ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



УТРАЧЕННЫЕ МОНАСТЫРИ

САВВИН МОНАСТЫРЬ


На этом месте стоял монастырь.

    Саввин монастырь на реке Тьме, который дал название деревни Саввино, был основан в 1397 году. Основателями его были Преподобный Савва Бороздин, впоследствии основавший под Новгородом Савво-Вишерский монастырь и два брата - Савва и Варсонофий, происхождение которых нам неизвестно. Вероятно, они были не из простых людей, потому что их обители покровительствовали тверские князья. Все трое еще до основания Саввинской обители пожили в разных местах, бывали и на Афоне и в Святой Земле. Все они прожили долгую жизнь. Савва Вишерский, их старший современник, скончался в 1430 году, и уже в 1460 г. местно канонизирован в Новгороде. Варсонофий скончался около 1467 года, Савва Тверской едва ли намного пережил его. Древняя дата их памяти - 17/30 апреля.
    В древнем “иконописном подлиннике” - описании внешности святых для иконописцев - находится описание внешности святого Саввы Тверского. “Преподобный отец наш Савва, игумен Сретенскогоi монастыря, Тверской новый чудотворец, подобием сед, брада аки Антипинаii; ризы преподобнические, волосы простые”. О внешности Варсонофия сведений не сохранилось.
    Саввин монастырь был когда-то крупнейшим монастырем в низовьях Тьмы, и, вообще, числился в ряду самых значительных тверских обителей. Его известность простиралась далеко за пределы Тверского княжества.
    Даже после разорения Смутного времени, он, по описанию Писцовой книги 1628 года, превосходил все окрестные обители. “Монастырь Савин на реке на Тьме, а в нем церковь Иоанна Богослова древяна клецки, а другая церковь Савва Освященный каменная, около монастыря ограда древянна, а на монастыре келья игуменская, да две кельи братских, двор конюшенный. А в церкви образа, и ризы, и книги и всякое строение церковное монастырское”.iii А по данным Дозорной книги 1615 года, храмов в монастыре было даже три - каменный Саввы Освященного, деревянный шатровый с трапезной - Иоанна Богослова, и еще один деревянный клецки - преподобного Саввы Вишерского. Вероятно, за прошедшие двенадцать лет с 1615 по 1628 годы Саввин монастырь пережил еще одно разорение от поляков в 1617 году, после которого и был приписан к Тверской кафедре.
    Монастырь располагал на реке Тьме значительными вотчинами. Ему, в частности, принадлежало село Волынцево, ставшее после разорения в Смуту простой деревней. В селе был храм в честь Николая Чудотворца, место которого было случайно обнаружено в начале XX в. при строительстве одного из домов, но часовню поставить на этом месте не успели. Ныне это место вновь потеряно.
    Недалеко от деревни Кумордино этому же монастырю принадлежал погост “Петр чудотворец”, также исчезнувший в начале XVII в. Но его место - “у Петра святого”, известно местным жителям и поныне. Есть мнение, что или в этом погосте или в погосте на месте последующего села Петровского (находилось на месте современного кладбища у деревень Мермерины и Кадино, на “Мермеринской горе”), находился скит, в котором жил Преподобный Варсонофий (о нем далее).
    Интересна судьба библиотеки Саввина монастыря. Она создавалась в период расцвета обители в 1 пол. XV в., и, поскольку монастырь был изначально очень авторитетен и пользовался княжеским расположением, снабжалась качественными рукописями. Многие из них имели подписи. Лучшая из сохранившихся рукописей Саввина монастыря - пергаментный “Устав церковный” нач. XV в., переписана на Афоне. В Тверь он был принесен кем-то из иноков Саввина монастыря. Предание, правда приписывает принесение книги Савве и Варсонофию. Но едва ли они оба покидали монастырь после 1400 года. В 1432 году на книге была сделана пометка о том, что “на Петрово говение Саввину монастырю минуло 35 лет”. (Примечательно, что у монастыря было в вотчинах два храма в честь Петра и Павла, по-видимому, этот праздник чтился как своеобразный “день рождения” обители). Устав, как принесенный “из грек”, был очень авторитетен на Руси. Списки с него имели многие крупные обители. В 1630 году эту книгу с многими другими Архиепископ Тверской Евфимий отослал в Москву, где она и сохранилась в коллекции Исторического музея (ГИМ, Усп. 5-п).
    В 1416 году иеромонахи Авраамий и Исаакий переписали “Слова постнические” прп. Исаака Сирина. Рукопись содержит запись: “В лет(о) 6924 (1416) написана б(ыст)ь книга сия во обитель преп(одо)бнаго и б(о)гоноснаго отца нашего Савы помощию Б(о)жиею и ктитора нашег(о) бл(а)гочестиваго господина князя А(ле)ксандра Ивановича, а замышлением б(о)голюбиваго господина игу(мена) о(т)ца Варсануфия в славу Живоначальныя и Единосущныя Троица и в честь преп(одо)бному и богоносному отцу Саве н(ы)ни и пр(и)сно и во веки веком аминь. Написана б(ыст)ь книга сия рукою многогрешн(а)га и мн(о)гострастн(а)га (и)еромонаха Аврамия и Исакия”.  Эту рукопись купил коллекционер Ф.А. Толстой в нач. XIX в. в Твери. (Ныне Российская Национальная библиотека (Санкт-Петербург), Q.I.207). Очень возможно, что отсюда же, из Саввина монастыря, происходит “Лествица” прп. Иоанна Лествичника, переписанная в 1419 году по заказу митрополита Фотия, по-видимому, в Москве, для иеромонаха Саввы (Саввинского?) (Ныне РНБ, Q. п.I.17). В 1419 году Савва Тверской еще не был игуменом.
    В 1432 году тот же (?) иеромонах Авраамий, тверич, проживавший в это время на Афоне в Лавре святого Афанасия Афонского, переписал для родного ему Саввина монастыря “Сборник”, открывавшийся “Житием Григорий Амиритского”. (Российская Государственная библиотека (Москва), ф.98, Егор. №543). Этот “Сборник” был в XIX в. разорван, часть его была продана и осталась в Москве в коллекции Егорова, а часть осталась в Твери (до 1962 года - ГАТО ф.1409, №28). Ныне рукопись соединена и хранится в Москве. Этот факт наводит на мысль, что библиотека монастыря в XVII-XIX в. хранилась в Твери, а не в Саввине. Невероятно, чтобы в начале XIX в. столичные собиратели самостоятельно “вышли” на маленький приход, и купили там древние рукописи. Скорее всего, рукописные книги им продали непосредственно в епархиальном хранилище в Твери, где хранилось множество древностей, ценность которых мало кто мог в те времена оценить.
    И действительно, в описи Тверского Спасо-Преображенского собора 1626 года мы находим описание многих вещей, взятых в сгоревший в 1616 году собор из Саввина монастыря, как раз пережившего очередное разорение около 1617 года. Так, например, в соборе стояли резные Царские врата, прекрасный памятник древней тверской резьбы, созданные при игумене Леониде в 1551 году. Затем они находились, вероятно, в соборной ризнице, но, наряду с рукописями, на них также уже в начале XIX в. обратили внимание первые историки русского искусства и коллекционеры. Уже в сер. XIX в. академик живописи Ф.И. Солнцев сделал с них великолепный рисунок, во многом превосходящий по качеству фотографию. По этому рисунку памятник и известен сейчас. После 1913 года местонахождение Царских врат неизвестно. Надо полагать, они осели в одном из частных собраний, скорее всего. за границей.
    Вероятно, и книги из монастыря частично были переданы в собор в начале XVII в. В таком случае, есть вероятность, что еще некоторые из этих уникальных памятников местной тверской культуры целы и отыщутся в столичных собраниях. Они - лучшие свидетели блестящего расцвета Саввина монастыря в XV веке.
    Но сам Саввин монастырь ждала печальная судьба. Монастырь так и не оправился от последствий разорения и постепенно все больше пустел. Хотя титул игумена Саввина монастыря носил архиерейский эконом, монахов в Саввине к XVIII в. не осталось.
    В самом Саввине монастыре после приписки его к кафедре остались только простые монахи, под управлением монаха-приказчика, как тогда называли, “строителя”. Один из них, которого, как и одного из основателей обители, звали Варсонофием в 1695 г. вложил в монастырь комплект богослужебных книг - двенадцать Миней (сборников служб святым и праздникам помесячно). На первом томе он сделал такую запись: “Лета 7203 году Саввина монастыря строитель старец Варсонофий дал вкладу в Саввин монастырь в церковь Иоанна Богослова по души своей и по родителям своим вечно, и написать мою душу грешную и родителей моих в синодик и поминать вечно, а сия книга минеи месяц Сентябрь, а с нею двенадцать миней месячных во весь год, а даны денег двадцать рублей своих келейных денег”. Эти книги были единственным памятником существования монастыря в Саввине до революции.
    В 1710 году монастырь описан так: “За Тверским архиереем в приписном Саввине монастыре... церковь Божия во имя Иоанна Богослова деревянная, другая церковь во имя Савы Освященного каменная, в том монастыре монахов строитель иеромонах Матвей, иеромонах Макарей, монах Епифан, а тот монастырь огорожен забором, в нем кельи деревянные”.iv
    Древний Саввинский собор обители, где были похоронены его основатели, возведенный, как можно думать, в сер. XVI в. (он был кирпичным), был разрушен в сер. XIX в., новый каменный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделами преподобного Саввы Освященного, Николая Чудотворца и Казанской иконы Богоматери, сооруженный в 1864 г., снесли перед войной. Именно на месте его расположилась машинно-тракторная станция. Место древней обители частично занимает тот самый погост, с которого мы начали наш рассказ.
    Такова краткая история Саввина монастыря. Более подробные, в том числе статистические сведения о нем, его вотчинах, крестьянах, далеком и недавнем прошлом, можно найти в книге И.И. Соколова, вышедшей еще в 1916 году, и не потерявшей научной ценности и поныне.
    i Здесь у автора “Иконописного подлинника” ошибка: он путает Савву Тверского с Савватием Тверским, основателем Сретенского Савватьева монастыря.
    ii То есть как у священномученика Антипы Пергамского (память 11/24 апреля).
    iii ГАТО, ф.103, оп.1, №1222, л.6.
    iv РГАДА, ф.1209, оп.1, №16084, л.387.

   
     Статья взята с официального сайта Тверской епархии
    

   Саввин-Сретенский на Тме, мужской, ныне село Саввино, Тверской губ. и уезда, в 18 вер. к юго-зап. от Твери, при р. Тьме. В Истор. Росс. Иерархии, VІ, 2 говорится, что этот монастырь есть тоже самое, что и Caввин Сторожевский, который будто 6ы находился в пределах Тверской области. Но это несправедливо уже потому, что Саввин Сторожевский монастырь, находясь в пределах Звенигородского княжества, никогда не тяготел к Твери, а во вторых, известие это опровергается многими историческими известиями. Так Пахомий, описатель жития Саввы Вишерского, говорит: «Прииде (преп. Савва) в чостную обитель Св. Саввы отстоящи от осподствующаго града Твери... поприщ, на реце, глаголеме Тме». В описании путешествия митроп. Исидора на Флорентийский Собор говорится, что, на пути из Твери в Торжок, он останавливался ночевать в Саввиной пустыни. Наконец, преподоб. Иосиф Волоколамский лично посетил обитель около 1480 г. и говорит: «Видехом же и блаженнаго онаго Савву, иже бяше настоятельствуя в Саввине монастыре в Тверских пределах пятьдесят лет и вящьше». Этого Савву не должно смешивать с Саввою Сторожевским, который; скончался в 1407 г. В свое посещение преп. Иосиф Волоколамский лично познакомился с великим старцем Варсонофием, называемым Неумоя. У преосв. Макария год основания отнесен к 1397 г., a у гр. Толстого сказано, что м-рь основан в 1394 г. преп. Саввою и Варсонофием, следоват. во вромя преп. Иосифа ему было более 100 лет. Память преп. Саввы и Варсонофия местно чтится 2 марта. В 1629 г. м-рь имел во владении 3 деревни и 18 пустошей. В 1693 г. м-рь приписан к архиерейск. дому.

   Преп. Иосифа Волоколамскаго, 0 святых отцех в монастырех Рустех, напечатано в Чтен. И. Общ. ист. и древн. Росс, 1847 г., № 7, смесь; Твер. губ. в., 1852 г., № 10 (опись 1629 г.); Ратшин, 516; Строев, Спис. Иер. и настоят., 472, № 23; Толстой, Книга глагол. опис. о Росс. свят., 188, № 359; Ключевский, Жит. свят., 157 (сказано, что настоятелем здесь был преп. Савва, основатель Вишерского м-ря); Макарий, Ист. Р. Ц., IV, 194, 221; VІ, 107; Калачов, Писцов. кн. XVI ст., I, Отд. 2, 158 (перечень деревень, принадлеж. м-рю в волости Захожье, Твер. у.), 176 (вотч. в волости Суземье, Твер. у.), 243 (вотч. в вол. Хожаив.), 253 (вотч. в вол. Шестка), 256 (в вол. Чаглове), 287 (в вол. Кавь); Опис. докум. и дел архива св. Синода, VІІ, 1727 г., прилож., XLIV, № VІІ (ведом. о вотчинах архиер. домов); Опис. Москов. архива Мин. Юстиции, I, № 2617 (межев. книга 1693 г. вотчин. земли приписнаго к Твер. архиер. дому Саввина м-ря в деревн. Кашинцевой и Полухтине, Микулин. стана); Древн. Росс. Вивлиоф., 1774 г., ІV, 293 (путеш. в 1436 г. митроп. Исидора на Флорент. собор).

   
     (По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том III. Монастыри закрытые до царствования Императрицы Екатерины II. - С.-Петербург: Синодальная типография, 1897.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли