Савватия Соловецких.
   Но Консистория 21 марта 1783 г. отказала в освящении нового храма. Оказалось, благочинный забыл внести в опись новые вещи. Тогда же консистория приказала составить новую опись, которая в свою очередь была составлена в кратчайшие сроки. 28 сентября 1783 г. Консистория предложила прихожанам на выбор священника для совершения чина освящения нового храма: или из Кафедрального собора или же благочинного.
   На что священник с. Спасоклинье Савва Александров рапортовал «новопостроенная в нашем погосте церковь однопрестольная во имя Преображения Господня ныне во всей готовности, и сосудами и ризницей удовольствована. Просим Ваше Преосвященство о дозволении оный храм освятить Вышневолоцкому священнику Петру . Сентября дня 1783 г.»
   Судьба старого деревянного храма в с. Спасоклинье была решена в октябре 1794 г., когда для изготовления решёток на окна нового Преображенского храма понадобился уголь. К тому же, сообщал священник с. Выдропужска Иоанн Иванов «Священник Дмитрий Трофимов объявлял, что кузнец из прихода сверх своей работы обещается в церковь внесть деньгами 10 руб». 18 декабря 1794 г. Консистория разрешила разобрать деревянную церковь в с. Спасоклинье.
   Последующую историю храма в Ерзовке (в документах ещё и Спасоклинье и Могилки), можно проследить по заглавиям архивных дел, большинство из которых не сохранилось. В 1811 г. храм был покрыт новым тёсом, в 1821 г. из храма были украдены 228 р. 83 коп. – кража произошла со взломом, в 1835 г. старостой храма был избран крестьянин д. Никулино Никита Васильев, в 1836 г. храм снова был перекрыт новым тёсом, в 1857 г. причт просил о дозволении возобновить иконостас, в 1860 г. церковным старостой был избран крестьянин д. Горки Иван Тарасов, в 1868 г. было начато дело о дозволении подвести фундамент под церковь, а в 1872 г. был устроен нижний этаж храма с приделом в честь святых Алексия митрополита Московского и Николая Чудотворца. Год 1879 – церковным старостой выбран крестьянин д. Никулино Пётр Егоров, в 1889 г. был отлит новый колокол весом 80 пудов, 1892 – староста Матвей Михайлов был награждён церковной наградой.


Надгробие Владимира Сназина на месте престола Преображенской церкви. Фото. Д. Ивлев. matveevo.prihod.ru

   Следует отметить, что Ерзовская церковь была родовой для помещиков Сназиных. В 1870 г. Мария Сназина пожертвовала 5 сотенных билетов на благоустройство церкви. Ещё одно дело, касающееся Сназиных было начато в 1900 г. – о выдаче метрического свидетельства вдове коллежского советника Волкиной урождённой Сназиной. Сохранился, хоть и в крайне запущенном состоянии, родовой склеп Сназиных к западу от фундамента Ерзовской церкви, сохранилось и надгробие Владимира Алексеевича Сназина, скончавшегося 16 декабря 1902 г.
   «Тверской Епархиальный статистический сборник» И. Добровльского упоминает о служивших в это время на погосте священниках Иоанне Андреевиче Кустове 45 лет, законоучителе земской, церковно – приходской школы и 2 классного Министерского училища, рукоположенного в 1880 г., награждённого в 1896 г. скуфьёй. За 1907 г. в волостном центре д. Никулино значится земское училище, в с. Спасоклинье значится церковно – приходская школа, так же в Никулинской волости была школа грамоты в д. Палюжье.
   «Епархиальный сборник» 1901 г. упоминает так же диакона Алексия Алексеевича Муравьёва, 61 год, рукоположенного в 1860 г. и псаломщика Ивана Васильевича Тяжёлова, 29 лет, в службе с 1898 г. В приход входили деревни Спасоклинье, Никулино, Крапивка, Горка, Первитино, Ломовая, Задняя, Трофимово, Яблонька, Андрюково, Стырово, Тимошкино, Двойка и Горня. Прихожан было 282 двора, 1250 мужчин, 1377 женщин. К храму были приписаны две часовни: в Никулине – Святителя Николая и в Спасоклинье – тоже Никольская, поставленная на фундаменте древнего Преображенского храма. В 1861 г. причт поднимал вопрос о её возобновлении, но с приходом к власти большевиков часовня была превращена в магазин, а потом и вовсе заброшена. Совсем недавно, когда мы с отцом Дмитрием заехали в эту часовню, выяснилось, что сохранились на её стенах незамысловатые народные рисунки. Кто-то с любовью украшал свой маленький храм. И хоть на стенах не картины великих художников, а просто народный орнамент, но так тепло на душе от этих поблёкших от времени рисунков.
   В 1915 г. на приходе продолжали служить священник Иоанн Кустов, 60 лет. Диаконом был Николай Тачалов, 37 лет, из 1 класса семинарии, на службе 19 лет, на этом приходе 11 лет. Псаломщиком продолжал служить Иван Тяжёлов. Отец Иоанн, со слов его внучки, был арестован в 1930-х гг. В 1915 г. – в приходе значилось 1220 мужчин, 1320 женщин. Были устроены две школы - церковно-приходская и земская, обучалось в них 157 учеников. 120 рублей тратилось на преподавание Закона Божиего.
   Священник Митрофан Иванович Орлов (род. 18 мая 1880 г.) был назначен в Ерзовку в 1935 г. священномучеником Архиепископом Фаддеем. Арестован 30 августа 1937 г. Как пишет игумен Дамаскин (Орловский), в 1937 г. после долгих пыток священник Митрофан подписал показания против владыки и священномученика Алексия. 11 ноября 1937 г. он был расстрелян...
   Судьба Ерзовской церкви незавидная. В 1930-е гг. её разграбили, сняли крест, говорят, даже кто-то вместе с этим крестом упал на землю, а в годы войны церковь сгорела от удара молнии. Сейчас на её месте растут белые стройные берёзки, сохраняя под своей сенью фундамент погибшего храма, да основание его престола.
   А в стороне от Ерзовки, от которой не осталось ничего кроме нескольких яблонь, ещё жива деревушка Спасоклинье. И стоит посреди деревни покосившаяся часовенка святителя Николая, видны ещё остатки фундамента древней Преображенской церкви, да остатки тёса на крыше часовни. А вниз убегает тропинка по болотистой низине к Святому озеру, сохранившему для нас древнее как сама эта земля название Спасо - Клинье.

   Денис ИВЛЕВ

   
     (По материалам издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012.)

     (Фото. № 2, 3 Дениса Ивлева с сайта Народный каталог Православной архитектуры, фото. № 4, 5 Дениса Ивлева с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли