ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




РЖЕВСКИЙ РАЙОН, ЗОРИНО

ЗОРИНО (ЗАРИНО) - УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

Успенская церковь.

   Село Зарино, от Твери 130 верст.

   По данным Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год:
   Село Зарино, в нем церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, каменная, не совсем в твердости, утварию не довольна. Построена в 1680 году. Однокомплектная. Опись церковной утвари и приходорасходныя книги имеются, при ней земли отмежевано писцовая дача сто две десятины пять сот тритцать шесть сажень, на которую план имеется и хранится в Тверской Кафедральной ризнице; приходских дворов 127, в них мужеска пола душ 471, женска пола душ 571, разстоянием от епархиальнаго горада Твери 125, от уезднаго Старицы 52 версты, в близости села имеются Мологино в 7-ми, Денежное в 14 верстах.
   В 1828 году служили: Священник Николай Фомин - 44 года. Читает и поет хорошо. Из руской школы. Не вдов. Произведен в священника в 1815 году и имеет граммату. Родства между собою не имеют. О подозрительных делах записи нет. В дурных поступках не замечен. Жена его Надежда Иванова - 36 лет. Дети их: Василий во Ржевском училище в 3 классе, Алексей - 12 лет во Ржевском училище во 2 классе, Глафира - 10 лет, Георгий - 7 лет, Настасья ­ 1 год, Капиталина - месяц.
   Дьячек Тимофей Емельянов - 21 год. Читает и поет хорошо. Из уезднaгo училища нишшаго класса, в науках был порядочен, поведения порядочнаго. Женат первым браком. Определен в дьячка в 1815 году и имеет граммату. В дурных поступках не замечен. Жена Марья Дорофеева - 12 лет. Сын их Владимир - 6 месяцев.
   Пономарь Федор Михайлов - 32 года. Читает и поет хорошо. Из уезднaгo училища вышшаго класса, в науках был малоуспешен, поведения добропорядочнaгo. Женат первым браком. Определен в пономаря в 1820 году и имеет граммату. В дурных поступках не замечен. Жена его Татьяна Петрова ­ 28 лет. Дети их: Василий - 8 лет в Старицком училище в 1 классе прозвание ему Шевелев, Иван - 6 лет, Праскева.
   Просвирница вдовая попадья Праскева Васильева - 50 лет. Определена в просвирню В 1822 году при указе. Дети ее: Агрипена - 18 лет, Григорий - 15 лет в Старицком училище в 4 классе прозвание ему Томилин, Авдотья - 13 лет. Васильевы.
   Престарелый дьячек Дорофей Алексеев - 59 лет. Женат 2-м браком. Жена его Василиса Алексеева. Сын их Иван - 13 лет в Старицком училище в 3 классе прозвание ему Синев.
   Прихожан в селе Зарине, в деревнях: Займище, Глазово, Сахарово, Байгорово, Высокая - 127 дворов (471 мужчина, 541 женщина).

   По данным Епархиального статистического сборника за 1901 год:
   Церковь Успенская, построена в 1866 году, каменная, престола три: в холодной Успения Божией Матери, в теплой: Святителя Тихона Амофунского и Корсунской Божией Матери.
   Церковные документы: опись 1843 года, метрики с 1800 года, исповедные с 1831 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Георгий Иоаннович Волков 65-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1860 года, священником с 1860 года, состоял благочинным, награжден в 1899 года наперстным крестом. Диакон Иаков Григорьевич Смирнов 27-ми лет, в служении с 1892 года, диаконом с 1896 года. Диакон, в должности псаломщика, Николай ВАсильевич Успенский 36-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1886 года, диаконом с 1888 года.
   Прихожан в селе Зарине, в деревнях: Займище, Глазове, Сахарове, Высокове, Байгорове - 197 дворов (772 мужчины, 836 женщин).
   1914 году служили: Священник Иоанн Волков 43-х, из 5 класса семинарии, на службе 17 лет, в Успенскм храме 2 года. Штатный диакон Павел Петров 27-ми лет, на службе 9 лет, в Успенском храме 1 год. Псаломщик Павел Богородский 22-х лет, на службе 1 год.
   Прихожан в деревнях: Займищи, Глазово, Сахарово, Высоково, Байгорово - 809 мужчин, 888 мужчин.

   Поселение это не большое (и двух десятков дворов не было), а церковь у них была своя. Вместительное, каменное строение, построено в 1866 году. Центральный Престол зорниского храма был освящен в честь успения пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Два теплых придела святителя Тихона епископа Амофунтского, и в честь иконы Корсунской Божией Матери. За приходом значилось прихожан - 197 дворов местного поселения: 772 человека мужчин и 836 женщины.
   При Успенской церкви была устроена церковно-приходская школа. В качестве учителей, как и во всех сельских школах в XVIII - начале XIX века, были священник и дьякон. Здесь учились и дети байгоровских прихожан. Дети были из разных семей деревни, но с одной и той же фамилией - Хорьковы. В 1900 году в первый класс в церковно-приходскую школу пришли четыре родственника - Хорьковы и три однофамильца...
   ...В 1901 году в Успенской церкви деревни Зорино службу ведет старший сын о.Иоанна, Волков Георгий Иоанович. (При жизни отца он диаконствовал). Диаконом с ним служил 27 летний Иаков Смирнов.
   В комплексе приходских построек возвышалась четырехъярусная колокольня. Высота ее была около 40 метров. И если учесть, что она стояла у дороги на довольно видном возвышенном месте, то звон колоколов был слышен в Байгорово.
   Снаружи церковь была оштукатурена, побелена, смотрелась красиво на фоне окружавшего ее леса. Роспись внутри подстать именитому ржевскому собору. Купол олицетворял звездное небо над головой, и на нем - Благословляющий Господь. Алтарь из кедрового дерева с необыкновенно узорчатой резьбой, исполненный под золото. Иконы в серебряных и позолоченных окладах имели вид древнего происхождения. Были и многие другие достоинства церковного интерьера обращавших внимание прихожан как местных так и заезжих из Ржева, Старицы и Твери.
   Ухоженное подворье в кирпичной ограде, клумбы с обилием цветов, окаймленные декоративными кустами. 3а церковной сторожкой - кладбище. 3ахоронения здесь были в идеальном состоянии, разделенной аллеей на две половины. Каждой деревни был отведен для погребения свой участок. Порядок поддерживали родственники захороненных сельчан. 3а этим следил священник, в ведении которого и было кладбище. Он же вел и регистрацию умерших.
   В настоящее время кладбище заброшено, но не осквернено. Часть могилок ухожена стараниями нынешнего поколения жителей Байгорово и ржевитян, родственники которых обосновались здесь на вечное пребывание.
   На этом погосте упокоились и родители автора книги «Байгорово» Александра Михайловича Крылова, ныне проживающего в Крыму, но не забывающего свою малую Родину. Полковник в отставке собрал богатейший краеведческий материал о жителях деревни и истории ее возникновения. Одну из глав посвятил Зоринской церкви.
   «В один из майских дней 1933 года, - пишет он, - было объявлено, что с Зоринской церкви будут снимать колокола. В деревне жили две незамужние послушницы церкви - Деевы. Они пели на хорах. В нужный момент собрали по деревням подписи, чтобы приход не закрывали и не снимали с церкви колокола. Власть осталась глухой к их просьбам. Церковь была закрыта. В этот день народ из Байгорово потянулся в деревню Зорино. Мой дедушка Андрей Нестеров взял и меня с собой.
   Восемь километров прошли по бездорожью за два часа. Народу собралось много, были жители и других окрестных деревень, входивших в Зоринский приход. 3десь уже была милиция и команда молодых мужиков «специалистов» по снятию колоколов. Подогнали трактор с телегой. Народ пытался помешать совершению задуманного им дела, но тут же вмешалась милиция, и бунтующий народ был оттеснен из ограды Храма. Человек двадцать сильных мужиков с веревками, под руководством штатского начальника зацепили большой колокол, который весил более ста пудов, стали опускать его с колокольни. Несколько метров не достигнув земли, колокол рухнул на землю, т.к. веревка оборвалась, но не разбился. Колокол погрузили на тележку и трактор увез его в сторону Ржева. К телеге был прикреплен лозунг: «Колокола - на индустриализацию страны!».
   Пожилые люди, провожая увозимые колокола, плакали. Погоревали да с этим и разошлись по деревням. При встречах друг с другом они еще долго обсуждали политику государства, закрытие их церквей и снятие колоколов; ибо на протяжении всей своей жизни они были приобщены к церкви. То же происходило и при снятии колоколов в соседних церковных приходах - в Ильигорском, в Мологинском.
   Из тех же крыловских воспоминаний стало известно, что после закрытия прихода имущество Успенской церкви было не тронуто. Священник был репрессирован и сослан на выселки. Там он и умер.
   В октябре 1941 года немцы заняли Зорино. Фашисты сбили с храма замок, разграбили церковное имущество, а внутренняя часть храма стала конюшней. При отступлении 2 января 1942 года немцы взорвали храм и колокольню.

   
     (По материалам изданий Шаповал Н. Православный Ржев. - Ржев, 2006., Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им. В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.) - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. Ивановой Ольги Александровны.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли