ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




СОНКОВСКИЙ РАЙОН, КОЙ

КОЙ - ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Виктора Бородулина.

   Среди сельских поселений Тверской области с. Кой занимает особое место. Это необычное село, сохранившее планировочную структуру и постройки I-й пол. XVIII - XIX вв. Выделяется комплекс застройки сельской площади, включающей Троицкую церковь (1717-1731 гг., XIX в.), окруженную оградой с башнями и двумя воротами (сер. XIX в.), Александровскую часовню (1882-1885 гг.), духовное училише, больницу, два дома причта (все здания сер. XIX в.), торговые лавки (1870-е годы), крестьянские дома (кон. XIX - нач. ХХ вв.). В архитектуре построек преобладают формы классицизма. Комплекс является примером крупного сельского общественного центра, композиционным ядром которого служит церковь Троицы.
   К северу от села на кладбище находится церковь Иоанна Богослова (1828-1833 гг., в стиле ампир).


   Село Кой, от Твери 140 верст, от Кашина 40 верст.
   Церковь Троицкая, построена в 1731 году, каменная, двухэтажная, престола три: верхний Святой Троицы, в нижней: Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Благоверного Князя Александра Невского.
   Церковные документы: опись 1846 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Протоиерей Василий Иоаннович Баженов 72-х лет, студент семинарии, священником с 1851 года, состоял духовником и депутатом, в 1898 году награжден Орденом Святой Анны третьей степени. Священник Петр Александрович Садиков 40-ка лет, студент семинарии, состоял заведующим церковно-приходской школы, смотрителем Свечной Епархиальной лавки, духовным следователем, в служении с 1881 года, священником с 1884 года, смотритель Свечной Епархиальной лавки, в 1896 году награжден скуфьей. Священник Николай Алексеевич Морошкин 36-ти лет, студент семинарии, состоял катихизатором, в служении с 1885 года, священником с 1892 года, в 1895 году награжден набедренником. Диакон Николай Арсеньевич Ильинский 62-х лет, в служении с 1853 года, диаконом с 1883 года. Псаломщик Александр Феодосиевич Тодорский 28-ми лет, в должности с 1892 года. Псаломщик Иван Алсеевич Смирнов 31-го года, в должности с 1894 года. Псаломщик Павел Иванович Ахматов 35-ти лет, в должности 1884 года.
   Прихожан: Протоиерея Баженова в селе Кой, в деревнях Колачеве, Хругине, Фоминском, Корине, Гридине, Бабаеве - 217 дворов (771 мужчина, 1009 женщин). Священника Садикова в селе Кой, в деревнях Почапе, Елупове, Лбове, Белораменье, Колыжине, Волкове - 197 дворов (678 мужчин, 877 женщин). Священника Морошкина в селе Кой, в деревнях Старове, Михалях, Усатых, Лемехове, Бабаеве - 190 дворов (647 мужчин, 826 женщин). Всего 604 двора (2096 мужчин, 2712 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Петр Садиков 54-х лет, окончил семинарию, на службе 30 лет, в Троицком храме 23 года. Священник Григорий Нечаев 52-х лет, окончил семинарию, на службе 28 лет, в Троицком храме 13 лет. Священник Николай Морошкин 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 22 года. Штатный диакон Виктор Ильинский 37-ми лет, на службе 10 лет, в Троицком храме 9 лет. Псаломщик Леонид Богданов 24-х лет, на службе 2 года. Псаломщик Евфимий Зайцев 21-го года, на службе 2 года. Псаломщик Александр Смирнов 24-х лет, на службе 3 года, в Троицком храме 1 год.
   Прихожан в деревнях: Болково, Елупово, Почап, Лбово, Колыжино, Белораменье, Бабаево, Михали, Старово, Лемехово, Усаты, Яругино, Фоминское, Корино, Колачево, Гриднево - 2036 мужчин и 2508 женщин.
   В приходе сей церкви находилось две часовни: в селе Кой, каменная, постройки 1885 года в память в Бозе почившего Императора Александра II и в деревне Фоминской, каменная, постройки 1896 года в память в Бозе почившего Императора Александра III.

   
     (По материалам изданий И.П. Чалая, Ю.А. Веденин. Культурно-ландшафтное районирование Тверской области. - М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия. 1997., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. № 1 Виктора Бородулина.)

Троицкая церковь.


      СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВИКТОР (ИЛЬИНСКИЙ)

   Священномученик Виктор родился 31 октября 1872 года в селе Кой Сонковского уезда Тверской губернии в семье диакона Николая Ильинского. Он окончил учительские курсы при уездном училище в Новгородской губернии и вернулся в родное село, где служил, будучи к этому времени рукоположен в сан священника, его отец. Десять лет Виктор Николаевич был учителем в церковно-приходской школе, а с 1906 года стал служить в храме псаломщиком. В 1912 году он был рукоположен в сан диакона к той же церкви.
   В 1918 году в центральной России была установлена советская власть, и сразу же начались гонения на Православную Церковь, убийства священников и мирян. Отец Виктор первый раз был арестован в 1920 году, обвинен в сокрытии излишков хлеба и приговорен к трем месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
   Из заключения он вернулся в родное село. В 1927 году местные власти, ревнуя о выполнении распоряжений центральных властей, развернули кампанию по закрытию храма в селе Кой. Диакон Виктор вместе с прихожанами энергично выступили с протестом против действий властей. Около шестидесяти женщин отправились в сельсовет и потребовали прекращения пропагандистской кампании по закрытию храма. Верующие действовали столь уверенно и решительно, что властям пришлось уступить, кампанию прекратить и от своих планов временно отказаться. ОГПУ стало искать повод арестовать о. Виктора.
   В 1930 году он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Кой. Сразу же после рукоположения власти арестовали его за невыполнение плана хлебозаготовок и приговорили к восьми месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Отец Виктор из заключения вернулся в свой храм.
   6 декабря 1931 года начальник оперативного сектора отправил уполномоченному ОГПУ по Сонковскому району распоряжение, чтобы тот представил полные данные о священнике Викторе Ильинском, его социально-имущественном положении, а также о его антисоветской деятельности. В ответ на запрос сонковский уполномоченный написал: "В 1930 году был раскулачен, все имущество передано в коммуну, а сам Ильинский перебрался жить в деревню Яругино (находится там на квартире). Материалов о дальнейшей антисоветской агитации не добыто".
    Преследования священника, однако, не прекратились - в 1934 году о. Виктор был арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей и мелкой разменной монеты. Власти приговорили его к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Аресты, заключения, непосильная работа подорвали здоровье священника настолько, что дальнейшее пребывание в лагере грозило ему смертью; по состоянию здоровья он был в 1935 году освобожден и вернулся в родное село.
   В марте 1936 года сотрудники НКВД произвели в храме обыск и изъяли церковные регистрационные книги родившихся, бракосочетавшихся и умерших; было выяснено, что записи родившихся и умерших велись с 1918 года, бракосочетавшихся - с 1923-го.
   Священнику был учинен допрос по поводу найденных книг. Отец Виктор ответил, что записи велись по долгу его священнической службы на основании распоряжения благочинного протоиерея Николая Троицкого и епархиального архиерея архиепископа Фаддея.
   - Выдавали ли вы кому-либо справки по вашим документам о родивщихся, бракосочетавшихся и умерших? - спросил следователь.
   - Ко мне за справками никто не обращался, - ответил о. Виктор. На этом допрос был закончен, на этот раз священника не арестовали. Отец Виктор продолжал служить в храме, все время и силы отдавая служению Богу, Церкви и своей пастве. Во всех отношениях тридцатые годы для Русской Православной Церкви, ее священнослужителей, кому дал Господь возможность служить в Божиих храмах, были временем наилучшим, временем собирания в душу тепла благодати, когда ревностные пастыри самым ходом исторических событий были подведены к наивысшему итогу своей церковной деятельности - мученической кончине. Против о. Виктора неоднократно выдвигались председателем сельсовета самые абсурдные обвинения, например, в том, что священник будто бы воспользовался отсутствием колоколов - которые были сняты по распоряжению советской власти - и служил, перестав регулировать время службы церковным звоном, сколь угодно долго, а также в том, что он неустанно призывал христиан к посещению храма, в чем добился больших успехов, и к 1937 году число постоянных прихожан значительно увеличилось. 12 ноября 1937 года о. Виктор был арестован и заключен в тюрьму в Бежецке. 20 ноября состоялся первый допрос. В этот день были вызваны "дежурные свидетели", которые поставили свои подписи под протоколами, заранее составленными следователем. Отец Виктор держался мужественно и не признал себя виновным в антигосударственной деятельности, не стал лжесвидетелем.
   25 ноября Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Виктор Ильинский был расстрелян 27 ноября 1937 года.
    Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

   
     (По материалам сайта Православная церковь Средней Азии.)

     (Фото. № 2 из архива Михаила Мещанинова с форума сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли