ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




РЖЕВСКИЙ РАЙОН, НЕМЦЕВО (КОСМОДАМИАНОВСКОЕ, КОСЬМЫ-ДОМИАНА ПОГОСТ)

НЕМЦЕВО (КОСМОДАМИАНОВСКОЕ, КОСЬМЫ-ДОМИАНА ПОГОСТ) - КОСЬМЫ И ДОМИАНА ЦЕРКОВЬ

   Село Космодамиановское, от Твери 115 верст, от Ржева 18 верст. Село находилось к востоку от Немцево на противоположном берегу Бойни.
   Церковь Космодамиановская, построена в 1827 году, каменная, престола три: в холодной Святых Безсеребренников Космы и Дамиана, в теплой: южный Преподобного Иосифа Игумена Волоцкого, северный Святителя Николая.
   Церковные документы: опись, метрики с 1800 года, исповедальные с 1829 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Феодор Васильевич Клириков 27-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1894 года, священником с 1898 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы. Диакон Сергий Алексеевич Троицкий 27-ми лет, в служении с 1893 года, диаконом с 1896 года. Псаломщик Георгий Иванович Рогов 50-ти лет, в должности с 1871 года.
   Прихожан в деревнях: Шиморове, Захарове, Плотникове, Макарове, Щетинине - 265 дворов (803 мужчины, 849 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Феодор Клириков 41-го года, окончил семинарию, на службе 20 лет, в Космодамиановском храме 16 лет. Штатный диакон Николай Образцов 48-ми лет, на службе 28 лет, в Космодамиановском храме 9 лет. Псаломщик Николай Никандров 30-ти лет, на службе 5 лет.
   Прихожан в деревнях: Шиморово, Немцово-тож, Захарово, Плотниково, Макарово, Щетинино - 948 мужчин, 937 женщин.

   В Тверском епархиальном сборнике (составитель В. Добровольский, Тверь, 1901 год) упоминается храм на «монастырщине» - церковь во имя Космы и Дамиана имевшая место своего пребывания на берегу речки Бойня у Ржевско-Старицкого тракта. История этого храма описана в публикации Т. Горской в газете «Ржевские вести», от 14 марта 2001 года.
   В ржевских источниках и в материалах архива в обороте слово «монастырщина» автору этих строк встречается впервые. Не упоминается об этом и в двух историях Ржева. Но, коль такое название появилось, следовательно, оно существовало, и не где-нибудь, а в местах Ржевско-Старицкого тракта - в тех местах, где о монастырях не велось и речи.
   Церковь стояла несколько выше слева от старого тракта проходившего через село Глебово к деревеньке Плотниково в сторону Старицы. Тогда, как нынче не было прямых шоссейных дорог, а те что были петляли из одной деревни в другую захватывая большее количество населенных земель. Церковь святых Космы и Дамиана, в русском звучании - Космодамиановская, построена в 1827 году на личные сбережения купца Ивана Кузьмича Сенягина. В память своего отца. Предполагают, что Козьма Сеняга был известной в губернии личностью и оставил сыну большое наследственное состояние. Построить храм - это была его мечта, но воплотить ее при жизни не успел, но завещал сыну. Виду этого храма завидовали не только столичные, но и зарубежные гости оказавшиеся проездом в этих краях. Церковь имела три престола: центральный холодный - во имя вышеназванных святых; теплый северный - святого Николая, теплый южный - во имя преподобного Иосифа игумена Волоколамского. Метрические книги храма известны с 1800 года, то есть на месте этой каменной церкви была деревянная. По всем данным и должна была стоять, ведь в «Епархиальном сборнике» говорится (1901 г.) «на церковной земле находятся два кладбища». Значит какое-то из них уже закрыто и имеет не одну сотню лет. Приписанных к храму прихожан числится в том году 803 мужчин и 849 женщин. Это крестьяне в округе деревень, торговцы, военные стоявшие здесь на постое. А так-же живущие в окрестностях дворяне - бывшие помещики, после отмены крепостного права, именуемые землевладельцами. Среди них - семейство Сергея Де-Роберти, профессора математики, предводителя уездного дворянства отказавшегося от Римско-католической веры и принявшего православие.
   Космодамиановская церковь оставалась действующей до Великой Отечественной войны. Возможно, ее и пытались закрыть - колокола сняли; но один согласились оставить, на случае набата при пожаре, и священник вел службы. Настоятель церкви Космы и Дамиана значится 27 летний иерей Федор Васильевич Клириков (в 1901 году). Жил он при церкви и в колокол бил сам, веревка спускалась до земли, чем иногда пользовались деревенские мальчишки, из естественного в их возрасте озорства. Батюшку они уважали, коль спустя шесть десятилетий вспоминали его с симпатией.
   «В 30-е годы, - пишет Т. Горская, - на церковные праздники сюда приходило много селян, деревни были густо населенными. При церкви в довоенные годы славился сильный космодамиановский хор, особенно отличался своим исключительным голосом «запевала» из деревни Плотниково по прозвищу Копер.
   Ближнее село Глебово имело свой храм. Алексей Милославский вспоминает, как называли друг друга соседствующие приходы. Глебовские земли принадлежали какое-то время князьям Гагариным, и мать говорила - «это на гагаринщине». Глебовские же на колокольный благовест церкви Космы и Дамиана отмечали: «монастырщина празднует». Крестьяне «монастырщины» знали, что название этоидет от времен, когда землей здесь владел Иосифо-Волоколамский монастырь (крупный земельный собственник). Не случайно, конечно, южный придел храма, о котором идет речь, носил имя преподобного Иосифа игумена Волоколамского. Предполагают, что и деревянная старинная церковь на месте каменной была того же названия. Как в Ржеве Ильинская при возведении в камне стала храмом Рождества Богородицы, Предтеченская - Оковецкой церковью. Так и здесь на земле «монастырщины», у небогатого крестьянского погоста, стояла по всей видимости, небольшая деревянная церквушка во имя святаго игумена известного в истории России монастыря...
   В довоенные годы рядом с храмом учились дети в здании бывшей земской школы. А в 1942 космодамиановский приход оказался расколотым проходившей здесь линией фронта. И конечно, немцы били по ней со всех орудий пока не остались развалины. Но и в них таились снайперы, отстреливая противников, тех, кто попадал в оптику прицела. Потому и громили немецкие пушки руины святого храма до засыпанного кирпичом фундамента.
   Сколько красивых храмов на Руси, Великой и Малой и Белой, постигла та же участь!..» Высота по имени святых Космы и Дамиана навечно вписана в историю Ржевской битвы. Жаль храм на этом месте никто не пытается возродить или хотя бы часовню...

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., Шаповал Н. Православный Ржев. - Ржев, 2006.)

    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли