ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




СЕЛИЖАРОВСКИЙ РАЙОН, СЕЛИЖАРОВО

СЕЛИЖАРОВО - ПЕТРА И ПАВЛА ЦЕРКОВЬ ТРОИЦКОГО СЕЛИЖАРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Александра Викторовича Шипилина с сайта  http://www.sobory.ru/.

   Эта церковь была построена не раньше конца 16-го века. Трапезною она названа, потому что главным ее назначением было кормить монастырскую братию. Поэтому в ней размещались погреба, подвалы, келарская, казенная, сушило, квасоварня.
   На верхнем этаже размещалась сама церковь с двумя престолами. Центральный освящен во имя св. апостолов Петра и Павла, а правый - во имя святителей Гурия и Германа, архиепископов Казанских, и Варсонофия - епископа Тверского.
   Семь лет назад началось восстановление Петро-Павловской церкви. Был проделан большой объем сложных ремонтно-восстановительных работ. Заново восстановлен обрушенный свод храма, работа. Устроена крестильня с купелью, в которой можно крестить и детей, и взрослых с полным погружением, как того требуют каноны православной церкви.
   И, наконец, после устройства барабана и луковицы был установлен над Петро-Павловской церковью крест, которого верующие селижаровцы ждали столько лет. Примерно в это же время раздался и первый колокольный звон.
   Открыл храм после почти семидесятилетнего попирания иерей Сергий Чивиков (ныне - протоиерей), он же и является настоятелем этого храма. Это единственный действующий храм в городе, а до его открытия многие вообще забыли, что это такое. Вторым священником служит молодой иерей Алексий.
   На службах поет достаточно профессиональный хор под руководством профессионального регента - Борисовой Ирины Николаевны (муз. училище, кемеровская консерватория, регентская школа при Московской Духовной Академии - г. Сергиев Посад).
   Особенности. У о.Сергия на сегодняшний день восемь своих и двое приемных детей. У о.Алексия - трое. При храме в учебное время года действует воскресная школа, а также мастерская ручного шитья (вышивают иконы, хоругви, плащаницы лицевым шитьем в раскол). С работами выступают по Росии, а так же за рубежом. Старший сын о.Сергия - Григорий профессиональный резчик-самоучка. Его работы - около половины резьбы в храме г.Лесосибирска, иконостас на Казанском вокзале, участвовал в резьбе иконостаса в храме прп. Сергия (подворье ТСЛ) иконостас в Селижаровском храме и мн. др.

 

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

     (Фото. Александра Викторовича Шипилина с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


   Ныне от величественного когда-то Свято-Троицкого монастырского ансамбля остался лишь храм святых апостолов Петра и Павла, стоявший прежде в ряду ограды. Здание поражает основательностью, строгостью архитектурных линий. Специалисты считают, что сооружение - своеобразный прототип Грановитой Палаты Московского Кремля. Храм воздвигнут в конце XV - начале XVI вв. Храм двухэтажный, с подвалами, выстроен из толстого и тяжеловесного кирпича, явное влияние новгородской архитектурной школы.
   Особых наружных украшений нет, кроме небольшого пояса, идущего по низу полукружия восточной стены, и двух широких пилястр по боковым краям этого полукружия.
   Своды в обоих этажах и подвале опираются на большой четырехгранный столб, проходящий посередине всего здания. В верхнем этаже помещается сама церковь с двумя престолами: во имя святых апостолов Петра и Павла и во имя святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских чудотворцев.
   До 1762 года алтарь был очень тесен, поэтому, когда возникла необходимость расширить его, строится новый иконостас в длину всей церкви, обновляется и освящается престол. Тогда же под сводами алтаря вместо трех малых полуциркульных окон со слюдяными листами, дававшими мало света, заново пробивают три больших окна с обыкновенными стеклами. После этих изменений церковь освящается в 1766 году архимандритом монастыря Иоанном. Второй придел во имя святителей Гурия, Германа и Варсонофия устроен в 1803 году.
   Стены храма оштукатурены, а своды расписаны изображениями херувимов. В четырехгранном столбе и в стенах церкви было шесть круглых отверстий, называемых голосниками. Подобные акустические камеры использовались как резонаторы для усиления звука. На западной стене имелись небольшие впадины, внизу - прямоугольные, а вверху - сведенные конусом, которые также усиливали акустику храма и украшали его. Полы в церкви - клетчатые, сделанные из квадратных деревянных досок.
   Церковь в писцовых книгах называлась трапезною, потому что в нижнем этаже в ней помещалась трапеза и хозяйственные помещения: хлебная, поварня, мукосейня, келарская, квасоварня и сушильня. В подвалах некоторое время с 1780 года хранились запасы меда и воска, казенных вин, за что монастырь получал по договору от торговцев и содержателей винных откупов значительные деньги. В восточной стене подвала, по направлению к Селижаровке, до сих пор имеется пролетная арка, предназначавшаяся для стока воды в реку.
   Вероятно, эта арка и породила легенду о якобы существовавшем под рекой подземном ходе, выходившем за Воскресенским погостом. А вот предание о том, что в нижнем этаже и подвалах Петропавловского храма при нападении литовских воинств могли укрываться монашествующие и жители ближних селений, более достоверно. Твердость кирпича и кладки, толщина стен, достигающая двух метров, малый размер окон заставляют поверить этому. Верх церкви - шатровый на четыре ската, покрытый тесом, долгое время на нем не было купола, а только шейка, на ней глава и крест (как и ныне). В 1819 году над храмом устроен деревянный полукруглый оштукатуренный купол, который, как своды, покрыт железом, выкрашенным ярью (медной зеленью). После закрытия монастыря купол разобрали, заменив его обыкновенной крышей. Уникальность храма заключается в его двухэтажности. В Тверской епархии похожее здание есть в Старицком Успенском монастыре.
   При храме работают вышивальная, иконописная мастерская, мастерская резьбы по дереву и воскресная школа.

   По материалам книги: "Святые места земли Селижаровской" Г. Н. Осиповой.

   
     (По материалам сайта Осташковского Благочиния.)

    

   Описание храма по состоянию на 1900 год:
   На восточной стороне монастыря, на линии монастырской ограды стоит каменная теплая церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла. Эта церковь по всей вероятности есть та самая, которая упоминается в выписи из писцовых книг 1624 и 1625 годов под именем трапезы и строена, конечно, как и прежняя соборная — еще до Литовского разорения в ХVI столетии. Трапезой же она названа в писцовых книгах, а не церковью, потом что главное назначение её было служить для монастыря трапезой, по каковой причине в ней помещались не только трапеза, но и все принадлежащие к трапезе хозяйственные заведения, как то: хлгебная, поварня, мукосейня, келарская и казенная палатки, погреба и подвалы, и в связи с ней сушило и квасоварня; а для церкви отделено было саное малое помещение, и еще потому, что при составлееии писцовых книг, по случаю претерпенного монастырем разоренния, церковь в ней могла быть в то время и нарушенной.
   Церковь эта четыреугольная двухъэтажная с подвалами, выстроена из толстого и тяжеловесного кирпича без всяких наружных украшений, кроме небольшого пояса в ребро внизу плукружия восточной стены, отличающего помещение алтаря и двух широких пилястр по боковым краям этого полукружия, и отбелена по кирпичу. Коробовые своды в обоих этажах и в подвалах опираются на большом четверогранном столбе, проходящем по средине всего здания.
   В верхнем этаже помещается сама церковь. Длина её внутри от юга к северу 9 ½ саж., ширина от востока к западу 7 саж. Алтарь её имеет три отделения, разделяемые одно от другого глухими капитальными стенами; среднее отделение алтаря вдвое шире боковых отделений. Для прохода из среднего отделения в боковые устроены в капитальных стенах по одной небольшой двери. До 1762 года алтарем занято было только среднее отделение, а в боковых помещались — в одном келарская, в другом казенная палатка. В настоящее время в среднем и боковом правом отделениях устроены престолы: в среднем во имя Св. Апостолов Петра н Павла, в боковом — во имя Св. Святитетелей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев; а левое отделение служыт вместо пономарской. Первый престол, т.е. во имя Св. Апостолов Петра и Павла, существует со времени построения церкви, и разве только имел когда нибудь в древние времена другое наименование. Второй престол, т.е. во имя Св. Гурия и Варсонофия, устроен в 1803 г. и освящен в том же году 25 октября игуменом монастыря Варлаамом.
   Иконостас в трапезной церкви, до 1762 года, пока боковые отделения алтаря заняты были палатками казенной и келарской, устроен был только перед средним отделением алтаря, и притом так, что вдавался внутрь алтаря и пересекал его на середине от юга к северу, отчего алтар был весьма тесен; престол от тесноты алтаря был весьма мал и по давности устройства к 1762 году становился ветхим; окна алтаря были малы и давали мало света. Поэтому, когда в 1762 году казенная и келарская перенесены были в другое помещение, то иконостас устроен был новый в длину всей церкви и занял место перед всеми тремя отделениями алтаря. В то же время прежний престол, как обветшавший и по малости своей не соответствовавший узаконенной для престолов мере, разобран и снят; а вместо него поставлен новый престол в указную меру; тогда же три малых полуциркульных окна под сводами алтаря со слюдяными вместо стекол листами, дававшие мало света, заложены изнутри алтаря, а в оставшихся на этих местах наружных впадинах поставлены иконы за той же слюдой и вместо заложеных полуциркульных окон, для большего света, вновь пробиты три довольно больших окна с обыкновенными стеклами. После этой перемены иконостаса и престола, церковь освящена в 1766 году архимандритом монастыря Иоанном. Этот построенный в 1761 - 1763 годах иконостас был резной, по резьбе вызолоченный, а по глади выкрашенный ярью: состоял из ряда местных икон, отделенных одна от другой продороженными пилястрами, украшенными накладной резьбой; над местными иконами, царскими и боковыми дверьми в тринадцати украшенных резьбой клеймах изображены были двунадесятые праздники. В 1816 году этот иконостас возобновлен тщанием игумена Виталия на деньги, пожертвованные селижаровскими купцами И.И. и Е.М. Олесовыми и Е.К. Титовым. При этом возобновлении резьба и позолота произведены вновь; также и иконы вновь написаны.
   Из икон этой церкви могут быть упомянуты: 1) икона Воскресения Христова в левом отделении алтаря, 2) икона с изображением святителей Вселенских с Николаем Чудотворцем, Московских и Казанских за левым клиросом, и 3) икона Сошествия Св. Духа на Апостолов на южной стене. Эти иконы одинаковой величены, именно в 2 арш. длины и 1 арщ. 9 верш. ширины, писаны, как видно из надписей на них, в 1681 году иконописцем из Торопца Дорофеем и осташковским Ф. Потаповым, — и, до возобловления в 1785 году иконостаса соборной церкви были в числе местных икон соборной церкви. 4) На четверогранном столбе древняя икона Распятия Господня с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, в 2 ½ арш. длины и 1 арш. 13 верш. ширины. Она по обычаю древнего монастырского иконописания, писана по ореховому полю. Выражение лиц у предстоящих Божией Матери и Иоанна Богослова скромное, смиренное, спокойное указывает несколько на Византийский пошиб писания этой иконы. На верхней доске креста на хартии сделана надпись латинскими буквами: Iеsus Nasoreus Rех Iudaeorum (т.е. Иисус Назарянин царь Иудейский). 5) В боковом алтаре придела икона Св. Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев, в 7 ¼ верш. длины и б верш. ширины, в окладе полей и воздуха серебряном вызолоченном старинном, бывшем на подлинной иконе этих святых.
   Стены внутри оштукатуренны, а своды расписаны живописными изображениями херувимов в первый раз в 1858 году при игумене Варлааме, в другой раз в 1858 году при настоятеле архимандрите Макарии.
   В четверогранном столбе и в стенах церкви шесть круглых отверстий, называемых голосниками. На западной стене устроены небольшие впадины внизу прямоугольные, а вверху сведенные конусом. Полы в церкви деревянные клетчатые, устроенные из квадратных деревянных досок.
   В нижнем этаже, одинаковой длины и ширины с верхним, до 1769 г. помещалась хлебня, поварня и мукосейня, а в настоящее время хранятся некоторые монастырские съестные припасы. Пол в этом этаже кирпичный.
   В подвалах некоторое время с 1780 г. хранились сперва запасы меда и воска, потом запасы казенных вин, за что монастырь получал от торговцев и содержателей винных откупов значительные по договору деньги. В восточной стене подвала по направлению к реке Селижаровке внизу проведена пролетная арка для стока воды в реку.
   Толщина стен всего этого здания, твердость кирпча и кладки стен и малый размер окон заставляют верить преданию, что в нижнем этаже и в подвалах могли укрываться, в случае нападения неприятелей, монашествующие и жители ближних селений.
   Верх церкви шатровый на четыре ската, до 1819 года на нем не было купола, а были только: шейка и на ней глава и крест. Глава была обита жестью, крест железный вызолоченный по гольдфарбе; церковь была покрыта тесом; а в 1819 году устроен на ней вновь деревянный полукруглый оштукатуренный купол, и как своды церкви, так и куполъ покрыты в этом же году железом, выкрашенным ярью.
   У правой стороны церкви, к востоку, пристроена каменная квасоварня. На лето в прежние времена было построено деревянное сушило, в котором хранились монастырские съестные припасы. В это сушинло был ход из правого бокового отделения алтаря трапезной церкви, в котором помещается теперь престол во имя Св. Святителей Гурия и Варсонофия. Отверстие это снаружи закладено, а сама дверь с внутренней стороны и доселе не уничтожена.

   
     (По материалам издания Описание Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии. - Тверь, 1900.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли